История русской литературы xix века

Минобразования РФ

Федеральное национальное бюджетное образовательное учреждение
высшего профобразования

«Воронежский национальный педагогический университет»

УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе ___________Г.П. Иванова
«____»_________________20___г.

Учебно-методический комплекс дисциплины

История русской литературы XIX века

Уровень главной образовательной программы:бакалавриат

Направление подготовки:050100.62 Педагогическое образование

Профиль:«Русский язык», «Литература»

Форма обучения:очная, заочная

Срок освоения ООП:очная –5 лет, заочная – 5,5 лет

Кафедра:теории, методики и истории преподавания русского

литературы и языка

Разработчики:

Доктор наук кафедры теории, методики и истории

литературы русского и преподавания языка ______________________ Г.А. Шпилевая

Доктор наук кафедры теории, методики и истории

литературы русского и преподавания языка ______________________С.В. Савинков

Глава учебно-методического управления ______________________ Т.В. Майзель

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на совещании кафедры теории,

методики и истории литературы русского и преподавания языка

от «___» ___________ 2011 г. Протокол № ___

Заведующий кафедрой ______________________ С.И. Доброва

Воронеж – 2011

Лист переутверждения рабочей программы учебной дисциплины

Рабочая программа:

одобрена на 2011/2012 учебный год. Протокол № 2 совещания кафедры

от “20”сентября 2011 г.

Ведущий преподаватель_________________________________________

Зав. кафедрой__________________________________________________

одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___ совещания кафедры

от “___”_________ 20___ г.

Ведущий преподаватель_________________________________________

Зав. кафедрой__________________________________________________

одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___ совещания кафедры

от “___”_________ 20___ г.

Ведущий преподаватель_________________________________________

Зав. кафедрой__________________________________________________

одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол №___ совещания кафедры

от “___”_________ 20___ г.

Ведущий преподаватель_________________________________________

Зав. кафедрой__________________________________________________

одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___заседания кафедры

от “___”_________ 20___ г.

Ведущий преподаватель_________________________________________

Зав. кафедрой__________________________________________________

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целямиосвоения дисциплины «История русской литературы XIX столетия» являются:

1. Ознакомить с тенденциями и главнейшими направлениями литературного перемещения XIX века.

2. Дать базисные знания по историко-литературным и социально-культурным проблемам на базе взаимодействий и выявления связей между литературой, публицистикой и литературной критикой.

3. Дать представление о творческих индивидуальностях в литературном перемещении века и первой половины.

4. Ознакомить с идейно-образным достатком отечественной словесности.

5. Представить важнейшие результаты научно-исследовательской литературы по творческим персоналиям и истории литературы.

5. Научить методам и приёмам анализа художественных и литературно-критических текстов в историко-культурной возможности.

В ходе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:

Общекультурные:

– обладает культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, выбору путей и постановке цели её успехи (ОК-1).

Опытные:

– способен применять систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при ответе опытных задач (ОПК-2).

Особые:

– готов к анализу и филологической интерпретации литературных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учетом эволюции специфики и художественного сознания творческого процесса (СК-10);

– обладает приемами текстологического анализа (СК-12);

– способен трактовать явления литературного процесса в свете неприятностей национальной идентичности (СК-13).

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

2.1. Учебная дисциплина «История русской литературы XIX века» входит в модуль «литературы и История языка, фольклор» и относится к необходимым дисциплинам вариативной части опытного цикла дисциплин (Б3. В. ОД. 2.2).

2. 2. Для изучения данной учебной дисциплины нужны знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: «Введение в литературоведение», «Устное народное творчество», «Русская культура и литература XI – XIX столетий»

2.3. Список последующих учебных дисциплин, для которых нужны знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: «История русской литературы XX века».

ТРЕБОВАНИЯ К Итогам ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. В следствии изучения учебной дисциплины «История русской литературы XIX века» студенты овладевают следующими знаниями, навыками и умениями.

Знания:

знать исторические закономерности становления русской литературы XIX века,

особенности эволюции русской лирики, этапы эволюции отечественной прозы, особенности интерферирования элементов разных художественных способов (классицизма, романтизма, реализма), главные термины литературоведения, приёмы и методы изучения литературы.

Умения:

мочь соотносить текстовую действительность с действительностью историко-культурного контекста, создавать литературоведческие разборы, освещать главные вопросы истории русской литературы XIX века, сопоставлять различные стили, жанры и растолковывать обстоятельства их появления с историко-социальных и эстетических позиций;трудиться со справочной литературой.

