Федеральное агентство по образованию
Национальное образовательное учреждение
высшего профобразования
«Петербургский национальный
Инженерно-экономический университет»
Кафедра менеджмента и экономики в социальной сфере и науке
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА на предприятии ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Методические указания к исполнению
курсового проекта
«Анализ организации производственных процессов в медицинской организации и разработка предложений по её совершенствованию»
для студентов заочной формы обучения
Специальность 080502 (0) – управление и Экономика
на фирмах здравоохранения
Петербург
Допущено
редакционно-издательским советом СПбГИЭУ
в качестве методического издания
Составители
к.э.н., доцент О.М. Носырева
Критик
д-р экон. наук, проф. В.Б. Фраймович
Подготовлено на кафедре
менеджмента и экономики в социальной сфере и науке
Одобрено научно-методическим советом по профессии
управление и Экономика на фирмах здравоохранения
Неспециализированные положения
Курсовой проект по дисциплине «Организация производства на предприятии здравоохранения» выполняется студентами, обучающимися по профессии 080502(0) – «управление и Экономика на фирмах здравоохранения». Он есть одной из форм контроля работы по учебной дисциплине.
Курсовой проект рекомендован для привития и закрепления знаний практических навыков организации производства на фирмах здравоохранения.
Курсовой проект представляется в виде анализа действующей практики организации работы по производственным процессам в структурных подразделениях медицинских разработки и организаций предложений по её совершенствованию.
Объектом проектирования есть организация исполнения любого (главного, вспомогательного либо снабжающего) производственного процесса (на выбор студента) в организации здравоохранения либо структурном подразделении организации (на выбор студента).
При подготовке исполнения курсового проекта студент знакомится со стандартами оказания медицинской помощи при выбранном заболевании; выбирает вид ЛПУ в соответствии с номенклатурой учреждений здравоохранения.
Информационной базой обоснования и разработки проекта организации производственного процесса в организации здравоохранения являются так же отраслевые нормативные документы, сведения о структуре медучреждений и организации медицинской помощи, полученные в лечебно-профилактических учреждениях, знания, полученные в следствии изучения дисциплины «Медицинская техника, оборудование и приборы в здравоохранении», «Современные лечебные разработки», «Современные способы диагностики» иные источники информации.
ЗАДАЧИ и ЦЕЛИ ПОДГОТОВКИ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
Целью подготовки курсового проекта есть обнаружение степени усвоения студентом знаний по дисциплине «Организация производства на предприятии здравоохранения», проверка его подготовленности к осуществлению практической деятельности в области организации производственных процессов в организациях здравоохранения.
При работе над курсовым проектом студент обязан:
- использовать полученные на протяжении изучения дисциплины теоретические знания;
- применять стандарты оказания медицинской помощи при разных болезнях;
- применять эти медицинской статистики;
- использовать программные продукты и современные компьютерные средства для ответа задач при разработке курсового проекта;
- логично и структурировано формулировать мысли, рекомендации и предложения.
Черта курсового проекта
В курсовом проекте выполняется анализ организации работ по исполнению 2-х производственных процессов (на выбор студента) в организации здравоохранения либо структурном подразделении организации (на выбор студента) и разрабатываются предложения по их совершенствованию.
Начинается курсовой проект с разработки данных. Дается неспециализированная черта предприятия здравоохранения: организационно-правовая форма организации, организационная структура, производственная структура (главные, вспомогательные и обслуживающие подразделения), источники финансирования.
Первая часть курсового проекта содержится в следующем:
— заполнение морфологических таблиц организации исполнения выбранных процессов;
— определение сравниваемых вариантов организации работ по выбранным процессам;
— определение параметров выбора рационального варианта организации работ по выбранным процессам;
— балльная оценка параметров по вариантам;
— формулировка предложений по регламентному обеспечению делаемых работ по выбранным процессам;
— формулировка предложений по нормативному обеспечению делаемых работ по выбранным процессам;
— составление календарного графика исполнения работ по выбранным процессам.
Разработка производства на фирмах здравоохранения включает в себя последовательность исполнения операций, средства и методы их исполнения. Одинаковый технологический процесс возможно реализован разными методами т.е. имеется разные варианты организации исполнения технологического процесса. Вариант организации производства является совокупностью правил и приёмов организации производства, рационального сочетания главных элементов производственного процесса (частичных процессов) во времени и в пространстве.
При помощи того либо иного варианта организации оказания услуг в здравоохранении достигается та либо другая поставленная цель.
Для проектирования и анализа производственных процессов, выбора самый рационального метода организации производства в курсовом проекте рекомендуется применять морфологический способ с построением морфологической матрицы протекания процесса. При применении морфологического способа получается схема, которая имеет форму матрицы (решетки), складывающейся из клеток. По горизонтали — отдельные виды работ, каковые выполняются на протяжении производственного процесса. По вертикали – исполнители выполнения должности и место (работы). Морфологическая матрица разрешает выбрать самый рациональный вариант организации производства данного процесса (работ, его составляющих) в пространстве, времени, с применением соответствующих трудовых ресурсов. Форма морфологической матрицы – таблица 1. Варианты организации проведения анестезиологического пособия продемонстрированы в таблице 2.
Таблица 1
Морфологическая матрица для выбора вариантов
организации процесса
Виды работ | должности и Место работ | ||||
1. | 1.1. | 1.2 | 1.3 | 1.4 | 1.5 |
2. | 2.1 | 2.2 | 2.3 | 2.4 | 2.5 |
3. | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 3.4 | 3.5 |
…… | … | … | … | … | … |
i тая | i.1 | i.2 | i.3 | i.4 | i.5 |
Таблица 2
Варианты организации проведения анестезиологического пособия
Виды работ | Подразделения | |||||
Операционная | Клинические отделения | Приемное отделение | ||||
Должности | ||||||
Доктор-анестезиолог | М/с анестезист в палате | М/с анестезист в операц. | Палатная м/с | Доктор-консульт. | ||
1. назначение премедикации и Осмотр пациента | 1.1. | 1.2 | 1.3 | 1.4 | 1.5 | |
2. Введение премедикации | 2.1 | 2.2 | 2.3 | 2.4 | 2.5 | |
3. Наблюдение по окончании премедикации до наркоза | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 3.4 | 3.5 | |
4. Транспортировка больного в операционную | 4.1 | 4.2 | 4.3 | 4.4 4.4 | 4.5 | |
5. Подготовка наркозной аппаратуры | 5.1 | 5.2 | 5.3 | 5.4 | 5.5 | |
6. Проверка наркозной аппаратуры | 6.1 6.1 | 6.2 | 6.3 | 6.4 | 6.5 | |
7.Проведение наркоза | 7.1 7.1 | 7.3 | ||||
8. Наблюдение за больным по окончании наркоза | 8.1 | 8.2 | 8.3 | 8.4 | 8.5 | |
9. Транспортировка больного из операционной | 9.1 | 9.2 | 9.3 | 9.4 | 9.5 | |
На данной схеме выделены два варианта организации проведения анестезиологического пособия:
Вариант 1: 1.1; 2.2; 3.4; 4.4; 5.3; 6.1; 7.1; 7.3; 8.1; 9.2
Вариант 2: 1.5; 2.4; 3.3; 4.4; 5.1; 6.1; 7.1; 8.2; 9.4
Потом направляться оценить варианты организации по параметрам, каковые предложены студентом.
Вероятны следующие параметры: безопасность для больного, безопасность для персонала, оперативность исполнения работ, экономичность исполнения работ по главным видам ресурсов, технологичность (соответствие современному уровню развития медицинской науки) и др.
Значимость этих параметров для неспециализированной оценки варианта организационного ответа не будет однообразной. Рекомендуется оценить их значимость экспертным способом.
Так же рекомендуется применять привычную для большинства людей пятибалльную совокупность оценки (таблица 3).
Пример оценки варианта организации проведения анестезиологического пособия продемонстрирован в таблице 4.
Таблица 3
Оценка варианта организации производственного процесса
Критерий | Значимость критерия | Оценка критерия (по вариантам) (1 – 5 баллов) | |
Вариант 1 | Вариант 2 | ||
1. | |||
2. | |||
…… | … | … | … |
i -тый | |||
1,00 |
Таблица 4
Оценки варианта организации проведения
анестезиологического пособия
Критерий | Значимость критерия | Оценка критерия (по вариантам) | |
Вариант 1 | Вариант 2 | ||
Безопасность для больного | 0,6 | ||
Безопасность для персонала | 0,2 | ||
Технологичность | 0,2 | ||
1,00 |
Итоговая оценка каждого варианта организации рассчитывается по формуле:
Орг = ? К зн i X b i/b max (1),
где Орг – итоговая оценка организации (усл. ед)
К зн i – коэффициент значимости i – го критерия,
b i – оценка i – го критерия,
b max – большое значение оценки критерия
(в данной методике b max = 5)
Оценка организации лежит в пределах 0,2 1,0
Критерий целесообразности реструкуризации – рост цифрового значения организации, критерий выбора самый рационального варианта организации — громаднейшая оценка.
В отечественном примере:
Орг вар.1 = ? К зн i X b i/b max=
0,6х(4/5) + 0,2х(4/5)+ 0,2х(3/5)= 0,48 +0,16 + 0,12= 0,76
Орг вар.2 = ? К зн i X b i/b max=
0,6х(3/5) + 0,2х(4/5)+ 0,2х(3/5)= 0,36+ 0,16 +0,12= 0,64
С учетом предъявленных параметров вариант 1 организации проведения анестезиологического пособия более рационален, чем вариант 2.
Распределение исполнителей, работ во времени и степень параллельности их исполнения возможно наглядно видеть на календарном графике организации исполнения работ производственного процесса. Примерная его форма приведена на рисунке 1.
Работы | Исполнители | Сроки исполнения | |||||||||||||||
Б | |||||||||||||||||
Г | |||||||||||||||||
А | |||||||||||||||||
Д | |||||||||||||||||
Б | |||||||||||||||||
В | |||||||||||||||||
Г | |||||||||||||||||
А | |||||||||||||||||
Б | |||||||||||||||||
Г | |||||||||||||||||
Д | |||||||||||||||||
А | |||||||||||||||||
Г | |||||||||||||||||
Д |
Рис. 1 Календарный график организации исполнения работ
производственного процесса
Вторая часть курсового проекта оформляется в виде карты организации труда. Карта организации труда составляется на какую-либо должность, участвующую в разбираемом ходе. При указании норм обслуживания, условий труда, оборудовании рабочего места дается ссылка на нормативные документы (порядки организации, СанПиНы и т.д.)
Структура карты организации труда
I Черта подразделения
1.1 Мощность подразделения (количество коек / посещений, выполненных одолжений).
1.2. Виды медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи
1.3. Нозологии, при которых оказывается медпомощь
1.4. Виды работ, делаемые при оказании медицинской помощи (в соответствии с номенклатурой услуг и работ в здравоохранении)
1.5. Количество рабочих мест в подразделении (к примеру, постов в отделении стационара).
должности и Число сотрудников в подразделении, их профессии (в соответствии с Номенклатурой профессий экспертов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения РФ, номенклатурой профессий среднего медицинского и фармацевтического персонала и Единым квалификационным справочником должностей начальников, служащих и специалистов)
1.7. Нормы обслуживания (ссылаясь на нормативные документы).
II Организация трудового процесса (выбранной должности)
2.1 Содержание трудового процесса
Код работы | Список работ | Периодичность исполнения | Срок завершения | Трудоемкость (ед. трудоемкости) |
… | ||||
i тая |
2.2 График рабочего дня
Текущее время | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | Воскресенье |
Порядковый номер дня семь дней (в месяце) | |||||||
8.00 | Код работ | ||||||
8.30 | |||||||
9.00 | |||||||
9.30 | |||||||
10.00 | |||||||
10.30 | |||||||
…… | |||||||
15.30 |
III Информационные связи
Наименование документа | Срок предоставления | Кто и кому воображает | Код работы |
3.1. Входная информация | |||
3.2. Выходная информация | |||
IV Организация рабочего места
4.1. Планировка рабочего места
4.2. Оргоснастка (оборудование) рабочего места
4.3. Документация на рабочем месте
V Условия труда (в соответствии с СанПиНами)
1. Температура окружающей среды
2. Относительная влажность
3. Освещенность
VI Режим труда
VII Права и ответственность
Завершается работа над проектом составлением пояснительной записки, в которой обоснована необходимость преобразований, самый рациональный вариант организации производственного процесса, что анализировался в данном курсовом проекте, разработкой номенклатуры главных регламентов по организации производственных процессов в медицинской организации.
При исполнении работы, студент наровне с подготовкой текстового материала разрабатывает нужные схемы, картинки, таблицы.
Пояснительная записка обязана включать титульный лист, аналитическую и проектную части, перечень применяемой литературы, приложения (см. приложение).
4. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОГО
ПРОЕКТА
Содержание курсового проекта печатается на одной стороне белой писчей бумаги стандартного размера (формат А4 — 210х297мм).
Курсовая работа оформляется на компьютере в текстовом процессоре Word (версия 6.0 либо 7.0) для Windows 95. Размер полей (расстояние между краем страницы и текстом) слева — 20 мм, справа —10 мм, сверху — 20 мм, снизу – 20 мм. Нумерация страниц — по центру вверху страницы на уровне 15 мм от края страницы арабскими цифрами. Межстрочный промежуток — 1,5 (в рабочем поле документа находится 28 — 30 строчков, размер шрифта (кегль) — 14, тип (гарнитура) шрифта; – для главного текста Times New Roman, начертание литер простое, — для заголовков – Аrial, начертание литер полужирное, выравнивание главного текста — по ширине, перенос — непроизвольный.
Нумерация страниц в курсовом проекте сквозная. Таблицы и картинки, расположенные на отдельных страницах, приложения и список литературы нужно включать в сквозную нумерацию страниц. Первой страницей есть титульный лист, второй — содержание (оглавление). На странице 1 номера страниц не проставляются. Первой страницей, имеющей номер (номер «2»), есть «Содержание» (Оглавление). На всех последующих страницах номер ставится арабскими цифрами в центре верхнего поля.
оформления и Последовательность рассмотрения отдельных частей курсового проекта соответствует порядку его окончательного формирования.
Разделы главной части курсового проекта должны иметь порядковую нумерацию. Раздел обозначается одной арабской цифрой с точкой на финише. Подразделы (параграфы) направляться нумеровать в пределах каждого раздела. Номер подраздела (параграфа) обязан складываться из двух цифр, первая из которых есть номером раздела, а вторая — подраздела (параграфа), поделённых точкой. В конце номера подраздела кроме этого ставят точку.
Номер соответствующего раздела либо параграфа (подраздела) находится в начале заголовка, номер пункта (подпараграфа) — в начале первой (красной) строчка абзаца которой начинается пункт. параграфы и Разделы (подразделы) должны иметь краткие, соответствующие содержанию заголовки, каковые выносятся в оглавление либо содержание. В конце заголовка точку не ставят. перенос и Подчёркивание слов в заголовках не допускается. Выделение заголовка создают повышением жирности (начертание литер — полужирное) либо размером шрифта (кегль 16).
Текст курсового проекта должен быть иллюстрирован наглядными материалами и таблицами (схемами, графиками, диаграммами и др.) Они находятся в тексте либо выносятся на отдельную страницу. Все таблицы и наглядные материалы должны иметь заголовки и быть пронумерованы.
Нумерация наглядных материалов и таблиц осуществляется раздельно, но по сквозной для данного проекта схеме.
Все иллюстрации в курсовом проекте размещаются сразу после ссылки на нее в тексте (в случае, если занимают страницу полностью, то находятся на следующей по окончании ссылки странице), именуются картинками и обозначаются словом Рис.. Любой рисунок обязан сопровождаться краткой содержательной подписью (заглавием). его номер и Наименование рисунка располагают под рисунком. По окончании номера рисунка ставится точка. По окончании пробела с большой буквы приводят его наименование, в конце которого точка не ставится.
Цифровой материал курсового проекта рекомендуется оформлять в виде таблиц. Любая таблица должна иметь нумерационный и тематический (содержательный) заголовки, каковые размещают над соответствующей таблицей.
Нумерационный заголовок рекомендован чтобы упростить ссылку на таблицу по большей части тексте. Оформляется он следующим образом:
— над тематическим заголовком с выравниванием вправо в виде слова «Таблица» с последующим номером без точки в конце;
— над продолжением таблицы нумерационный заголовок оформляется в виде слов «Продолжение табл.» с выравниванием и последующим номером вправо;
— над окончанием таблицы нумерационный заголовок оформляется в виде слов «Окончание табл.».
Тематический заголовок разрешает принимать материал таблицы без обращения к главному тексту. Он отражает содержание таблицы и оформляется следующим образом:
— на следующей строчке по окончании слова «Таблица» с большой буквы, причем вся конструкция горизонтально центрируется
— тематический заголовок не ставится над окончанием и продолжением таблицы.
Ссылки на таблицы по большей части тексте дают в сокращенном виде (к примеру, «табл.2»). Показатели таблицы смогут иметь однообразную размерность (единицу измерения), тогда она выносится в тематический заголовок. В случае, если показатели имеют разную размерность, в таблицу включают отдельную графу «Единица измерения». Последние смогут быть записаны в сокращенном виде, но с соблюдением действующих стандартов.
Строки таблицы нумеруют лишь в том случае, если в тексте нужно на них делать ссылки. Нумерация осуществляется или методом включения в таблицу графы «№ п/п», или проставлением соответствующего числа с точкой перед наименованием показателя в боковике таблицы.
Таблицы и иллюстративные материалы располагают так, дабы их возможно было просматривать без поворота курсового проекта либо, в крайнем случае, с поворотом по часовой стрелке.
Формулы, помещенные в курсовом проекте, нумеруются. Порядковый номер формулы приводится в круглых скобках справа от нее и записывается арабскими цифрами. Под формулой пишут слово «где», а после этого расшифровывают ее составляющие в той последовательности, в которой они приведены в формуле. В конце формулы и в поясняющем ее тексте знаки препинания расставляются в соответствии с правилами пунктуации.
Сведения о книгах в перечне литературы должны включать: инициалы и фамилию автора, наименование книги, место издания (город), издательство, год издания, количество страниц. Сведения о статьях из изданий, сборников, научных трудов либо газет показывают: автора (фамилию, инициалы), наименование статьи, наименование сборника, издания (наименование, год, номер, страницы), по газетам (наименование, год, число, месяц либо номер и страницу, в случае, если количество газеты более 6 страниц).
Последовательность включения источников в перечень литературы следующая:
— законодательные материалы РФ, решения правительства и статистические материалы,
— статьи и книги по алфавиту заглавий и авторов с учетом последующих (вторых, третьих и т.д.) букв,
— неизданные документы (отчеты о НИР, ТЭО, диссертации и т.д.),
— статьи и книги, размещённые на зарубежном языке.
Нумерация источников в перечне литературы должна быть сквозной.
Как Написать КУРСОВУЮ? // Структура и Советы
Интересные записи:
- Характеристика наличия персонала и его изменений
- Характеристика обществоведческого образования в развитии личности младшего школьника
- Характеристика основных отделов нервной системы (центральная и периферическая, соматическая и вегетативная нервные системы).
- Характеристика овогенеза и сперматогенеза