Минобразования РФ
Федеральное национальное бюджетное образовательное учреждение
высшего профобразования
«Воронежский национальный педагогический университет»
УТВЕРЖДАЮ | |
Проректор по учебной работе ___________Г.П. Иванова | |
«____»_________________20___г. |
Учебно-методический комплекс дисциплины
История русской литературы XIX века
Уровень главной образовательной программы:бакалавриат
Направление подготовки:050100.62 Педагогическое образование
Профиль:«Русский язык», «Литература»
Форма обучения:очная, заочная
Срок освоения ООП:очная –5 лет, заочная – 5,5 лет
Кафедра:теории, методики и истории преподавания русского
литературы и языка
Разработчики:
Доктор наук кафедры теории, методики и истории
литературы русского и преподавания языка ______________________ Г.А. Шпилевая
Доктор наук кафедры теории, методики и истории
литературы русского и преподавания языка ______________________С.В. Савинков
Глава учебно-методического управления ______________________ Т.В. Майзель
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на совещании кафедры теории,
методики и истории литературы русского и преподавания языка
от «___» ___________ 2011 г. Протокол № ___
Заведующий кафедрой ______________________ С.И. Доброва
Воронеж – 2011
Лист переутверждения рабочей программы учебной дисциплины
Рабочая программа:
одобрена на 2011/2012 учебный год. Протокол № 2 совещания кафедры
от “20”сентября 2011 г.
Ведущий преподаватель_________________________________________
Зав. кафедрой__________________________________________________
одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___ совещания кафедры
от “___”_________ 20___ г.
Ведущий преподаватель_________________________________________
Зав. кафедрой__________________________________________________
одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___ совещания кафедры
от “___”_________ 20___ г.
Ведущий преподаватель_________________________________________
Зав. кафедрой__________________________________________________
одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол №___ совещания кафедры
от “___”_________ 20___ г.
Ведущий преподаватель_________________________________________
Зав. кафедрой__________________________________________________
одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___заседания кафедры
от “___”_________ 20___ г.
Ведущий преподаватель_________________________________________
Зав. кафедрой__________________________________________________
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целямиосвоения дисциплины «История русской литературы XIX столетия» являются:
1. Ознакомить с тенденциями и главнейшими направлениями литературного перемещения XIX века.
2. Дать базисные знания по историко-литературным и социально-культурным проблемам на базе взаимодействий и выявления связей между литературой, публицистикой и литературной критикой.
3. Дать представление о творческих индивидуальностях в литературном перемещении века и первой половины.
4. Ознакомить с идейно-образным достатком отечественной словесности.
5. Представить важнейшие результаты научно-исследовательской литературы по творческим персоналиям и истории литературы.
5. Научить методам и приёмам анализа художественных и литературно-критических текстов в историко-культурной возможности.
В ходе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:
Общекультурные:
– обладает культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, выбору путей и постановке цели её успехи (ОК-1).
Опытные:
– способен применять систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при ответе опытных задач (ОПК-2).
Особые:
– готов к анализу и филологической интерпретации литературных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учетом эволюции специфики и художественного сознания творческого процесса (СК-10);
– обладает приемами текстологического анализа (СК-12);
– способен трактовать явления литературного процесса в свете неприятностей национальной идентичности (СК-13).
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
2.1. Учебная дисциплина «История русской литературы XIX века» входит в модуль «литературы и История языка, фольклор» и относится к необходимым дисциплинам вариативной части опытного цикла дисциплин (Б3. В. ОД. 2.2).
2. 2. Для изучения данной учебной дисциплины нужны знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: «Введение в литературоведение», «Устное народное творчество», «Русская культура и литература XI – XIX столетий»
2.3. Список последующих учебных дисциплин, для которых нужны знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: «История русской литературы XX века».
ТРЕБОВАНИЯ К Итогам ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. В следствии изучения учебной дисциплины «История русской литературы XIX века» студенты овладевают следующими знаниями, навыками и умениями.
Знания:
знать исторические закономерности становления русской литературы XIX века,
особенности эволюции русской лирики, этапы эволюции отечественной прозы, особенности интерферирования элементов разных художественных способов (классицизма, романтизма, реализма), главные термины литературоведения, приёмы и методы изучения литературы.
Умения:
мочь соотносить текстовую действительность с действительностью историко-культурного контекста, создавать литературоведческие разборы, освещать главные вопросы истории русской литературы XIX века, сопоставлять различные стили, жанры и растолковывать обстоятельства их появления с историко-социальных и эстетических позиций;трудиться со справочной литературой.
Навыки:
обладает навыками комментирования литературного текста и его интерпретирования с учетом творческой индивидуальности и особенностей эпохи писателя, владеетнаучной терминологией; самостоятельно трудится с литературоведческой и критической литературой.
3.2. Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих компетенций.
Планируемые уровни сформированности компетенции ОК-1
Знает:
Структура компетенции | Главные показатели уровня | |
Базисный уровень | Повышенный уровень | |
обладает культурой мышления | знает исторические закономерности становления русской литературы XIX века, | знает изюминке эволюции русской лирики, этапы эволюции отечественной прозы, |
имеет базисные представления о приёмах и методах изучения литературного произведения | знает об изюминках интерферирования элементов разных художественных способов (классицизма, романтизма, реализма) | |
знает главные термины литературоведения | имеет базисные представления о психологии словесного мастерства | знает подходы и различные методы к анализу разных форм жанрового художественного мышления |
имеет представление о художественной рефлексии | ||
имеет представление о диалектическом единстве искусства и социума | знает главные этапы русского литературоведения XVIII – XIX столетий | |
знает разные способы изучения биографических и фактически художественных данностей | ||
обладает культурой филологического мышления | ||
знает главные научные понятия литературоведения | знает главные факты истории литературы | понимает сущность художественных процессов и их отражение в разных видах критики XIX века |
различает и растолковывает главные понятия литературоведения в их сихроническом и диахроническом единстве | сочетает подходы анализа и различные методы художественного произведения | |
адекватно применяет главные понятия литературоведения | способен разглядывать художественное произведение отдаленной эры в контексте развития вторых видов мастерства (музыки, живописи и пр.) |
Может:
Структура компетенции | Главные показатели уровня | |
Базисный уровень | Повышенный уровень | |
адекватно принимает научную данные, способен поставить цель и выбрать пути её успехи | может соотносить текстовую действительность с действительностью историко-культурного контекста | имеет целостное представление о типологических и генетических связях в литературном ходе |
может освещать главные вопросы истории русской литературы XIX века, | способен сопоставлять различные стили, жанры и растолковывать обстоятельства их появления с историко-социальных и эстетических позиций; | способен определять место художественного произведения на «оценочной вертикали» (классика, литература, массовая литература) |
может трудиться со справочной литературой | способен к отбору справочного материала разных литературоведческих школ | способен критически разбирать преимущества и недочёты разных научных подходов к анализу художественного произведения |
Обладает:
Структура компетенции | Главные показатели уровня | |
Базисный уровень | Повышенный уровень | |
Обладает навыками работы с комментариями художественного текста, владеетнаучной терминологией, самостоятельно трудится с литературоведческой и критической литературой. | Может трактовать художественный текст с учетом творческой индивидуальности и особенностей эпохи писателя | Может сам комментировать художественный текст XIX века (разных жанров) с применением справочников, энциклопедий, особой литературы |
обладает средствами и методами постановки цели, выбора пути её успехи | использует приёмы и различные методы для ответа поставленной задачи | обладает свойством сочетания теоретического мышления с практическими подходами |
обладает навыками применения знаний для ответа практических опытных задач | обладает современными способами изучения художественного текста | способен использовать полученные знания при яркой работе с художественными произведениями XIX века |
Планируемые уровни сформированности компетенцииОПК-2.
Структура компетенции | Главные показатели уровня | |
Базисный уровень | Повышенный уровень | |
способен применять систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при ответе опытных задач | имеет целостное представление о происхождении русской литературы как части русской национальной культуры | знает главные этапы развития русской литературы, истории, экономики; разбирается в вопросах происхождения литературных жанров (оды, элегии, поэмы, послания романа, драмы) на фоне историко-социальных процессов; может растолковать социально-эстетические связи в литературном ходе; обладает приемами социологического способа |
Планируемые уровни сформированности компетенции СК-10
Структура компетенции | Главные показатели уровня | |
Базисный уровень | Повышенный уровень | |
готов к анализу и филологической интерпретации литературных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учетом эволюции специфики и художественного сознания творческого процесса | знает главные типологические (жанрово-родовые, стилистические) показатели русской литературы XIX века | имеет целостную совокупность представлений и знаний о типологических показателях русской литературы XIX века: жанрово-родовые законы, нюансы адресации, стилизации, пародии |
знает приёмы анализа и основные методы эпического, лирического и драматического произведения с учетом исторических событий, социальных явлений XIX века | имеет целостную совокупность представлений и знаний о способах анализа эпического, лирического и драматического произведения (культурно- историческом, сравнительном, биографическом, стилистическом) | |
может делать анализ литературных произведений | может делать целостный анализ литературных произведений разных жанров с учетом эволюции поэтологических подходов | |
обладает главными приемами филологической интерпретации литературных произведений: с учетом развития общекультурного процесса XIX века, в связи с влияниями западного мастерства и западных социально-исторических трансформаций; с учетом эволюции художественного сознания писателей, испытавших влияние наибольших русских исторических событий | обладает приемами анализа литературного произведения, может соотносить формальные и содержательные показатели в их синхроническом и диахроническом единстве | |
способен растолковать природу литературных явлений с учетом эволюции специфики и художественного сознания адресанта и: отношений творческого процесса адресата в лирическом произведении, динамики развития драматического конфликта в литературе первой и второй половины XIX века, актуализации и возникновения жанров эпических произведений (очерков, циклов очерков, романа-хроники, литературной сказки) |
Планируемые уровни сформированности компетенции СК-12
Структура компетенции | Главные показатели уровня | |
Базисный уровень | Повышенный уровень | |
Обладает приемами текстологического анализа | Имеет представление о разных подходах к осмыслению художественных произведений отдаленной эры, осознаёт изюминке поэтологических законов литературы XIX века | Может разбирать художественное произведение, соотнося его с временем и местом создания, осознаёт значение и функцию художественных средств, применяемых писателями XIX столетия; способен критически оценивать преимущества и критики и недостатки литературоведения XIX века; осознаёт эстетические, социальные, идеологические импульсы создания художественных, публицистических и критических произведений изучаемой эры |
Может освещать главные вопросы истории литературы XIX века | Может корректно рассуждать о проблемах новаторства и традиции в русской литературе; верно воображает течение историко-литературных процессов, может изложить их главные положения в устной и письменной форме | Может сопоставлять разные научные концепции развития литературы, видит связь между процессами, протекающими в естественных, социально-экономических и гуманитарных отраслях |
Обладает научной основными понятиями и терминологией научного литературоведческого аппарата довольно изучаемой литературы | Вольно обладает литературоведческой терминологией; способен соотносить теоретические данности с вопросами истории литературы, критики | Верно употребляет научные термины, критически осмысляет полученные теоретические знания; способен применить литературоведческую осведомленность в междисциплинарном нюансе |
Планируемые уровни сформированности компетенции СК-13.
Структура компетенции | Главные показатели уровня | |
Базисный уровень | Повышенный уровень | |
Знает: о возможностях интерпретирования явлений литературного процесса в свете неприятностей национальной идентичности | Имеет представление о различиях и сходстве русского и западно-европейского фольклора (в жанрологическом и тематическом качествах), разбирается в проблемах общеевропейских взаимоотношений XIX века (войны, культурные связи) | Отлично разбирается в вопросах культурного обмена и заимствования: сюжетами (бродячие сюжеты), жанрами (общеевропейские жанры путевых заметок, романов в письмах), образами (сентименталистской, романтической, реалистической, «натуралистической» поэтики), имевшими место в литературном ходе |
Может: соотносить исторические, социальные и общекультурные явления, отыскавшие отражение в произведениях русской литературы XIX века | Видит в тексте художественногопроизведения отражение исторических и социокультурных процессов | Имеет представление о генетических, типологических, социокультурных связях (русско-французских, русско-немецких, русско-английских) в общелитературном ходе XIX века |
Обладает терминологией применительно к таким категориям, как народность литературы, национальная самобытность, изображение национального характера в художественном произведении | Способен показать литературоведческую, историческую, общекультурную компетентность при анализе произведений, где изображен национальный менталитет | Обладает навыками анализа произведений разных жанров (роман, поэма, стих), пафосов (сатирический, смелый), где изображаются события русской национальной истории, черты национального характера |
СОДЕРЖАНИЕ и СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Количество УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы | Всего часов | |||||
Очная ФО | Заочная ФО | |||||
5 сем. | 6 сем | 5 сем. | 6 сем. | 7 сем. | ||
Аудиторные занятия (всего) | ||||||
А также: | ||||||
Лекции (Л) | ||||||
Практические занятия (ПЗ), Семинары (С) | ||||||
Лабораторные работы (ЛР) | ||||||
Независимая работа студента (СРС) | ||||||
Контрольная работа | К | К | ||||
СРС во время промежуточной аттестации | ||||||
Вид промежуточной аттестации | зачет (З) | |||||
экзамен (Э) | Э | Э | Э | Э | ||
ИТОГО: Неспециализированная трудоемкость | часов | |||||
зач. ед. |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.2.1. Разделы дисциплины, виды учебной деятельности и формы контроля
Очная форма обучения
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Виды учебной деятельности, включая независимую работу студентов (в часах) | Форма текущего контроля | ||||
Л | ЛР | ПЗ | СРС | всего | |||
5 семестр | |||||||
1. | Неспециализированная черта историко-культурной и литературной ситуации 1/3 XIX перспективы: и века тенденции | контрольная работа | |||||
2. | Элегическое творчество В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова | тестирование | |||||
3. | Русская романтическая поэма. | личное домашнее задание | |||||
4. | Русская романтическая повесть | эссе, рефераты | |||||
5. | его эпоха и Пушкин: человек, будущее, история. | эссе, рефераты | |||||
6. | драматургия и Проза Болдинской осени 1830 г.: Повести Белкина: изюминки нарративной структуры. | эссе, рефераты | |||||
7. | драматургия и Проза Болдинской осени 1830 г.: Мелкие катастрофы как смысловое единство. | тестирование | |||||
8. | Художественное построение романа в стихах «Евгений Онегин». | контрольная работа | |||||
9. | «Капитанская дочка»: повествовательная и идейная структура | эссе, рефераты | |||||
10. | его поколение и Лермонтов. Координаты существования лермонтовского «я». | личное домашнее задание | |||||
11. | Поэмы Лермонтова «Мцыри», «Демон» | эссе, рефераты | |||||
12. | Роман Лермонтова «Храбрец отечественного времени»: поэтика и философия | личное домашнее задание | |||||
13. | религиозная идея и Гоголь. Тема преображения человека. | тестирование | |||||
14. | От «Вечеров на хуторе недалеко от Диканьки» к «Миргороду». | эссе, рефераты | |||||
15. | «Тарас Бульба»: кризис эпического мира | тестирование | |||||
16. | Петербургские повести Гоголя: необычная действительность. | личное домашнее задание | |||||
17. | Неспециализированная черта историко-культурной и литературной ситуации 2/3 XIX перспективы: и века тенденции | эссе, рефераты | |||||
18. | Герцен и социально-политическая идея его времени. Антропология Герцена как жизненная и творческая задача. | личное домашнее задание | |||||
19. | Роман «Кто виноват?»: персонажи –структура – идейный замысел. | тестирование | |||||
20. | эпоха и Тургенев 1850 – 1870-х гг. | эссе, рефераты | |||||
21. | Культурно-смелые романы Тургенева. «Рудин» | тестирование | |||||
22. | «дети и Отцы»: любовь – красота – смерть. | личное домашнее задание | |||||
23. | традиции и Гончаров русской реалистической школы». | тестирование | |||||
24. | «Обычная история»: в отыскивании равновесия. | контрольная работа | |||||
25. | «Я» и «Ты» в лирике Фета | эссе, рефераты | |||||
26. | Ночной мир в лирике Тютчева. | контрольная работа | |||||
27. | А.Н. Островский, и неприятности национального жизненного уклада. | эссе, рефераты | |||||
28. | «Снегурочка» и «Гроза»: персонажи — структура — идейный замысел. | контрольная работа | |||||
6 семестр | |||||||
29. | Н.А. Некрасов – поэт, прозаик, критик: портрет аналитика и художника. | эссе, рефераты | |||||
30. | Н.А. Некрасов – поэт-новатор (стихотворения, поэмы). | контрольная работа | |||||
31. | Особенности сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина. | личное домашнее задание | |||||
32. | Жанровое разнообразие творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. | контрольная работа | |||||
33. | Г.И. Успенский и «переходная» эра. | эссе, рефераты | |||||
34. | Очерковые циклы Г.И. Успенского | тестирование | |||||
35. | Н.С. Лесков: жанры, стиль, мировоззрение. | личное домашнее задание | |||||
36. | Лесковский сказ: «Левша», «Грабеж», «Очарованный странник» | эссе, рефераты | |||||
37. | Русские «очеркисты» и второстепенные поэты. | тестирование | |||||
38. | Л.Н. Толстой: творческий путь. | личное домашнее задание | |||||
39. | Роман-эпопея «Война и мир»: проблематика и поэтика | эссе, рефераты | |||||
40. | Отражение неприятностей эры в «малых» романах Л.Н. Толстого | контрольная работа | |||||
41. | Творчество Ф.М. Достоевского: ранние произведения. «наказание и Преступление». | личное домашнее задание | |||||
42. | Отражение эры в романах «Братья» и «Идиот Карамазовы» | контрольная | |||||
43. Н | Новеллистика А.П. Чехова | личное домашнее задание | |||||
44. | Драматургия А.П. Чехова | эссе, рефераты | |||||
Итого |
Заочная форма обучения
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Виды учебной деятельности, включая независимую работу студентов (в часах) | Форма текущего контроля | ||||
Л | ЛР | ПЗ | СРС | всего | |||
5-6 семестр | |||||||
1. | его эпоха и Пушкин: человек, будущее, история. | Тест | |||||
2. | религиозная идея и Гоголь. Тема преображения человека. | эссе, рефераты, отчет по ПЗ | |||||
3. | Неспециализированная черта историко-культурной и литературной ситуации 2/3 XIX перспективы: и века тенденции | Эссе, рефераты | |||||
7 семестр | |||||||
4. | Неспециализированная черта историко-культурной и литературной ситуации второй половины XIX перспективы: и века тенденции | Личное домашнее задание |
4.2.2. Содержание разделов учебной дисциплины