Возможности действенной организации
Учебной деятельности школьников
При применении УМК по литературе
Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной
Программа по литературе Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной создана в соответствии с требованиями Федерального национального образовательного стандарта неспециализированного образования второго поколения. Базу программы составляют Фундаментальное ядро содержания неспециализированного образования, и положения Программы и основные идеи развития и формирования универсальных учебных действий.
Методический аппарат книжек, созданных на базе авторской программы, реализует деятельностный подход в обучении. Для авторов особенно принципиально важно, что организация действенной учебной деятельности не может быть сведена лишь к исполнению школьниками практических заданий. Как мы знаем, осуществляя любой вид деятельности, человек последовательно и осмысленно проходит четыре этапа: побудительно-мотивационный, ориентировочный, исполнительский и этап контроля (правильнее, самоконтроля). К сожалению, в практике обучения, в большинстве случаев, основное внимание уделяется исполнительскому этапу, а все остальные игнорируются. Как следствие – обучение деятельности оказывается неэффективным.
В воображаемом УМК создана конкретно совокупность заданий, организующая действенную учебную деятельность школьников.
Представим главные составляющие данной совокупности в таблице.
Побудительно-мотивационный этап | Этап планирования | Исполнительский этап | Этап контроля |
Задания перед каждым текстом, помещенным в книжке, нацеливающие на его осмысленное понимание и чтение | Каждое задание содержит метод его исполнения | Разнообразные по уровню и форме сложности задания, предоставляющие возможность рассуждать, опираясь на прочтённый текст, спорить, аргументировано защищать свое мнение | Рефлексивные задания разрешают обучающемуся оценить эффективность собственной работы, проанализировать доступности и уровень актуальности взятой информации |
Обучение осмысленному осуществлению первого этапа деятельности реализуется посредством заданий, предваряющих все тексты, помещенные в книжке. Нужно растолковать школьникам цели аналогичных заданий. Они являются мотивационным причиной, нацеливают обучающихся на осмысленное чтение, актуализируют знания, нужные для понимания прочтённого. (К примеру: «Перед чтением текста рассказа «Прекрасный врач» обратись к словарю и найди значение слова «милосердие». Просматривая текст, думай над вопросом: возможно ли вычислять проблему милосердия основной в этом рассказе».) Задания перед текстом являются необходимыми. При жажде преподаватель может заменить их вторыми, в большей мере соответствующими изюминкам класса, уровню предметной и метапредметной компетенции обучающихся, конкретным педагогическим задачам. В случае, если исполнение заданий перед текстами войдет в совокупность, обучающиеся со временем обучатся самостоятельно формулировать задачи и цели грядущего чтения, что будет являться залогом его эффективности.
Такими же необходимыми являются задания, организующие четвертый этап деятельности. Напомним: контроль эффективности проводит сам субъект деятельности. В книжках Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной имеется особые задания, организующие рефлексивную деятельность обучающихся (к примеру: «Все ли тебе ясно в прочтённом тексте? При затруднений обратись за разъяснениями к преподавателю либо товарищам. Что нового ты определил из текста? Какая информация была уже известной?»).
Реализуя ориентировочный этап (этап планирования) деятельности, направляться вдумчиво просматривать вопрос либо задание. В самой его формулировке выделен ведущий вид деятельности, нужный для исполнения задания. «Отыщи в тексте ответ на вопрос» – предполагается, что школьник выделяет в тексте нужный для ответа материал, а не отвечает на поставленный вопрос примерно, «собственными словами». «Растолкуй…» – ученик сооружает собственный ответ как текст-рассуждение, адресуя его не столько преподавателю, сколько одноклассникам либо вымышленному человеку, плохо разбирающемуся в данной проблеме. «Попытайся…» – не следует опасаться аналогичной формулировки. Эти задания нацелены на формирование компетенции, которая связана с независимым ответом непростой задачи. Тут ответствен не только итог, но и сам процесс работы над исполнением задания, само желание заняться осуществлением данной деятельности. «Сделай вывод», «поясни собственную идея» – учим детей строить текст-рассуждение (основной вид текста в заданиях ЕГЭ по всем гуманитарным предметам), не поощряем демагогию, а формируем умение аргументировать собственные мысли. Многие задания предусматривают возможность выбора обучающимся формы их исполнения (письменно либо устно, самостоятельно либо в паре, с предварительной подготовкой либо без нее).
Формулировки большинства заданий содержат метод их исполнения, определяют последовательность действий с целью достижения цели. Так в случае, если в задании сообщено: «Отыщи в тексте доказательства утверждения…», ответ на вопрос нужно конкретно ИСКАТЬ в тексте, а не давать приблизительный пересказ нужного фрагмента. В случае, если задание начинается со слова «Поведай…», предполагается, что обучающийся не просто перечисляет факты, именует события либо храбрецов, а сооружает развернутое монологическое высказывание. Попутно увидим, что нужно обучать школьников строить адресное высказывание: говорить не «в вакуум», а обращаясь к слушателям, стремясь сделать собственный рассказ понятным и занимательным им.
В приложении к книжкам даны памятки «Как готовиться к ясному чтению стихотворения», «Как готовиться к устному развернутому ответу», «Как проводить независимое изучение». Ссылки на эти памятки видятся в книжке всегда, в то время, когда исполнение задания требует обращения к рекомендациям памяток. Приучим к этому детей. Отлично, в случае, если у преподавателя покажется возможность перенести памятки на страницу громадного формата и поместить его перед глазами получающих образование течение всего года работы по данному книжке литературы.
Все задания и вопросы в книжке даны «с избытком». Преподаватель вправе выбрать самые адекватные его педагогическим задачам.
Е.Л. Ерохина