Первый вопрос, что появляется в связи с рассмотрением дан*
ной неприятности, пребывает в том, как конкретный земельный надел
делается объектом субъективного права частной собственности.
Самый очевидный ответ следующий. Основанием приобретения та
кого права есть передача предшествующим хозяином зе
мельного участка новому хозяину методом его продажи, дарения,
мены либо передачи по наследству. Но таковой ответ оставляет глав
ный вопрос без ответа. Как именно право частной собственности
на землю было куплено первоначально, самым первым собствен
ником? 1
Почва как недвижимое имущество представляет собой увлекательный
контраст если сравнивать с движимым имуществом. Почва постоянна,
неперемещаема и за очень редкими исключениями не может быть
создана снова человеком. Она — источник происхождения всех иных!
видов имуществ.
Происхождение права частной собственности на движимое имуще
ство и недвижимое имущество — почву исторически происходило раз
ными дорогами.
Базой публичных взаимоотношений в первобытнообщинном обще
стве была публичная собственность на средства производства. Од
нако при первобытнообщинном строе права собственности не сущест
вовало, потому, что не было ни страны, ни права. Исторически
право собственности появляется как право частной собственности в
первую очередь на средства и орудия производства, т.е. на движимое
имущество, в следствии распадения публичной собственности на
собственность, принадлежащую отдельным индивидам. Данный процесс
происходит на этапе рабовладельческого общества, в то время, когда публичен
ная собственность на средства производства заменяется личной соб-
ственностью.
Основным принципом происхождения права частной собственности на землю есть начальное приобретение ее инди-
видом от страны и после этого передача этого права по цепочке передач последующим поколениям. Такая практика существовала во многих европейских государствах.
Так, в римской Империи государство наделяло всех граждан почвой. В следствии постоянного увеличения и завоеваний территории страны возрастал национальный земельный фонд (ager publicus). Государство имело возможность предоставлять своим гражданам громадные площади земель. Появившееся так землевладение имело юридический темперамент публичного предоставления почвы в пользование участникам римской общины — ветхим обладателям (vetus possessor), как они назывались в то время. Из этого владения почвой, первоначально предоставленного страной только на титуле пользования, понемногу развилось право частной собственности на землю’.
Во время феодализма наделение почвой происходило следующим образом. Феодал, которому принадлежала собственность на средства производства и в первую очередь на землю, дарил собственному подчинённому почву либо передавал ему ее во владение за работу. Почва могла быть возвращена обратно феодалу чтобы передать ее второму лицу.
Примером может служить Древнерусское государство, образование которого относится к IX в. К этому периоду у восточных славян сложилась феодальная собственность на землю, появились классы феодалов-землевладельцев и зависимых от них крестьян. Владения князей образовывались в следствии захвата земель вторых общинных земель и племён. Киевские князья считались собственниками этих земель. Феодалы-подчинённые приобретали почвы как вознаграждение за работу. Такие почвы принадлежали им на праве вотчины, постоянного владения, которое передавалось по наследству, либо почвы передавались им лишь на время работы, или пожизненно. Так понемногу складывалась совокупность феодального землевладения.
Что касается самого страны, то самыми начальными основаниями происхождения его права на землю во многих случаях являлись завоевание, захват либо приобретение территории. хорошими примерами могут служить завоевание норманнами Англии во второй половине 60-ых годов XI века, присоединение Сибири в 1581 г. к Российской Федерации в следствии покорения Сибирского ханства казачьим атаманом Ермаком и многие другие.
Очень увлекательна с данной точки зрения история приобретения собственной территории Соединенными Штатами. Так, по окончании Американской революции последовательность территорий, к примеру Луизиана, были куплены у
1 См.: Римское частное право / Под ред. И.Б. Новицкого и И.С.Перетерского.М., !998.С. 169.
62 Глава 3. Основания приобретения права частной собственности на землю
Франции, Флорида — у Испании, Аляска — у России. Огромные территории были захвачены в следствии войн, к примеру с Мексикой или у индейских племен. В последующем большая часть этих земель была передана в личную собственность поселенцам.
Так, в большинстве случаев начальным основанием происхождения права собственности страны на землю, как в РФ, так и во многих вторых государствах мира, являлся захват территорий в следствии войн.
