Киники
Самым броским представителем школы киников (либо, в латинской транскрипции, циников) был греческий философ Диоген из Синопа (погиб около 330-320 г. до н. э.). Современники именовали его «взбесившимся Сократом». Киники — по-гречески «собаки». Диоген и учил, что нужно жить подобно собаке — легко и неприхотливо, бросая вызов достатку, обжорству, пьянству. Идеал мудреца — полное опрощение. Сам он поселился в бочке, питался одной капустой, жил на то, что ему подавали.
Диоген днем ходил с зажженным фонарем и растолковывал всем задававшим вопросы: ищу человека. Он постоянно говорил, что людей полно, а человека отыскать тяжело. Большая часть людей живет не по-человечески — соревнуются в достатке, в жадности, в том, кто кого скорей столкнет в канаву, кто кого скорей одурачит. Никто не соревнуется в мастерстве быть красивым и хорошим
Народ смеялся над ним и задавал вопросы, для чего он требует милостыни у статуи.
— Приучаю себя к отказам, — отвечал Диоген.
Человеку, спросившему его, в какое время направляться завтракать, он ответил: «Если ты богат, то в то время, когда захочешь, в случае, если беден, то в то время, когда можешь».
Торговец Лисий задал вопрос Диогена, верит ли он в всевышних. «Как же мне не верить, — сообщил Диоген, — в то время, когда тебя я назвать не могу в противном случае как всевышним обиженным?»
На вопрос, какое вино ему вкуснее выпивать, он ответил: «Чужое».
Ему сообщили: «Тебя многие поднимают на хохот»; он ответил: «А я все никак не встану».
На вопрос, по какой причине люди подают нищим и не подают философам, Диоген сообщил: «В силу того, что они знают: слепыми и хромыми они, возможно, и станут, а вот умнее — нет».
Идеалом умной судьбе была для Диогена «автаркия» — внутренняя самодостаточность, безразличие ко всему внешнему. В то время, когда он грелся на солнце, Александр Македонский, остановившись над ним, сообщил: «Проси у меня, чего желаешь»; Диоген отвечал: «Не заслоняй мне солнца».
Цинизм в таковой мягкой диогеновской форме, пренебрежительное отношение ко всем внешним благам — одежде, комфорту, достатку, славе, — до сих пор имеет последователей. К примеру, хиппи — замечательное молодежное перемещение на западе.
Киренаики
Собственную философию они основывали на принципе наслаждения (hedone — наслаждение, удовольствие), из этого гедонизм как наименование для того чтобы рода этических концепций. Человек пытается к наслаждениям и испытывает отвращение к страданиям. Из этого критерий поведения — делать лишь то, что приносит наслаждение. Нужно лишь не быть рабом наслаждения. Мудрость пребывает в том, дабы, пользуясь жизненными благами, господствовать над ними, а не подчиняться им. Необходимо быть свободными от внешних благ и не реагировать на неприятности через чур болезненно.
МегарикиМегарская школа была названа от города Мегара, где жил основоположник школы Евклид, ученик Сократа. С позиций мегарцев, основная добродетель — умение верно мыслить. Отлично развитое мышление, создание всевозможных загадок и парадоксов, на каковые нереально ответить и благодаря которым возможно господствовать над умами вторых людей, — все это весьма характерно для мегариков.
Вот, к примеру, сорит (парадокс) «Рогатый»: имеешь ли ты то, что не терял? Конечно, что человек отвечает утвердительно. Но позже направляться вопрос: ты не терял рога? Значит, ты рогатый.
Ни на один из приведенных выше парадоксов нет однозначных ответов, эти парадоксы вытекают из самой природы мышления.
Эпикур: как жить счастливо
Эпикур (341-270 гг. до нэ) написал более 300 трудов. Он приобрел в Афинах дом с садом и поселился в том месте со собственными учениками. Так появился известный «Сад Эпикура», над входом в который было начертано: «Гость, тебе будет тут отлично: тут наслаждение — высшее благо». Сад Эпикура — это замкнутое товарищество единомышленников.
Эпикур развивал атомистические идеи собственного учителя Демокрита.
Но Эпикур больше увлекателен нам своим учением о умной жизни. Он считал, что смыслом жизни есть удовольствие. Но в то время, когда мы можем жить, наслаждаясь? Лишь тогда, в то время, когда у нас ничего не болит, ничто нам не угрожает, в то время, когда у нас имеется крыша и кусок хлеба над головой. Удовольствие понималось им очень робко. «Запрещено жить сладко, — сказал Эпикур, — не живя разумно, отлично и праведно; и нельзя жить разумно, отлично и праведно, не живя сладко».
У человека, полагал Эпикур, имеется два неприятеля: надежда и страх.
Имеется ужас перед всевышними и ужас смерти. Но всевышних опасаться довольно глупо: всевышние через чур высоко и ни при каких обстоятельствах не вмешиваются в людскую судьбу. Смерти кроме этого опасаться довольно глупо, потому, что мы с ней ни при каких обстоятельствах не сталкиваемся: до тех пор пока мы живы, смерти еще нет, а в то время, когда смерть пришла — нас уже нет.
Надежда — более сильный неприятель: человек постоянно надеется, что на следующий день жизнь станет лучше. Ничего в нашем мире не изменится, вычислял Эпикур, все останется таким, каким было в любой момент. Измениться обязан ты сам. Ты обязан достигнуть невозмутимого самообладания (атараксии, по-гречески), и тогда тебе не будет дела до умных либо глупых правителей, до богатства либо глупости вторых людей.
Эпикур рекомендовал не откладывать занятия философией в юности, а в старости постоянно изучать ее: так как для душевного здоровья нельзя быть ни недозрелым, ни перезрелым. Кто говорит, что заниматься философией еще рано либо уже поздно, подобен тому, кто говорит, что быть радостным еще рано либо уже поздно.
ПлатонУченик Сократа Платон (427-347 гг. до нэ) в первый раз создал целую философскую совокупность.
Основная часть философии Платона — учение об идеях.Мир имеет три слоя: верхний слой — идеи. Мир идей — это подлинный мир, бытие. Мир материи — это неистинный мир, небытие. Мир вещей — это полуистинный мир, смесь небытия и бытия. Мудрость содержится в том, дабы во всех явлениях и вещах отыскать их идею, отыскать неспециализированный закон, всем управляющий. С Платона начинается наука как таковая.
Вторая часть учения Платона касается национального устройства. С его точки зрения в совершенном стране должно быть три класса: философы руководят, стражники защищают, ремесленники трудятся. В то время, когда ребенок достигает пяти лет, его приводят к философам, и те решают, в какой класс его дать в зависимости от его наклонностей. В таком обществе, вычислял Платон, будут радостны все, в силу того, что любой занимает то место, которого заслуживает.