Вашему крохе исполнилось шесть лет, он уже думается совсем громадным — очень многое знает и может, и прейдет скоро школа.
И вот вашему ребенку исполнилось шесть лет — совсем большой и в школу не так долго осталось ждать. Конкретно в этом возрасте происходят большие прогрессивные трансформации в психике ребенка. Восприятие старшего дошкольника делается более дифференцированным и избирательным — он легко различает оттенки, подмечает довольно много деталей и подробностей в разглядываемом рисунке, знает что красиво, что ему нравится, а что нет. Внимание в этом возрасте носит по большей части непроизвольный темперамент, наряду с этим ребенка завлекает то, что ярко, необычно, то, к чему он может отнестись эмоционально. Кроха седьмого года судьбы в первый раз начинает сознательно руководить своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этого старший дошкольник может кроме того применять определенные предметы, каковые он перенимает у взрослых. Во многом ему оказывает помощь в этом личная, уже развитая обращение — она организует внимание и направляет его на необходимый предмет. «Нужно взглянуть, поискать!» — говорит кроха, начиная делать что-то. Но все-таки преобладающим остается непроизвольное внимание — ребенку тяжело еще сосредоточиться на чем-то однообразном.
А вот в увлекательной игре внимание возможно достаточно устойчивым. В целом, возможности данной новой «взрослой» формы внимания — произвольного внимания — к шести-семи годам уже велики. Начинается и память вашего малыша. По большей части память ребенка в старшем дошкольном возрасте носит кроме этого непроизвольный темперамент. Ребенок лучше запоминает то, что самый весьма интересно и приятно.
Но если сравнивать с младшим и средним дошкольным возрастом относительная роль непроизвольного запоминания понижается, а прочность запоминания растет. Громадным достижением ребенка седьмого года судьбы есть большое развитие произвольного запоминания. Ребенок уже легко справляется с заданием запомнить что-то, начинает применять особые приемы запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала. Деятельно начинается и воображение ребенка, что особенно ярко проявляется в игре. Играясь, старшие дошкольники переходят от применения предметов-помощников к действиям с мнимыми предметами. Формирование воображения конкретно зависит от развития речи ребенка. Большого уровня в этом возрасте достигает и развитие пространственных представлений. Кроха легко ориентируется во обоюдном размещении предметов, отлично запоминает дорогу, в первый раз осваивает плана и понятия схемы. Все успехи вашего дошкольника, о которых мы уже поведали, во многом связаны с активным становлением мышления в этом возрасте. В возрасте четырех-шести лет интенсивно формируется наглядно-образное мышление, в то время, когда кроха думает как бы руками. К примеру, подсчитывая палочки, он непременно будет брать их в руки и перекладывать из кучки в кучку. Старший дошкольник может решить ту же задачу, только посматривая на эти палочки либо же схематично изображая их на странице. У него формируется более сложная форма мышления — наглядно-образное. Сейчас уже ребенок может решать различные задачи без применения практических действий, лишь в русле представления. А высшим достижением в этом возрасте есть умение применять при ответе задач схематические изображения. Эта форма мышления есть главной для развития логического мышления, связанного с применением понятий, в то время, когда все действия производятся в уме. Итак, к шести-семи годам ребенок может доходить к ответу задачи тремя методами: применяя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление, которое будет так принципиально важно для обучения в школе.
Таковой ваш старший дошкольник — умный и внимательный, с развитым восприятием, мышлением и памятью, со большим опытом практических действий — ощущает уверенность в собственных силах, ставит себе все более сложные и разнообразные цели, может время от времени упрочнением воли регулировать собственный поведение. Но самоё эффективным средством трансформации поведения ребенка есть оценка его действий взрослыми. Носителем правил и норм дошкольник вычисляет взрослого, не смотря на то, что время от времени в роли «законодателя» может выступать и он сам. Понемногу старший дошкольник усваивает моральные оценки, начинает осознавать особенности собственного поведения и применяет правила и нормы для оценки себя и окружающих. Самооценка вашего малыша в этом возрасте основывается на умении сравнивать себя с другими детьми. Для шестилеток характерна по большей части обобщенная и завышенная самооценка. К семилетнему возрасту она пара понижается, ребенок более четко может оценить отдельные собственные качества. Не смотря на то, что остающаяся преобладающей обобщенная самооценка ведет к тому, что любую неодобрительную оценку взрослым какого-либо отдельного собственного действия ребенок переживает как оценку собственной личности в целом, весьма расстраиваясь наряду с этим.
Исходя из этого порицания, замечания, отрицательные оценки при обучении старших дошкольников нужно применять лишь крайне осторожно и ограниченно.
Обобщая самые важные успехи психологического развития старшего дошкольника, возможно заявить, что в этом возрасте у него достаточно развитое мышление, расчлененное восприятие, смысловое запоминание. Деятельно начинается у него произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на каковые возможно побуждать малыша слушать, разглядывать, запоминать, разбирать. Старший дошкольник может согласовывать собственные действия со сверстниками, регулировать собственные действия принятыми нормами поведения. Он способен к достаточно адекватной оценке себя и собственных возможностей. И сейчас у вашего ребенка в первых рядах новый этап его жизни — школа.
«А ты в школу желаешь?» — данный вопрос довольно часто задают шести-семилетним малышам родственники и привычные. Довольно часто нервничают и родители: «А готов ли отечественный ребенок к школе?». Так что же принципиально важно знать о готовности ребенка к школьному обучению? Первая составляющая готовности ребенка к школе — это личностная готовность вашего дошкольника, желание самого ребенка обучаться, готовность его принять положение школьника, имеющего собственный особый круг прав и обязанностей. Причем принципиально важно, дабы обучение в школе завлекало не только собственной внешней стороной — портфель, книжки, тетради, но и возможностью выяснять что-то новое.
Принципиально важно, дабы ребенок принимал задания взрослого, умел трудиться по предлагаемому примеру. Личностная готовность предполагает кроме этого умение дошкольника произвольно руководить своим поведением, хорошую эмоциональную устойчивость. Это именно то, что подчас наименее организовано у современных дошколят, так много опытных и могущих уже до школы. Да и для своих родителей для того чтобы рода неготовность к школе их малыша меньше всего заметна. В большинстве случаев, родители обращают внимание на интеллектуальную подготовленность ребенка, что без сомнений также принципиально важно. Запас конкретных знаний, рациональный подход к действительности, смысловое запоминание и логическое мышление, хорошее развитие речи, узких перемещений руки и зрительно-двигательных координации весьма окажут помощь успеху ребенка в школе. То, как отлично ваш ребенок будет ощущать себя в школе, в новой группе детей выяснит социально-психотерапевтическая готовность ребенка к обучению. Развитие у ребенка потребности в общении с другими детьми нужны дошкольнику для вхождения в детское общество, чтобы функционировать совместно.
Подводя итог хочется выделить, что готовность ребенка к школе определяется как его умственным, так и личностным развитием, не последнюю роль играется и состояние организма. Все эти качества развиваются не в один момент. К примеру, интеллектуальная готовность необязательно сочетается со свойством ребенка к систематическим занятиям, с важным отношением к обучению. Исходя из этого нельзя требовать от несозревшего организма ребенка через чур многого. Знание собственного малыша, его интересы, ограничения и возможности в любой момент должны оставаться главными для своих родителей.
Согласно данным американских исследователей около 20% школьников имеют стойкие нарушения в усвоении чтения и навыков письма. К сожалению, исправлять в школе детскую неграмотность уже поздно.
К моменту поступления в школу словарный запас ребенка включает около 5—6 тысяч слов, и он верно употребляет их в речи. В большинстве случаев к этому времени у детей формируются и пространственно-временные представления, зрительный и синтез и слуховой анализ, неспециализированная моторика, небольшие перемещения пальцев рук. То-есть, иначе говоря ребенок достиг определенного уровня физической, жадно-психологической и интеллектуальной зрелости.
Соответственно, стойкие нарушения в усвоении навыков чтения и письма смогут привести к зрения и слуха, недоразвитость речи, неспециализированной и небольшой моторики, жадно-психологические болезни. Частичное нарушение чтения принято именовать дислексией, а письма — дисграфией.
У письма человека и взрослого процесс чтения автоматизирован. У ребенка же на начальной стадии он складывается из зрительного восприятия слова, узнавания и различения букв, буквы и соотнесения звука, слогового анализа, прочитывания, понимания прочтённого. А процесс письма включает смысловое программирование, соотнесение мысли со структурой предложения, деление его на слова, анализ слоговой структуры слова, определение последовательности звуков, проговаривание, соотнесение звука со зрительным образом буквы, и наконец, воспроизведение посредством руки — зрительного образа буквы.
Возможно ли оказать помощь крохе овладеть навыками письма и чтения, подготовить его к школе? Само собой разумеется, в первую очередь — и как возможно раньше ,;— родители должны начать исправлять нарушения у него произношения, уточнять артикуляцию отдельных звуков, поскольку кроме того те дети, каковые до школы занимались с логопедом, допускают на письме и при чтении неточности, которые связаны с тем, что не смогут верно соотнести звук, произношение которого было нарушено, с соответствующей ему буквой. Исходя из этого одно из самых распространенных нарушений письменной речи и стало называться «косноязычия на письме».
Дабы совершенствовать стилистику и семантику речи ребенка, и ее грамматический строй, старайтесь как возможно больше разговаривать с ним — о том, что случилось за сутки, о прочтённой книге, о посещении зоопарка, цирка, детского театра. Слушайте его пристально, с интересом, старайтесь указать на неточность лишь по окончании того, как ребенок закончил собственный рассказ.
Подготовкой к грамотному письму может послужить совершенствование пространственно-временных представлений ребенка: справа — слева, наверху — внизу, в первых рядах — сзади; ориентация во временах года, времени дней и т.д. В большинстве случаев, эти понятия легко уточняются в игре с кубиками, карандашами, бумагой, а также в беседе.
Формированию небольшой моторики рук содействуют лепка из пластилина, работа с ножницами, игры с пальчиками, массаж пальцев рук, шнуровка, обводка, рисование, вышивание.
Тактильные ощущения развиваются узнаванием букв, «написанных» пальцем на пояснице, в воздухе, ощупыванием объемных пластиковых букв. Работа с магнитной доской разрешает увеличить «поле зрения» ребенка, научит его соотносить звук и букву, различать гласные и согласные буквы и звуки, соединять их в слоги и просматривать. Совершенствует моделирование узнавания букв и навыки букв из карандашей и палочек; восстанавливание их недостающих элементов. Ответ этих задач окажет помощь вам подготовить ребенка к овладению школьными знаниями.
Родители должны не забывать, что письма нарушений и профилактика чтения проводится с дошкольного возраста.
Механизмы предлагаемых ниже некоторых видов работ по устранению и профилактике нарушений во многом сходны.
Делая следующие задания, ребенок обучится определять количество, место и последовательность слов в предложении:
1. Придумать предложение по сюжетной картине и выяснить в нем количество слов.
2. Придумать предложение с определенным числом слов.
3. Расширить количество слов в предложении.
4. Составить графическую схему данного предложения и придумать по ней второе предложение.
5. Выяснить место слова в предложении — какое по счету.
6. Выделить предложение с определенным числом слов из текста.
А эти виды заданий развивают слоговой синтез и анализ:
1. Выделить гласный звук из слова и слога.
2. Выяснить место гласного звука в слове.
3. Назвать гласные в слове.
4. Записать лишь гласные звуки данного слова.
5. Выяснить пропущенный слог в слове: __буз, __жа, жа__, ли__.
6. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (ран, ка, даш; ра, ба, бан).
7. Выделить в предложении слова, складывающиеся из определенного количества слогов.
Образцовые задания по формированию звуко-буквенного анализа:
1. Придумать слова, в которых 3, 4, 5 звуков.
2. Отобрать картины, в заглавии которых 4 либо 5 звуков.
3. Разложить картины в два последовательности в зависимости от количества звуков в слове.
Письменные работы:
1. Засунуть пропущенные буквы в слова: па…ка, по…ка, ры…ба, шта…га.
2. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, на втором, на третьем месте (сани, каска, шнобель).
3. Составить слова с разным числом слогов из букв разрезной азбуки: КОТ, ТОК, САХАР, КОШКА, БАРАБАН, ВЕЛОСИПЕД, ГИМНАСТИКА.
4. Выбрать из предложений слова с определенным числом звуков, устно их назвать и записать.
5. Добавить разное количество звуков к одному и тому же слогу, дабы оказалось слово:
НО… (Шнобель)
НО… (НОГА)
НО… (НОЧЬ)
НО… (НОМЕР)
НО… (НОРКА)
6. Подобрать слово с определенным числом звуков:
А У С
АНЯ УЛЯ СОН
АГАТ УКАЗ САНИ
АРБУЗ УЛИЦА САХАР
АНАНАС УКАЗКА САМОЛЕТ
7. К каждой букве подобрать слова, начинающиеся с соответствующего звука. Слова записать в определенной последовательности: сперва слова из 3-х букв, после этого из 4, 5, 6 букв.
8. Преобразование слов:
а) Добавить звук: МЕХ-ХОХОТ, РАК-БРАК, РОЗА-ГРОЗА;
б) Изменяя один звук слова, составить цепочку слов: СОМ-СОК-СУК-СУП-СУХ-СОХ-СОР-СЫР-СЫН-СОР;
в) переставить звуки местами: ЛИПА-ВЫПИВАЛА, ПАЛКА-ЛАПКА;
9. Какие конкретно слова возможно составить из букв одного слова: РАКЕТА-КАРЕТА. ОГОРОД-ГОРОД, ДОРОГА-ГОРА, РОГА, РОД, ГОРОД.
10. Образовать цепочку слов так, дабы каждое последующее слово начиналось с последнего звука прошлого слова:
СОМ-МОРОЗ-ЗАЯЦ-ЦЫПЛЕНОК-КУБИК-КЛАСС-Свора.
11. Дети бросают кубик и придумывают слово, складывающееся из определенного количества звуков в соответствии с числом точек на верхней грани кубика.
12. Слово-тайная. Пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. В случае, если слово не отгадывается, записывается вторая буква слова и т.д. (С…..-СОРЕВНОВАНИЕ).
13. Назвать слово, в котором звуки находятся в обратном порядке: КОТ-ТОК, НОС-СОН, СОР-РОС.
14. Разгадать ребус. Детям предлагаются картины: ПОРТ, АРБУЗ, РАНЕЦ, ТОРТ, АСТРА. Дети выделяют первый звук в заглавии картин, записывают соответствующие буквы, прочитывают слово (ПАРТА).
15. Отобрать картины с определенным числом букв и звуков в их заглавии.
16. Какой звук убежал (ЛАМПА-ЛАПА, РЕЧКА-РЕКА, ГРОЗА-РОЗА)?
17. Отыскать неспециализированный звук в словах: ПЛАТЬЕ-ЛАВКА, СОБАКА-ОЗЕРО, БАЛЕТ-ОБЛАКО. На начальных этапах работы делается опора на проговаривание.
Следующий цикл упражнений направлен на формирование лексико-грамматического строя речи, морфологических и синтаксических навыков, представления об элементах слова и о структуре предложения. Главные направления в работе: уточнение структуры предложения, словоизменение и словообразование. Работа над предложением строится по следующему замыслу:
— Двусоставные предложения, включающие существительное в именительном падеже и глагол 3-го лица настоящего времени (МАЛЬЧИК БЕЖИТ, ДЕВОЧКА РИСУЕТ.)
— Другие двусоставные предложения.
Распространенные предложениям из 3—4-х слов: существительное, глагол, прямое дополнение (МАЛЬЧИК ВЫПИВАЕТ МОЛОКО).
Предложения типа:
ДЕТИ КУПАЮТСЯ В РЕКЕ.
ДЕВОЧКА СТИРАЕТ ПЛАТЬЕ КУКЛЕ.
МАМА ДАЕТ СУМКУ ДОЧКЕ.
В будущем даются более сложные предложения. Предложения распространяются посредством слов, обозначающих показатель предмета.
Следующие виды заданий:
— ответы на вопросы;
— составление предложений устно;
— составление предложений в письменной форме.
В случае, если ребенок долгое время просматривает по слогам, это мешает ему осмыслить содержание текста. Исходя из этого нужно развивать звуко-слоговой синтез.
Ребенку возможно предложить упражнения:
— назвать слово, сказанное отдельными звуками (К,0,Ш,К,А; Р,У,Б,А,Ш,К,А);
— назвать слитно слово, сказанное по слогам;
— составить слово из слогов, каковые даны в беспорядке;
— сказать слитно предложение, которое дано по слогам (НА-ТРА-ВЕ-НЕ-ВИД-НО-ТРОП-КИ).
Наконец, проводится работа над пониманием прочтённых слов, предложений, текстов:
— прочесть слово и продемонстрировать соответствующую картину; выполнить воздействие, ответить на вопросы;
— прочесть предложение и подобрать соответствующую картину;
— выбрать из текста предложение, которое соответствует содержанию картины;
— отыскать в тексте ответ на вопрос;
— прочесть предложение и ответить на вопросы по его содержанию.
Параллельно нужно обогащать словарный запас ребенка, уточнять с ним обобщающие понятия.
В случае, если РЕБЕНОК ЗАИКАЕТСЯ
Сравнительно не так давно знакомая привела ко мне собственного четырехлетнего сына и, с большим трудом сдерживая слезы, сказала, что кроха начал заикаться. Ребенок стоял рядом, со страхом наблюдал на маму, сознавая, что случилось что-то страшное, и не имел возможности сказать ни слова…
Как довольно часто экспертам приходится быть свидетелями таких сцен. Юные родители, увидев запинку малыша, впадают в отчаяние, превращают это в настоящую катастрофу. Тем самым они преждевременно завлекают внимание ребенка к речевому нарушению, что, со своей стороны, не только усугубляет заикание, но и содействует невротическому формированию личности.
К сожалению, время от времени приходится сталкиваться и с другой крайностью, в то время, когда родители с полным безразличием относятся к появлению заикания у детей.
Заикание — одно из самых распространенных расстройств детской речи. На планете заикается любой пятидесятый ребенок. Значительно чаще заикание появляется в возрасте 3—5-ти лет, в то время, когда кроха начинается усваивать слова сложной слоговой структуры, расширяется словарный запас, совершенствуется фразовая обращение. На фоне имеющегося органического заболевания центральной нервной совокупности, инфекционного заболевания, психологической травмы (испуг), эмоционального стресса, наследственной предрасположенности нарушается согласованная работа органов дыхания, органов и голосоведения речевого аппарата. Это связано с нарушением слаженной работы полушарий головного мозга. Феномен заикания пребывает в том, что вне речи судорог, в большинстве случаев, не отмечается.
Заикание проявляется по-различному. На начальной стадии это возможно судорожный вдох либо прерывистый выдох, в то время, когда перед каждым словом ребенок делает паузу. В некоторых случаях дети начинают тащить гласный в начале слова, либо еле выталкивают «» первый звук либо слог. Чаще видится многократное повторение первого слога либо слова (ма — ма — ма — шина…).
В следствии страдает темп речи, плавность и ритм. Но лишь на начальной стадии заикание — это плавности речи и судорожное расстройство ритма. В случае, если родители одновременно с не обратили внимание на заикание и не приняли меры для его преодоления, считая, что оно пройдет само собой, то уже к моменту поступления в школу заикающийся ребенок достаточно фиксирован на речи, появляется ужас перед речевым общением.
Дальше — больше… В школе однокашники не скупятся на прозвища. Не всегда хватает терпения и такта преподавателям: до конца не выслушивают, просят отвечать письменно. В подростковом возрасте ребенок старается выяснить собственный место в мире, все больше внимания уделяет собственной наружности, речи, оценке собственных недостатков и достоинств со стороны сверстников. Он делается все более эмоциональным, чувствительным, впечатлительным, возрастает ужас перед речевыми обстановками, поскольку они особенно значимы для него. Изменяется мотивация общения, и ребёнок БОЛЕЗНЕННО фиксируется на собственной речи. Конкретно в это время заикание и переходит в следующую стадию — речевой невроз, либо ЛОГОНЕВРОЗ, что усугубляется патологическим страхом речи.
Любое речевое общение, будь то ответ у доски, разговор по телефону, беседа с девушкой, травмирует ребёнка, что со своей стороны содействует школьной и социальной дезадаптации. Понемногу складывается чувство собственной неполноценности, уязвимости, раздражительности, вспыльчивости, неуверенности в себе, в собственных возможностях. Появляющиеся психотерапевтические изюминки закрепляются и довольно часто перерастают в стойкие свойства личности и психические состояния. Вот по какой причине так принципиально важно вовремя оказать помощь ребенку и не допустить развитие заболевания.
Если вы увидели заикание у ребенка, нужно обратиться к невропатологу либо логопеду по месту жительства. В один момент родители должны организовать крохе щадящий режим, другими словами сократить до минимума речевое общение. На некое время перейти на общение посредством рисунков и жестов, и на пение и шёпотную речь. Из жизни ребенка нужно по возможности исключить чрезмерные эмоциональные и физические нагрузки, к примеру, занятия спортом. направляться сократить просмотр телепередач, в особенности в вечернее время, заменить их слушанием музыки либо просмотром диафильмов. Перед сном нужно просматривать негромким убаюкивающим голосом отлично привычные и любимые сказки. близкие и Родные должны как возможно больше в это время давать детям душевного тепла и ласки. Нужно попытаться исключить из судьбы детей как сильные отрицательные, так и хорошие чувства, сделать так, дабы один сутки судьбы ребенка мало чем отличался от другого: в одно да и то же время он обязан гулять, имеется, дремать, играться и т.д. Нужно, дабы его окружали лишь самые родные люди. Нужно сократить общение кроме того со сверстниками.
По окончании режима молчания (3—5 дней) возможно с опаской перейти к применению шепотной речи, воображая это как игру. К примеру, заболела любимая игрушка и все члены семьи исходя из этого говорят шепотом.
Через пара дней направляться начать петь. Лучше, в случае, если в это время с ребенком будет заниматься пением опытный учитель музыки, поскольку пение оказывает помощь организовать верное речевое дыхание, и снижает голосовые судороги. Нужно затевать занятия с разных распевочек на гласных звуках, с постепенным включением носовых и сонорных согласных (р, м, н). Дома возможно поставить оперу-экспромт, в которой участвуют все члены семьи.
Переход к привычной речевой деятельности обязан осуществляться понемногу. Особенное значение в это время получает обращение своих родителей, которая должна быть спокойной, четкой, красивой, отлично интонированной, лаконичной. Полезно применять сопряженную форму речи, в то время, когда ребенок говорит вместе с ними («Мы сейчас лепили снежную бабу!»), либо отраженную, в то время, когда ребенок повторяет за мамой: «Какой вкусный обед!». Или общаться в вопросно-ответной форме с ребенком, в то время, когда ответ повторяет вопрос, лишь в утвердительной форме: «Ты будешь играться?» — «Я буду играться».
Одной из наиболее значимых черт речи есть ее темп. Регулирование ритма речи — нужная составная большинства способов восстановления речи заикающихся. Спокойный замедленный темп усиливает ритм речи, и разрешает осуществлять контроль обращение, что, со своей стороны, содействует согласованной работе органов дыхания, голосоведения, речевой артикуляции, тем самым уменьшая число запинок.
Для улучшения замедления темпа и речевого самоконтроля ребенку возможно предложить поиграть в сказочного принца, принцессу либо волшебницу, каковые говорят медлительно, ясно, прекрасным сказочным таинственным голосом. Добиться этого ребенку окажет помощь обращение с дирижированием на любой гласный звук.
Громадную помощь заикающемуся ребенку окажут особые упражнения на согласование речи с перемещением, другими словами чтение стихов на послоговом ритме синхронно с перемещением рук, ног, пальцев рук, на ход, с хлопками и т.д. К примеру, ребенок просматривает отлично привычное стих А. Барто, любой слог отхлопывая ладошками:
У-РО-НИ-ЛИ-МИ-ШКУ-НА-ПОЛ
О-ТОР-ВА-ЛИ-МИ-ШКЕ-ЛА-ПУ
Либо шагает на месте, выкрикивая:
НЕТ, -НА-ПРА-СНО-МЫ-РЕ-ШИ-ЛИ
ПРО-КА-ТИТЬ-КО-ТА-В-МА-ШИ-НЕ…
Либо, дирижируя:
И-ДЕТ-БЫ-ЧОК, -КА-ЧА-ЕТ-СЯ,
ВЗДЫ-ХА-ЕТ-НА-ХО-ДУ…
Ребенку возможно предложить представить себя артистом, что просматривает эти стихи в детском театре на сцене перед громадным залом и его пристально слушают мелкие дети. Именно поэтому обращение станет более ясной и громкой, а занятие превратится в занимательную игру.
Следствием заикания есть мышечное напряжение. Родителям направляться обучиться элементарным приемам по преодолению напряжения речевой мускулатуры у детей. Для этого возможно применять артикуляционный массаж, благодаря которому увеличивается работоспособность мышц и достигается расслабление речевой мускулатуры. У ребенка появляются субъективные хорошие ощущения: улучшается эмоциональное состояние, значительно уменьшается скованность, появляется чувство приятного тепла, сонливости. Исходя из этого артикуляционный массаж лучше проводить перед дневным либо ночным сном.
Голова ребенка находится на коленях у мамы. Руки мамы должны быть чистыми, теплыми. Дабы не травмировать ласковую кожу малыша, руки лучше обработать детским кремом. Массаж возможно проводить под негромкую мелодичную музыку, лучше фортепьянную.
Работа по расслаблению мышц артикуляционного аппарата начинается с неспециализированного мышечного расслабления шейной, грудной мускулатуры, мышц рук, плечевого пояса, а уже после этого проводится расслабляющий массаж мышц лица. Перемещения рук должны быть легкими, ласковыми, скользящими, успокаивающими и должны совпадать с музыкальным сопровождением.
Поверхностное поглаживание — мягкий, щадящий прием. Мускулы ладони массажиста должны быть максимально расслаблены. Данный прием используется для понижения повышенного тонуса мышц речевой мускулатуры, снижает возбудимость нервной совокупности.
Глубокое поглаживание — более интенсивный прием.
Растирание — выполняется с легким применением большой силы давления на массируемую область. Существенно усиливает кровообращение, обменные и трофические процессы в тканях.
Прерывистая вибрация либо поколачивание — оказывает разное воздействие. не сильный поколачивание повышает тонус мышц, а сильное поколачивание либо «стаккато» снижает возбудимость и повышенный тонус мышц.
Плотное прижимание — усиливает кровообращение, обменные процессы.
Отметим, что любой массаж завершает поглаживание.
Описание перемещений артикуляционного массажа приведено ниже, схема массажа продемонстрирована на рисунке.
1, 2. шеи движение — и Общее поглаживание лица. Вторыми, третьими, четвертыми и пятыми пальцами обеих рук в один момент производим поглаживание по массажным линиям. Заканчиваем поглаживание фиксацией мочек ушных раковин.
3. Поглаживание лица — четвёртые пальцы и третьи располагаем на середине подбородка, вторые над верхней губой, и производим поглаживание по массажным линиям к козелкам ушной раковины.
4. Переходное — вторыми, четвёртыми пальцами и третьими поглаживаем из-под подбородка по носогубной складке, боковым поверхностям носа и через переносицу переходим к поглаживанию по массажной линии от середины лба к височным впадинам, где пальцами легко прижимаем кожу.
5. Волнообразное поглаживание — дойдя до внутренних углов глаз, пальцами легко скользим к брови и, захватив ее вторыми и третьими пальцами, производим волнообразное поглаживание по направлению к виску. Заканчиваем перемещение легким прижиманием кожи на висках.
6. Поглаживание круговых мышц — подушечками четвертых пальцев обеих рук в один момент производим поглаживание от виска по нижнему веку к внутреннему углу глаза. После этого медлено переходим на верхнее веко и поглаживаем его весьма легко, не нажимая на глазное яблоко.
7. Поглаживание лобной и височной впадины — вторыми, четвёртыми пальцами и третьими обеих рук, согнутыми по форме лба, попеременно производим поглаживание снизу вверх, медлено передвигая пальцы к вискам.
Дополнительно поглаживаем подушечками пальцев виски.
8. Переходное — вторыми, третьими, четвертыми и пятыми пальцами обеих рук в один момент производим поглаживание по массажным линиям.
9. Поколачивание — подчелюстную область массируем похлопыванием тыльной стороны пальцев, после этого подушечками четырех пальцев обеих рук в один момент производим поколачивание по массажным линиям.
10. Стаккато — резкие, отрывистые, поочередные удары подушечками пальцев. Перемещение производим непрерывно, обеими руками, в один момент по массажным линиям, заканчиваем фиксацией у мочек ушных раковин.
11. Плотное прижимание — перемещения делаем двумя руками в один момент, начиная снизу, понемногу поднимаясь вверх. По окончании каждого нажима мало приподнимаем руки и снова нажимаем на массируемый участок. Последнее перемещение от середины лба к височной впадине.
12. Поглаживание по массажным линиям.
13. Особое упражнение, рекомендуемое при заикании для расслабления круговой мускулы губ, с которой связана смыкательная судорога губ.
Указательные и третьи пальцы располагают около углов рта и губы растягивают, как при ухмылке. Обратным перемещением, превращающим в вертикальную складку, губы возвращаются в исходное положение. Перемещения легкие, плавные, скользящие.
Подобные перемещения проводятся поочередно с верхней и нижней губой.
К сожалению, легкого исцеления от заикания не бывает. Это важный лечебно-педагогический процесс. Кое-какие родители сохраняют надежду на «чудо», исходя из этого довольно часто обращаются за помощью к малоквалифицированным либо не имеющим особой подготовки лицам, усвоившим лишь пара несложных приемов помощи. Лишь комплексный курс лечения, требующий участия логопеда, невропатолога, физиотерапевта, логоритмиста по окончании долгой усердной работы при активном участии своих родителей может дать хороший итог.
Подводя итог нужно дать кое-какие рекомендации (советы) молодым родителям, как воспитать спокойного, уравновешенного ребенка.
— Не готовьте малыша к грядущим событиям. Кроме того ожидание приятного формирует напряжение.
— Попытайтесь удержать от речи ребенка, в то время, когда он плачет, в особенности рыдает. Всхлипывание ведет к повторению слов и слогов, а по окончании плача кроха еще долго напряженно, судорожно вдыхает, исходя из этого нужно сперва успокоить, отвлечь, чем-то заинтересовать.
— Не нужно ругать ребенка, если он чего-то опасается, к примеру, темноты, собаки, бабы Яги. Не нужно просить его говорить об этом. Нужно разрешить понять, что мама рядом и сможет обезопасисть.
— Ни при каких обстоятельствах не нужно подгонять. В случае, если родители торопятся, то они должны накормить и одеть малыша сами.
— В случае, если ребенок отказывается дремать днем, то ни за что не нужно его заставлять. Возможно почитать ему книжку, поставить грампластинку.
— Не заставляйте малыша просматривать стихи при посторонних, если он этого не обожает.
— Избегайте обстановок, каковые расстраивают.
— В случае, если в семье показался старший и младший ребёнок ревнует, попытайтесь относиться и к старшему, как к мелкому: баюкайте его, кормите с ложки и т.д.
— Завлекайте детей к спокойным домашним делам. Приучите к настольным играм.
— Успокаивают нервную совокупность игры с водой и песком.
— Полезно петь и танцевать под музыку.
— Старайтесь не предъявлять через чур высокие требования к ребенку. Будьте терпеливы.
— Смотрите за собственной речью, она будет примером для вашего малыша.
Хорошая обращение — это великое благо. Благодаря ей ваш ребенок станет уверенным в себе, уравновешенным, целеустремленным человеком, сможет по преимуществу оценить и себя, и других, сможет заниматься в жизни любимым делом.