Обожаю грозу в первых числах Мая,
В то время, когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играясь,
Грохочет в небе голубом.
Кто не знает этих превосходных строчков!
Их создатель Федор Иванович Тютчев — один из наибольших русских поэтов-лириков.
Во многих собственных стихах пишет он о природе и постоянно изображает ее как что-то живое, одухотворенное. «В ней имеется душа, в ней имеется свобода, в ней имеется любовь, в ней имеется язык», — утверждает поэт. Как будто бы человек, она живет и дышит, радуется и печалится, непрерывно движется и изменяется. Первый весенний гром не просто гремит, а «грохочет», «как бы резвяся и играясь»; зима «злится», уступая дорогу весне; «полураздетый, лес печалится» хмурым осенним днем; в бурю вершины громадных деревьев склоняются друг к другу, как словно бы «совещаясь меж собой».
Картины природы оказывают помощь поэту передать страстное биение мысли, воплотить в броских и запоминающихся образах глубокие раздумья и сложные переживания. Поэт-мыслитель, Тютчев ставит и решает вопросы, в любой момент тревожившие людей: об окружающем нас мире, о смерти и жизни, о судьбе и назначении человека.
Как нежданно и ярко,
На мокрой неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В собственном минутном торжестве!
Один финиш в леса вонзила,
Вторым за облака ушла—
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его — лови скорей!
Наблюдай — оно уж побледнело, —
Еще 60 секунд, две — и что же?
Ушло, как то уйдет полностью,
Чем ты и дышишь и живешь.
Чарует картина «радужного виденья», нарисованная в этом стихотворении. И одновременно с этим оно проникнуто горестной мыслью о недолговечности счастья, которое, совершенно верно радуга, освещает жизнь на пара мгновений, а после этого исчезает скоро и бесследно.
И другие стихотворения Тютчева: «О жизни той, что бушевала тут», «Наблюдай, как на речном просторе», «О чем ты воешь, ветер ночной» — проникнуты такими же ужасными настроениями. В сердце поэта, «полном тревоги», находят глубочайший, взволнованный отклик страдания и человеческие горести:
Слезы людские, о слезы людские,
Льетесь вы ранней и поздней иногда…
Льетесь безвестные, льетесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые, —
Льетесь, как льются струи дождевые
В осень глухую порою ночной.
Это стих было с восхищением встречено Некрасовым, что почувствовал, что обращение тут идет не о страданиях людей по большому счету, но первым делом о «неистощимых и неисчислимых» бедствиях русского народа. В стихотворениях «Русской даме», «Эти бедные селенья» поэт еще более светло и четко высказывает сострадание собственному порабощенному народу и любовь к родному краю. Недаром Добролюбов, революционер русский и великий критик, ставил в заслугу Тютчеву, что в его лирике «глубокая дума» возбуждается «не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, заинтересованностями публичной судьбе».
Тютчев часто повторял, что не вычисляет литературу своим главным делом. Сразу же по окончании окончания МГУ он поступил на дипломатическую работу и более двадцати лет прожил за рубежом (в основном в Германии), а после этого до конца дней управлял один из цензурных комитетов. За собственную продолжительную судьбу поэт написал относительно мало и только в 1854 г. по требованию Тургенева выпустил первый сборник стихотворений. Но «книжка маленькая» его стихов была, по меткому выражению Фета, «томов премногих тяжелей».
Восторженными поклонниками тютчевского таланта были многие русские поэты и писатели: Некрасов и Пушкин, Лев и Тургенев Толстой. Высоко ценил его и Владимир Ильич Ленин, в рабочем кабинете которого стоял томик стихов поэта.
И сейчас нам близка и дорога поэзия Тютчева — поэзия глубоких сильных чувств и мыслей.