Доли доминантного полушария

Проявления:

§ ребенок слышит, но не осознаёт обращенную обращение, физический слух наряду с этим сохранене

§ при обследовании слуха посредством аппаратуры обнаруживается слуховая неустойчивость ( однообразные сигналы то воспринимаются, то нет) – делают 8-10 аудиограмм для постановки окончательного диагноза

§ не формируется связь между словом и предметом (действием) – замыкательная акупатия

§ гиперакузия- повышенная чувствительность к звукам, равнодушным для окружающих (шуршание листьев, спичек в коробке, бумаги, скрип, капание воды) Здоровые люди реагируют на них во время крайнего раздражения и утомлённости. У алаликов – беспокойство, плач, крутят головой, показывают на уши – сверхраздражители

Психофизические и речевые изюминки при сенсорной алалии– от полного непонимания речи до понимания отдельных обиходных предложений и слов:

O громадную роль в понимании речи играется обстановка (знают не отдельные слова, а фразу в ситуации при определенном порядке слов в предложении

O ухудшение понимания при трансформации темпа речи говорящего

O улучшение понимания при многократном медленном повторении

O трудности во включении, распределении и переключении слухового внимания (не сходу реагируют на обращение, замедленность слухового восприятия)

O улучшение понимания по окончании проговаривания (подкрепление собственными кинезиями)

O улучшение понимания, в случае, если алалик наблюдает на говорящего

O улучшение понимания при общении с матерью

Обращение при сенсорной алалии:

O из-за непонимания речи окружающих невозможность либо неотёсанное искажение собственной речи

O двигательное беспокойство, трудности поведения

O дети мало пользуются мимикой и жестами

O реагируют на интонацию, не понимания смысла

O игру сопровождают модулированным лепетом

O логорея – бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов

O эхолалия —повторение обращенной речи

O при появлении первых слов:

* неточности в ударении

* замены

* искажения структуры не фиксированного характера (любой раз дру

гая неточность

O высказывания ребенка не правильны по содержанию и ошибочны по форме

В целом обращение ребенка при сенсорной алалии возможно охарактеризована как ПОВЫШЕННАЯ РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ НА ФОНЕ ПОНИЖЕННОГО ВНИМАНИЯ К Отсутствия Контроля и РЕЧИ Окружающих ЗА СОБСТВЕННОЙ РЕЧЬЮ.

Доли доминантного полушария

Методика логопедического действия при сенсорной

Алалии

Главные направления коррекции:

i сознательный анализ состава речи

i развитие фонематического восприятия

i познание речевых структур

Фундаментальный принцип коррекционной работы:

i последовательное и систематическое действие на все стороны речевой деятельности ребенка + своеобразное лечение, стимулирующее созревание клеток коры головного мозга

1. Строгая организация звукового и речевого режима (т.к хаотичная слуховая нагрузка задерживает развитие речи)

A определяют дни и часы отдыха

A ограничивают излишнее общение

A исключают действие звуковых аппаратов: телефон, радио, телевизор

A щадящий звуковой режим + обстановка зрительного и слухового голода («чёрная помещение») – для увеличения чувствительности к звукам

2. привлечение внимания ребенка (попасть в поле его зрения, развернуть к себе, забрать за руку)

3. пробуждение интереса к речевым окружающего звукам и звукам мира

4. различение шумов, звуков неречевого характера (звон ложки в стакане, стук карандаша)

5. развитие направленного работоспособности и внимания – вкладыши, разрезные картины, палочки, мозаика – сортировка, классификация по цвету, форме, величине и т.д.)

6. развитие зрительной и двигательной подражаемости : «ладушки», «сорока»

7. развитие потребности общения, мотивации общения

8. различение звучащих инструментов и игрушек (Ребенок следит за действием логопеда, делает воздействие сам, закрывает глаза (по жесту), различает источник звука)

Секрет: в работе избегают хлопков в ладоши, топанья по полу, стука по столу, т.к. в этих обстоятельствах воспринимается не звучание, а вибрация

9. введение в шумовой последовательность сильного речевого звука (а,р,у), что связывается с предметом либо явлением

10. нормализация работоспособности, поведения, деятельности (копирование действий, подчинение неречевым руководствам)

11. выработка условных связей между словом и предметом либо его изображением: УУУ- паровоз, РРР- собака, МУУУ- корова

12. различение слогов: АУ—УА—АМ; МА—ПА—НА—ТА

13. различение слов (посредством двигательного, зрительного и тактильного подкрепления) – ребенок показывает картину и делает перемещение

14. различение характера звука, источника звучания, его локализации

15. предметно-практические действия – не только повторение слова, а умение выполнить воздействие с предметом по словесной инструкции: ВЫПЕЙ МОЛОКО ИЗ БУТЫЛКИ, ПОДУЙ НА МОЛОКО, НАЛЕЙ МОЛОКО

16. познание стандартных фраз (слова произносятся в определенном порядке с неизменной интонацией и носят обиходно-бытовой темперамент –

* при общении с одним человеком

* при общении с различными людьми

* при определенной ситуации

* с опорой на мимику, жест

17. развитие фонематического слуха

18. формирование собственной речи (не повторять и не заучивать фразы, а ставить ребенка в обстановку мыслительных задач)

19. формирование понимания логических, грамматических и тематических групп слов:

* посуда, мебель

* мытье рук, мыло, полотенце, вода, мыть, вытирать

* летит – летят

20. конкретизация понятий (цвет – красный, светло синий …, вкус – соленый, сладкий…)

21. раннее обучение грамоте

Возможность полной ликвидации сенсорной алалии исследователями ставится под сомнение. Прогноз неизвестный. Итог зависит от

* состояния слуховой чувствительности

* времени и характера проводимого лечения

* коррекционно-воспитательного действия

* интеллекта и возраста ребенка

Jill Bolte Taylor — Жизнь без левого полушария


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: