Активизм — тип копинговых реакций в экзистенциальном анализе, активные, но не приводящие к решению проблемы действия, довольно часто ритуального характера.
Идентичность — один из качеств самости, построения картины себя, то есть то, из чего я определю себя абсолютно, полное совпадение с чем-либо, в определенных случаях — с самим собой. Тогда идентичность делается аутентичностью, делая личность уникальной, неповторимой.
Интенциональность —лат. направленность. Человек на что-то направлен, в то время, когда действует. Сознание в любой момент направлено на что-то, имеющее содержание, исходя из этого не бывает безлюдного сознания. Соотнесенность с предметом.
Интимность — в современном экзистенциальном анализе это территория, в которой человек находится наедине с Person, это не в собственности никому, не считая человека. Область интимного у здоровой личности защищена стыдом. В. Франкл полагал, что публичность недопустима в трех обстановках: в горе, в любви и в молитве.
Копинговые реакции — защитные механизмы психодинамического уровня, они появляются как спонтанные автоматические реакции на угрозу и, в большинстве случаев, опережают процесс персональной обработки неприятности. Копинговые реакции не свободны, они являются конкретно реакциями, тогда как Person недетерминирована (она разрешает человеку адекватно принимать проблему, осознать ее сущность, занять позицию по отношению к ней и в соответствии с данной позицией функционировать). Главные типы копинговых реакций: 1) уход, 2) активизмы, 3) рефлекс и 4) агрессия мнимой смерти.
Персональный экзистенциальный анализ — способ, созданный А. Лэнгле и направленный на фасилитацию персонального измерения человека. Совокупность вопросов, отвечая на каковые больной может открыться для восприятия собственной экзистенциальной ситуации, осознать ее сущность, соотнести с собой, занять позицию, решить и функционировать в ней персонально.
Рефлекс мнимой смерти — реакции и тип, появляющейся как рефлекторный ответ на самый тяжелый тип угрозы. Проявляется в ступоре, утрата чувствительности либо диссоциации (расщеплении) чувств и когниций (мыслей).
Самодистанцирование — понятие экзистенциально-аналитической антропологии В. Франкла, свидетельствует отойти на такую расстояние, из которой возможно вести себя вольно по отношению к себе (к примеру, человек испытывает голод, но отодвигает это чувство для окончания работы). Самодистанцирование отражает свободу Person: я так свободен, что могу быть свободным и перед лицом собственной ограниченности и обусловленности.
Самость — все то, в чем проявляет себя Я, то, что Я вычисляет своим и благодаря чему может иметь картину себя, аналог эмпирического Я У. Джеймса.
Самотрансценденция — понятие экзистенциально-аналитической антропологии, введенное Виктором Франклом для обозначения направленности Person на «что-то, что не есть она сама». Не будучи самодостаточной, Person испытывает недостаток в ком-то либо чем-то. Человек лишь тогда абсолютно делается собой, считает Франкл, в то время, когда он, забывая себя, отдается делу, эмоции, второму человеку, другими словами чему-то, что воображает для него сокровище. Аналогом самотрансценденции в психологии есть понятие «воля к смыслу».
Совесть — одна из функций Person, интуитивное чутье в отношении того, что, исходя из иерархии сокровищ, в данной обстановке было бы верным, хорошим. Совесть — чутье в отношении согласованности, соответствия между ценностями и собственной сущностью, о которых идет обращение в данной обстановке.
Феноменологическая установка — в экзистенциальном анализе позиция эмоциональной открытости Person по отношению к тому, что приходит извне. В первый раз обрисована Э. Гуссерлем, после этого М. Хайдеггером.
Экзистенция — главное понятие экзистенциализма (М. Хайдеггер) и экзистенциального анализа. Свидетельствует таковой метод бытия человека, в то время, когда он постоянно находится в «ситуации», которая запрашивает его как Person: «Как человеку быть в данной ситуации человеком?». Осуществляя себя так, человек переживает исполненность, удовлетворения и глубокое чувство согласия.
II. Публикации А. Лэнгле на русском
Лэнгле А. Экзистенциальный анализ — отыскать согласие с судьбой // Столичный психотерапевтический издание. 2001. № 1 (28). С. 5-23.
Лэнгле А. Грандиозное одиночество. Нарциссизм как антропологическо-экзистенииальный феномен // Столичный психотерапевтический издание. 2002. №2 (33). С. 34-58.
Лэнгле А. Стоит ли надеяться на собственные эмоции? // Педология. Новый век. 2002. №3. С. 5-12.
Лэнгле А. Значение самопознания в экзистенциальном анализе и логотерапии: сравнение подходов // Столичный психотерапевтический издание. 2002. №4 (35). С. 150-168.
Лэнгле А. Психотерапия: научный способ либо духовная практика // Столичный психотерапевтический издание. 2003. № 2. С. 7-34.
Лэнгле А . Жизнь, наполненная смыслом. М., Генезис, 2003.
Лэнгле А. Введение в экзистенциально-аналитическую теорию чувств: прикосновение к сокровищу // Вопросы психологии. 2004. №4. С. 3-21.
Сноски
По окончании Первой мировой экзистенциализм взял развитие в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер), а во время Второй мировой — во Франции (Ж.-П. Сартр, А. Марсель, М. Мерло-Понти, А. Камю, С. де Бовуар), и только в 60-е годы — в Соединенных Штатах (У. Лоури, У. Баррет, Дж. Эди)
Основоположниками американского персонализма были Б. Боун, Дж. Ройс, и Дж. Хауисон, М. Калкинс и др. французские персоналисты во главе с Э. Мунье и Ж. Лакруа группировались около издания «Esprit» (1932).
«Я страдаю, значит, я существую. Это вернее и глубже декартовского cogito», — пишет Бердяев в книге «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» (1947).
Термин чувство исполненности не через чур отлично звучит по-русски, его имело возможность бы заменить словосочетание «чувство глубокого удовлетворения», если бы не ироничный оттенок, что оно по историческим обстоятельствам взяло. Принципиально важно, что исполненность — это не просто и не обязательно получение наслаждения либо удовлетворение потребности, скорее — переживание глубокого внутреннего согласия с тем, что имеет место быть, либо с тем, что сделано; переживание соответствия этого, с одной стороны, собственной сущности и с другой — событиям.
В данной сознательной отдаче себя делу, работе, людям легко видеть параллели с теорией деятельности А. Н. Леонтьева. Франкл и Леонтьев были людьми одного поколения, быть может, таковой радикальный отказ от себя был веянием этого тяжёлого времени, следствием пережитых социальных драм, а быть может, и этическим принципом судьбы. Отыщем в памяти созданную в конце 20-х голов концепцию «безотносительного-себя-исключения» как критерий нравственного поступка у М. М. Бахтина.
Логотерапия — созданная В. Франклом психотерапия смыслом — оказывает помощь человеку отыскать суть в чрезвычайных обстановках, каковые кажутся безнадёжными.
Необходимо уточнить, что экзистенциальный анализ Альфрида Лэнгле — это не только теория личности, вместе с тем теория чувств, концепция четырех фундаментальных мотиваций и т. д.
Кстати, этим способом пользуется и тот ученый, что трудится в объективистской парадигме, порождает догадки, каковые после этого проверяются в опыте. Диалог способов, субъективных и объективных, длился целый XX век, он не закончен и сейчас, в особенности в отвлечённой среде, отличающейся консервативностью.
Цит. по Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М.: Мастерство, 1984. С. 305
Данный особенный тип страдания на фоне социально приемлемой и в полной мере успешной жизни нам отлично известен хотя бы по романам Достоевского и Толстого.
Франкл В. Духовность, ответственность и свобода // Франкл В. Человек в отыскивании смысла. М.: Прогресс, 1990. С. 93.
В том месте же. С. 51
В том месте же.
Виктор Франкл пребывал в переписке с мэтром, был ему отлично известен, Фрейд кроме того советовал к публикации кое-какие его статьи.
Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход// Вопросы психологии, 1 992, №3-4.
Братусь Б. С. К проблеме человека в психологии // Психология личности. М.: Вопросы психологии, 2003. (Б-ка издания «Вопросы психологии»).
Формированием данной сферы в психоаналитической традиции интересуется теория объектных взаимоотношений.
Первой — в силу того, что в ней идет обращение о том, чего я не захотел бы себе и второму в жизни. Самость же включает не только полезное, утверждению которого ты готов содействовать, но и неценное, чего не должно быть. Да и то, и второе — ответственное.
Материалы семинаров по экзистенциальному анализу, совершённых А. Лэнгле в Москве (1999-2004).
В том месте же
LangleA. (1993): Personale Existenzanalyse. In: Langle A. (Hrsg.) Wertbegegnung. Phanomene und methodische Zugange. CLE-Verlag, Wien, 133-160.
К. Ясперс: «Мы не можем сделать себе свободу — она дарится нам. Мы не свободны по обстоятельству себя самих, мы приобретаем себя в на шей свободе себе в качестве подарка и не знаем откуда. Не через себя самих мы имеется, дело обстоит так, что мы не можем желать отечественную волю, что мы не можем планировать то, чем мы сами являемся в отечественной свободе, что в намного большей степени финалом всех желаний и наших планов есть то, в чем нам нас дарят» (Chiffren, 1984. S. 48).
Олпорт Г. Становление: главные положения психологии личности // Олпорт Г. Становление личности. М.: Суть, 2002. С. 1 85.
Флоренский П. А. Иконостас. М.: ACT, 2003. С. 31.
В том месте же. С. 33.
«Лик по-гречески именуется мысль, эйдос, следовательно, лик свидетельствует духовную сущность». — В том месте же. С. 32.
«Вот по какой причине как германские предания, так и русские сказки признают нечистую силу безлюдной внутри, корытообразной либо дуплообразной, без станового хребта — данной базы крепости тела, лже-телами и, следовательно, лже-существами; наоборот, всевышний начала действительности и блага Озирис изображался в Египте знаком джеду, в котором усматривают, как главное значение, схематически изображенный становый хребет Озириса: злое и нечистое лишено хребта, другими словами субстанциональности, а хорошее реально, и хребет имеется самая база его бытия».-Там же. С.34.
Флоренский П. А. утверждение и Столп истины. Произведения. 1 М.: Действительно, 1990. С. 83.
Бердяев Н. А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. М.: Фолио, 2003. С. 9.
В том месте же. С. 12.
В том месте же. С. 13.
KrivtsovaS., ChazanovaM. Empathie in der Begrifflichkeit des klienten-zentrierten Zugangs aus Sicht der Existenzanalyse. In: Existenzanalyse, 1, 2004. S. 42-47.
Бахтин М. М. Неприятности поэтики Достоевского. М.,1979. С.293.
Цит. по Психология личности: тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982. С. 255.
Термину «Person» тяжело отыскать аналог в русском языке, исходя из этого мы оставляем его без перевода. В соответствии с антропологической модели, принятой в экзистенциальном анализе, человек рассматривается как единство трех измерений: соматического (тело), психологического (эмоции, аффекты, черты характера и т. п.) и духовного. Термин «Person» употребляется для обозначения духовного измерения человека. Подробнее о значении этого термина написано во Вступительной статье научного редактора. — Примеч. научн. ред.
По собственному содержанию эти предпосылки имеют аналогию с фундаментальными экзистенциальными мотивациями» (см. Лэнгле, 2001).
Экхардту (Eckhardt, 1992) удалось эмпирически подтвердить, что самоценность складывается из обоих этих компонентов: из эмоций по отношению к собственной сокровищу, другими словами по отношению к сокровищу собственной судьбе (в соответствии со второй фундаментальной экзистенциальной мотивацией), и признания сокровища собственных достижений (в соответствии с третьей фундаментальной экзистенциальной мотивацией).
Возможно заявить, что это соответствует главной христианской заповеди «Возлюби ближнего собственного, как самого себя», которая в одном из переводов звучит как «Возлюби ближнего собственного, он такой же, как ты». Так, уже в основной христианской заповеди любовь к ближнему сформулирована как базисная установка, поддерживающая культуру и содействующая людской сотрудничеству.
В случае, если в базе нарциссизма лежит злоупотребление, то как правило оно происходит не через использование силы, а через совращающее манипулятивное вмешательство в Собственное.
Персональное бытие — Personsein — термин, созданный по аналогии с dasein (бытие в мире). — Примеч. науч. Ред.
Условием доступа к персональному есть «сильное Я». Лишь в том случае, в то время, когда в конкретной обстановке Я чувствует себя оправданным перед самим собой, в то время, когда самоценность более не есть проблемой, для Я появляется возможность функционировать в соответствии с персональным, слышать Person и «брать к себе» идущее из глубины собственной сущности. Ту же логику мы находим у М. М. Бахтина в концепции нравственного действия (см. Бахтин М. М. К философии поступка, 1929). — Примеч. научн. ред.
В экзистенциальном анализе, а также у В. Франкла, «Оно» не есть психодинамическим по собственной природе, подобно «Ид» у Фрейда, скорее глубинным источником персональной силы, (ср. у Франкла. «совесть — бессознательный Всевышний»). — Примеч. научн. ред.
С позиций экзистенциального анализа Person, кроме другого, есть носителем этического, нравственного начала человека. — Примеч. научн. ред.
Возможно высказать предположение, что одна из обстоятельств длительности времени, нужного для терапии нарциссизма (как и нарушений личности по большому счету), пребывает в компенсаторном применении не затронутых патологией свойств Person. Это, с одной стороны, ведет к тому, что у человека, страдающего нарциссизмом, отсутствует субъективное чувство, что он болен либо имеет важный недостаток. Иначе, это кроме этого ведет к тому, что в глазах окружающих людей нарциссические нарушения выглядят легко как «особенности поведения», «недочёт нравственности» либо «жизненный стиль».
Предстоящее (по окончании Франкла) развитие экзистенциального анализа в GLE заключалось в применении данного способа в качестве психотерапии, соотнесенной с собственным опытом больного. В отличие от этого Франкл осознавал логотерапию как «метафизически-религиозно психотерапию и обоснованную антропологию» (Espinosa , 1998, р. 9). Не обращая внимания на поворот к субъективному опыту, в современном экзистенциальном анализе метафизика [здесь: философское учение об базах мироздания. — Научн. ред.] считается не только допустимой, но кроме того нужной. Но в отличие от Франкла она рассматривается не как отправная точка для мышления, а как действительность, которая принципиально познаваема и, значит, возможно постигнута субъективно-индуктивным методом. Одна из целей настоящей работы — продемонстрировать, что в эмпирически обоснованном подходе кроме этого может найтись место обращению к духовным факторам. Метафизика в современном экзистенциальном анализе следует за опытом. Она сейчас не исходный, а конечный пункт, на что выходит бытие (см. предстоящие разъяснения в [Langle , 1994а] и в последующей дискуссии [Langle , 1995направляться).
Карл Ясперс (1965, S.19 ff.), возможно, имел в виду приблизительно то же самое, в то время, когда писал в статье «О моей философии» (в первый раз вышла в 1941, т. 24): «В каждой форме собственного бытия человек соотнесен с чем-то вторым — бытие-в-мире соотнесено с этим миром, сознание — с объектами, дух— с идеей, экзистенция— с трансценденцией». Не смотря на то, что Ясперс писал это в контексте размышлений о становлении человека Целостным благодаря его соотнесенности с чем-то вторым, примечательно, что он различает четыре формы бытия, которым соответствуют Различные содержания. Такая же фигура мышления присутствует и в концепции фундаментальных экзистенциальных мотиваций, действительно, с другим подразделением, имеющим только отдаленное сходство.
Это понятие восходит к экзистенциализму (Хайдеггер) и связано с принятием действительности, «мужеством жить» (Тиллих). В русском языке тяжело подобрать аналог, абсолютно передающий его содержание. — Примеч. научн. ред.
Под «Объемлющим», в соответствии с философии Карла Ясперса, возможно осознавать бытие в его всеохватности и тотальности. Объемлющее лежит в базе всего видимого, стоит за всем видимым и проявляет себя через видимое, но ни при каких обстоятельствах напрямую. Все, что имеется, среди них и мы сами, происходит из Объемлющего, которое содержит сущность всех вещей, базы отечественного наши возможности и существования. Примеч. научн. ред.
Для Ясперса страдание, вина, смерть, случайности и борьба являются главными данностями бытия, которых человек не имеет возможности ни избежать, ни поменять, и исходя из этого столкновение с ними он именует «пограничными обстановками» (Jaspers , 1986, S. 20). Они необходимы чтобы радикальным образом потрясти субъекта в его бытии и так пробудить для экзистенции (Jaspers , 1956, I, S. 56). Единственная имеющая суть реакция на пограничные обстановки пребывает в том, дабы не избегать, а открыто идти им навстречу, чтобы отечественная экзистенция имела возможность состояться. «Познать пограничные обстановки и Существовать— это одно да и то же» (Jaspers , 1956, II, S. 204). Концепция фундаментальных мотиваций в собственной глубине кроме этого содержит опыт познания некой границы, действительно, у данной глубины нет для того чтобы (обычного для экзистенциальной философии) ужасного характера. «Опыт границы» в фундаментальных мотивациях также ведет к «пробуждению для экзистенции», подобно переживанию пограничных обстановок, о которых говорит Ясперс. Мы предполагаем, что опыт пограничных обстановок ведет к познанию тех же содержаний, каковые обрисованы в фундаментальных экзистенциальных мотивациях.
Более детально о соотношении Я и Person см. в первой статье (с. 41-78). — Примеч. ред.
Схожим образом это формулирует и Карл Ясперс (1974, S.17); «Экзистенция — это бытие самим собой, которое соотносится с собой и через это— с трансцендентным, на котором оно основывается и благодаря которому оно знает, что подарено самому себе». Либо в религиозной формулировке: «Всевышний имеется для меня в той степени, в какой я подлинно существую». (Jaspers, 1986, S. 51).
Близость к концепции фундаментальных мотиваций, как мне думается, возможно заметить кроме этого и в следующем высказывании Ясперса: «Но это обнаруживается снова и снова: для нас Божество, если оно имеется, имеется лишь то, как оно появляется в мире, как оно говорит с нами языком мира и людей… Божество проявляется лишь в тех методах, каковые постижимы для человека» (Jaspers, 1965, S. 20 ff.).
[1]После Первой мировой экзистенциализм взял развитие в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер), а во время Второй мировой — во Франции (Ж.-П. Сартр, А. Марсель, М. Мерло-Понти, А. Камю, С. де Бовуар), и только в 60-е годы — в Соединенных Штатах (У. Лоури, У. Баррет, Дж. Эди)
[2]Основоположниками американского персонализма были Б. Боун, Дж. Ройс, и Дж. Хауисон, М. Калкинс и др. французские персоналисты во главе с Э. Мунье и Ж. Лакруа группировались около издания «Esprit» (1932).
[3]«Я страдаю, значит, я существую. Это вернее и глубже декартовского cogito», — пишет Бердяев в книге «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» (1947).
[4]Термин чувство исполненности не через чур отлично звучит по-русски, его имело возможность бы заменить словосочетание «чувство глубокого удовлетворения», если бы не ироничный оттенок, что оно по историческим обстоятельствам взяло. Принципиально важно, что исполненность — это не просто и не обязательно получение наслаждения либо удовлетворение потребности, скорее — переживание глубокого внутреннего согласия с тем, что имеет место быть, либо с тем, что сделано; переживание соответствия этого, с одной стороны, собственной сущности и с другой — событиям.
[5]В данной сознательной отдаче себя делу, работе, людям легко видеть параллели с теорией деятельности А. Н. Леонтьева. Франкл и Леонтьев были людьми одного поколения, быть может, таковой радикальный отказ от себя был веянием этого тяжёлого времени, следствием пережитых социальных драм, а быть может, и этическим принципом судьбы. Отыщем в памяти созданную в конце 20-х голов концепцию «полного-себя-исключения» как критерий нравственного поступка у М. М. Бахтина.
[6]Логотерапия — созданная В. Франклом психотерапия смыслом — оказывает помощь человеку отыскать суть в чрезвычайных обстановках, каковые кажутся безнадёжными.
[7]Нужно уточнить, что экзистенциальный анализ Альфрида Лэнгле — это не только теория личности, вместе с тем теория чувств, концепция четырех фундаментальных мотиваций и т. д.
[8]Кстати, этим способом пользуется и тот ученый, что трудится в объективистской парадигме, порождает догадки, каковые после этого проверяются в опыте. Диалог способов, субъективных и объективных, длился целый XX век, он не закончен и сейчас, в особенности в отвлечённой среде, отличающейся консервативностью.
[9]Цит. по Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М.: Мастерство, 1984. С. 305
[10]Этот особенный тип страдания на фоне социально приемлемой и в полной мере успешной жизни нам отлично известен хотя бы по романам Достоевского и Толстого.
[11]Франкл В. Духовность, ответственность и свобода // Франкл В. Человек в отыскивании смысла. М.: Прогресс, 1990. С. 93.
[12]Там же. С. 51
[13]Там же.
[14]Виктор Франкл пребывал в переписке с мэтром, был ему отлично известен, Фрейд кроме того советовал к публикации кое-какие его статьи.
[15]Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход// Вопросы психологии, 1 992, №3-4.
[16]Братусь Б. С. К проблеме человека в психологии // Психология личности. М.: Вопросы психологии, 2003. (Б-ка издания «Вопросы психологии»).
[17]Формированием данной сферы в психоаналитической традиции интересуется теория объектных взаимоотношений.
[18]Первой — в силу того, что в ней идет обращение о том, чего я не захотел бы себе и второму в жизни. Самость же включает не только полезное, утверждению которого ты готов содействовать, но и неценное, чего не должно быть. Да и то, и второе — серьёзное.
[19] Материалы семинаров по экзистенциальному анализу, совершённых А. Лэнгле в Москве (1999-2004).
[20]Там же
[21]LangleA. (1993): Personale Existenzanalyse. In: Langle A. (Hrsg.) Wertbegegnung. Phanomene und methodische Zugange. CLE-Verlag, Wien, 133-160.
[22]К. Ясперс: «Мы не можем сделать себе свободу — она дарится нам. Мы не свободны по обстоятельству себя самих, мы приобретаем себя в на шей свободе себе в качестве подарка и не знаем откуда. Не через себя самих мы имеется, дело обстоит так, что мы не можем желать отечественную волю, что мы не можем планировать то, чем мы сами являемся в отечественной свободе, что в намного большей степени финалом всех желаний и наших планов есть то, в чем нам нас дарят» (Chiffren, 1984. S. 48).
[23]Олпорт Г. Становление: главные положения психологии личности // Олпорт Г. Становление личности. М.: Суть, 2002. С. 1 85.
[24]Флоренский П. А. Иконостас. М.: ACT, 2003. С. 31.
[25]Там же. С. 33.
[26]«Лик по-гречески именуется мысль, эйдос, следовательно, лик свидетельствует духовную сущность». — В том месте же. С. 32.
[27]«Вот по какой причине как германские предания, так и русские сказки признают нечистую силу безлюдной внутри, корытообразной либо дуплообразной, без станового хребта — данной базы крепости тела, лже-телами и, следовательно, лже-существами; наоборот, всевышний начала действительности и блага Озирис изображался в Египте знаком джеду, в котором усматривают, как главное значение, схематически изображенный становый хребет Озириса: злое и нечистое лишено хребта, другими словами субстанциональности, а хорошее реально, и хребет имеется самая база его бытия».-Там же. С.34.
[28]Флоренский П. А. утверждение и Столп истины. Произведения. 1 М.: Действительно, 1990. С. 83.
[29]Бердяев Н. А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. М.: Фолио, 2003. С. 9.
[30]Там же. С. 12.
[31] В том месте же. С. 13.
[32]KrivtsovaS., ChazanovaM. Empathie in der Begrifflichkeit des klienten-zentrierten Zugangs aus Sicht der Existenzanalyse. In: Existenzanalyse, 1, 2004. S. 42-47.
[33]Бахтин М. М. Неприятности поэтики Достоевского. М.,1979. С.293.
[34]Цит. по Психология личности: тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982. С. 255.
[35]Термину «Person» тяжело отыскать аналог в русском языке, исходя из этого мы оставляем его без перевода. В соответствии с антропологической модели, принятой в экзистенциальном анализе, человек рассматривается как единство трех измерений: соматического (тело), психологического (эмоции, аффекты, черты характера и т. п.) и духовного. Термин «Person» употребляется для обозначения духовного измерения человека. Подробнее о значении этого термина написано во Вступительной статье научного редактора. — Примеч. научн. ред.
[36]По собственному содержанию эти предпосылки имеют аналогию с фундаментальными экзистенциальными мотивациями» (см. Лэнгле, 2001).
[37]Экхардту (Eckhardt, 1992) удалось эмпирически подтвердить, что самоценность складывается из обоих этих компонентов: из эмоций по отношению к собственной сокровищу, другими словами по отношению к сокровищу собственной судьбе (в соответствии со второй фундаментальной экзистенциальной мотивацией), и признания сокровища собственных достижений (в соответствии с третьей фундаментальной экзистенциальной мотивацией).
[38]Можно заявить, что это соответствует главной христианской заповеди «Возлюби ближнего собственного, как самого себя», которая в одном из переводов звучит как «Возлюби ближнего собственного, он такой же, как ты». Так, уже в основной христианской заповеди любовь к ближнему сформулирована как базисная установка, поддерживающая культуру и содействующая людской сотрудничеству.
[39]Если в базе нарциссизма лежит злоупотребление, то как правило оно происходит не через использование силы, а через совращающее манипулятивное вмешательство в Собственное.
[40]Персональное бытие — Personsein — термин, созданный по аналогии с dasein (бытие в мире). — Примеч. науч. Ред.
[41]Условием доступа к персональному есть «сильное Я». Лишь в том случае, в то время, когда в конкретной обстановке Я чувствует себя оправданным перед самим собой, в то время, когда самоценность более не есть проблемой, для Я появляется возможность функционировать в соответствии с персональным, слышать Person и «брать к себе» идущее из глубины собственной сущности. Ту же логику мы находим у М. М. Бахтина в концепции нравственного действия (см. Бахтин М. М. К философии поступка, 1929). — Примеч. научн. ред.
[42]В экзистенциальном анализе, а также у В. Франкла, «Оно» не есть психодинамическим по собственной природе, подобно «Ид» у Фрейда, скорее глубинным источником персональной силы, (ср. у Франкла. «совесть — бессознательный Всевышний»). — Примеч. научн. ред.
[43]С точки зрения экзистенциального анализа Person, кроме другого, есть носителем этического, нравственного начала человека. — Примеч. научн. ред.
[44]Можно высказать предположение, что одна из обстоятельств длительности времени, нужного для терапии нарциссизма (как и нарушений личности по большому счету), пребывает в компенсаторном применении не затронутых патологией свойств Person. Это, с одной стороны, ведет к тому, что у человека, страдающего нарциссизмом, отсутствует субъективное чувство, что он болен либо имеет важный недостаток. Иначе, это кроме этого ведет к тому, что в глазах окружающих людей нарциссические нарушения выглядят легко как «особенности поведения», «недочёт нравственности» либо «жизненный стиль».
[45]Дальнейшее (по окончании Франкла) развитие экзистенциального анализа в GLE заключалось в применении данного способа в качестве психотерапии, соотнесенной с собственным опытом больного. В отличие от этого Франкл осознавал логотерапию как «метафизически-религиозно психотерапию и обоснованную антропологию» (Espinosa , 1998, р. 9). Не обращая внимания на поворот к субъективному опыту, в современном экзистенциальном анализе метафизика [здесь: философское учение об базах мироздания. — Научн. ред.] считается не только допустимой, но кроме того нужной. Но в отличие от Франкла она рассматривается не как отправная точка для мышления, а как действительность, которая принципиально познаваема и, значит, возможно постигнута субъективно-индуктивным методом. Одна из целей настоящей работы — продемонстрировать, что в эмпирически обоснованном подходе кроме этого может найтись место обращению к духовным факторам. Метафизика в современном экзистенциальном анализе следует за опытом. Она сейчас не исходный, а конечный пункт, на что выходит бытие (см. предстоящие разъяснения в [Langle , 1994а] и в последующей дискуссии [Langle , 1995]).
[46]Карл Ясперс (1965, S.19 ff.), возможно, имел в виду приблизительно то же самое, в то время, когда писал в статье «О моей философии» (в первый раз вышла в 1941, т. 24): «В каждой форме собственного бытия человек соотнесен с чем-то вторым — бытие-в-мире соотнесено с этим миром, сознание — с объектами, дух— с идеей, экзистенция— с трансценденцией». Не смотря на то, что Ясперс писал это в контексте размышлений о становлении человека Целостным благодаря его соотнесенности с чем-то вторым, примечательно, что он различает четыре формы бытия, которым соответствуют Различные содержания. Такая же фигура мышления присутствует и в концепции фундаментальных экзистенциальных мотиваций, действительно, с другим подразделением, имеющим только отдаленное сходство.
[47]Это понятие восходит к экзистенциализму (Хайдеггер) и связано с принятием действительности, «мужеством жить» (Тиллих). В русском языке тяжело подобрать аналог, абсолютно передающий его содержание. — Примеч. научн. ред.
[48]Под «Объемлющим», в соответствии с философии Карла Ясперса, возможно осознавать бытие в его всеохватности и тотальности. Объемлющее лежит в базе всего видимого, стоит за всем видимым и проявляет себя через видимое, но ни при каких обстоятельствах напрямую. Все, что имеется, среди них и мы сами, происходит из Объемлющего, которое содержит сущность всех вещей, базы отечественного наши возможности и существования. Примеч. научн. ред.
[49]Для Ясперса страдание, вина, смерть, случайности и борьба являются главными данностями бытия, которых человек не имеет возможности ни избежать, ни поменять, и исходя из этого столкновение с ними он именует «пограничными обстановками» (Jaspers , 1986, S. 20). Они необходимы чтобы радикальным образом потрясти субъекта в его бытии и так пробудить для экзистенции (Jaspers , 1956, I, S. 56). Единственная имеющая суть реакция на пограничные обстановки пребывает в том, дабы не избегать, а открыто идти им навстречу, чтобы отечественная экзистенция имела возможность состояться. «Познать пограничные обстановки и Существовать— это одно да и то же» (Jaspers , 1956, II, S. 204). Концепция фундаментальных мотиваций в собственной глубине кроме этого содержит опыт познания некой границы, действительно, у данной глубины нет для того чтобы (обычного для экзистенциальной философии) ужасного характера. «Опыт границы» в фундаментальных мотивациях также ведет к «пробуждению для экзистенции», подобно переживанию пограничных обстановок, о которых говорит Ясперс. Мы предполагаем, что опыт пограничных обстановок ведет к познанию тех же содержаний, каковые обрисованы в фундаментальных экзистенциальных мотивациях.
[50]Более детально о соотношении Я и Person см. в первой статье (с. 41-78). — Примеч. ред.
[51]Схожим образом это формулирует и Карл Ясперс (1974, S.17); «Экзистенция — это бытие самим собой, которое соотносится с собой и через это— с трансцендентным, на котором оно основывается и благодаря которому оно знает, что подарено самому себе». Либо в религиозной формулировке: «Всевышний имеется для меня в той степени, в какой я подлинно существую». (Jaspers, 1986, S. 51).
Близость к концепции фундаментальных мотиваций, как мне думается, возможно заметить кроме этого и в следующем высказывании Ясперса: «Но это обнаруживается снова и снова: для нас Божество, если оно имеется, имеется лишь то, как оно появляется в мире, как оно говорит с нами языком мира и людей… Божество проявляется лишь в тех методах, каковые постижимы для человека» (Jaspers, 1965, S. 20 ff.).