Навыки:

обладает навыками комментирования литературного текста и его интерпретирования с учетом творческой индивидуальности и особенностей эпохи писателя, владеетнаучной терминологией; самостоятельно трудится с литературоведческой и критической литературой.

3.2. Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих компетенций.

Планируемые уровни сформированности компетенции ОК-1

Знает:

Структура компетенции Главные показатели уровня
Базисный уровень Повышенный уровень
обладает культурой мышления знает исторические закономерности становления русской литературы XIX века, знает изюминке эволюции русской лирики, этапы эволюции отечественной прозы,
имеет базисные представления о приёмах и методах изучения литературного произведения знает об изюминках интерферирования элементов разных художественных способов (классицизма, романтизма, реализма)
знает главные термины литературоведения имеет базисные представления о психологии словесного мастерства знает подходы и различные методы к анализу разных форм жанрового художественного мышления
имеет представление о художественной рефлексии
имеет представление о диалектическом единстве искусства и социума знает главные этапы русского литературоведения XVIII – XIX столетий
знает разные способы изучения биографических и фактически художественных данностей
обладает культурой филологического мышления
знает главные научные понятия литературоведения знает главные факты истории литературы понимает сущность художественных процессов и их отражение в разных видах критики XIX века
различает и растолковывает главные понятия литературоведения в их сихроническом и диахроническом единстве сочетает подходы анализа и различные методы художественного произведения
адекватно применяет главные понятия литературоведения способен разглядывать художественное произведение отдаленной эры в контексте развития вторых видов мастерства (музыки, живописи и пр.)

Может:

Структура компетенции Главные показатели уровня
Базисный уровень Повышенный уровень
адекватно принимает научную данные, способен поставить цель и выбрать пути её успехи может соотносить текстовую действительность с действительностью историко-культурного контекста имеет целостное представление о типологических и генетических связях в литературном ходе
может освещать главные вопросы истории русской литературы XIX века, способен сопоставлять различные стили, жанры и растолковывать обстоятельства их появления с историко-социальных и эстетических позиций; способен определять место художественного произведения на «оценочной вертикали» (классика, литература, массовая литература)
может трудиться со справочной литературой способен к отбору справочного материала разных литературоведческих школ способен критически разбирать преимущества и недочёты разных научных подходов к анализу художественного произведения

Обладает:

Структура компетенции Главные показатели уровня
Базисный уровень Повышенный уровень
Обладает навыками работы с комментариями художественного текста, владеетнаучной терминологией, самостоятельно трудится с литературоведческой и критической литературой. Может трактовать художественный текст с учетом творческой индивидуальности и особенностей эпохи писателя Может сам комментировать художественный текст XIX века (разных жанров) с применением справочников, энциклопедий, особой литературы
обладает средствами и методами постановки цели, выбора пути её успехи использует приёмы и различные методы для ответа поставленной задачи обладает свойством сочетания теоретического мышления с практическими подходами
обладает навыками применения знаний для ответа практических опытных задач обладает современными способами изучения художественного текста способен использовать полученные знания при яркой работе с художественными произведениями XIX века

Планируемые уровни сформированности компетенцииОПК-2.

Структура компетенции Главные показатели уровня
Базисный уровень Повышенный уровень
способен применять систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при ответе опытных задач имеет целостное представление о происхождении русской литературы как части русской национальной культуры знает главные этапы развития русской литературы, истории, экономики; разбирается в вопросах происхождения литературных жанров (оды, элегии, поэмы, послания романа, драмы) на фоне историко-социальных процессов; может растолковать социально-эстетические связи в литературном ходе; обладает приемами социологического способа

Планируемые уровни сформированности компетенции СК-10

Структура компетенции Главные показатели уровня
Базисный уровень Повышенный уровень
готов к анализу и филологической интерпретации литературных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учетом эволюции специфики и художественного сознания творческого процесса знает главные типологические (жанрово-родовые, стилистические) показатели русской литературы XIX века имеет целостную совокупность представлений и знаний о типологических показателях русской литературы XIX века: жанрово-родовые законы, нюансы адресации, стилизации, пародии
знает приёмы анализа и основные методы эпического, лирического и драматического произведения с учетом исторических событий, социальных явлений XIX века имеет целостную совокупность представлений и знаний о способах анализа эпического, лирического и драматического произведения (культурно- историческом, сравнительном, биографическом, стилистическом)
может делать анализ литературных произведений может делать целостный анализ литературных произведений разных жанров с учетом эволюции поэтологических подходов
обладает главными приемами филологической интерпретации литературных произведений: с учетом развития общекультурного процесса XIX века, в связи с влияниями западного мастерства и западных социально-исторических трансформаций; с учетом эволюции художественного сознания писателей, испытавших влияние наибольших русских исторических событий обладает приемами анализа литературного произведения, может соотносить формальные и содержательные показатели в их синхроническом и диахроническом единстве
способен растолковать природу литературных явлений с учетом эволюции специфики и художественного сознания адресанта и: отношений творческого процесса адресата в лирическом произведении, динамики развития драматического конфликта в литературе первой и второй половины XIX века, актуализации и возникновения жанров эпических произведений (очерков, циклов очерков, романа-хроники, литературной сказки)

Планируемые уровни сформированности компетенции СК-12

Структура компетенции Главные показатели уровня
Базисный уровень Повышенный уровень
Обладает приемами текстологического анализа Имеет представление о разных подходах к осмыслению художественных произведений отдаленной эры, осознаёт изюминке поэтологических законов литературы XIX века Может разбирать художественное произведение, соотнося его с временем и местом создания, осознаёт значение и функцию художественных средств, применяемых писателями XIX столетия; способен критически оценивать преимущества и критики и недостатки литературоведения XIX века; осознаёт эстетические, социальные, идеологические импульсы создания художественных, публицистических и критических произведений изучаемой эры
Может освещать главные вопросы истории литературы XIX века Может корректно рассуждать о проблемах новаторства и традиции в русской литературе; верно воображает течение историко-литературных процессов, может изложить их главные положения в устной и письменной форме Может сопоставлять разные научные концепции развития литературы, видит связь между процессами, протекающими в естественных, социально-экономических и гуманитарных отраслях
Обладает научной основными понятиями и терминологией научного литературоведческого аппарата довольно изучаемой литературы Вольно обладает литературоведческой терминологией; способен соотносить теоретические данности с вопросами истории литературы, критики Верно употребляет научные термины, критически осмысляет полученные теоретические знания; способен применить литературоведческую осведомленность в междисциплинарном нюансе

Планируемые уровни сформированности компетенции СК-13.

Структура компетенции Главные показатели уровня
Базисный уровень Повышенный уровень
Знает: о возможностях интерпретирования явлений литературного процесса в свете неприятностей национальной идентичности Имеет представление о различиях и сходстве русского и западно-европейского фольклора (в жанрологическом и тематическом качествах), разбирается в проблемах общеевропейских взаимоотношений XIX века (войны, культурные связи) Отлично разбирается в вопросах культурного обмена и заимствования: сюжетами (бродячие сюжеты), жанрами (общеевропейские жанры путевых заметок, романов в письмах), образами (сентименталистской, романтической, реалистической, «натуралистической» поэтики), имевшими место в литературном ходе
Может: соотносить исторические, социальные и общекультурные явления, отыскавшие отражение в произведениях русской литературы XIX века Видит в тексте художественногопроизведения отражение исторических и социокультурных процессов Имеет представление о генетических, типологических, социокультурных связях (русско-французских, русско-немецких, русско-английских) в общелитературном ходе XIX века
Обладает терминологией применительно к таким категориям, как народность литературы, национальная самобытность, изображение национального характера в художественном произведении Способен показать литературоведческую, историческую, общекультурную компетентность при анализе произведений, где изображен национальный менталитет Обладает навыками анализа произведений разных жанров (роман, поэма, стих), пафосов (сатирический, смелый), где изображаются события русской национальной истории, черты национального характера

СОДЕРЖАНИЕ и СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Количество УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы Всего часов
Очная ФО Заочная ФО
5 сем. 6 сем 5 сем. 6 сем. 7 сем.
Аудиторные занятия (всего)
А также:
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ), Семинары (С)
Лабораторные работы (ЛР)
Независимая работа студента (СРС)
Контрольная работа К К
СРС во время промежуточной аттестации
Вид промежуточной аттестации зачет (З)
экзамен (Э) Э Э Э Э
ИТОГО: Неспециализированная трудоемкость часов
зач. ед.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.2.1. Разделы дисциплины, виды учебной деятельности и формы контроля

Очная форма обучения

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины Виды учебной деятельности, включая независимую работу студентов (в часах) Форма текущего контроля
Л ЛР ПЗ СРС всего
5 семестр
1. Неспециализированная черта историко-культурной и литературной ситуации 1/3 XIX перспективы: и века тенденции контрольная работа
2. Элегическое творчество В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова тестирование
3. Русская романтическая поэма. личное домашнее задание
4. Русская романтическая повесть эссе, рефераты
5. его эпоха и Пушкин: человек, будущее, история. эссе, рефераты
6. драматургия и Проза Болдинской осени 1830 г.: Повести Белкина: изюминки нарративной структуры. эссе, рефераты
7. драматургия и Проза Болдинской осени 1830 г.: Мелкие катастрофы как смысловое единство. тестирование
8. Художественное построение романа в стихах «Евгений Онегин». контрольная работа
9. «Капитанская дочка»: повествовательная и идейная структура эссе, рефераты
10. его поколение и Лермонтов. Координаты существования лермонтовского «я». личное домашнее задание
11. Поэмы Лермонтова «Мцыри», «Демон» эссе, рефераты
12. Роман Лермонтова «Храбрец отечественного времени»: поэтика и философия личное домашнее задание
13. религиозная идея и Гоголь. Тема преображения человека. тестирование
14. От «Вечеров на хуторе недалеко от Диканьки» к «Миргороду». эссе, рефераты
15. «Тарас Бульба»: кризис эпического мира тестирование
16. Петербургские повести Гоголя: необычная действительность. личное домашнее задание
17. Неспециализированная черта историко-культурной и литературной ситуации 2/3 XIX перспективы: и века тенденции эссе, рефераты
18. Герцен и социально-политическая идея его времени. Антропология Герцена как жизненная и творческая задача. личное домашнее задание
19. Роман «Кто виноват?»: персонажи –структура – идейный замысел. тестирование
20. эпоха и Тургенев 1850 – 1870-х гг. эссе, рефераты
21. Культурно-смелые романы Тургенева. «Рудин» тестирование
22. «дети и Отцы»: любовь – красота – смерть. личное домашнее задание
23. традиции и Гончаров русской реалистической школы». тестирование
24. «Обычная история»: в отыскивании равновесия. контрольная работа
25. «Я» и «Ты» в лирике Фета эссе, рефераты
26. Ночной мир в лирике Тютчева. контрольная работа
27. А.Н. Островский, и неприятности национального жизненного уклада. эссе, рефераты
28. «Снегурочка» и «Гроза»: персонажи — структура — идейный замысел. контрольная работа
6 семестр
29. Н.А. Некрасов – поэт, прозаик, критик: портрет аналитика и художника. эссе, рефераты
30. Н.А. Некрасов – поэт-новатор (стихотворения, поэмы). контрольная работа
31. Особенности сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина. личное домашнее задание
32. Жанровое разнообразие творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. контрольная работа
33. Г.И. Успенский и «переходная» эра. эссе, рефераты
34. Очерковые циклы Г.И. Успенского тестирование
35. Н.С. Лесков: жанры, стиль, мировоззрение. личное домашнее задание
36. Лесковский сказ: «Левша», «Грабеж», «Очарованный странник» эссе, рефераты
37. Русские «очеркисты» и второстепенные поэты. тестирование
38. Л.Н. Толстой: творческий путь. личное домашнее задание
39. Роман-эпопея «Война и мир»: проблематика и поэтика эссе, рефераты
40. Отражение неприятностей эры в «малых» романах Л.Н. Толстого контрольная работа
41. Творчество Ф.М. Достоевского: ранние произведения. «наказание и Преступление». личное домашнее задание
42. Отражение эры в романах «Братья» и «Идиот Карамазовы» контрольная
43. Н Новеллистика А.П. Чехова личное домашнее задание
44. Драматургия А.П. Чехова эссе, рефераты
Итого

Заочная форма обучения

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины Виды учебной деятельности, включая независимую работу студентов (в часах) Форма текущего контроля
Л ЛР ПЗ СРС всего
5-6 семестр
1. его эпоха и Пушкин: человек, будущее, история. Тест
2. религиозная идея и Гоголь. Тема преображения человека. эссе, рефераты, отчет по ПЗ
3. Неспециализированная черта историко-культурной и литературной ситуации 2/3 XIX перспективы: и века тенденции Эссе, рефераты
7 семестр
4. Неспециализированная черта историко-культурной и литературной ситуации второй половины XIX перспективы: и века тенденции Личное домашнее задание

4.2.2. Содержание разделов учебной дисциплины

XIX ВЕК – ЗОЛОТОЙ ВЕК ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: