Этические нормы речевой культуры.

Этические нормы регулируют необходимое соответствие речи как моральным законам общества, так и духовному миру человека, осознанию собственного места в жизни и в обществе.
Задача этических законов — сплочение, объединение участников данного общества. Это база культуры общения. Обращение делает в этом замысле ответственную социальную функцию.
Критерии оценки этичности речи
Параметрами речевого этичности поведения и оценки речи являются истина, добро, красота. Доверие к говорящему, без которого нереально общение, появляется благодаря истинности, правдивости, жажде хороша вторым, исходя из этого все этические правила содержат доброжелательность как норму общения, норму речевой культуры.
Главные моральные качества личности, каковые проявляются в общении, это честность, правдивость, уважительность к вторым, справедливость, доброта, забота о вторых, доброжелательность, одобрение вторых, честность в проявлении собственных оценок и чувств, большой неспециализированный уровень знаний, культура, вежливость как проявление данной культуры.
В соответствии с этими качествами личности главными этическими нормами и этическими достоинствами речевой культуры являются: правдивость, понятность ( обращение должна быть дешева адресату, не должна заставлять его прилагать излишние упрочнения на её расшифровку), содержательность, целесообразность, краткость в меру необходимости, логичность, вежливость.
Обязательность этических норм речевой культуры
Этические нормы речевой культуры содействуют верному общению, дают предупреждение этические неточности. В современном обществе этической нормой являются доброжелательность, уважение к людям, к их точке зрения, терпимость. Неприемлемы притворство, неискренность, обман, грубость и т.п.
Выделяется разная степень обязательности соблюдения этических норм. К необходимым для выполнения при любых условиях коммуникации и в любой сфере общения есть запрет на причинение ущерба второму человеку. Причем, принцип : «Не навреди!» в этом замысле касается первым делом морального вреда. В эти нормы входят предписания сдерживать отрицательные эмоции и смягчать негативную данные, не допускать оскорбления и унижения людской преимущества, грубости, зависти. Помимо этого, необходимая для выполнения норма — это требование всемерно проявлять уважение к людям.
Другие этические нормы возможно отнести к рекомендуемым. Первым делом, это относится позиции говорящего довольно себя и собственного места в общении. Этично иметь чувство собственного преимущества, быть скромным, не противопоставлять себя вторым, не восхвалять себя. Из этого направляться и уважительное отношение к вторым: уважение эмоции собственного преимущества вторых, умение видеть в людях в первую очередь их преимущества.

Несоблюдение этических норм

Несоблюдение этических норм ведет к моральному ущербу не только для адресата (тот, кто говорит), но и для адресанта ( тот, кому направлена обращение), потому, что нравственный человек в любой момент, кроме того при невольного нарушения норм этики, испытывает угрызения и стыд совести. Помимо этого, нарушение этических норм общения довольно часто ведет к неудачам и коммуникативным помехам.

Специфика этических норм

Специфика этических норм в том, что они действуют на всём протяжении речевой деятельности, а не только для оценки готового высказывания, то есть: этика определяет в речи мотивы, с которыми человек вступает в общение, потом цели, каковые он ставит, средства с целью достижения этих целей и оценку результата речи, другими словами этичность действий слушателя, предпринятых под влиянием данной речи.
Неспециализированный этический принцип: «Поступай с людьми так, как тебе хотелось бы, дабы поступали с тобой». Иначе говоря этические нормы речевой правила и культуры речи выводятся исходя из принципа одобрения и взаимного уважения, не смотря на то, что прямо, словесно это в речи может и не проявляться.
Неприятность этического выбора появляется уже на этапе формулирования

целей речи. цели и Этичные мотивы определяются рвением сообщить что-то занимательное и серьёзное. Доставить радость, сделать человеку приятное, утешить, другими словами удовлетворить его духовные потребности во внимании, заботе, уважении, любви.
Этичные мотивы смогут быть не только эмоционально хорошими, но и эмоционально нейтральными (к примеру, сказать данные). Этичными смогут быть кроме того отрицательные чувства в речи (к примеру, возмущение, несправедливость, бешенство, порицание за неэтичный поступок), потому, что эти чувства проявляются на базе более высоких этических побуждений.
Одновременно с этим, в случае, если кто-то говорит исходя из низких побуждений (к примеру, одурачить, сломать настроение кому-то, отомстить), то это нарушает законы этики, не смотря на то, что речевая форма, в которую будет запрятано это намерение, может в полной мере соответствовать всем остальным этическим нормам речевой культуры.

Главные тенденции поведения

Поведение действительно вежливого человека основывается на балансе двух главных тенденций, каковые свойственны для каждой личности. Это, с одной стороны, тенденция к объединению, сплочению, сближению, консолидации, а иначе, тенденция отделения себя от вторых, к сохранению собственной индивидуальности. Эти тенденции по-различному проявляют себя в разных сферах общения, а также в зависимости от взаимоотношений и ситуации партнёров.

Именно на это нацелен принцип вежливости Дж.Лича. Данный принцип предполагает соблюдение шести максим. Максима (от лат. Maxima (regula — главное правило, принцип) — логический либо этический принцип, выраженный в краткой формуле, правило, норма поведения:

максима такта ( Выполняй интересы другого! Не нарушай границ его личной сферы!)

максима великодушия ( Не затрудняй вторых!)

максима одобрения ( Не хули вторых!)

максима скромности (Отстраняй от себя похвалы!)

максима согласия (Избегай возражений!)

максима симпатии (Высказывай благожелательность!).

Общение постоянно предполагает духовное сотрудничество с другим человеком, и необходимость и потребность в нем самом как партнере с целью достижения неспециализированной цели. И потребность эта преобразовывается в готовность согласования собственного личного поведения с поведением партнера в рвении к содружеству, сотрудничеству.

Этические нормы речи


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: