КОНЦЕПЦИЯ
В РФ
ВВЕДЕНИЕ
Концепция художественного образования РФ (потом — Концепция) опирается на основополагающий национальный документ – «Национальную теорию образования в РФ», что устанавливает приоритет образования в национальной политике, определяет направления и стратегию развития совокупности образования в РФ на период до 2025 года.
Концепция призвана обеспечить конституционные права и гражданина России и свободы человека в области искусства и культуры:
право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным сокровищам;
свободу литературного и художественного видов творчества, преподавания, охрану интеллектуальной собственности;
обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь культуры и памятники истории.
Концепция определяет стратегические направления политики в данной сфере, говорит о перспективах развития художественного образования в единстве целей, средств и задач успехи.
Реализация Концепции способна явиться базой для возрождения России и духовного развития, утверждения ее статуса в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, искусства и культуры.
Художественное образование направлено на развитие людской индивидуальности, включая ее социально-культурную и творческую стороны. Художественное образование – это присвоения и процесс овладения человеком художественной культуры человечества и своего народа, один из формирования человека и важнейших способов развития как целостной личности и неповторимой творческой индивидуальности.
Проект Концепции художественного образования в РФ
Практическая реализация данной сверхзадачи обязана опираться на исторически сложившуюся в РФ совокупность художественного образования.
Совокупность художественного образования имеет два ведущих направления: художественное образование как часть неспециализированного образо-
вания и опытное художественное образование. Реализация программ художественного образования осуществляется во всех видах и типах образовательных учреждений (общеобразовательных школах, детских садах, учреждениях среднего опытного, высшего и послевузовского профобразования, учреждениях дополнительного образования, а также учреждениях дополнительного образования детей).
ЗАДАЧИ и ЦЕЛИ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Совокупность художественного образования призвана обеспечить осуществление следующих задач:
- развитие и формирование эстетических вкусов и потребностей всех социальных и возрастных групп населения, создание на данной базе эстетически развитой и зрителей и заинтересованной аудитории слушателей;
- подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере культуры и искусства, и педагогических кадров для совокупности художественного образования;
- передача и сохранение новым поколениям традиций отечественного профобразования в области мастерства;
- приобщение граждан Российской Федерации к шедеврам отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим примерам народного творчества, хорошего и современного мастерства;
- реализация нравственного потенциала мастерства как развития и средства формирования этических ценностей и общества и идеалов личности;
- широкое внедрение художественного образования как фактора юношества и интеллектуального роста детей, содействующего раскрытию их творческого потенциала;
Проект Концепции художественного образования в РФ
- формирование культуры межнационального общения при помощи искусства через изучение художественных традиций населений украины;
- применение возможностей мастерства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей, подростков и других групп населения при помощи внедрения современных методик арт-терапии;
- привлечение ресурсов художественного образования в целях социально-культурной адаптации детей и подростков для коррекции и профилактики асоциального поведения;
- вовлечение всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базисных художественно-практических навыков;
- поддержка и выявление одаренных молодёжи и детей, обеспечение соответствующих условий для их творческого развития.
СОДЕРЖАНИЕ И ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
методические принципы и Содержание художественного образования должны соответствовать актуальным задачам развития русского общества, мирового культурного процесса, содействовать всестороннему удовлетворению духовных запросов личности.
Содержание художественного образования включает в себя следующие направления:
- формирование культурно-исторической компетентности, подразумевающей истории искусства и изучение теории различных народов и эпох;
- формирование художественно-практической компетентности, подразумевающей овладение средствами художественной ясности разных видов искусств;
- формирование оценочных критериев и художественного вкуса в контексте духовно-нравственных и эстетических совершенств.
Освоение содержания художественного образования осуществляется на базе следующих методических правил:
Проект Концепции художественного образования в РФ
- преемственность и непрерывность разных уровней художественного образования, начало обучения с раннего возраста;
- мультикультурный подход, предполагающий включение в программы по мастерству максимально широкого диапазона художественных национальных традиций и стилей с опорой на отечественную культуру;
- опора на национально-культурные изюминки при составлении учебных программ по предметам мастерства;
- комплексный подход к преподаванию художественных дисциплин на базе сотрудничества разных видов искусств;
- распространение вариативных образовательных программ различного уровня, адаптированных к возможностям и способностям каждого обучающегося;
- внедрение личностно-ориентированных методик художественно-образовательной деятельности, индивидуализированных подходов к одаренным личностям и вторым особенным категориям обучающихся.