Поставив перед собой великую цель указать человечеству путь, ведущий из «царства необходимости» в «царство свободы», творцы научного коммунизма К. Маркс и Ф. Энгельс вычисляли одной из наиболее значимых задач будущего коммунистического общества всестороннее развитие всех физических и способностей человека и духовных сил. Они придавали значение литературе, мастерству, эстетическому воспитанию как наиболее значимым средствам обогащения духовного мира людей.
Как великие революционеры К. Маркс и Ф. Энгельс видели в литературе и искусстве преобразования жизни и важнейшее орудие познания. Эстетическое освоение мира фантазией, эмоцией, воображением живописца К. Маркс вычислял одним из полезнейших свойств человека, наровне с его научным познанием «мыслящей головой», двигающимся иным методом — от вычленения абстрактного к конкретному.
В ходе собственной общественного труда и исторической жизни люди понемногу производят собственные своеобразные, человеческие особенности. Это относится и к свойству человека принимать красоту окружающего мира и самому выступать в искусстве и труде в качестве создателя произведений художественного ремесла, произведений архитектуры, живописи, других форм и литературы художественного творчества. Только благодаря труду человека развиваются и совершенствуются его мозг, рука, органы эмоций, свойство осознавать, ценить и самому творить красивое.
К. Маркс подчеркивал, что процесс развития художественных свойств, эстетической чувствительности мастерства в условиях досоциалистических, классово-антагонистических публичных формаций и у отдельных людей, и в людской обществе как целом протекал неравномерно.
Как доказал Маркс в собственном главном научном труде «Капитал», капитализм обеспечил по сравнению с предшествовавшими ему публично-экономическими формациями намного более широкие и свободные возможности для развития науки, всей совокупности и техники производительных сил. Но буржуазное общество, капитализм доводят в то же время до предела публичное неравенство и эксплуатацию человека человеком.
Не обращая внимания на грандиозные удачи в области науки, техники, в развитии материального производства, капитализм не имел возможность создать в области мастерства произведений, равных по совершенству и красоте гомеровскому эпосу, драмам Шекспира либо живописи ренесанса, каковые, появившись в условиях «детства людской общества», остались, не обращая внимания на это, высочайшей образцом «и» художественной «нормой» в мастерстве для позднейших поколений, — а также людей отечественной, социалистической эры. Открывая широкую дорогу формированию способностей и талантов всех участников общества, социализм ликвидирует характерное классовому обществу несоответствие между высоким развитием опытного мастерства и подавлением свойств широких трудящихся весов.
К. Маркс и Ф. Энгельс высоко оценивали реализм, жизненную правду в литературе и искусстве. Хорошей формулой современной теории реализма стали известные слова Энгельса о реализме как об мастерстве изображения «типических характеров в типических событиях», в их диалектическом сотрудничестве, в обусловленной развитием и движением общества исторической динамике. Энгельс высказал идея о необходимости для живописца выполнять «революционную диалектику» в собственном «поэтическом правосудии», т. е. оценивать изображаемые явления и характеры соответственно их настоящим жизненным пропорциям, масштабам, исторической сущности и значению.
Создав научную теорию классов и классовой борьбы, К. Маркс и Ф. Энгельс установили, что в условиях всех форм общества, где существуют антагонистические публичные классы — угнетенные и угнетатели, каждые явления идеологической судьбе, а также литература, имеют классовый темперамент. Исходя из этого К. Маркс учил строго различать настроения и идеи, порожденные своекорыстными заинтересованностями господствующих классов, и «свободное духовное производство данной публичной формации», близкое народу и подготавливающее гуманистические совершенства социализма. Задачу Коммунистической партии и рабочего класса Энгельс и Маркс (как и потом В. И. Ленин) видели в непримиримой борьбе с идеями, поддерживающими угнетение и классовое господство, и в творческом освоении всех настоящих культурных, а также художественных, сокровищ, накопленных человечеством в ходе его многовековой истории для предстоящего развития в заинтересованностях трудящегося человечества.
За работой. Живописец Н. Жуков.
Юношей в 1830 г. К. Маркс писал стихи, полные бурных эмоций и «неистовой романтики». До нас дошли кроме этого отрывки его тогдашней трагедии «Оуланем», юмористического романа «Феликс и Скорпион», стихотворные переводы из Овидия, сборник народных песен, что он составил для собственной невесты. Ф. Энгельс в 30–40?х гг. деятельно сотрудничал в качестве поэта, фельетониста и прозаика в передовой германской литературно-художественной журналистике.
Необходимость в предстоящем сосредоточить собственные силы в области разработки баз марксистской философии, политической экономии, выработки стратегии и тактики революционной борьбы, создание «Коммунистического манифеста» (1847), участие в революции 1848 г. побудили Энгельса и Маркса покинуть занятия поэзией и посвятить собственную жизнь великому делу борьбы за осврбождение человечества. Но и позднее интерес к проблемам художественного творчества у них обоих ни при каких обстоятельствах не угасал.
Любимыми поэтами К. Маркса были Эсхил, У. Шекспир и И. В. Гёте, а любимыми романистами — М. Сервантес и О. Бальзак. Но Маркс интересовался не лишь творчеством самые знаменитых, легендарных , признанных писателей. Его знания в области литературы всех народов и веков имели воистину энциклопедический темперамент.
Он просматривал в подлиннике и блестяще знал писателей Старой Греции и Рима, всегда перечитывал по?итальянски Данте и Ариосто, высоко ценил сатиру Дж. Свифта, художественную и философскую прозу Д. Дидро, фантастические повести Э. Т. А Гофмана. Личная дружба, совместная работа в революционной прессе в период подготовки и во время революции 1848 г. связывала Маркса в течение многих лет с германскими поэтами Г. Гейне, Г. Гервегом, Ф. Фрейлигратом, не сильный. Веертом.
В 1851–1852 гг. Маркс пристально изучил книги по истории литературы швейцарского ученого Ж.?Ш. де Сисмонди и германского критика Ф. Бутервека. Сохранились сделанные Марксом выписки и подробные конспекты из книг по истории итальянской, испанской, британской, французской и германской литератур от их исторических истоков до финиша XVIII в. Параллельно Маркс просматривал в подлиннике произведения итальянских поэтов, новеллистов и историков, гуманистов и философов ренесанса, трагедии Сервантеса и Кальдерона, сатиры французского поэта-вольнодумца XVII в. М. Ренье. Еще раньше, в юные годы, Маркс изучил эстетические произведения Винкельмана, Лессинга, Шиллера, Гегеля, а кроме этого бессчётные труды по философии, истории, истории культуры, религии, мифологии, изобразительного мастерства. Он отлично знал кроме этого фундаментальные работы классика фольклористики и немецкого языкознания Я. Гримма, философско-исторические произведения Н. Маккиавелли и Д. Вико, первый высоко оценил книгу американского этнографа Л. Г. Моргана, положившего начало научному анализу социально-культуры и экономического строя первобытного общества. Ф. Энгельс восхищался Пятой симфонией Бетховена, «Божественной комедией» Данте, революционной романтикой великого британского поэта П. Б. Шелли, был тонким ценителем и знатоком германской литературы, фольклора, революционной поэзии и сатиры, творчества И. В. Гёте, реалистической литературы XIX в. В последние годы судьбы, пребывав в Англии, он поддерживал тесные связи с британскими поэтами-чартистами, был знаком с эссеистом У. Моррисом и драматургом Б. Шоу, интересовался пьесами Г. Ибсена, творчеством русских писателей-романистов XIX в.
Энгельс и Маркс изучили и отлично знали русский язык и русскую литературу. Они просматривали «Слово о полку Игореве», драматургов и русских поэтов XVIII в. (а также — М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, Д. И. Фонвизина), А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Высоко оценивая русскую литературу, критику, публицистику, исторические труды русских ученых XIX в., основоположники марксизма видели в них предвестие приближающейся русской революции, с которой они связывали собственную тёплую веру в будущую победу европейского и всего мирового революционного перемещения.
Идеи К. Маркса и Ф. Энгельса о литературе открыли новую эру в истории науки о литературной критике и литературе. В XX в. они взяли предстоящее развитие в трудах В. И. Ленина.