Шестого июля в сёлах и городах Чехословакии празднично зажигаются костры в память о Яне Гусе, что жил и боролся за народное дело довольно много столетий тому назад.
Ян Гус появился в небольшой деревне на юге Чехии в 1371 г. С детства он был знаком с неприятной народной долей. Помещики, король и духовенство жестоко угнетали крестьян. С каждым годом росло количество податей, все изнурительнее становилась работа на барщине. Войны и стихийные бедствия совсем разорили трудовой люд. Отчаившиеся, крестьяне все чаще восставали против гнета феодалов.
Юношей Ян переселился в Прагу, для получения высочайшего образования в Пражском университете. Старая столица Чехии была уже тогда одним из самых громадных и прекрасных городов Европы, недаром ее именовали «Золотая Прага». Вместе с тем тут особенно кидалась в глаза отличие между жалкими лачугами и роскошными дворцами, достатком одних и нищетой вторых.
В Праге также было неспокойно. Беднота выступала против муниципальных богачей — купцов, верхушки и ростовщиков духовенства, каковые обычно были немцами. Этих чужеземцев привела в Чехию жажда наживы. Они нещадно эксплуатировали чехов. Исходя из этого борьба народа против угнетателей сливалась с национальной борьбой.
Управление университетом, где обучался Ян Гус, также принадлежало немцам. В стенках университета происходили постоянные столкновения между чешскими и профессорами и немецкими студентами. Эта борьба была частью борьбы чешского народа за собственную национальную культуру.
Практически сразу после окончания университета Гус взял звание магистра (так назывались тогда доктора наук) и начал читать лекции в университете. Тут он начал активную борьбу с засилием чужеземцев в Чехии. В первую очередь Гус и его приверженцы добились, дабы управление Пражским университетом перешло в руки чехов.
Ян Гус
Университет в то время был полностью подчинен церкви. Церковь обладала еще громадным числом земель, чем дворяне и князья. Лицемерно проповедуя отказ и смирение от всех земных благ, слуги церкви на деле были ожесточёнными и жадными хищниками. Главе чешской церкви, епископу Пражскому, принадлежали 900 сел и городов, каковые приносили ему огромные доходы.
Ян Гус все настойчивее начал выступать и против католической церкви, ненавистной народу. «Кроме того последний грошик, что прячет бедная старая женщина, — писал он, — и тот может вытянуть недостойный священик, если не за исповедь, то за обедню, если не за обедню, то за священные реликвии, если не за реликвии, то за отпущение грехов, если не за отпущение, то за молитвы, а если не за молитвы, то за погребение. Как же не сообщить затем, что он умнее и злее вора!»
Гус разоблачал всяческие мошенничества служителей церкви. С бешенством осуждал он и продажу индульгенций — папских грамот об отпущении грехов и правонарушений. Гус не просто критиковал духовенство — он боролся за преобразование всей католической церкви. Он не только разоблачал паразитизм и жадность попов, но и потребовал наказания их и призывал народ отобрать у церкви все захваченные ею почвы.
Церковники отлучили Гуса от церкви. Под заунывный колокольный звон провозглашалось ужасное проклятие. Отлученный как бы изгонялся из общества, никто не должен был давать ему ни пищи, ни одежды. Но Ян Гус опять и опять выступал против власти и церкви папы. Больше того, Гус рекомендовал крестьянам не делать распоряжений собственных господ-феодалов. Он сказал о том, что короли, князья, попы, монахи и епископы «пасут собственный брюхо в роскоши», высасывая пот и кровь из народа. Гус призывал крестьян к борьбе за лучшую судьбу, и слова его обнаружили живой отклик в народе. Для того времени это были весьма храбрые революционные требования, не смотря на то, что Гус и не думал об окончательном уничтожении всего феодального строя.
В Чехии у Гуса было довольно много друзей — его поддерживали ремесленники и крестьяне. Многие рыцари, хотевшие поживиться за счет огромных монастырей и богатств церквей, также были его приверженцами. Опасаясь растущего влияния Гуса, феодалы и церковники подготовили кровавую расправу с «защитником» и еретиком народа. Они позвали Гуса на церковный собор (собрание) в швейцарском городе Констанце. Гус отлично осознавал, какая опасность ему угрожала, и все же решил отправиться в стан неприятелей. Он желал выступить в поддержу своего учения перед всем миром.
Вероломный и подлый император дал ему охранную грамоту, но сам же настойчиво попросил уничтожения Гуса. Гус был брошен в сырое, чёрное, смрадное подземелье. Через восемь месяцев его, практически слепого, кашляющего кровью, доставили на совещание собора. Вместо хотя бы подобия суда Гус заметил сборище выхоленных тунеядцев, улюлюкающих, свистящих и кричавших: «Смерть еретику!» Ему не дали сказать.
Но воля борца не была сломлена. Он решительно отказался отречься от своих взоров. 6 июля 1415 г. Ян Гус мужественно, как подобает национальному герою, взошел на костер.
* * *
Дело, за которое боролся Гус, не погибло вместе с ним. Зря сохраняли надежду церковные и другие феодалы запугать народ. Облака народного бешенства сгущались. Мученическая смерть Гуса кликала к отмщению. По деревням и городам ходили проповедники и призывали к оружию, к борьбе против угнетателей. Среди народных проповедников особенно выделялись Ян Чапек, Мартинек Гуска и Вацлав Коранда.
Ян Жижка.
В 1419 г. в Праге вспыхнуло восстание, которое весьма скоро охватило всю страну. На борьбу против ненавистного католического духовенства, против германских и собственных феодалов встал целый чешский народ. На помощь восставшим стекались бедняки из различных государств. Все восставшие именовали себя гуситами в память о Яне Гусе. Среди гуситов были жители, дворяне и крестьяне. стремления и Надежды у них были различные. Это стало причиной тому, что гуситы раскололись на два лагеря, начавшие враждовать между собой. богатые и Чешские дворяне жители стремились только к тому, дабы завладеть властью и землями, забранными у церкви и у германских феодалов. ремесленники и Крестьяне грезили о новой, честной жизни без гнета феодалов. Эта часть гуситов начала называться таборитами (от города Табор).
Одним из вождей таборитов стал умелый солдат Ян Жижка, с юных лет связавший собственную судьбу с судьбой народа. Жижка прошел жёсткую боевую школу, в одном из сражений он утратил глаз; из этого и его прозвище — Жижка, что означает «одноглазый».
Папа и короли призывали феодалов всей Европы к крестовому походу против мятежников.
Церковь благословляла всех, кто желал принимать участие в борьбе против чешского народа. В апреле 1420 г. крестоносцы вступили на территорию Чехии. Но тщетно рассчитывали бандиты и головорезы, шедшие под церковными флагами, на богатую добычу и быстрый успех. Отлично вооруженная рыцарская конница в тяжелых доспехах начала терпеть одно поражение за вторым от ремесленников и пеших крестьян, у которых были лишь копья, пики, палицы, луки, косы и цепы. И это не было чудесным образом. Народное войско отличалось от наемников феодального войска, сражавшихся за жалованье, за легкую добычу, высоким сознанием собственного долга, металлической дисциплиной, героизмом. Так как оно отстаивало свободу собственной родной почвы.
Огромную роль игрался полководческий талант народных начальников — Яна Жижки и Микулаша из Гуси. Жижка применил новую тактику, разрешавшую абсолютно применять подвижность его армий. При столкновении с неприятелями в открытом поле, где перевес сил был на стороне рыцарей, Жижка окружал собственные отряды обозом. Крепкие телеги, связанные металлическими цепями, образовывали настоящую крепость. Под защитой данной крепости табориты с малыми утратами наносили неприятелям сокрушительные удары.
В то время, когда крестоносцы осадили Прагу, защитники столицы во главе с Жижкой не только отбили атаки численно превосходивших армий неприятеля, но и разгромили их в июле 1420 г. Крестоносцы позорно бежали.
В 1421 г. на протяжении осады одного замка Жижка был ранен стрелой и совсем ослеп. Но зря ликовали неприятели. Жижка так же, как и прежде руководил борьбой. Говорили, что он в большинстве случаев двигался на коне впереди своего отряда. Его ближайшие ассистенты, в то время, когда это требовалось, обрисовывали ему расположение войск и окружающую местность. Слепой полководец постоянно принимал точные ответы, умело применял все благоприятные условия, и победа всегда сопутствовала ему.
В конце 1421—начале 1422 г. Жижка разгромил участников второго крестового похода. А третий крестовый поход в Чехию закончился тем, что крестоносцы, напуганные одним именем Жижки и звуком приближающихся обозных телег, бежали.
Вагенбург — крепость, составленная из повозок, ограждавших лагерь. Монументы XV в. говорят о том, что повозки вагенбурга, маневрируя в поле, были суровым орудием нападения. На каждой из них пребывали бойцы и стрелки с молотильными цепами. Вклиниваясь в ряды рыцарской конницы, повозки гуситов наносили сокрушительные удары.
В самый разгар гуситских войн, на протяжении одного из походов, Ян Жижка заболел и 11 октября 1424 г. погиб. Его преемники, среди которых особенно прославился Прокоп Громадной, продолжали успешную борьбу с германскими крестоносцами.
В армиях восставшего народа плечом к плечу с словаками и чехами сражались поляки, русские, украинцы, литовцы, немцы. Чешские армии не только громили полчища захватчиков на собственной почва, но и глубоко проникали во владения неприятелей — германских и австрийских феодалов.
Слава о подвигах таборитов гремела по всей Европе, наводя ужас на угнетателей и воодушевляя на борьбу несложных тружеников.
Но удачи чешских армий испугали не только германских, но и богатых горожан и чешских феодалов. Они выступили против таборитов и нанесли им поражение в сражении при Липанах (30 мая 1434 г.).
Славная борьба чешского народа против чужеземных и собственных феодалов — одно из выдающихся событий средневековой истории.
Табориты — самые последовательные из борцов — пробовали кроме того установить общество, основанное на справедливости и равенстве. Но в условиях XV в. трудящиеся не могли добиться победы.
Полная и окончательная победа народа стала вероятной лишь Сейчас, в то время, когда социалистическая революция окончательно разбила оковы эксплуатации.
Смелая судьба Гуса, Жижки и других храбрецов чешского народа стала источником славных революционных традиций.
Трудящиеся социалистической Чехословакии осторожно хранят воспоминания о славных национальных героях. площади и Улицы многих городов и сел республики носят имена Гуса и Жижки. Довольно много монументов воздвигнуто в их честь. Но наилучший и самый прочный монумент — любовь и благодарность народа.