Древнерусское народное искусство

Около тысячи лет тому назад предки отечественные, русские безыменные мастера, создали красивое, умное и глубокое мастерство.

В древности изобразительное мастерство тесно связывалось с религией. Никаких сюжетов, не считая «божественных», живописцам брать не полагалось. В храмах были богатейшие росписи — фрески и висели иконы, писанные прекрасными русскими мастерами, имена которых, за исключением немногих, так и остались малоизвестными.

Кроме церкви, использовать собственный мастерство живописцы имели возможность, только расписывая хоромы богатых людей сказочными изображениями цветов и зверей либо рисуя князей, которых в большинстве случаев по окончании смерти причисляли к лику святых.

До нас дошла лишь малый часть творений древнерусских мастеров, но и она разрешает делать выводы о громадном художественном мастерстве старой Руси. Огромное значение имеют древние монументы мастерства и для изучения истории нашей страны.

В случае, если вглядеться в икону «Спас нерукотворный» новгородского письма финиша XII в., то возможно подметить, что мастер создал образ Христа совсем не кроткого, с далеко не благостным и не всепрощающим выражением лица. Он жёсткий, холодный, глаза смотрят обличающе, а линия рта кроме того пара презрительна. И, возможно, в этом изображении Христа сказалась не случайная фантазия либо настроение мастера, а уклад и характер судьбы новгородских свободных людей, довольно часто изгонявших князей из собственного города.

А вот икона «Спас», написанная Андреем Рублевым в XIV в., изображает Христа мягким, доброжелательным, кротким. В случае, если перелистать страницы истории этого времени, то заметишь, что было затишье, татарская орда ослабела и прекратила наносить Руси сильные удары. Из этого и идет благостный и созерцательно-спокойный лик Христа.

В случае, если взглянуть на икону «Иоанн Богослов в молчании», то отыщешь в памяти и время, в которое был создан данный образ: тяжелые времена царствования Ивана Грозного, времена доносов, казней, неприязни между боярством и царём, времена опричнины. И вот Иоанн Богослов —проповедник, владеющий бесплатно впечатляющего и убеждающего слова, прикладывает палец к губам и молчит. Глаза его тревожны, и во всем виде печаль и удручённость.

Имеется иконы, на которых около фигуры святого по бокам дано обрамление из отдельных эпизодов его жизни. Довольно часто эти эпизоды носят исторический характер. На одной из икон около изображения Сергия Радонежского, что учавствовал в переговорах с татарским ханом Мамаем, эпизоды битвы на Куликовом поле написаны так шепетильно, что по ним возможно изучить вооружение и одежду татарских воинов и русских.

Испокон столетий в Новгороде Великом и недалеко от него находились разбросанные по берегам р. его притоков и Волхова древнерусские храмы, не знавшие равных себе по чистоте, удивительной гармонии и строгости с северной русской природой.

Таким был храм Спаса Нередицы — маленькая белая церковка на берегу р. Волховца. Стенки данной церкви в были сплошь от пола до потолка расписаны красивыми фресками. Расписывали их новгородские мастера около 1198 г.

Фрески эти написаны на религиозные сюжеты, но святители на них были изображены любой в собственном характере, у каждого собственный лицо.

В Великую Отечественную войну, в то время, когда отечественные воины выручали Дрезденскую галерею, переправляя ее в надёжное от бомбежек место, немецкие летчики систематически бросали бомбы в мелкие белые церковки под Новгородом, оставляя вместо них груды развалин. Таково было предписание Гитлера: «Монументы мастерства на восточном фронте не имеют значения и подлежат разрушению». В числе вторых церквей была стёрта с лица земли и Нередица.

Действительно, Нередица сейчас восстановлена абсолютно как архитектурный монумент, но дивных росписей ее стен ни при каких обстоятельствах и никто не сможет вернуть.

В Третьяковской галерее, в Русском музее в Ленинграде, в Музее имени Андрея Рублева, в музеях-соборах Киева и Кремля сохраняются превосходные мозаики и древнерусские иконы. Они завлекают внимание всей земли как глубоко национальное, красивое и человечное творчество русского народа, которым любой из нас вправе гордиться.

Символика древнерусского искусства


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: