В соответствии с стандартам аудита, принятым International Organization of Supreme Audit Institutions (INTOSAI), аудит эффективности включает в себя:
1. аудит экономичности (англ. economy) административной деятельности по обеспечению программы в соответствии с верными практиками и административными принципами;
2. аудит эффективности (англ. efficiency) применения людских, денежных и иных ресурсов, включая диагностику информационных совокупностей, совокупностей мониторинга измерения и показателей деятельности, и процедур для устранения найденных недостатков и несоответствий;
3. аудит результативности (англ. effectiveness) деятельности в части успехи контролируемой программой заданных целей, и аудит влияния, другими словами сравнение фактического влияния той либо другой программы либо политики с запланированным.
Целевую направленность аудита эффективности в английских литературе и документах часто обозначают как три Э, подразумевая под этим экономичность (economy), продуктивность (efficiency) и результативность (effectiveness). На схеме 1 представлена связь трех составляющих аудита эффективности.
Единого, общепринятого определения этих трех составляющих не существует, но значительно чаще их знают следующим образом.
Экономичность содержится в понижении затрат на получаемые и применяемые ресурсы с учетом требуемого качества. Она возможно выяснена как «уменьшение цены ресурсов, применяемых для деятельности, при сохранении соответствующего качества» [4] т.е. операция считается экономичной, в случае, если с ее помощью приобретаются ресурсы либо поставляются услуги в качестве и соответствующем количестве по минимальной цене.
Аудит экономичности деятельности как составляющей эффективности предполагает определение следующего:
1) как экономично и рационально хозяйствующий субъект получает, сохраняет и применяет собственные ресурсы (такие, как персонал, имущество, площади и т.п.);
2) неэкономичности деятельности и причины нерациональности;
3) как деятельность хозяйствующего субъекта согласуется с положениями и законами по рациональности и вопросам экономичности.
Продуктивность характеризуется связью между производством товаров, одолжений, получением вторых результатов, с одной стороны, и использованными для этого ресурсами, иначе, т.е. она обращена к вопросам оптимального с целью достижения результатов деятельности применения ресурсов. При аудите продуктивности аудиторам рекомендуется пристально разглядеть все значительные переменные каковые воздействуют на продуктивное применение ресурсов организации, услуг производства и процессов товаров, дабы выяснить возможности аудита, исследующего неприятности продуктивности.
Цели аудита, ориентированного на неприятности эффективности, смогут включать оценку:
-уровня продуктивности, достигнутого контролируемой организацией, программой либо деятельностью довольно разумных стандартов;
-надёжности и адекватности совокупностей либо процедур, предназначенных, дабы измерять и информировать о продуктивности;
-упрочнений организации, направленных на внедрение и исследование возможностей повышать продуктивность;
-помогают ли процессы управления, информационные и другие эксплуатационные совокупности, используемые способы организации производства (обслуживания) достигать высокой продуктивности.
Схема 1 Связь трех составляющих аудита эффективности
Результативность — это показатель, отражающий, в какой степени предопределенные цели либо цели для своеобразной деятельности либо программы были достигнуты, и связь между прогнозируемым и настоящим действием на определенную деятельность. Деятельность считается результативной, если она снабжает максимальное достижение желательного результата.
Результативность в контексте аудита эффективности свидетельствует «тратить мудро», т.е. создавать требуемую продукцию соответствующего качества, применяя исходные ресурсы и эффективные процессы цены и соответствующего качества.
При аудите результативности в первую очередь проверяется:
-что аудируемый делает необходимые вещи;
-что аудируемый достигает целей, действенно применяя соответствующие методы с целью достижения оптимальных результатов.
Внешний аудитор в большинстве случаев настроен на обнаружение фактов нерезультативности. Наряду с этим направляться учитывать, что объяснение нерезультативности совокупности может состоять и в ее неспособности достигнуть оптимальной экономичности, и в непродуктивных процессах, каковые или порождают большое количество продукции несоответствующего качества, или потребляют через чур много ресурсов.
Стандарты Лимской декларации руководящих правил контроля INTOSAI советуют аудит эффективности применять параллельно с классическим контролем целевого применения национальных средств, оценивая конечные результаты осуществляемых страной затрат. Аудит эффективности призван улучшить качественные характеристики процесса функционирования национального и муниципального секторов экономики и, как форма денежного контроля, направлен на создание механизмов оценки результативности управления денежными потоками в экономике публичного сектора. Так, главными функциями аудита эффективности являются:
1. контрольная (проверка деятельности контролируемых объектов),
2. аналитическая (определение и поиск причинно-следственных связей работы органов аккуратной власти и ее результатов)
3. синтетическая (формирование, определение рекомендаций для улучшения эффективности деятельности объекта контроля).
Главной целью аудита эффективности можно считать качественное улучшение самого процесса управления национальными ресурсами за счет предоставления полной, точной и объективной информации об эффективности функционирования организаций, вовлеченных в бюджетный процесс.
На рисунке 2 приведен пример применения в ходе управления затратами трех составляющих аудита эффективности.
Рисунок 2 Соотношение трех составляющих аудита эффективности управления затратами