Игра «кто дольше слышит звук?»

Преподаватель играется на фортепиано один звук, дети вслушиваются в него как возможно продолжительнее и, в то время, когда перестают его слышать, негромко поднимают руку. Игра отлично концентрирует внимание, оказывает помощь настроить детей на слушание музыки.

Игра «Какой звук выше?»

Преподаватель играется на фортепиано два звука: один в низком регистре, второй – в высоком. Дети показывают один либо два пальчика. Понемногу звуки сближаются до терции, до секунды. Эту игру полезно проводить в течение первых лет обучения. Игра содействует формированию звуковысотного слуха, подготавливает освоение промежутков.

Игра, на протяжении которой дети определяют направление перемещения мелодии (вверх, вниз, на одной высоте) есть логическим продолжением игры «Какой звук выше?». Дети показывают направление перемещения рукой, применяют музыкальную лесенку либо графическую запись. В начале работы преподаватель предлагает обучающимся простые песенки, упражнения, а после этого хорошие примеры из музыкальной литературы, к примеру:

Григ Э. Концерт для фортепиано с оркестром, a-moll (фрагмент основной темы);

Прокофьев С. Балет «Ромео и Джульетта» (тема Джульетты-девочки);

Шуман Р. «Дедушка Холод» (первая тема).

Игра «Консонанс-диссонанс»

Это первый ход к формированию гармонического слуха, умению слышать гармонию. Дети слушают консонансные созвучия и делают мягкое перемещение кистью; при диссонирующем звучании кисть раскрывается навстречу педагогу, а пальцы сгибаются, как бы приготовившись царапать. Термины вводятся сходу в контексте сказки, в которой обыгрывается эмоционально-образное действие консонирующих и диссонирующих созвучий.

Для игры возможно применять сначала диссонирующие созвучия, аккорды, промежутки, а после этого и примеры из музыкальной литературы:

Кабалевский Д. «Ежик»

Чайковский П. Тема Феи Карабос из балета «Дремлющая

красивая женщина»

Стравинский И. «Русский танец» из балета «Петрушка»

(переложение для фортепиано)

Фрагменты из сюиты № 2

Пярт А. «Танец мелких утят»

Уствольская Г. «плакса и Пляска»

Мусоргский М. «Балет невылупившихся птенцов» (фрагмент)

Игра «Выясни жанр»

В большинстве случаев, к моменту поступления в школу дети имеют представление о танце и марше. По окончании введения в тему направляться предложить детям игру-перемещение на определение этих двух жанров. Договорившись о характере перемещений (под марш – маршируем, под танец вальс — делаем мягкие кругообразные перемещения руками, под танец польку – легкие подскоки с ноги на ногу, держа руки на поясе), преподаватель предлагает детям разные, в любой момент завершенные по форме, фрагменты танцев и маршей. Преподаватель изменяет жанр, не давая предупреждение детей. Те, кто прослушал и не поменял перемещение, «вылетают» из игры, садятся. К каждому уроку нужно подготовить пять-шесть фрагментов, причем какие-то произведения повторяются, но наряду с этим на каждом уроке непременно включаются три-четыре новых произведения. Кроме определения жанра в ходе игры нужно смотреть за правильностью исполнения метрической пульсации, за грамотностью и красотой исполнения перемещений. В эту игру дети играются с первого по третий класс, причем в первом и втором классе игра повторяется фактически на каждом уроке.

Музыкальным материалом могут служить и привычные детям песни, прослушанные ранее пьесы, и фрагменты пьес из «Детского альбома» П.И. Чайковского, «Альбома для юношества» Р. Шумана, «Детской музыки» С.С. Прокофьева, «Танцев кукол» Д.Д. Шостаковича, и пьесы из особых пособий по ритмике, к примеру: Т. Бырченко «С песенкой по лесенке», Т. Бырченко, Г. Франио «Хрестоматия по сольфеджио и ритмике».

Игра «Прятки»

Игра направлена на освоение динамики. Сначала дети осваивают понятия негромко и звучно, после этого термины forte и piano.

Игра проводится так: преподаватель играется пьесу на фортепиано и вместе с детьми разбирает динамику. В случае, если фраза исполняется звучно (forte), дети прохлопывают пульс (метр) либо ритм (что тяжелее). В случае, если фраза исполняется педагогом негромко (piano) – дети как бы скрываются, хлопки прекращаются, а те, кто совершил ошибку, садятся на место. Хлопки возможно сопровождать энергичным шагом при выполнении марша forte, а на piano – идти с опаской, крадучись, на носочках, без хлопков; возможно , приседая у парты, в то время, когда музыка звучит негромко. Фразы, исполняемые в различной динамике, чередуются. Каждое произведение повторяется много раз, на нескольких уроках, до тех пор до тех пор пока дети прекратят делать неточности. На следующем этапе возможно предложить детям сюрпризы – неожиданное изменение динамики, не нарушающее наряду с этим суть, содержание и стиль музыки. Для данной игры подходят маленькие пьесы с четким делением на фразы, с повторно-вариантным строением фраз. Возможно применять многие марши, танцы, песни, где четко ощущается метрическая пульсация. Весьма интересно кроме этого применять клавирную музыку XVII-XVIII вв., в которой в большинстве случаев сопоставляются фразы с контрастной динамикой.

Игра «Ритмическое эхо»

Самым несложным видом данной игры есть такая: преподаватель прохлопывает ритм фразы – ребенок без паузы (так как музыка длится) ее повторяет. Фраза сначала складывается из двух тактов в размере 2/4. После этого преподаватель исполняется уже предложение – его нужно запомнить и повторить, в итоге получается период. Возможно усложнить это задание, к примеру: в ответе поменять динамику, тембр (применять элементарные музыкальные инструменты). Следующий этап – варьирование ответа учеником, другими словами ответ с трансформацией:

Преподаватель: I I P I

Ученик: P I I I

По сути дела, это пример ритмической импровизации. Еще занимательнее для детей такое задание: по принципу «эхо» выполнить ритмический рисунок прослушанного музыкального фрагмента (фразы, предложения, применяющих ритм, ранее освоенный детьми).

Роль преподавателя со временем смогут делать самые способные дети, наряду с этим кто-то из детей будет оценивать и ученика «и» работу «учителя». В будущем (во 2, 3, 4 классах), по мере освоения метроритма игра усложняется: вводятся новые длительности, паузы, пунктирный ритм; новые размеры – 3/4 и 4/4; возрастает количество задания до периода (восьмитакт). Эта игра запланирована на все четыре года обучения в начальной школе и возможно продолжена в школе на более сложном музыкальном материале.

ЭТА ИГРА ТЕБЯ СЛЫШИТ!


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: