Идея целостности и познание. познание и восприятие

В. А. Ганзен

ВОСПРИЯТИЕ
ЦЕЛОСТНЫХ
ОБЪЕКТОВ

Л.: Издательство Ленинградского университета, 1974—2007.

ВВЕДЕНИЕ

Глава в один раз
Неприятность ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛОСТНЫХ ОБЪЕКТОВ

§1. познание и Идея целостности. восприятие и Познание
§2. Генез представлений о восприятии целого
§3. Неприятности восприятия целостных объектов и способы их решения

Глава II
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦЕЛОМ

§1. Содержательный анализ понятия целого
§2. Понятие о гармоничном целом
§3. О математическом описании целостных объектов

Глава III
АНАЛИЗ ОБЪЕКТОВ ВОСПРИЯТИЯ

§1. Неспециализированная черта целостных объектов восприятия
§2. Объекты зрительного восприятия
§3. Объекты слухового восприятия
§4. Текст как целое
§5. Анализ траекторий перемещения при письме

Глава IV
РЕЗУЛЬТАТ и ПРОЦЕСС ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛОСТНЫХ ОБЪЕКТОВ

§1. Неспециализированная черта процесса и субъекта восприятия
§2. Сенсорный уровень отражения целого
§3. Перцептивный уровень отражения целого
§4. Операторный уровень отражения целого
§5. взаимодействие и Соотношение уровней отражения

Глава V
Кое-какие ПРИЛОЖЕНИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛОСТНЫХ ОБЪЕКТОВ

§1. Значение идеи целостности в практической деятельности человека
§2. Отображение целостных объектов
§3. Концептуальные отображения в психологии

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

…из всего одно
и из одного все (образуется)

Гераклит Чёрный

Мир, в котором живет современный человек, предметен в собственной базе. Предметами, объектами, выделенными из среды, являются объекты живой и неживой природы, продукты труда человека, сам человек. Эти предметы, взаимодействуя между собой, объединяются в комплексы, ансамбли, совокупности, образуя новые, более сложные целостные объекты. С развитием производства и науки объекты становятся все сложнее, а их изучение, управление и созидание ими делается все боле тяжёлым делом.

создание и Изучение таких объектов происходит при необходимом участии восприятия. Исходя из этого в общей проблеме восприятия возможно выделена ее неотъемлемая часть — неприятность восприятия целостных объектов. В самом неспециализированном виде эта проблема заключается в изучении результата восприятия и зависимости процесса целостного объекта от особенностей и свойств самого объекта восприятия, особенностей отражающей совокупности субъекта, его условий восприятия и индивидуальных особенностей. Главным вопросом в проблеме восприятия целостных объектов, согласно нашей точке зрения, есть вопрос о том, как, как из множества стимулов, источником которых есть объект, формируется целостный образ, единая реакция субъекта, как «из всего одно образуется». Тут неприятность восприятия сближается с проблемой познания целостного объекта, с проблемой формирования у человека целостной картины мира.

В базу способа изучения очерченной неприятности положены следующие идеи. Во-первых, это догадка об общности главных эволюции и закономерностей строения всех целостных объектов независимо от их природы. Во-вторых, это мысль об определенном соответствии свойств и объекта восприятия отражающей совокупности. В-третьих, это идея о том, что восприятие целостного объекта имеется частный случай психологического отражения и, следовательно, при его изучении смогут быть использованы как неспециализированные особенности отображений, так и изучение аналогий с другими видами психологических отображений. Эти положения и выяснили содержание и логику построения книги.

Глава I

Неприятность ВОСПРИЯТИЯ
ЦЕЛОСТНЫХ ОБЪЕКТОВ

Глава II

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
О ЦЕЛОМ

Понятие о гармоничном целом

По главной характеристике целого — связности — возможно выделить следующие уровни целостности: нецелое (несвязное), целое (связное), оптимально связное и единое целое (максимально связное). Параметрами оптимальности целого могут служить и другие его характеристики — ограниченность, полнота и т.д. Все критерии качества целого относительны: с трансформацией условий (окружающей среды) изменяется и критерий оптимальности. Попытки установить какие-то безотносительные характеристики качества целого, по-видимому, несостоятельны. Так, к примеру, время от времени говорят, что «целое это то, от чего ничего нельзя отнять и к чему ничего нельзя добавить». Но в отношении недостатка и избытка в зависимости от уровня целого оно выясняется несимметричным. А. Сент-Экзюпери думал, что основной показатель целого определяется невозможностью чего-нибудь забрать. Но во многих случаях добавление кроме этого нереально. Разные уровни целого владеют разной «чувствительностью» к трансформациям. Быть может, к примеру, что неудачи цветомузыки связаны с тем, что цвет пробовали добавить к уже имеющимся целостным произведениям, а не к особым, вычисленным на бимодальное восприятие. Критерий экстремума довольно часто употребляется в мастерстве для чёрта оптимального целого: достигнуть многого малыми средствами, единства в многообразии и т. д.

Гармоничное целое — это собственного рода совершенное целое, к которому в большей либо меньшей степени приближаются настоящие объекты, это собственного рода инвариант целого. Исходя из этого гармоничность моноэкстремальна. Оптимальность же полиэкстремальна, оптимум может достигаться по разным параметрам. Гармоничное может не совпадать с оптимальным в данных условиях, но, все оптимальные ответы (территория оптимальности) находятся около области (либо точки) гармоничности (см. § 3, гл. IV). Гармоничные совокупности владеют повышенной устойчивостью (длительностью существования) во времени и свойством к большему распространению в пространстве, и и более действенному функционированию. В изменяющейся среде совокупность не может быть гармоничной, если она не будет приспособиться к изменившимся условиям. Требование устойчивости не противоречит свойству изменчивости. Напротив, устойчивые совокупности владеют хорошей изменчивостью.

На протяжении эволюции целостных совокупностей необходимо отметить следующие три разные тенденции: 1) сохранение инвариантов; 2) колебательные трансформации относительно средних значений; 3) поступательное изменение. Так, в биологических совокупностях асимметрия возрастает по эволюционной лестнице от полной симметрии некоторых простейших животных и растений до полной асимметрии (речевой центр в левой половине мозга). Те же закономерности обнаруживаются и в обрисовывающих языках. Поступательные трансформации происходят в музыке, архитектуре, поэзии и т. д. Эти трансформации происходят в направлении отклонения от правильности, порядка, в асимметрии и сторону аритмии. М. Гика писал: «По прошествии фазы прямоугольного пуризма, возможно, случатся криволинейные реакции морфологического а также архитектурного динамизма. Колебания между жизнерадостностью и аскетизмом, между экспансивностью и сдержанностью, довольно часто проявляющиеся в душевном состоянии личностей, постоянно сопровождали художественные, интеллектуальные и религиозные проявления народов либо отдельных ветвей человечества, объединенных неспециализированной цивилизацией» [49].

С старейших времен и до наших дней философы, художники и естествоиспытатели применяли понятие гармонии, вкладывая в это понятие разный суть. Для нас значительно то, что многие исследователи связывали понятие гармонии с определенным свойством либо состоянием целостной совокупности (произведения искусства, явления природы, состояния человека), разглядывая такое свойство либо состояние как совершенное либо оптимальное (наилучшее в каком-то отношении). Греческое понятие harmonia свидетельствует стройность, соразмерность, уравновешенность элементов в совокупности. Приведем пара высказываний о гармонии. «(Неразрывные) сочетания образуют целое и нецелое, сходящееся и расходящееся, разногласие и созвучие, из всего одно и из одного все (образуется)» (Гераклит Чёрный, V в. до н.э.) [50]. «Расходящееся сходится, и из разного образуется красивейшая гармония, и все появляется через борьбу» [51]. «Без соразмерности частей, либо, что то же самое, без их обоюдной подчиненности, нереально охватить взором целое, в силу того, что в противном случае глаз принужден постоянно перескакивать с места на место» [52]. «Единство целого рождается из подчиненности частей и из данной же подчиненности рождается гармония, которая немыслима вне многообразия» [53]. «Гармония имеется итог повторения главной формы произведения в его частях» (А. Тирш) [54].

В случае, если обратиться к словарям, изданным сейчас, то возможно прочесть следующее: «Гармония — согласованное сочетание, соразмерность всех элементов художественного произведения» [55]. «Гармония — соразмерность, согласованность отдельных сторон, явлений и предметов; своеобразное единство в многообразии» [56].

Мысль гармоничного целого, появившаяся в искусстве и античной философии, взяла распространение и в науке. Мысль гармонии природы в начале ХIX в. отыскала собственный выражение в теории типов Кювье, что, основываясь на сравнительно-анатомическом и палеонтологическом материале, организовал представление о типе организации животного как о закономерно выстроенной целостной совокупности. К. Бэр обосновал теорию типов на материале сравнительной эмбриологии. Но в названных теориях абсолютизировалась устойчивость совокупностей, которая неправомерно отождествлялась с неизменностью. А. И. Опарин, характеризуя реакции и биохимические процессы в клетке, пишет, что «специфично для живой материи то, что в протоплазме эти реакции в некотором роде организованы во времени, связаны между собой в единую, целостную совокупность. Они протекают тут не просто так, а в строго определенной последовательности, в известном гармоническом порядке, что лежит в базе всех жизненных явлений» [57]. В. М. Бехтерев писал: «Мир строится в форме замкнутых совокупностей, воображая собой особенные индивидуальности. Любая индивидуальность возможно разной сложности, но она воображает в любой момент гармонию частей и владеет собственной формой и собственной относительной устойчивостью совокупности» [58].

Введем понятие о гармоничном целом, собственного рода совершенном целом по аналогии с совершенным газом, совершенным кристаллом и т. д. Как и последние, гармоничное целое есть абстракцией. Из приведенных высказываний направляться, что как в мастерстве, так и в науке понятие гармонии стало широко распространено, потому что как мастерство, так и наука, являясь разными формами отражения природы, выявляют в природе свойство гармоничности. Из тех же высказываний, но, направляться, что в это понятие авторами вкладывается неодинаковый суть, что содержит, к тому же, громадную степень неопределенности. Вместе с тем эти положения фиксируют отдельные особенности гармоничного целого. Возможно поставлен вопрос о том, каким должен быть комплект особенностей объекта, дабы он был нужен и достаточен для реализации гармоничного целого. В отечественных работах [59] была сделана попытка выяснить состав таких особенностей (совокупность правил). Анализ произведений искусства, совокупностей природы, и широкого литературного материала разрешил выделить следующие пять правил гармоничности целого: 1) повторяемость целого в его частях; 2) соподчиненность частей в целом; 3) соразмерность целого и частей; 4) уравновешенность частей в целом; 5) единство целого.

Повторяемость целого в его частях (громадное в малом). Данный принцип помогает для объединения частей в целое на базе сходства. Части целого владеют разными показателями, среди которых выделяется ведущий — показатель целого. Принцип повторяемости свидетельствует близость частей композиции по ведущему показателю всего целого. К примеру, в случае, если ведущим показателем целого есть определенный цветовой тон, то каждые тона всех частей должны содержать в определенной степени данный тон.

Наличие родных значений одного и того же показателя формирует при восприятии условия для суммации сигналов от разных частей объекта в принимающей совокупности, что содействует происхождению главного перцептивного образа. Иначе, близость между частями облегчает перестройку принимающих совокупностей при перемене территории внимания. Но близость частей не свидетельствует их тождества; между ними имеются и различия, исходя из этого при восприятии не появляется стремительной адаптации органов эмоций, различия родных элементов создают условия для долгого сохранения внимания на самом высоком уровне. Вместе с тем разнообразие элементов делает объект восприятия информативно насыщенным, что снабжает долгое сохранение активности принимающих совокупностей. Но повторяемость еще не снабжает целостности. «Фабула не редкость едина не тогда, в то время, когда она вращается около одного храбреца, как думают кое-какие; в действительности, с одним может произойти нескончаемое множество событий, кроме того часть которых не воображает никакого единства» [60]. Множество элементов, объединенных по одному (несложному либо сложному) показателю, после этого может распасться на части. Принцип «громадного в малом» нужен, но не достаточен.

Соподчиненность. Принцип соподчиненности помогает для объединения частей в целое на базе различия. На базе различия в целом выделяются основное, второстепенное и дополнительное. Принцип соподчиненности свидетельствует упорядоченность частей либо групп, в каковые объединены все элементы целого. Показатель, по которому происходит соподчинение, может не совпадать с ведущим показателем, положенным в базу принципа повторяемости. Данный принцип формирует в объекте восприятия территории, неодинаково влияющие на отражающие совокупности. Различие между территориями должно легко восприниматься, т. е. оно должно превосходить некую пороговую величину. Среди этих территорий основная приведёт к максимальному эффекту в принимающей совокупности и может явиться отправным пунктом в последовательности восприятия. Соподчиненность снабжает иерархию территорий внимания и предотвращает его колебания.

Соразмерность. Принцип соразмерности помогает для согласования частей в целом по их метрическим чертям. Каждому показателю соответствует собственная метрика, т. е. собственная числовая мера. В целом обязана существовать неспециализированная мера определенного масштаба (размера), с которой должны быть соотнесены все части целого, а величины этих целого и частей должны пребывать в определенной закономерной связи. Временные и пространственные размеры должны быть согласованы, в первую очередь. К примеру, в Модулоре Корбюзье имеется неспециализированная мера показателя (длины) и зависимость между числовыми чертями этих показателей (золотое сечение). Данный принцип разрешает принимающим совокупностям уловить метрическую закономерность целого и связи частей, что снабжает активность механизмов антиципации. Количественные закономерности в объекте восприятия улавливаются принимающими совокупностями не сходу, но, будучи распознанными, они существенно облегчают процесс восприятия. Так, принцип соразмерности свидетельствует СОгласование РАЗмеров МЕР в целом.

Части и целое соразмерны между собой, если они имеют неспециализированную меру по какому-либо показателю, а значения этого показателя для целого и всех частей смогут быть объединены закономерностью определенного вида. В качестве таких закономерностей выделим следующие три обычных числовых последовательности: метрическую прогрессию, арифметическую и геометрическую прогрессию . Константой в метрической прогрессии есть элемент последовательности, в арифметической — разность между соседними элементами, в геометрической — отношения между ними. Так, соразмерность есть формой связи между целым и частями.

Уравновешенность. Данный принцип помогает для согласования противоположных сторон целостного объекта. Уравновешенность целого — это в частном случае равновесие целого и частей в силовом поле. Для объектов зрительного восприятия — это равновесие довольно пространственных осей. Вертикальная и горизонтальная оси не равноценны; ключевую роль играется вертикальная ось, что обусловлено гравитацией. Говоря о равновесии объектов восприятия, направляться иметь в виду реакции разных систем восприятия. Равновесию относительно осей соответствует оптимальное состояние моторики глаза. Уравновешенность снабжает баланс системы и устойчивость внимания, принимающей цвет.

Принцип единства требует его структуры функции и согласования целого либо, в других терминах, средства и согласования цели. В обеспечении данной задачи «участвуют» все вышеперечисленные правила. Принцип повторяемости свидетельствует единство по ведущему показателю; соподчиненность — единство, достигаемое объединением всех элементов композиции около главного; соразмерность — это единство, снабжаемое неспециализированной количественной закономерностью; уравновешенность свидетельствует единство, снабжаемое согласованием противоположностей. Перечисленные правила, будучи реализованы в объекте, выступают не изолированно. Они взаимосвязаны между собой, дополняют и видоизменяют друг друга. Единство целого возможно разглядывать как интегральный его принцип.

Сущность совокупности правил гармоничности целого и каждого в отдельности раскрывается более полно, в случае, если разглядеть совокупность средств и принципов композиции (рис. 1). Дадим краткую чёрта каждого из композиционных средств.

Пластичность. Пластика имеется темперамент границы, что возможно математически обрисован функциями одной либо многих переменных. К примеру, для поверхностей и линий это смогут быть характеристики кривизны. В отличие от пластики пластичность как композиционное средство устанавливает соответствие между особенностями композиции: и границ среды; композиции как ее частей и целого. В то время, когда среда включает человека, нужно тела человека и согласование композиции; ее частей и композиции с их субъективными эталонами, имеющимися у человека. Так, пластичность имеется композиционное средство, устанавливающее соответствие между чертями границ. Другие композиционные средства устанавливают соответствие между теми же четырьмя парами компонентов.

Тональность. Тону как характеристике внутренней области возможно поставить в соответствие математическое (и физическое) понятие спектра частот. К примеру, цветовой либо звуковой тон, фактура, светлота. Композиционное средство «тональность» устанавливает соответствие между спектрами внутренних областей. Напомним, что тональность, как и пластичность, есть чёртом границы, но пластичность есть ее макрохарактеристикой, а тональность — микрохарактеристикой.

Контрастность. Контраст имеется разностное отношение двух любых размеров, к примеру, разность между громадным и малым, тенью и светом и т. п. Контрастность устанавливает соответствие между разностями значений одной и той же характеристики в упомянутых выше четырех отношениях.

Масштабность. Масштаб имеется кратное отношение линейных размеров. Масштабность — это композиционное средство, благодаря которому устанавливается соответствие между кратными отношениями линейных размеров. масштаб и Контраст являются чертями различия. Контраст характеризует качественное различие частей композиции, а масштаб — количественное.

Пропорциональность. Пропорция в математике имеется равенство взаимоотношений. Тут под пропорцией понимается соотношение однотипных метрических черт в разных измерениях, к примеру соотношение длины, высоты, ширины (a:b:c). Пропорциональность имеется композиционное средство, благодаря которому устанавливается соответствие между пропорциями.

Ритмичность. Ритм имеется закономерное изменение элементов композиции в одном измерении. Ритм возможно обрисован функцией одной либо нескольких переменных и параметров. Ритмичность имеется композиционное средство, благодаря которому устанавливается соответствие между параметрами ритмов. ритмичность и Пропорциональность являются чертями взаимоотношений между элементами композиции. Пропорциональность — черта взаимоотношений сходства, а ритмичность — взаимоотношений порядка.

Симметричность. Симметрия имеется степень сходства в размещении. В математике под симметрией понимается инвариант преобразования объекта. Степень симметрии возможно характеризовать мерой симметрии. Симметричность — композиционное средство, устанавливающее соответствие между мерами симметрии.

Тектоничность. Тектоника характеризует размещение (распределение) моментов и сил в пространстве композиции. В механике тектоника характеризуется разностями сил, с которыми взаимодействующие части действуют друг на друга в силовом поле (к примеру, в поле тяготения). Тектоничность имеется композиционное средство, устанавливающее соответствие между тектоникой композиции и среды, ее частей и композиции, человека и композиции. Симметричность и тектоничность являются чертями неизменности композиции, ее инвариантности, причем симметричность характеризует неизменность динамики композиции, а тектоничность — неизменность ее статики.

Структурность. Структура (в этом случае) имеется взаимосвязь и взаиморасположение составных частей. В математике структура понимается как совокупность взаимоотношений, заданных на некоем множестве. Количественно структура может характеризоваться мерами связности и порядка. Структурность как композиционное средство устанавливает соответствие между мерами связности и порядка в четырех вышеупомянутых отношениях.

Функциональность. Функция в математике имеется правило, по которому устанавливается однозначное соответствие между двумя множествами. Степень соответствия может характеризоваться мерами соответствия (к примеру, информационными). Функция композиции определяется в любой момент ее значением в второй совокупности как в большем целом, что практически свидетельствует соответствие композиции как одного среды и множества как другого множества. Функциональность имеется композиционное средство, применяемое для согласования мер соответствия.

Идея целостности и познание. познание и восприятие

В совокупности композиционных средств связь между отдельными средствами обусловливается правилами гармоничности. Это указывает, что любой принцип реализуется совокупностью (группой) средств. Так, к примеру, соразмерность достигается посредством ритмичности и пропорциональности, и примыкающих к ней симметричности и масштабности. Согласование (установление соответствия) в каждого средства свидетельствует использование к комплекту соответствующих черт правил гармоничности. Тем самым в композиции как ходе появляется обратная сообщение: правила реализуются на базе средств, каковые со своей стороны употребляются на базе правил гармоничности. Такова совокупность правил, определяющих гармоничное целое. Очевидно, что изложенное тут — только один из вероятных подходов к качественному анализу этого сложного понятия.

Глава III

АНАЛИЗ ОБЪЕКТОВ ВОСПРИЯТИЯ

Текст как целое

Особенным сугубо людской объектом восприятия есть текст. Если сравнивать с объектами, рассмотренными выше, текст владеет рядом изюминок. Он воспринимается сукцессивно, может восприниматься и зрением, и слухом. Он есть универсальным методом отображения, представления информации, всех ее компонентов. Текст удобен для объективного анализа, в этом случае довольно вопросы состава и определения алфавита. Текст относится к сигналам второго рода.

Текст в целом и его компоненты являются носителями смыслового значения, между компонентами текста, наряду с другими, действуют и семантические связи, играющие в структуре «текст» ведущую роль. Текст как целое занимателен и в отношении того, что его составляющие кроме этого являются целыми единицами, тут мы имеем дело с иерархией уровней целого: буква — слово — предложение — текст. Говоря о компонентах текста, необходимо отметить одну увлекательную изюминку: кроме ограниченных элементов и связных состава имеются и неограниченные, занимающие промежуточное положение между целостными элементами: буква — слог — слово — синтагма (несколько слов) — предложение — абзац — текст. Слоги, синтагмы, абзацы имеют открытые связи.

Текст и его части изучаются разными науками: лингвистикой, логикой, психологией. Лингвистика разглядывает семантики текста и вопросы синтаксиса, логика — вопросы структуры, которые связаны с актами мышления. Эти неприятности неразрывно связаны и с вопросами усвоения и восприятия текста, его действия на принимающего. Синтаксические, семантические, эстетические и прагматические характеристики текста определяют и его целостность.

Исходным элементом текста есть символ. Символы разделяются на главные (буквы алфавита, включая промежуток для разделения слов) и вспомогательные (знаки препинания, кавычки, скобки, громадный промежуток для разделения абзацев и каждые другие символы). Но в зависимости от целей изучения в качестве элемента может приниматься не символ, а слово либо предложение.

Состав элементов текста возможно разглядывать как множество знаков (главных и вспомогательных) либо множество слов. Как и ранее, состав текста возможно характеризовать распределениями алфавитов данного текста и сравнением этих распределений с соответствующими распределениями языка.

Структурной единицей текста как целого есть предложение. Частями предложения являются слова. Между словами в предложении имеют место синтаксические отношения следования, управления, согласования, вхождения и однородности в составляющие [74]. На базе этих взаимоотношений структура предложения возможно представлена в виде ориентированного графа (дерева). Дерево графа несимметрично, с более сильным ветвлением вправо, это отражает свойства языка. Глубина дерева ограничена, что, в соответствии с догадке В. Ингве, обусловлено особенностями памяти человека. Предложение — грамматическая форма суждения. суждения и Элементы предложения не совпадают. Предложение имеет субъектно-предикатную структуру.

Текст — сложный объект. В нем возможно выделить разные типы структур — логическую, синтаксическую, семантическую, временную. Но синтаксические связи действуют по большей части в предложения. Сообщение предложений в целостную последовательность осуществляется в большинстве случаев посредством семантических связей.

В структуре текста семантические связи имеют больший удельный вес, чем в структуре предложения (если сравнивать с синтаксическими). Текст складывается из группы предложений и владеет определенной семантической обособленностью и свойственными ему структурными закономерностями. Фактически и членение текста на абзацы производится в местах трансформации смысла, и в этом отношении текст подчиняется неспециализированному правилу квантования целого. Для получения семантического компонента структуры абзаца в работе И. П. Севбо [75] предлагается следующий способ. Текст приводится к комплекту упрощенных стандартизированных предложений, устанавливаются типы взаимоотношений между этими элементарными предложениями. Ими оказываются толерантности и отношения порядка (создатель применяет другую терминологию). Выделяются лексико-семантические связи, основанные на повторяемости семантически родных понятий в тексте (слова и синонимы-помощники). Эти повторения создатель именует нанизыванием. После этого выявляются схемы нанизываний. Потом создатель разглядывает структуру текста лишь на базе нанизываний, отвлекаясь от вторых видов связей. И. П. Севбо вводит кроме этого локальные количественные оценки синтаксической и семантической близости (число однообразных слов в двух связанных предложениях — степень сцепления, степень удаленности слов-помощников).

Но, как отмечает создатель, нанизывание есть лишь одним из способов организации связного текста. Сообщение может осуществляться посредством семантически родных понятий либо общности обстановки. Объединение может происходить на базе принадлежности слов к единой семантической группе (виды одного рода). Общность обстановки может основывается на одном и том же отрезке времени либо пространства (пейзажные описания).

Л. П. Доблаев [76] разглядывает текст без разбиения его на абзацы, элементом текста считается предложение, которое рассматривается как субъектно-предикатная структура суждения. Создатель говорит о том, что и текст в целом кроме этого имеет подобную двухчастную структуру, имеет текстовый субъект, текстовый предикат, высказывающие текстовое суждение. Текстовый субъект выражается чаще в одном предложении, а суждение и предикат — в нескольких. Примечательно, что те же соотношения обнаруживаются в предложении: предикатная несколько слов, в большинстве случаев, более бессчётна, чем субъектная.

Наличие аналогии между предложением и текстом есть основанием для выбора предложений в качестве частей текста как целого. Подобно тому, как главный суть предложения возможно выражен в его субъектно-предикатной группе, главный суть абзаца (и текста в целом) возможно выражен одним предложением.

Весьма интересно, с отечественной точки зрения, сравнить между собой три вида текстов: прозаический, стихотворный и мелодию, разглядываемую как текст, Сравним эти тексты по последовательности черт и посмотрим, как эти характеристики изменяются от текста к тексту. В качестве черт используем типы взаимоотношений между компонентами семантической и метрической структуры. Метрической (временной) структурой назовем такую, которая получается в следствии естественного разбиения текста на непересекающиеся части. Эта структура подобна пространственной структуре изображения. Для каждого из разглядываемых текстов эта структура имеет пара иерархических уровней. В прозаическом тексте это текст — абзац — предложение, в стихотворном это стих — строфа — строчок — стопа, в мелодии это — сама мелодия — период — фраза — такт. В прозаическом тексте эта структура по большей части сходится с семантической, поскольку предложение и абзац являются единицами семантической информации. Но при переходе от прозы к мелодии это соответствие все более нарушается, временная структура делается все более твёрдой метризованной, значительно уменьшается значение взаимоотношений порядка, возрастает роль взаимоотношений толерантности, значительно уменьшается смысловая нагрузка текста и возрастает эмоциональная. Изменяется темперамент информации, передаваемой текстом, — от логической к образной.

Так, в разглядываемых текстах имеются две главные структуры — временная (метрическая) и семантическая. В прозаическом тексте господствует семантическая структура, в мелодии — метрическая, в стихе смогут господствовать и метрическая, и семантическая. Варьируя степень порядка и сходства компонентов текста, возможно приобретать регулярности текстов и различные величины разнообразия.

Глава IV

РЕЗУЛЬТАТ и ПРОЦЕСС ВОСПРИЯТИЯ
ЦЕЛОСТНЫХ ОБЪЕКТОВ

Глава V

Кое-какие ПРИЛОЖЕНИЯ
ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ
ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛОСТНЫХ ОБЪЕКТОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

5.2 Чувственное познание — Философия для бакалавров


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: