Во многих государствах Европы — во Германии и Франции, Эстонии и Чехословакии — возможно встретить величественные строения соборов, поднимающихся к небу высокими башнями. «Готика» — точно определяет человек, которому знакомо мастерство Средневековья хотя бы какой-нибудь одной европейской страны. В различных государствах готика имеет отличия и свои особенности, но по неспециализированным чертам стиля ее определишь везде, а также в монументах тех городов, в каковые попадаешь в первый раз. Чем разъясняется это единство художественного стиля в европейских государствах эры Средневековья?
Не обращая внимания на различные исторические судьбы населений украины, в эру Средневековья феодальный уклад судьбы господствовал во всех государствах, он рождал необычные представления людей о мире, определял развитие неспециализированных художественных вкусов, проявлявшихся во всех видах мастерства.
Средневековое общество пережило смену двух художественных стилей: романского, господствовавшего в мастерстве во время X — XII вв., и готического, расцвет которого относится к XIII — XV вв.
Ведущим видом мастерства Средневековья была архитектура: самыми грандиозными постройками того времени являются замки, соборы и монастыри.
Романский замок — это массивная крепость , расположенная на неприступном возвышенном месте. надёжность и Прочность замка-крепости зависела от толщины стен и башен, в которых пробивались маленькие окна-бойницы. Проемы в стенках оформлялись полукруглыми арками, простые очертания которых соответствовали с однообразными высокими башнями и гладкими стенами замка.
Жёсткий архитектурный вид замка соответствовал образу судьбы тех неотёсанных агрессивных феодалов, каковые жили в его мрачных залах, упражнялись в умении владеть оружием на мощенных камнем тесных дворах, через окованные железом ворота выезжали в очередной набег на соседа либо, отправляясь на охоту, вытаптывали поля подвластных им крестьян.
Особенное место в жизни средневекового общества занимал собор — единственное публичное строение того времени, помогавшее иногда и крепостью, где укрывалось население окрестностей в военное время. Часто и внешний вид собора с массивными стенками, заостренными башнями колоколен и мелкими окнами напоминал замок.
скульптура и Архитектура Средневековья воспитывала в людях покорность церкви и всевышнему.
В то время, когда человек того времени видел величественные очертания собора, возвышавшегося над убогими зданиями простых людей, он усматривал в этом еще одно подтверждение могущества всевышнего. У входа в строение его встречали каменные изображения святых с жёсткими лицами, высказывавшими устремленность к всевышнему и презрение к жизни. Примером для того чтобы искусства помогают практически слившиеся со столбами арок статуи святых у входа в собор г. Шартра (Франция). У них удлиненные фигуры, застывшие лица и хорошо прижатые к телу руки.
В конце XIII в. городское население государств-членов Евросоюза начинает борьбу за собственные права и привилегии, отразившуюся в новом готическом стиле. Накопление навыков, секретов мастерства, передававшихся много поколений, распространение сложившихся в ту пору строительных приемов, и в частности стрельчатой остроконечной арки, разрешили воплотить в архитектурных формах готического собора эти новые настроения общества. Созданный несколькими поколениями муниципальных ремесленников, «храбрый по виду, совершенно верно политический знак», по выражению В. Гюго, собор возвышается над городом. Таков, к примеру, известный собор Парижской божией матери.
Стрельчатые арки выступающих вперед порталов, через каковые люди попадали в собор, легкие аркады на фасаде, каменные кружева разнообразных узоров, обилие скульптуры делают его очень нарядным. Особое впечатление на каждого, кто входит в собор, создают стройные столбы, воображающие собой как бы пучки колонн, тянущиеся вверх, где на высоте практически сорока метров возносятся, опираясь на стрельчатые арки, каменные своды. Украшает собор и так называемая «роза» — круглое окно над входом, заполненное вставками из цветного стекла. Огромными картинами либо орнаментами из цветного стекла, похожими на мозаику, — так называемыми витражами — заполнялись и большие окна храма. Попадая через красные, зеленые, светло синий стекла, свет причудливыми бликами играл на полу, колоннах, стрельчатых арках собора.
Во многих соборах Франции, Испании, Германии из-за тяжести сводов строили для дополнительной опоры наружные арки — аркбутаны, каковые, совершенно верно крепкие руки, охватывали все строение, перенося тяжесть на опорные столбы — контрфорсы.
Рвение отыскать в мастерстве путь для выражения настоящих земных, людских эмоций приводит и средневековых скульпторов к отказу от прошлых приемов. Сейчас вместо холодных, бесстрастных скульптур романского стиля соборы украшают полные перемещения, одухотворенные готические статуи. Так, в сцене встречи божией матери со святым Симеоном на портале собора в г. Реймсе (Франция) статуи не кажутся мёртвой частью столбов, человеческие фигуры отделены тут от архитектуры и оживлены перемещением. Они как словно бы ведут безмолвную беседу, и думается, что ветер колеблет каменные складки их одежд.
Отдельные жизненные впечатления средневековых мастеров нашли выражение и в фантастических образах чудовищ-химер, которыми украшены крыши и водостоки собора Парижской божией матери. В образах этих чудовищ живописцы Средневековья воплощали застывшую в камне гнев, злобу, насмешку, каковые по религиозным мотивам не было возможности отразить в праздничной скульптуре порталов.
Лучшие создания готики говорят о художественном вкусе безыменных народных мастеров и одновременно с этим раскрывают ограниченность их возможностей. Власть церкви накладывала на создание средневековых мастеров невидимые оковы. В большинстве случаев, подчиняясь церковному авторитету, мастера создавали художественные образы, противопоставленные повседневной жизни, оторванные от тревог и радостей настоящего человека.