Нужно различать такие понятия, как «происхождение»
«приобретение» права собственности на землю. Понятие «возникнове
ние» права собственности на землю в большинстве случаев применимо к случаям воз
никновения этого права у страны по основаниям, указанным;
выше. В этих обстоятельствах право собственности на землю вправду
появляется в первый раз. Государство есть самым первым, первона
чальным хозяином почвы. Термин «приобретение» применим к
случаям приобретения лицом права частной собственности на землю
у страны либо в следствии совершения сделок между собственни
ками земельных участков. Не просто так исходя из этого гл. 14 ГК Российской Федерации озаглав
лена «Приобретение права собственности». 1
Основаниями приобретения права частной собственности на|
почву являются юридические факты. Их список указан в ст. 8 ГК.
Такими основаниями смогут быть: иные сделки и договоры, предусмот
ренные законом, и иные сделки и договоры, не смотря на то, что и не преду
смотренные законом, но не противоречащие ему; акты национален
ных органов и муниципальных органов власти, каковые предусмот
рены законом в качестве оснований происхождения права личной соб
ственности на землю; судебное ответ; в следствии приобретений
имущества по основаниям, допускаемым законом; благодаря юридических
действий лиц и иных граждан; благодаря событий, с которы
ми закон либо другой правовой акт связывает наступление гражданское
правовых последствий.
Применительно к основаниям приобретения права собственности как на движимое, так и на события и действия недвижимое имущество лиц конкретизированы в гл. 14 ГК.
Основания приобретения права собственности принято подразделять на начальные, т.е. не зависящие от прав предшествующего хозяина на данную вещь, и производные, при которых право собственности на вещь появляется по воле предшествующего хозяина, в большинстве случаев, согласно соглашению с ним. Различие начальных и производных способов приобретения права собственности сводится к
§ 1. Черта оснований приобретения права частной собственности 63
отсутствию либо наличию правопреемства — перехода прав и обязанностей обладателя вещи1.
К начальным основаниям приобретения права собственности гражданское законодательство относит: происхождение права собственности на снова создаваемое недвижимое имущество (ст. 219 ГК); переработку (ст. 220 ГК); обращение в собственность общедоступных для сбора вещей (ст. 221 ГК); самовольную постройку (ст. 222 ГК), и приобретение права собственности на движимые (ст. 226—229 и 230—233 ГК) и недвижимые бесхозяйные вещи (ст. 234 ГК — приобре-тательная давность).
Из всех перечисленных оснований к приобретению права собственности на землю, а также к приобретению права частной собственности на землю, имеет отношение лишь ст. 234 ГК, регулирующая вопросы приобретательной давности.
В соответствии с ст. 234 ГК лицо — гражданин либо юрлицо, — не являющееся хозяином имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно обладающее как собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет или иным имуществом в течение пяти лет, получает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Эта норма применима к почва как главному виду недвижимости.
Чтобы купить право собственности на земельный надел на основании приобретательной давности, нужно соблюдение последовательности необходимых условий.
В первую очередь, необходимо, дабы лицо обладало земельным наделом, на что у него не было никаких прав, оформленных в установленном законодательством порядке. Такое владение земельным наделом должно быть добросовестным. Это значит, что фактическое владение земельным наделом не может быть основано на каких-либо незаконных действиях обладателя, Образующих, к примеру, составы уголовного правонарушения либо административного проступка. Запрещено купить право частной собственности на основании приобретательной давности на земельный надел, что был незаконно самовольно занят фактическим обладателем. Владение земельным наделом должно быть открытым, о факте для того чтобы владения должны быть осведомлены каждые Другие лица, и постоянным, т.е. в течение сроков, установленных законом.
Использование приобретательной давности в отношении земельных Участков имеет собственные особенности, каковые заключаются, в первую
1 См.: Комментарий части первой Гражданского кодекса РФ Для предпринимателей. М., 1995. С. 239, 240.
64 Глава 3. Основания приобретения права частной собственности на землю
очередь, в том, что приобретательная давность возможно применима
лишь в отношении тех земельных участков, каковые находятся в
частной собственности и которыми лицо обладает при соблюдении
вышеуказанных условий. Что касается всех иных земельных участков,
то они не являются бесхозным имуществом. Все иные почвы в отечественной
стране являются национальной либо муниципальной собствен
ностью. ‘I
Что касается ст. 219 ГК, регулирующей вопросы происхождения
права собственности на снова создаваемое имущество, то она непри
менима к такому объекту недвижимости, как почва.
Из всех перечисленных видов юридических фактов — оснований приобретения права частной собственности на землю громаднейшее значение имеют контракты либо сделки, и административные акты муниципальных органов власти и исполнительных органов власти субъектов РФ. На основании совершения разных сделок с почвой право собственности на земельный надел переходит от одного хозяина к второму. В следствии принятия ответов (административных актов) о предоставлении земельных участков в большинстве случаев муниципальными органами власти юридические лица и граждане покупают право собственности на землю.
значимость и Наибольшее распространение имеют случаи совер
шения сделок между хозяином земельного надела и иным’
лицом, в следствии чего право собственности на землю переходит
данному лицу — правоприобретателю. Вопросам, связанным с регули
рованием сделок с почвой, намерено посвящена гл. 4 настоящей ра
боты. I
Один из самый распространенных способов приобретения личную собственность земельных участков — приватизация. Под приватизацией земель понимается приобретение физическими либо юрлицами права частной собственности на земельные наделы, пребывавшие в национальной либо муниципальной собственности.
Земельное законодательство предусматривает пять разных процедур приватизации земельных участков: приобретение земельных участков в личную собственность на торгах; приватизация земельных участков при приватизации национальных и муниципальных фирм; предоставление земельных участков в собственность отдельным категориям граждан; приватизация земельных участков, ранее предоставленных в пользование гражданам; приватизация земель сельскохозяйственного назначения для организации крестьянских (фермерских) хозяйств.
§ 2. Контракт как основание приватизации земельного надела
Приобретение права частной собственности на земельные наделы в порядке приватизации может осуществляться на основании заключения соглашений купли-продажи земельного надела либо на основании издания административного акта — ответа соответствующего органа о предоставлении земельного надела в собственность. Так, право частной собственности возможно куплено в следствии совершения соглашения купли-продажи земельного надела, осуждённого по итогам торгов, либо на основании факта приватизации национального либо последующего заключения и муниципального предприятия контракта купли-продажи земельного надела.
Административный акт — ответ соответствующего органа о предоставлении земельного надела кроме этого есть основанием приобретения права частной собственности гражданами и юридическими лицами. На этом основании покупают почву в собственность, например, граждане-землепользователи при перерегистрации прав на земельные наделы, и граждане при организации крестьянских (фермерских) хозяйств. Также, земельные наделы смогут быть предоставлены в собственность определенным категориям граждан, каковые имеют льготы на получение земельных участков.
§ 2. Контракт как основание приватизации земельного надела Приобретение земельного надела в собственность на торгах
Право частной собственности на земельный надел юридические лица и граждане смогут купить в следствии участия в проводимых в формах аукционов либо конкурсов торгах по продаже земельных участков. В большинстве случаев торги проводятся по продаже земельных участков, предназначенных для застройки. В этих обстоятельствах основанием приобретения права собственности на землю являются два взаимосвязанных юридических факта: участие лица в торгах, признание его победителем и заключение соглашения купли-продажи земельного надела.
Возможность приобретения права частной собственности на землю на торгах предусмотрена в п. 8 Указа Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных взаимоотношений и развитии аграрной реформы в РФ»: «продажа земель может производиться на конкурсах либо аукционах».
Эта норма, имеющая характер, взяла развитие в ст. 56 Градостроительного кодекса РФ, которая устанавливает, что предоставление земельных участков в городских и сельских поселениях осуществляется в соответствии с земельным законодательством Россий-
5 — 794
66 Глава 3. Основания приобретения права частной собственности на землю
§ 2. Контракт как основание приватизации земельного надела
ской Федерации. При предоставления земельных участков на праве собственности либо праве долговременной аренды муниципальные органы власти вправе объявлять конкурсы либо аукционы, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
Муниципальные органы власти при проведении конкурсов по продаже юридическим лицам и гражданам земельных участков для застройки смогут устанавливать к их участникам последовательность особенных требований:
возмещение иных затрат и убытков на снос объектов недвижимости, переселение обитателей, перенос коммуникаций и сооружений транспорта, инженерного оборудования и связи;
строительство объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;
соблюдение сроков строительства объектов недвижимости;
благоустройство территорий неспециализированного пользования.
Застройщик, взявший земельный надел на праве собственности либо долговременной аренды, в праве разрабатывать и реализовывать проект его застройки либо проект межевания данного земельного надела с последующей передачей подготовленного для застройки либо застроенного земельного надела вторым лицам. При перехода прав на земельный надел к второму лицу вышеуказанные требования сохраняются.
Изюминкой оформления прав на земельный надел в этих обстоятельствах есть то, что обязательному включению в документ, удостоверяющий право на земельный надел в городских и сельских поселениях, подлежат следующие сведения: код территориальной территории, установленный правилами застройки; функциональное назначение территориальной территории, в пределах которой находится земельный надел; расположение земельного надела либо его части в границах территорий культуры памятников и охраны истории, очень защищаемых природных территорий, водоохранных территорий, а также в границах территорий, подверженных действию ЧС природного и техно-генного характера, и иных территорий, ограничения на применение которых устанавливаются законодательством субъектов и федеральным законодательством РФ.
Помимо этого, в этих документах должно быть отражено: наличие в границах земельного надела объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, находящихся в муниципальной либо гос собственности, с указанием их ограничений и параметров на применение указанных объектов; наличие в границах земельного
участка строений, сооружений и строений, не принадлежащих хозяину, обладателю, пользователю либо арендатору данного земельного надела, с указанием ограничений на применение данного земельного надела в связи с размещением на нем указанных объектов.
Процедура проведения торгов по продаже земельных участков урегулирована Указом Главы Российской Федерации от 26 ноября 1997 г. № 1263 «О продаже юридическим лицам и гражданам предназначенных под застройку земельных участков, расположенных на территориях сельских поселений и городских, либо права их аренды»’, и распоряжением Правительства РФ от 5 января 1998 г. № 2 «Об утверждении Порядка организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже юридическим лицам и гражданам земельных участков, расположенных на территориях сельских поселений и городских, либо права их аренды»2 (в ред. от 13 августа 1998 г.).
Порядок организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже юридическим лицам и гражданам земельных участков предусматривает, что на торги выставляются земельные наделы, каковые имеют установленные границы и соответствующий правовой режим. Конкретные земельные наделы, выставляемые на торги, определяются продавцом в соответствии с утвержденным генпланом города либо иного поселения, второй градостроительной и землеустроительной документацией.
Ответ о продаже на торгах соответствующих земельных участков принимает их хозяин. Так, земельные наделы, каковые находятся в федеральной собственности, смогут быть реализованы согласно решению Правительства РФ либо намерено уполномоченных им федеральных органов аккуратной власти. Продажа земельных участков, являющихся собственностью субъектов РФ, осуществляется согласно решению органа власти субъекта РФ. На основании ответа органа местного самоуправления смогут продаваться земельные наделы, находящиеся в муниципальной собственности. Указанные органы являются продавцами земельных участков. Продавец может или сам организовать торги, или заключить контракт со специальной организацией, которая будет организовывать торги.
условием для того чтобы договора есть включение в него положения, касающегося возмещения затрат специальной организации по проведению торгов, включая привлечение свободных оценщиков, экспертов по проведению рекламной кампании, специалистов и т.д.
1 СЗ РФ. 1997. № 48. Ст. 5546.
2 СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 263; № 33. Ст. 4041.
Глава 3. Основания приобретения права частной собственности на землю
§ 2. Соглашение как основание приватизации земельного надела
Торги являются открытыми по составу участников и проводятся в форме аукциона либо конкурса. Аукцион возможно закрытым по форме подачи предложения по цене. В случае, если проводятся закрытый по форме подачи предложения по цене аукцион либо конкурс, то продавец назначает аукционную либо конкурсную рабочую группу. Главные задачи рабочей группы: оценка предложений участников конкурса; определение победителя торгов; оформление протокола о итогах конкурса; принятие ответа о признании торгов несостоявшимися на основании условий, предусмотренных законодательством.
В состав рабочей группы смогут входить представители соответствующих органов власти, муниципальных органов власти, публичных организаций (объединений). Совещание рабочей группы считается правомочным, в случае, если на нем присутствуют как минимум несколько третей участников рабочей группы. Решения рабочей группы принимаются большинством.
Продавец определяет форму проведения торгов, начальную цену 1 земельных участков, сумму задатка, график платежей. Начальная цена за земельный надел не может быть ниже пятикратной ставки земельного налога. Цена устанавливается в пределах от данной величины до нормативной цены почвы в зависимости от градостроительной сокровища земельного надела, ситуации на иной недвижимости и рынке земли и уровня затрат на развитие инженерной инфраструктуры. Сумма задатка не может быть ниже 20% начальной цены земельного надела.
Порядок определения ставок земельного налога регулируется Законом РФ «О плате за почву». Нормативная цена почвы определяется в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 15 марта 1997 г. № 319 «О порядке определения нормативной цены почвы»1.
В обязанности продавца входит подготовка по каждому земельному наделу, выставленному на торги, документов и необходимых материалов, каковые должны содержать следующие сведения: регистрационный номер предмета торгов (земельного надела); его расположение (адрес) и кадастровый номер; замысел земельного надела с указанием сервитутов и иных обременении, установленных для данного земельного надела; заключение соответствующего земельного комитета о чертях участка (правовой режим, ставка земельного налога и др.); заключение соответствующего органа по архитектуре и градостроительству о функциональном назначении и разрешенном применении земельного надела, наличии согласования о подключении к инженерным коммуникациям и его ориентировочной неспециализированной стоимос-
1 СЗ РФ. 1997. № 13. Ст. 1539.
ти, требованиях к участию и благоустройству в развитии инфраструктуры города либо другого поселения.
Указанные документы должны кроме этого содержать: сведения о начальной цене земельного надела; проект контракта купли-продажи участка, включающий при необходимости график платежей.
В некоторых случаях подготавливается кроме этого проект соглашения о залоге земельного надела. Таковой соглашение содержится, в случае, если по результатам торгов оплата производится по графику платежей на долговременной базе. При таких условиях с победителем торгов в один момент с заключением контракта купли-продажи содержится контракт о залоге земельного надела на срок до полного внесения платежей. Помимо этого, представленные материалы должны содержать сведения об экологическом состоянии земельного надела и другие.
На организатора проведения торгов возлагаются следующие обязанности. Он выдает за плату документы и необходимые материалы по каждому земельному наделу всем юридическим и физическим лицам, каковые хотят принимать участие в торгах. Эти лица именуются «заявители». Организатор определяет ход аукциона (начальную цену предмета торгов) при проведении торгов в форме аукциона и срок внесения задатка заявителями. Организатор обязан подготовить извещение о торгах и опубликовать его. Он регистрирует заявки на участие в торгах в издании приема заявок и контролирует правильность оформления документов, представленных заявителями, их соответствие действующему законодательству. Решения по проведению и подготовке торгов оформляются протоколами.
Извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не меньше чем за 30 дней до даты их проведения. Извещение должно содержать все данные о дате, времени, месте, порядке и всех иных условиях проведения торгов.
В торгах может принимать участие любое лицо, подавшее заявку с требуемыми и надлежаще оформленными документами не позднее даты, упомянутой в извещении, и обеспечившее своевременное перечисление задатка на заявленные в извещении расчетные квитанции. Одно лицо может подать лишь одну заявку на участие в торгах.
Для принятие участия в торгах юридические и физические лица воображают организатору заявку по установленному им примеру с приложением к ней следующих документов: предложения (в запечатанном конверте) при проведения аукциона либо конкурса, закрытых по форме подачи предложения по цене; копии платежного документа, подтверждающего перечисление задатка на указанный в извещении расчетный счет; доверенности на лицо, уполномоченное функционировать от имени заяви-
70 Глава 3. Основания приобретения права частной собственности на землю
теля при подаче заявки; иных документов, указанных в извещении. Помимо этого, к заявке прилагается подписанная заявителем опись представленных документов в двух экземплярах, на одном из которых, остающемся у заявителя, организатор показывает время и дату подачи заявки, и номер, присвоенный ей в издании приема заявок.
Предусмотрен исчерпывающий список для отказа в участии в торгах. Так, заявителю возможно отказано в приеме документов лишь в следующих случаях: заявка подана по окончании срока приема заявок, указанного в извещении; заявка подана лицом, не уполномоченным функционировать от имени заявителя; представлены не все документы по списку, заявленному в извещении, или представленные документы оформлены ненадлежащим образом.
Заявитель в праве отозвать поданную заявку до окончания срока приема заявок, в письменной форме уведомив об этом организатора. При отзыве заявки внесенный задаток возвращается в соответствии с условиями торгов.
Чтобы принимать участие в торгах, заявитель должен быть признан участником торгов. Данный факт оформляется протоколом, в котором указываются принятые и отозванные заявки с указанием имен (наименований) заявителей, лица, признанные участниками торгов, и заявки, по которым отказано в допуске к участию в торгах с указанием оснований для для того чтобы отказа. Заявитель считается участником торгов с момента подписания организатором протокола приема заявок.
Порядок организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже юридическим лицам и гражданам земельных участков предусматривает следующие условия отказа организатора от проведения торгов. Так, организатор, сделавший извещение о проведении торгов, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее, чем за три дня до наступления даты его проведения, а конкурса — не позднее чем за 30 дней до проведения конкурса.
Процедура проведения аукциона содержится в следующем. Аукцион ведет в присутствии организатора нанимаемый им аукционист. Аукцион начинается с оглашения аукционистом наименования, начальной цены и основных характеристик шага аукциона и земельного участка. Ход аукциона устанавливается организатором в пределах от 1 до 5% начальной цены земельного надела и остается единым в течение всего аукциона.
Всем участникам аукциона выдаются пронумерованные билеты, каковые они поднимают по окончании оглашения аукционистом очередной цены , если готовы приобрести предмет торгов по данной цене. Каж-
§ 2. Контракт как основание приватизации земельного надела
дую последующую цену аукционист назначает методом повышения текущей цены на ход аукциона. По окончании объявления очередной цены аукционист именует номер билета участника аукциона, что, с позиций аукциониста, первым поднял билет. После этого аукционист объявляет следующую цену в соответствии с шагом аукциона.
При отсутствия участников аукциона, готовых приобрести земельный надел по названной аукционистом цене, последний повторяет эту цену три раза. Аукцион завершается, в случае, если по окончании троекратного объявления очередной цены ни один из участников аукциона не поднял билет. Победителем аукциона согласится участник, номер билета которого был назван аукционистом последним.
По окончании завершения аукциона аукционист объявляет о продаже земельного надела, именует его номер билета и продажную цену победителя аукциона. Цена, предложенная победителем аукциона, фиксируется в протоколе о итогах аукциона. Победителем аукциона согласится лицо, предложившее самая высокую цену за земельный надел.
При проведении аукциона, закрытого по форме подачи предложения по цене, победителем согласится лицо, предложившее самая высокую цену за предмет торгов. Победителем конкурса согласится лицо, которое, согласно мнению конкурсной рабочей группе, предложило лучшие условия (сроки освоения, участие в развитии инфраструктуры, архитектурно-планировочные ответы и др.). При равенстве предложений победителем согласится тот участник, чья заявка была подана раньше.
Установлена следующая процедура проведения аукциона, закрытого по форме подачи предложения по цене, и конкурса. Запечатанные конверты с предложениями участников торгов вскрываются в час и установленный день на открытом совещании рабочей группы. Перед вскрытием конвертов рабочая группа контролирует целость конвертов, что фиксируется в протоколе о итогах торгов. Предложения, которые содержат цену ниже начальной, не рассматриваются. При оглашении предложений и вскрытии конвертов с разрешения рабочей группы смогут находиться все участники торгов либо их представители, имеющие надлежащим образом оформленную доверенность, и представители средств массовой информации.
В сутки определения победителя результаты торгов оформляются протоколом, что подписывается организатором, участниками рабочей группы (при проведения аукциона, закрытого по форме подачи предложения по цене, либо конкурса) и победителем торгов. Протокол составляется в двух экземплярах, имеющих равную силу, один из которых
72 Глава 3. Основания приобретения права частной собственности на землю
§ 2. Контракт как основание приватизации земельного надела
передается победителю, а второй остается у организатора. В течение пяти дней по окончании подписания протокола организатор обязан выслать остальным участникам торгов его копии.
Торги смогут быть признаны несостоявшимися по следующим основаниям: в торгах приняло участие менее двух участников по каждому выставленному на торги земельному наделу; ни один из участников аукциона по окончании троекратного объявления начальной цены не поднял билет; ни один из участников конкурса согласно решению рабочей группы не внес предложениий, соответствующих условиям конкурса, либо не признан победителем; победитель торгов уклонился от подписания протокола о итогах торгов, договора купли-продажи либо соглашения о залоге земельного надела. По согласованию с продавцом организатор при признания торгов несостоявшимися в праве заявить повторное проведение торгов, поменяв их условия.
Победитель торгов в соответствии с условиями оплаты и установленными сроками создаёт платежи единовременно либо в рассрочку в соответствии с графиком платежей. Сумма внесенного задатка засчитывается в счет платежей за получаемый земельный надел. Контракт купли-продажи земельного надела содержится между победителем и продавцом торгов в срок не позднее 20 дней с момент оформления протокола о итогах торгов. В случае, если по результатам торгов оплата производится единовременно, то госрегистрация перехода права собственности на земельный надел осуществляется,^ по окончании полного внесения платежа. Задатки, внесенные участникам* торгов, не признанных победителями, подлежат немедленному возвра-j щению по окончании утверждения протокола о итогах торгов.
Заинтересованные лица смогут оспорить результаты торгов по суду. Торги, совершённые с нарушением правил, смогут быть признаны судом недействительными. Признание торгов недействительными влечет соответственно признание недействительности контракта купли-продажи земельного надела.