Фундаментальная теория происхождения и развития высших психических функций человека была разработана л. с. выготским (1896–1934).

Опираясь на идеи сравнительной психологии, Л. С. Выготский начал собственные изучения в том месте, где сравнительная психология остановилась перед неразрешимыми для нее вопросами: она не имела возможности растолковать феномен сознания человека.Формируется фундаментальная мысль Выготского о социальном опосредствовании психологической деятельности человека. Орудием этого опосредствования есть, по Выготскому, символ (слово).Сознание в собственном генезисе обусловлено социальным сотрудничеством. Использование символа, слова как своеобразны человеческого психологического регулятора перестраивает все высшие психологические проявления, функции человека: восприятие, волю и произвольную память. Механическая память делается логической, ассоциативное течение представлений – творческим воображением и продуктивным мышлением, импульсивные действия – действиями произвольными. Выготский постулировал структурную аналогию между предметной и внутренней умственной деятельностью. Внутренний замысел сознания начал пониматься в отечественной психологии как деятельностно освоенный внешний мир.

Изучая детскую распад и психологию психологических функций на материале дефектологии, Л. С. Выготский заключил : сознание – динамическая смысловая совокупность, функционирующая в единстве ее эмоциональных, волевых и интеллектуальных компонентов.

В механизмах мозговой деятельности Л. С. Выготский усматривал динамические функциональные комплексы (Развитие высших психологических функций, 1960). Выготский создал новое направление в детской психологии, выдвинув концепцию о территориях ближайшего развития ребенка (История развития высших психологических функций, 1931).

Л. С. Выготский утверждал, что психологическое развитие идет не за созреванием, а обусловлено действиями среды на деятельностную сферу человека. На этих основоположениях формировалась отечественная психотерапевтическая школа.

С середины 30-х годов развитие советской психологии быстро затормозилось. Тоталитаризм, низведший человека до роли винтика, не нуждался в психотерапевтической науке. В следствии принятого во второй половине 30-ых годов двадцатого века распоряжения ЦК ВКП(б) О идеологических извращениях в совокупности наркомпросов запрету подверглись все диагностические способы психологии, была разгромлена и запрещена психотехника, прекращено развитие инженерной психологии и психологии труда. Был закрыт единственный в стране психотерапевтический издание – Психотехника, закончились все прикладные отрасли психологии. Быстро сократились изучения по психологии поведения и личности, закончились изучения генетических предпосылок психики. Влияние социальной среды на формирование психологических качеств личности кроме этого не изучалось. До сих пор остаются мало изученными социальные стереотипы, установки и ценностные ориентации разных социальных, культурных и этнических групп. Не исследовались такие психологические явления, как агрессивность, конформность, внутриличностная и межличностная конфликтность. Под запрет попала вся неприятность половых психологических различий. Ортодоксально-оптимальной стала среднеполая, бесконфликтная, лишенная интеллектуальных особенностей и задатков модель усредненного советского человека.

Были порваны связи с дореволюционной и всемирный психотерапевтической наукой. Но и на этом негативном фоне ведущие советские психологи создали отдельные фундаментальные труды, не потерявшие значения и Сейчас. Среди них отметим Свойстве и одаренность, Ум полководца Б. М. Теплова; Неприятности формирования характера, Человек как предмет познания Б. Г. Ананьева; Экспериментальные базы психологии установки Д. Н. Узнадзе и др. Большие удачи были достигнуты в области педагогической и возрастной психологии (А. В. Запорожец, Н. А. Менчинская и др.), в психофизиологии и области психофизики (Е. Н. Соколов, С. В. Кравков и др.).

Концептуализация и систематизация психотерапевтических категорий была произведена С. Л. Рубинштейном (1889–1960)в его фундаментальном труде Базы неспециализированной психологии (1940). Главный исходный постулат С. Л. Рубинштейна: отражение настоящего бытия опосредовано конкретной деятельностью человека.деятельность и Психика едины – психика формируется и проявляется в деятельности. Внешние действия упорядочиваются через внутренние факторы – цели, мотивы, установки.Внешние обстоятельства действуют через внутренние условия (сознание и Бытие, 1957 г.). Все психологические проявления направляться осознавать как процессы – саморазвивающиеся динамические явления, порождающие соответствующие результаты – психологические образы, понятия, принятие ответов, регуляционные акты. Психологические процессы, среди них и мышление, развиваются как деятельность субъекта с объектом, как совокупность операций, обусловленная личностной мотивацией. В работе Человек и мир (1973 г.) Рубинштейн постулирует: все бытие возможно осознано лишь через человека.

Второй узнаваемый коммунистический психолог – А. Н. Леонтьев (1903–1979), разрабатывая концепцию деятельностного подхода к психике, изучил ее развитие в фило- и онтогенезе (Неприятности развития психики, 1959 г.).В структуре деятельности Леонтьев изучил сотрудничество ее компонентов – мотивов, условий и целей, а в структуре сознания – иерархию системных его компонентов – совокупность смыслов и значений. Эту иерархию мотивационно-смысловых образований Леонтьев разглядывал в качестве базисной структуры личности (Деятельность. Сознание. Личность, 1975 г.).

Изучения Выготского, Леонтьева и Рубинштейна оказали большое влияние на развитие неспециализированной, педагогической психологии и детской (П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.).

В 60-х годах развитие отечественной психологии активизировалось. В первой половине 60-ых годов XX века были открыты психотерапевтические факультеты в Столичном, Ленинградском и Тбилисском университетах (а после этого и в Ярославском). Стала интенсивно развиваться инженерная психология, прикладные отрасли неспециализированной и социальной психологии. Началось преподавание неспециализированной и юридической психологии в юридических вузах.

В первой половине 70-ых годов двадцатого века был создан Университет психологии АН СССР. С 1980 года издается Психотерапевтический издание. (Второй психотерапевтический издание – Вопросы психологии – издавался с 1955 года).

Началась и концептуальная перестройка психологии, обусловленная достижениями в области кибернетики, физиологии и теории информации высшей нервной деятельности. Значительные, концептуальные сдвиги случились в отечественной нейрофизиологии.

Уже в середине 30-х годов в физиологии высшей нервной деятельности складываются новые представления о работе мозга. Активную поисковую психологическую деятельность тяжело было растолковать несложным рефлексом. В нейрофизиологии усиливаются поиски физиологических механизмов активной обработки информации, поступающей как из внешней, так и из внутренней среды.

Учение И. П. Павлова было развито П. К. Анохиным(1898–1974). Петр Кузьмич Анохин продемонстрировал, что в базе психологической регуляции лежат системные нейрофизиологические процессы, моделирующие поведенческую обстановку. Моделируемый нужный итог поведения организует все нервные процессы в единуюфункциональную совокупность, действующую на базе обратной связи. Функциональная теория П. К. Анохина стала обширно употребляться в психотерапевтических изучениях.

Мозговые механизмы психологических процессов обширно изучил А. Р. Лурия (1902–1977) – основатель отечественной нейропсихологии. Исследуя в 20-х годах состояние аффекта, Лурия создал методику, разрешающую выявлять повторные речевые и двигательные симптомы ранее испытанных индивидом аффективных состояний. Трудясь с Выготским, Лурия изучил социальную обусловленность мышления (Об историческом развитии познавательных процессов, 1974 г.). Но главные собственные изучения Лурия посвятил проблеме мозговой локализации высших психологических их нарушений и функций при локальных повреждениях мозга, разработке способов нейропсихологической диагностики (батарея луриевских способов). Лурия распознал роль речевых опосредований в регуляции произвольных перемещений. (В годы войны он трудился в больницах по восстановлению перемещений у раненых.) Исследуя психически аномальных детей, Лурия установил сообщение нарушений абстрагирующей деятельности с недостатками волевой регуляции и создал последовательность рекомендаций по компенсации психологических недостатков. А. Р. Лурия синтезировал современные нейрофизиологические и психотерапевтические эти. Ему в собственности первый учебник нейропсихологии – Базы нейропсихологии (1973 г.).

В начале 70-х годов по окончании долгого забвения неприятности наследственности развернулась широкая дискуссия по вопросу о соотношении природных и социальных факторов в формировании его поведения и психики человека. Дискуссия по данной проблеме перешла кроме того на страницы литературных и публично-политических изданий. Острое обсуждение роли биологических факторов в формировании личности расшатало кое-какие догмы официальной советской психологии, наметились новые подходы к данной проблеме.

И. В. Равич-Щербо в ряде источников приходит к выводу о том, что умственные свойства в значительной степени разъясняются генетическими факторами (Неприятности дифференциальной психофизиологии, 1972 г.).

В 60–70-х годах активизируются исследования теории сознания (Неприятности сознания. Материалы симпозиума. 1966 г.), актуализируется подсознания взаимосвязи и проблема сознания (Басин Ф. В. Неприятность бессознательного. 1968). Во второй половине 70-ых годов XX века в Тбилиси был организован Интернациональный симпозиум по проблеме бессознательного. К его открытию была подготовлена трехтомная монография Бессознательное: неприятности, функции, способы изучения (1978).

Активизируются исследования социальной психологии. Первый всплеск развития отечественной социальной психологии приходится на 20-е годы XX столетия. Но на фоне господствовавших тогда реактологии и рефлексологии трактовка социально-психотерапевтических неприятностей взяла биологизаторский уклон. Критика этого уклона превратилась в критику социальной психологии. И уже к концу 20-х годов социальная психология, как что-то соперничающее с марксистской идеологией, прекратила существование.

Интенсивное развитие социальной психологии у нас снова началось в конце 50-х и в начале 60-х годов.

Отечественная социальная психология изучает психологию социальных групп на базе факторов, определяющих жизнедеятельность общества. Установлено, что в самые развитых социальных группах (коллективах) сотрудничество людей определяется публично-ценностным содержанием их деятельности. Ведутся разнообразные экспериментальные, теоретические и прикладные социально-психотерапевтические изучения. Но успехи отечественной социальной психологии еще не консолидированы в стройную совокупность категорий. Во многих случаях исследователи остаются на описательно-эмпирическом уровне.

На данный момент отечественные теоретические исследования нейрофизиологии и психологии сократились. Широкое распространение взяла эмпирическая психология.

* * *

В современной зарубежной психологии обширно исследуются неприятности стратегии судьбы, влияние критических событий судьбы человека на его поведение. Большое внимание уделяется представленности в сознании индивида не только внешнего мира, но и его собственной жизни. Широкое распространение приобретает психобиографический способ изучения личности.

Одним из главных направлений современной зарубежной психологии делается когнитивная (от лат. cognitio – познание) психология, которая в противовес бихевиоризму постулируетзнание как базу поведения. В рамках когнитивной психологии исследуются закономерности познавательной деятельности (Джером Сеймур Брунер), психология личных различий (М. Айзек), психология личности (Дж. Келли).

В связи с развитием кибернетики и актуализацией неприятности управления сложными совокупностями появляется интерес к структуре людской поведения. Психотерапевтическая структура поведения обширно исследуется американскими психологами и нейрофизиологами*. Миллер, Галантер и Прибрам изучили те промежуточные переменные, каковые связывают стимул и реакцию. Они приходят к выводу о том, что этими внутренними инстанциями поведения являются план и образ. Под образом имеется в виду информативное обеспечение действия, под замыслом – его алгоритмическая структура. Стратегия замысла строится на базе проб, осуществляемых в условиях, созданных образом. Проба (test) предшествует каждой операции (operatic), каковые, видоизменяясь на базе обратной связи, приводят в итоге к желаемому конечному результату (exist). Единица поведения осуществляется, так, по схеме: Т-О-Т-Е.

* См.: Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К. структура и Планы поведения. М., 1967; Прибрам К. Языки мозга. М., 1975.

Большая часть современных зарубежных изучений охватывают только отдельные проявления людской психики.

В современной зарубежной социальной психологии большое внимание уделяется психологии межличностного сотрудничества (интеракции), поведению человека в социальной организации, психологии организации жизненной среды человека, психологии менеджмента, социального управления и маркетинга*. Интенсивно развиваются исследования психофизиологии.

* См.: Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Перев. с англ. М., 1992; Xappuc Т. Я хороший, ты хороший. Практическая психология. Перев. с англ. М., 1993; Дизель П., Ранъян М. Поведение человека в организации. Перев. с англ. М., 1993; Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, либо переговоры без поражения. Перев. с англ. М., 1992.

* * *

XX век начался для психологов открытием IV Международного психотерапевтического конгресса, выходом в свет практически никем не увиденного труда 3. Фрейда Толкование сновидений. В собственных вступительных речах на психотерапевтическом конгрессе узнаваемые психологи Герман Эббингауз и Теодюль Арман Рибо еще лишь ратовали за будущий альянс психологии с естествознанием. Но физиолог И. П. Павлов еще не развернул собственные испытания по условным рефлексам, а менталитет многих психологов был еще занят сообщениями П. Каруса о необходимости изучения бессмертия души.

К концу XX века психология стала главной дисциплиной в совокупности гуманитарных наук, а ее прикладные отрасли, стали определять эффективность всех отраслей людской жизнедеятельности. Успехи психологии столь велики, что это выдвинуло ее на одно из первых мест в совокупности наук о человеке.

Психологи все более плодотворно трудятся в клинике и школе, на производстве и в военной лаборатории, в центрах подготовки астронавтов и в управленческих структурах, в систе ме правоохранения и аналитических центрах социального развития. Психотерапевтические знания нужны везде, где появляется необходимость научной организации труда, действенного применения ресурсов людской психики. На данный момент действенно развиваются прикладные отрасли психологии: экономическая, педагогическая, юридическая, военная, космическая, спортивная, психология мастерства, управления, менеджмента и др.

Современная психология все более интегрируется с нейрофизиологией, постулируя обусловленность психологических явлений как внешними действиями, так и закономерностями работы мозга. Психология делается наукой, устанавливающей связи между личным и социальным, между органическими и социальными явлениями, между природной и исторической стороной сущности человека.

Историческая цепочка психотерапевтических учений – это не комплект взоров, а восходящее развитие представлений человека о собственной сущности. Научно-психотерапевтические завоевания каждой эры были прорывом на пути формирования системных представлений о психике человека.

Категориальный аппарат психологии формировался в русле отдельных направлений и школ: категория действия – в русле бихевиоризма и функционализма, категория образа – в русле структурализма и гештальтпсихологии, категория мотивации – в русле психоанализа, категория межличностного сотрудничества – в русле интернационализма. Знаковая и деятельностная концепция психологии развивалась школой Л. С. Выготского. Успехи этих направлений содействовали формированию общепсихологической теории, а их недочёты вели к поиску новых психотерапевтических парадигм. На данный момент психология стоит перед необходимостью собственной общетеоретической интеграции.

Будущий XXI век будет веком глобальной, общепланетарной интеграции человечества, веком формирования единого общемирового сознания человечества, веком окончательного утверждения общесоциальных сокровищ. Неизмеримо возрастет внимание человека к самому себе. Случится новый замечательный прорыв научной мысли к глубинам людской психики. Заслугой же ученых-психологов XX века – Вундта, Фрейда, Джемса, Вертгаймера, Кюльпе, Торндайка, Бине, Пиаже, Бехтерева, Выготского, Фрома, Юнга и многих вторых – было то, что они создали базу для предстоящего восхождения к высотам человековедения.

