Проявления:
§ ребенок слышит, но не осознаёт обращенную обращение, физический слух наряду с этим сохранене
§ при обследовании слуха посредством аппаратуры обнаруживается слуховая неустойчивость ( однообразные сигналы то воспринимаются, то нет) – делают 8-10 аудиограмм для постановки окончательного диагноза
§ не формируется связь между словом и предметом (действием) – замыкательная акупатия
§ гиперакузия- повышенная чувствительность к звукам, равнодушным для окружающих (шуршание листьев, спичек в коробке, бумаги, скрип, капание воды) Здоровые люди реагируют на них во время крайнего раздражения и утомлённости. У алаликов – беспокойство, плач, крутят головой, показывают на уши – сверхраздражители
Психофизические и речевые изюминки при сенсорной алалии– от полного непонимания речи до понимания отдельных обиходных предложений и слов:
O громадную роль в понимании речи играется обстановка (знают не отдельные слова, а фразу в ситуации при определенном порядке слов в предложении
O ухудшение понимания при трансформации темпа речи говорящего
O улучшение понимания при многократном медленном повторении
O трудности во включении, распределении и переключении слухового внимания (не сходу реагируют на обращение, замедленность слухового восприятия)
O улучшение понимания по окончании проговаривания (подкрепление собственными кинезиями)
O улучшение понимания, в случае, если алалик наблюдает на говорящего
O улучшение понимания при общении с матерью
Обращение при сенсорной алалии:
O из-за непонимания речи окружающих невозможность либо неотёсанное искажение собственной речи
O двигательное беспокойство, трудности поведения
O дети мало пользуются мимикой и жестами
O реагируют на интонацию, не понимания смысла
O игру сопровождают модулированным лепетом
O логорея – бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов
O эхолалия —повторение обращенной речи
O при появлении первых слов:
* неточности в ударении
* замены
* искажения структуры не фиксированного характера (любой раз дру
гая неточность
O высказывания ребенка не правильны по содержанию и ошибочны по форме
В целом обращение ребенка при сенсорной алалии возможно охарактеризована как ПОВЫШЕННАЯ РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ НА ФОНЕ ПОНИЖЕННОГО ВНИМАНИЯ К Отсутствия Контроля и РЕЧИ Окружающих ЗА СОБСТВЕННОЙ РЕЧЬЮ.
Методика логопедического действия при сенсорной
Алалии
Главные направления коррекции:
i сознательный анализ состава речи
i развитие фонематического восприятия
i познание речевых структур
Фундаментальный принцип коррекционной работы:
i последовательное и систематическое действие на все стороны речевой деятельности ребенка + своеобразное лечение, стимулирующее созревание клеток коры головного мозга
1. Строгая организация звукового и речевого режима (т.к хаотичная слуховая нагрузка задерживает развитие речи)
A определяют дни и часы отдыха
A ограничивают излишнее общение
A исключают действие звуковых аппаратов: телефон, радио, телевизор
A щадящий звуковой режим + обстановка зрительного и слухового голода («чёрная помещение») – для увеличения чувствительности к звукам
2. привлечение внимания ребенка (попасть в поле его зрения, развернуть к себе, забрать за руку)
3. пробуждение интереса к речевым окружающего звукам и звукам мира
4. различение шумов, звуков неречевого характера (звон ложки в стакане, стук карандаша)
5. развитие направленного работоспособности и внимания – вкладыши, разрезные картины, палочки, мозаика – сортировка, классификация по цвету, форме, величине и т.д.)
6. развитие зрительной и двигательной подражаемости : «ладушки», «сорока»
7. развитие потребности общения, мотивации общения
8. различение звучащих инструментов и игрушек (Ребенок следит за действием логопеда, делает воздействие сам, закрывает глаза (по жесту), различает источник звука)
Секрет: в работе избегают хлопков в ладоши, топанья по полу, стука по столу, т.к. в этих обстоятельствах воспринимается не звучание, а вибрация
9. введение в шумовой последовательность сильного речевого звука (а,р,у), что связывается с предметом либо явлением
10. нормализация работоспособности, поведения, деятельности (копирование действий, подчинение неречевым руководствам)
11. выработка условных связей между словом и предметом либо его изображением: УУУ- паровоз, РРР- собака, МУУУ- корова
12. различение слогов: АУ—УА—АМ; МА—ПА—НА—ТА
13. различение слов (посредством двигательного, зрительного и тактильного подкрепления) – ребенок показывает картину и делает перемещение
14. различение характера звука, источника звучания, его локализации
15. предметно-практические действия – не только повторение слова, а умение выполнить воздействие с предметом по словесной инструкции: ВЫПЕЙ МОЛОКО ИЗ БУТЫЛКИ, ПОДУЙ НА МОЛОКО, НАЛЕЙ МОЛОКО
16. познание стандартных фраз (слова произносятся в определенном порядке с неизменной интонацией и носят обиходно-бытовой темперамент –
* при общении с одним человеком
* при общении с различными людьми
* при определенной ситуации
* с опорой на мимику, жест
17. развитие фонематического слуха
18. формирование собственной речи (не повторять и не заучивать фразы, а ставить ребенка в обстановку мыслительных задач)
19. формирование понимания логических, грамматических и тематических групп слов:
* посуда, мебель
* мытье рук, мыло, полотенце, вода, мыть, вытирать
* летит – летят
20. конкретизация понятий (цвет – красный, светло синий …, вкус – соленый, сладкий…)
21. раннее обучение грамоте
Возможность полной ликвидации сенсорной алалии исследователями ставится под сомнение. Прогноз неизвестный. Итог зависит от
* состояния слуховой чувствительности
* времени и характера проводимого лечения
* коррекционно-воспитательного действия
* интеллекта и возраста ребенка