Джеймс Уатт (1736—1819) — британский изобретатель, создатель универсальной паровой машины. Законченную и в полной мере работоспособную машину двойного действия Уатт создал в 1774 г., но запатентовал ее позднее, в 1784 г. Как сообщил К. Маркс, «великий гений Уатта обнаруживается в том, что в патенте, что он взял…, его паровая машина представлена не как изобретение только для особенных целей, но как универсальный двигатель большой индустрии». Уатт добавил к труду многих предшественников большие усовершенствования (конденсатор, впуск пара в цилиндр попеременно по обе стороны поршня), они были столь ответственными и сделаны были так вовремя, что паровая машина стала как бы двигателем промышленной революции.
Уатт не взял особого образования. Был он мастером-инструментальщиком при университете в Глазго.. Путь к глобальной славе начался с простой, рутинной работы. Ему поручили отремонтировать модель автомобили Ньюкомена. Работа не ладилась , пока Уатт не осознал, что виновата не модель, а правила, на которых она была выстроена. Но где же истина? Он отыскал ее на протяжении загородной прогулки. «Потому, что пар есть эластичным телом, — рассуждал Уатт, — он ринется в вакуум. В случае, если между выхлопным устройством и цилиндром будет существовать соединение, то пар проберётся в том направлении. Именно там его возможно будет конденсировать, не охлаждая цилиндра». Так появилась мысль наиболее значимого элемента паровой машины — отдельного от рабочего цилиндра конденсатора. Уатт отставляет в сторону модель Ньюкомена и сооружает собственную. Ее и сейчас, через двести с лишним лет, возможно заметить в Лондоне, в музее. 9 января 1769 г. он приобретает патент на «методы уменьшения потребления пара и благодаря этого — топлива в огневых автомобилях».
Паровая машина Уатта благодаря экономичности стала широко распространена и сыграла огромную роль в переходе к машинному производству. Его именем названа единица мощности — Ватт.