Терминологический словарь

АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ – обособленность личности, ее свойство к самоопределению собственных позиций. Как общий принцип людской поведения автономия личности была провозглашена Мартином Лютером в его признании: На том стою и не могу в противном случае, а теоретически изучена И. Кантом (Независимая этика). Автономию личности Кант связывал не со свободой личности от внешних действий, а с приверженностью личности к общечеловеческим правилам – окончательным императивам. Сознание собственной автономности разрешает индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных установлений, диктата власти, не терять самообладания в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Автономия личности связана с ее высшим психологическим качеством – духовностью. Автономность личности – это ее свобода от безнравственных побуждений, сиюминутной престижности, политической суетливости.

АВТОРИТАРИЗМ – догматическая требовательность к поведению человека, ее аргументация ссылкой на авторитетное лицо, требование слепого выполнения предписанных более правил, игнорирование объективных оснований межличностных взаимоотношений.

Авторитаризм как социально-политический режим – выхолащивание политических университетов, связывающих общество и государство, концентрация власти в руках одного лица либо одного органа. Крайняя форма авторитаризма – тоталитаризм – создание твёрдого репрессивного режима жизнедеятельности общества, окончательного командного способа управления, ограничение возможностей самореализации личности. Долгое нахождение человека в условиях тоталитаризма ведет к его личностным деформациям.

АГРЕССИЯ – воздействие, наносящее физическую либо психологическую травму окружающим людям, которое связано с сильными негативными чувствами – бешенством, неприязнью, враждебностью. Различаются импульсивная, аффективная, инструментальная, целенаправленная и экспрессивная агрессия. По степени интенсивности агрессивное поведение может варьироваться от демонстрации неприязни до словесных оскорблений (вербальная агрессия), применения неотёсанной физической силы. Агрессивность может увеличиваться по механизму суммации, накопления эмоций и по механизму психологического заражения, превращения межличностной агрессии в межгрупповую – массовидное явление. Агрессия может проявляться и в форме неадекватной защитной реакции, быть следствием аффекта, а при девиантного отклонения личности – выступать как системный фактор агрессивного типа поведения. Предельно активизированная агрессивность затрудняет процессы сознательной регуляции, а сдвиги в вегетативно-эндокринной совокупности быстро повышают физические возможности индивида.

В массовых социальных процессах агрессия проявляется в форме геноцида, террора, идеологических этнических столкновений. Агрессия часто появляется в следствии доминирования и образа стереотипного представления врага у личности устойчивых асоциальных качеств – злобности, жестокости, эмпатии, аутизма, недостатков социальной идентификации. Формирование агрессивности как характериологической особенности личности связано с асоциальным жизненным опытом, наложением не сильный мест индивида на социально не сильный места микросреды.

Агрессивность, направленная индивидом на самого себя, – аутоагрессия – является показателем патологических трансформаций личности.

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – приспособление индивида к условиям социальной среды. Типы социальной адаптации: 1) активное действие на среду, 2) пассивное, конформное принятие ценностных целей и ориентации социальной группы. Социальная адаптация связана с принятием индивидом разных социальных ролей, адекватным отображением себя и собственных социальных связей. Нарушением социальной адаптации являются асоциальное поведение, маргинальность, наркомания и алкоголизм.

АЖИТАЦИЯ – состояние сильного возбуждения в конфликтных, аварийных обстановках, нарушение целенаправленности действий, суетливость, понижение свойства к рассудочной деятельности – аномальное психологическое состояние.

АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА – не сильный места характера индивида, крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями: повышенная уязвимость личности в отношении отдельных психотравмирующих факторов, неустойчивость настроения, его ситуативная обусловленность, боязливость, тревожность, пониженный либо завышенный уровень притязаний, повышенная склонность к самоанализу и самообвинению, затрудненность в установлении эмоциональных контактов, пониженная интуитивность в ходе общения, дисфория (злобно-тоскливое настроение), вязкость мышления, конфликтность, повышенная обидчивость, склонность к доминированию, повышенная потребность в признании. Акцентуации характера диагностируются специальными методиками.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЭМОЦИЙ – противоречивость в один момент испытываемых чувств к одному и тому же объекту.

АМНЕЗИЯ – нарушение памяти. Ретроградная амнезия – нарушение памяти на события, предшествующие заболеванию. Антероградная амнезия – нарушение памяти на события, происходившие по окончании начала заболевания. Защитная амнезия – вытеснение из памяти, забывание травмирующих событий.

БЕЗНРАВСТВЕННОСТЬ – неприятие моральных устоев общества, нигилистическое отношение к нравственным нормам, духовный распад социальных групп и личности. Крайней формой безнравственности есть цинизм – презрительное отношение ко всей культуре общества, его двуховным сокровищам, глумление над совершенствами, социальными устоями.

АНДРОГИНИЯ – сочетание в одном индивиде мужских и женских качеств, свойство в разных обстановках проявлять или маскулинные, или фемининные особенности поведения.

АНТИЦИПАЦИЯ – свойство индивида предвидеть развитие событий, все вероятные результаты действия, свойство к опережающему отражению действительности.

Безразличие – ослабленность интересов и побуждений, безразличие к событиям окружающей действительности, эмоциональная пассивность.

АППЕРЦЕПЦИЯ – зависимость явлений действительности и восприятия предметов от прошлого опыта, психического состояния и индивидуальных особенностей личности.

АССОЦИАНИЗМ – одно из главных направлений всемирный психологии, растолковывающее функционирование психики при помощи образования ассоциаций – устойчивых связей между образами явлений. В первый раз принцип ассоциации был сформулирован Аристотелем (Образы, появляющиеся без видимой внешней обстоятельства, являются продуктом ассоциации). В XIX в. были изучены условия образования ассоциаций и их нейрофизиологические, условно-рефлекторные механизмы.

АСТЕНИЯ – жадно-психологическая слабость, проявляющаяся в раздражительности и повышенной утомляемости.

АТРИБУЦИЯ – приписывание индивиду либо социальной группе конкретно невоспринимаемых изюминок, стереотипное достраивание образа. Атрибуция каузальная – предположение о обстоятельствах поведения.

АУТИЗМ – крайняя форма психологического отчуждения, уход индивида от контактов с окружающей действительностью, пониженная возможность саморегуляции, привязанность к узкому кругу представлений и идей, эгоцентризм, неадекватность эмоциональных реакций на поведение окружающих людей.

АФФЕКТ – временная непатологическая дезориентация сознания, его сужение, вызванное неожиданным сверхсильным эмоциогенным действием, сопровождающееся интенсивными импульсивным функциональными изменениями и действиями эндокринной совокупности; конфликтное эмоциональное состояние, вызванное острым несоответствием действительности личностным позициям индивида. Аффект появляется в критических событиях при неспособности субъекта отыскать тождественный выход из острой, неординарной ситуации. Аффектогенный образ господствует над всей психологической деятельностью индивида, блокирует все не связанные с ним процессы и навязывает аварийные методы поведения (агрессия, бегство, оцепенение), сложившиеся в ходе биологической эволюции. Состояние аффекта формирует аффективные следы, проявляющиеся при последующем столкновении индивида с отдельными элементами прошедшей аффектогенной ситуации. В юриспруденции аффект (сильное душевное беспокойство) рассматривается как событие, смягчающее ответственность и воздействующее на квалификацию правонарушения, в случае, если это состояние было спровоцировано неправомерными действиями потерпевшего.

АФФЕКТИВНОЕ Воздействие – воздействие, направляемое и регулируемое определенным эмоциональным состоянием субъекта – отвагой, страстью, неприязнью, энтузиазмом, мстительностью, любовью и др. Понятие аффективного действия введено Максом Вебером для отчленения его от понятия социальное воздействие (целерационального и ценностно-рационального). В отличие от целерационального действия и подобно ценностно-рациональному действию аффективное воздействие направлено не на достижение конкретной цели, а на эмоциональное самовыражение субъекта действия, его импульсивную самореализацию, удовлетворение страсти либо влечения.

Аффективные действия пограничны между подсознательными реакциями и сознательным поведением. Они характеризуются минимальной осмысленностью; переход за эту минимальную границу приводит к дезорганизации психологической деятельности – состояние аффекта (см. Аффект).

БАРЬЕР СМЫСЛОВОЙ – непонимание людьми друг друга из-за придания одним и тем же явлениям разного смысла.

Преграды ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ – неадекватная пассивность в следствии усиления отрицательных чувств в отношении определенных явлений, избирательное торможение активности в следствии низкой самооценки. Преграды в социальном общении вероятны в следствии неразвитости коммуникативных качеств, эмпатии и других негативных личностных качеств.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – психологические процессы, осуществляемые без сознательного контроля (инстинкты).

БИОТИПЫ ЧЕЛОВЕКА – типология человека, осуществляемая по нейрогуморальному основанию, личным изюминкам симпатико-адреналиновой совокупности (САС). Различаются три биотипа: адреналиновый (А-тип), норадреналиновый (Н – А-тип) и смешанный. Представители А-типа отличаются повышенной тревожностью, повышенным эмоцией ответственности, неудовлетворенностью достигнутым, рвением к предельным нагрузкам. Представители Н – А-типа характеризуются повышенной внутренней напряженностью, замкнутостью, скрытностью, властностью, целеустремленностью; неудачи смогут привести этих людей к нервным срывам, сердечно-сосудистым болезням. Представители смешанного типа характеризуются повышенной эмоциональностью, неустойчивостью настроения, повышенной чувствительностью, эмпатией – свойством к сопереживанию. Особенно интенсивно биотипические особенности людей проявляются в экстремальных условиях.

БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behaviour – поведение) – одно из главных направлений американской психологии, трактующее психику как совокупность реакций организма на внешние стимулы. Направление появилось как негативная реакция на интроспективную психологию, преувеличивающую роль самонаблюдения в изучении психологических явлений. Первая программа бихевиоризма была провозглашена в 1913 году Д. Уотсоном (1878–1958). Предметом психологии бихевиористы вычисляли не сознание, а поведение. Из теории поведения исключались все факторы сознания. Классические понятия об образах, мыслях, идеях, эмоциях Джон Уотсон внес предложение заменить понятиями о мышечных и секреторных реакциях. Применяв учение И. П. Павлова, бихевиористы упростили его, полагая, что законы приобретения опыта у животных и человека совпадают. Ошибочным было отрицание ими сознания как регулирующего фактора поведения, сведение людской поведения к ситуативному приспособленчеству, игнорирование ими надситуативного, поленезависимого поведения, забвение нейрофизиологических механизмов поведения (мозг человека они считали тёмным коробкой). Социальная природа людской поведения игнорировалась. Но бихевиористы внесли значительный вклад в разработку математических способов изучения поведения, создали предпосылку для происхождения кибернетики. Бихевиористы (Торндайк) открыли последовательность закономерностей научения – формирования навыков (закон результата, закон упражнения, закон готовности и др.).

Уже в 20-х годах XX в. бихевиоризм распался на последовательность направлений. В 30-х годах появилось направление необихевиоризма (Толмен, Халл), которое начало признавать промежуточное звено между реакцией и стимулом, введя понятие промежуточных переменных. Представитель современного бихевиоризма Б. Скиннер, исследуя закономерности связей между реакцией и стимулом, придал значительное значение подкреплению этих связей. Скиннер выдвинул концепцию оперантного научения (из последовательности произведенных операций устойчивыми оказываются те из них, каковые приобретают подкрепление). Скиннер стал инициатором программированного обучения. Все направления бихевиоризма основаны на биологизаторской концепции.

ВЕРА – полное и безоговорочное принятие человеком каких-либо представлений и постулатов, каковые входят в структуру личности, определяют ее отношение и поступки к действительности. Вера, являясь независимым психологическим феноменом, не зависит от логических и эмпирических оснований. Вера концептуализирует сознание, создавая целостный непротиворечивый образ мира. Вера – проявление подсознательной связи субъекта с объектом. Чем несложнее и всеохватнее эта сообщение, тем глубже вера. Религиозная вера связана с поиском сущности людской духовности, ее обусловленности божественной силой.

СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖЛИЧНОСТНОЕ – персональный контакт двух либо многих людей, следствием которого являются трансформации в их деятельности, поведении, установках и взглядах; совокупность взаимообусловленных действий, в которой поведение каждого из участников выступает и как стимул, и как реакция на поведение вторых. Межличностное сотрудничество связано с кооперацией и разделением социальных функций, имеет предмет сопряженных упрочнений, регламентировано конкретными условиями, подчиненно правилам и нормам интеракции (социального сотрудничества). Осуществляется в форме сотрудничества либо конкуренции, столкновения противоположно направленных заинтересованностей.

ВЛЕЧЕНИЕ – подсознательно появляющаяся направленность на определенные объекты, удовлетворяющие актуализированную потребность, воздействующая на формирование мотивов и интересов поведения. В совокупности фрейдизма выделяется влечение к саморазрушению, смерти, проявляющееся в агрессивности личности. Различаются кроме этого и другие патологические влечения – садизм, мазохизм, содомия, педерастия, некрофилия и др.

ВЛИЯНИЕ – результат и процесс трансформации индивидом либо социальной группой поведения вторых людей, их позиций, установок и оценок. Механизмом направленного влияния являются внушение и убеждение. Механизм не направленного влияния – заражение и подражание. Влияние возможно прямым и косвенным.

ВНИМАНИЕ – оптимальное состояние сознания, его направленность и организованность на деятельностно значимые объекты. Внимание снабжает согласованность разных звеньев поведения, сосредоточенность на его конечной цели, точность и скорость ответа задачи. (В совокупности философско-психотерапевтического понятия апперцепции внимание рассматривалось как отчетливое осознание принимаемого, его интеграция в целостную структуру прошлого опыта.) Различаются три вида внимания: 1) непроизвольное (без злого умысла появляющаяся ориентировочная реакция), 2) произвольное (связанное с целенаправленными волевыми упрочнениями) и 3) постпроизвольное (послепроизвольное, в то время, когда в следствии сдвига мотива на цель исполнение действия осуществляется без больших волевых упрочнений).

К чертям внимания, его особенностям относятся: избирательность, количество, устойчивость, распределяемость и переключаемость.

ВНУТРЕННЯЯ Обращение – применение языковых значений вне процесса настоящей коммуникации (в уме) как средства мышления, оперирования понятиями, как диалог с мыслимым вторым. От внешней речи внутренняя отличается свернутостью структуры.

ВНУШАЕМОСТЬ – субъективная готовность подвергнуться и подчиниться внушающему действию, которая связана с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, стеснительностью, доверительностью, повышенным уровнем тревожности. Ситуативные факторы повышенной внушаемости: экстремальность ситуации, отсутствие компетенции в обсуждаемом вопросе, групповое давление, недостаток времени для принятия ответа.

ВНУШЕНИЕ – внедрение в психологическую сферу индивида кроме его воли, процесс действия на психику человека в условиях понижения его сознательности, критичности.

ВОЛЯ – самодетерминация активности человека, основанная на осознании значимости планируемого результата; реализуется в форме несложных и сложных волевых действий. Схема несложного действия, цель – воздействие – оценка результата. Схема сложного волевого действия, потребность – вероятные цели – борьба мотивов – принятие ответа – совокупность исполнительских действий – их корректировка и оценка – завершающие действия – итоговая оценка конечного результата.

ВООБРАЖЕНИЕ – психологический процесс образного моделирования действительности, рекомбинированное, гипотетическое и вероятностное отражение действительности; реконструкция явлений по их описанию.

ВОСПОМИНАНИЕ – актуализация ранее воспринимавшегося материала, всплывание ранее организованных образов, их локализация во времени и пространстве.

ВОСПРИЯТИЕ – отражение предметной действительности при ее ярком действии на рецепторную совокупность человека, отнесение чувственного образа к определенной группе явлений (его категоризация).

Возрастная психология. Психическое развитие по Выготскому.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: