Царь скифов Скил возвращался в Ольвию. Около основных, северных ворот он покинул провожавших его солдат, а сам вошел в город. Скил торопился скорее попасть к себе в дом, где он имел возможность, наконец, снять постылые ему скифские одежды. Скил был поклонником всего греческого. В Ольвии у него был дом, выстроенный по типу греческих: внутренний двор с колоннами, украшенный мраморными статуями львов и грифонов.
Около двора размешались жилые и хозяйственные помещения. Стенки парадных помещений дома украшала художественная роспись.
Одевшись, как в большинстве случаев наряжались эллины, в гиматий и хитон, Скил направился в центральный район города на агору — площадь, где была сосредоточена деловая судьба, происходили празднества и богослужения. Он торопился учавствовать в праздновании в честь всевышнего виноделия Диониса — дионисии.
Дом с внутренним двором, принадлежавший богатому обитателю Ольвии (реконструкция).
Агору с востока и запада окаймляли последовательности лавок. В северной части агоры пребывали храмы, священная роща, перед храмами курились алтари. Обитатели Ольвии высоко чтили собственных всевышних, но особенно они почитали Аполлона — всевышнего солнца, покровителя мастерства. Стройные колонны окружали строение храма Аполлона, находившегося на маленьком возвышении. Перед храмом возвышался алтарь, на котором приносили жертву всевышним.
На агоре созывались и народные собрания для дискуссии серьёзных вопросов судьбы города, выбирался каждый год совет, коллегии архонтов (правителей) и стратегов (полководцев), каковые конкретно руководили городом. Но не все обитатели города приняли участие в народных собраниях. Дамы, рабы и иностранцы не имели права принимать участие в политике города.
Через агору проходила основная и самая широкая улица города, от северных ворот к югу параллельно и под прямым углом к ней шли другие улицы. Особенно отлично с агоры была видна нижняя часть города, примыкавшая к берегу реки. На склоне между верхним и нижним городом был расположен театр, в котором на протяжении дионисии зачитывались декреты (распоряжения), отмечавшие особенные заслуги отдельных граждан перед городом. В нижней части города пребывала шумная гавань, куда торговцы привозили разнообразные товары из других стран и Греции. Купеческие суда уходили в обратный путь, нагруженные пшеницей, рабами, изделиями искусных ремесленников.
Откуда мы знаем обо всем этом? О скифском царе Скиле, что обожал греческую культуру и поклонялся греческим всевышним, за что и был убит скифами, поведал историк Геродот (V в. до н. э.), посетивший Северное Причерноморье. От него нам поступила информация, что скифы жестоко наказывали каждого, кроме того царя, за отказ от своих обычаев. Все другое мы определили из археологических раскопок, из надписей, каковые были отысканы в Ольвии.
В течение практически всего XIX в. ученые неоднократно проводили раскопки в Ольвии, но систематически и планомерно эта работа проходила с 1901 г. под управлением выдающегося русского археолога Б. В. Фармаковского. Он первый ввел послойный способ изучения городов, благодаря которому, понемногу углубляясь, возможно было прочесть историю города, начиная с позднейшего его периода до самого старого. Благодаря работам Б. В. Фармаковского и его учеников, советских археологов, история Ольвии полностью восстановлена.
Ольвия была основана в начале VI в. до н. э. греками — уроженцами малоазиатского города Милета. Обитатели назвали собственный город Ольвией, что означало на древнегреческом языке «радостная». Город заметно увеличивался и богател, чему содействовали плодородие окружающих его земель, изобилие рыбы в заливах и реках и усиленная торговля со скифами, жившими около Ольвии. Период расцвета города относится к V—III вв. до н. э.
Но уже во второй половине IV в. до н. э. Ольвия подверглась тяжелым опробованиям. Сейчас войско Александра Македонского под руководством полководца Зопириона со всех сторон осадило город. В Ольвии начался голод, привёдший к бедной части населения, рабов и иностранцев. Толпы обиженных планировали на агоре и потребовали обеспечить их хлебом, уменьшить положение должников, уравнять всех в политических правах. Недовольство было так громадно, что масса людей уничтожила публичные сооружения, алтарь, храм. Муниципальным старшинам было нужно пойти на уступки: высвободить рабов, дать права гражданства чужестранцам и уменьшить долговые обязательства. Благодаря этим мерам удалось объединить все слои населения на борьбу с неприятелем и отстоять город от натиска македонских армий.
Часть города Ольвии. Видны развалины домов и улица.
Затем Ольвия опять процветала. Территория города расширилась. Ольвию окружили замечательной совокупностью крепостных стен для защиты от внешних неприятелей. Заново отстроили агору. Площадь выровняли и замостили черепками, с востока и запада агоры выстроили торговые последовательности. На месте уничтоженного алтаря показался новый, облицованный мраморными плитами. Выстроили новый храм, еще громадных размеров, чем прошлый. Целый город подвергся строгой перепланировке. Показалось много новых богатых домов, украшенных колоннами, скульптурой, мозаикой и т. п.
Богатства Ольвии росли с расширением торговых связей, развитием разнообразных земледелия и ремёсел.
Ольвия вела оживленную торговлю со скифами, с малоазиатскими греческими городами. Но уже в III в. до н. э. в Северном Причерноморье появляется сильное скифское государство, угрожающее могуществу Ольвии. Временами Ольвия попадает под власть скифов. Но не только от войн страдало население города.
Участились неурожаи, и населению города приходилось недоедать. Правители Ольвии, опасаясь восстаний, все чаще обращались за содействием к богатым гражданам. Благотворительная деятельность богачей отмечалась в декретах. Текст их высекали на мраморных плитах и помещали на особых подставках — постаментах — на агоре. Из этих документов, отысканных при раскопках, мы и определили о тяжелом положении Ольвии во II в. до н. э. Так, в декрете в честь богатого гражданина Протогена сообщается, что национальная казна истощилась, священные сосуды заложены ростовщикам, в городе царит голод и «все находится в упадке благодаря неурожаев и войн». И потом говорится, что «в стране произошло довольно много и других печальных событий: все рабы и пограничные миксэллины… были совращены неприятелями, выселились многие немалое количество и иностранцы граждан».
Жертвенный алтарь на агоре.
Трагедия разразилась в середине I в. до н. э., в то время, когда геты (северо-фракийские племена, жившие по нижнему Дунаю) напали на город и уничтожили его. Довольно много обитателей было убито, часть населения бежала в соседние города. Жизнь в Ольвии практически замерла. Только спустя некое время при содействии скифов, каковые были заинтересованы в возобновлении торговых связей, город снова начинает отстраиваться. Но удар, нанесенный гетами, был так силен, что Ольвия ни при каких обстоятельствах уже не имела возможности достигнуть прошлого величия. Существенно сократилась территория города. Вся северная его часть опустела и позднее превратилась в кладбище, агора была уничтожена, ее место заняли ямы зернохранилища и ремесленные-мастерские.
В середине II в. н. э. в Ольвию вступили римские войска, а в конце этого века Ольвия была полностью включена в состав римских владений.
В III в. н. э. усилились набеги племен из восточных районов Причерноморских степей. Поэтому римские войска были вынуждены покинуть Ольвию. В середине III в. н. э. Ольвию захватили и разгромили кочевники, по окончании чего ее история нам практически малоизвестна. Мы знаем лишь, что к концу IV в. н. э. жизнь в Ольвии, одной из богатейших греческих колоний в Северном Причерноморье, совсем замерла. Город опустел. Понемногу разрушались дома и крепостные стенки. Ветер заносил развалины песком и пылью.
Со временем Ольвия провалилась сквозь землю с лица почвы. И лишь умелый глаз археолога еще до раскопок смог по очертаниям холмов и оврагов выяснить, где находятся руины когда-то богатого и оживленного старого города.