Iii. подготовка к сочинению-описанию картины поленова «московский дворик».

Готовя пятиклассников к описанию изображённого на картине Поленова уголка ветхой Москвы, подчёркиваем, что принципиально важно передать неспециализированное настроение картины, уловить и отметить в произведении то, что в этом художественном полотне создаёт такое сильное впечатление на самых различных людей уже на протяжении многих лет. Исходя из этого, как и при описании каждый местности, мы обращаем внимание лишь на те подробности, каковые это особенное настроение создают.

Поведаем ребятам, что натурой для пейзажа — обычного уголка ветхой Москвы в ясный, солнечный сутки — послужил дворик в Трубниковском переулке у Арбата, что раскрывался из окон столичной квартиры живописца. «Это тургеневский уголок», — сказал Поленов, имея в виду, что воздействие одного из романов Тургенева – «Дым» — начиналось конкретно тут, неподалеку от Девичьего поля и Арбата. Живописец подарил Тургеневу один из этюдов картины, и данный пейзаж стал для писателя, жившего во Франции, дорогим воспоминанием о отчизне, о её патриархальности, о золотых куполах церквей, устремлённых в небо, о незатейливости и простоте быта людей.

Попросим пятиклассников обрисовать сперва конкретно дворик, минуя животных и людей.

На первом замысле слева изображён пышный разросшийся сад, за которым показывается фасад громадного дома из белого камня, выходящего боковой стороной во двор. Долгие прямоугольные окна строения украшены лепными наличниками. Через ветви деревьев белеют фронтон и круглые колонны этого дома (треугольник между скатами крыши). За нарядным особняком — долгий низкий дощатый сарай. Сарай покосился от времени, доски ветхой крыши просели, исходя из этого его поддерживают бревенчатые подпорки.

На заднем замысле видна панорама Москвы: крыши низких ярких домов, церкви, колокольни. Вдалеке слева возвышается величественная белокаменная церковь. Строгие грани ее стен заканчиваются вверху полукружьями. На высокой платформе-крыше высятся пять столпов с куполами. Центральный столп увенчан золотым куполом, что ярко сверкает в солнечных лучах. Справа возносится к небу пирамидальная колокольня, украшенная тремя ярусами узких долгих окон и увенчанная золотым куполом-луковкой.

Пространство дворика поросло местами выжженной солнцем травой, в которой белеют ромашки, и пересечено тропинками.

В ясный солнечный сутки дворик живёт собственной простой судьбой. Предложим обучающимся обрисовать те подробности, каковые оживляют картину, создают представление о повседневной жизни.

На первом замысле картины изображены дети. Белоголовая девочка в белой рубахе и в холщовой юбке разглядывает сорванный цветок. В сторонке сидит прямо в траве и плачет малышка, а чуть дальше копаются в траве дети постарше. В глубине двора от колодца с полным ведром идёт дама. Она отвела левую руку в сторону, стараясь сохранить равновесие. Около сарая копошатся в почве куры. Запряжённая в телегу лошадь ожидает собственного хозяина.

Живописец изобразил один из бессчётных уголков Москвы, что сохранил прелесть деревенской судьбе, не смотря на то, что совсем рядом проходят шумные улицы, стоят громадные храмы, принимающие по праздникам довольно много людей.

Мастерство живописца проявилось в том, что он сумел передать гармоническую сообщение судьбы человека с судьбой природы, сообщение будничной, повседневной жизни с вечным и непреходящим. Над низенькими домиками, над разросшимися садами, как благословение, блещут купола белокаменных церквей, сияет прозрачное небо, по которому скользят лёгкие белые как снег облачка. Целый дворик, всё около освещено и согрето солнцем. безмятежность и Тишина разлиты в пейзаже.

Картина наполнена воздухом, солнечным светом и теплом. Ещё никому из живописцев до Поленова не получалось передать с таковой простотой и вместе с тем поэтичностью ослепительность ясного летнего дня. Солнечные лучи играются на стенах домов, на заборах, сараях, озаряют купола церквей; вся лужайка думается прогретой, воздушное пространство – пропитанным солнцем.

Картина «Столичный дворик» создаёт у зрителя настроение самообладания, умиротворённости, яркой эйфории бытия.

IV. Составление замысла.

Iii. подготовка к сочинению-описанию картины поленова «московский дворик».

В сильном классе, думаем, допустимо составление приблизительно следующего замысла.

I. Описание картины В. Д. Поленова «Столичный дворик».

1. Неспециализированный вид дворика (описание первого и второго замысла).

2. Панорама Москвы на картине Поленова (задний замысел картины).

3. Повседневная жизнь столичного дворика.

II. Мастерство живописца.

{ф} 1. Умение передать сообщение будничного с вечным.

2. Изображение летнего солнечного дня.

3. Настроение, которое оставляет картина.

В не сильный классе и в классе средней успеваемости упростим задачу обучающихся.

I. Сюжет картины В. Д. Поленова «Столичный дворик» (предмет изображения).

II. Неспециализированный вид дворика.

1. Лужайка, сад, дом, сарай на первом и втором замыслах.

2. Муниципальные дома, церковь, колокольня на заднем замысле.

3. Небо, солнечный свет.

III. Мои впечатления от картины Поленова.

V. Словарная работа.

В качестве словарной работы возможно предложить запись под объяснение и диктовку написания опорных словосочетаний.

Уголок ветхой Москвы, пышный разросшийся сад, фасад дома, лепные наличники, покосившийся дощатый сарай, бревенчатые подпорки, панорама Москвы, белокаменная церковь, столпы с куполами, пирамидальная колокольня, золотой купол-луковка, повседневная жизнь, копошатся в почве, прелесть деревенской судьбе, гармоническая сообщение судьбы человека с судьбой природы, благословение, прозрачное небо, белые как снег облачка, безмятежность и тишина, ослепительность ясного летнего дня, настроение самообладания, умиротворённости, яркой эйфории бытия.

Д. з.: сочинение по картине В. Д. Поленова «Столичный дворик».

Примерное распределение времени урока: I этап – 5 мин., II этап – 3-5 мин., III этап – 15-20 мин., IV этап – 10 мин., V этап – 10 мин.

Уроки 63-65.

Тема. Второстепенные члены предложения (§24).

Урок 63.

Копия картины Поленова \


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: