1. Миф, религия, философия как исторические типы мировоззрения. Предмет, функции и методы философии.
2. Старая философия Востока.
3. Досократовская древнегреческая философия.
4. Философия Аристотеля и Платона: сравнительный анализ (с применением диалога Платона «Менон»).
5. Средневековая религиозная философия: А.Августин и Ф.Аквинский.
6. Философия Восстановления: гуманизм, натурфилософия, социально-политические теории (с применением работы Пико делла Мирандолы «Обращение о преимуществе человека»).
7. Ф.Бэкон и Р.Декарт как основатели философии Нового времени (с применением работы «Новый органон»).
8. Западноевропейский рационализм XVII века: учения Б.Спинозы и Г.Лейбница.
9. сенсуализм и Западноевропейский эмпиризм XVII-XVIII столетий в учениях Т.Гоббса, Дж.Локка, Дж.Беркли, Д.Юма, французских материалистов XVIII века.
10. этика и Гносеология И.Канта (с применением работы «Пролегомены ко всякой будущей метафизике»).
11. Философия Г.В.Ф.Гегеля и Л.Фейербаха (с применением работы Л.Фейербаха «Сущность христианства»).
12. Философия марксизма (с применением работы К.Маркса «Экономическо-Критика и 1844 философские» рукописи «года политической экономии»).
13. Неклассическая философия XIX века: учения А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, С.Кьеркегора.
14. Философия неокантианства.
15. Философия прагматизма и неопрагматизма: неспециализированная черта.
16. Философия неопозитивизма и позитивизма и этапы его развития (логический атомизм, логический позитивизм, аналитическая философия).
17. Феноменология Э.Гуссерля: основные идеи и общая характеристика.
18. Философия фрейдизма и неофрейдизма.
19. Философия века и западного экзистенциализма.
20. Германская философская антропология ХХ века.
21. Философская герменевтика.
22. Философия постпозитивизма.
23. Философия постмодернизма.
24. Русская философия XIX века (западничество и славянофильство, учение В.С.Соловьева, русский космизм).
25. Русская философия ХХ века (религиозная философия, русский марксизм, советская философия).
26. Неприятность бытия в истории философии. Главные формы бытия, их черта.
27. Неприятность субстанции в философии.
28. Эволюция представлений о материи в науке и философии.
29. Перемещение, время и пространство как атрибутивные характеристики бытия.
30. тела соотношения и Проблема души в науке и истории философии.
31. сознание и Психика человека: сущность, функции и структура.
32. субъект и Объект познания. Формы познавательной деятельности. Неприятность истины в философии.
33. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, философские основания науки.
34. формы и Методы научного познания.
35. Неприятность научной истины: критерии научности, хороший и неклассический совершенства научности.
36. Законы диалектики.
37. Категории диалектики (категории системности).
38. Категории диалектики (категории детерминизма).
39. существования человека и Проблема сущности в истории философии.
40. Антропосоциогенез.
41. Основополагающие феномены бытия человека (смерть и жизнь, агрессивность и телесность, судьба и свобода).
42. индивидуальности и Проблема личности в философии.
43. Общество как совокупность.
44. многообразие и Единство исторического процесса. случайность и Вероятность в историческом ходе.
45. личности и Роль масс в историческом ходе.
46. Неприятность периодизации исторического процесса в философии: формационный подход, цивилизационный подход, мир-системный анализ.
47. Единицы исторического процесса (этнос, страна, цивилизация, человечество).
48. Исторические типы цивилизаций: классическая, техногенная, русский.
49. Неприятность культуры в истории философии. формы и Сущность культуры. Неприятность кризиса культуры.
50. Неприятность сокровищ в истории философии. формы и Классификация существования сокровищ. бездуховность и Духовность личности.
Тематика
Рефератов для УИРС и НИРС
1. науки демаркации и Проблема философии.
2. Ветхий и новый гуманизм.
3. Человекобог и богочеловек: религии и ответы философии.
4. этики и Уроки философии Ф.Ницше.
5. Философия марксизма: наука либо идеология?
6. Философия К.Маркса и западный мир.
7. Русская революция: судьба и смысл.
8. марксизм и Христианство.
9. Русский философия и менталитет богочеловечества.
10. Русская ее творцы и идея.
11. западный экзистенциализм и Русский: общее и различие.
12. Философская и научная картина мира: неприятность диалога и различий.
13. Бытие культуры, культурное пространство и культурное время.
14. человек и Виртуальная реальность в современном информационном обществе (социокультурный нюанс).
15. Онтологическая специфика виртуальной реальности.
16. социальное пространство и Социальное время.
17. Неприятность страстей человека в историко-философской ретроспективе.
18. Страсти человека и их бытие в людской судьбе.
19. ИИ в информационном обществе.
20. Сакрализованное публичное сознание: его сущность, формы, назначение.
21. Утопическое сознание как форма публичного сознания.
22. Катастрофическое сознание.
23. Религиозная и философская вера: диалог и различие.
24. Интуиция в науке и философии.
25. Неприятность истины в постпозитивизме.
26. диалектика и Теория гармонии как две парадигмы в понимании развития.
27. Совокупность «язык – ее бытие» и поведение человека в обществе.
28. современные биотехнологии и Природа человека.
29. Бытие образов человека в культуре и обществе.
30. Ужас смерти как социокультурный феномен.
31. судьба человека и Смысл жизни.
32. Неприятность индивидуальности в науке и философии.
33. Метафизика пола как неприятность философии.
34. отчуждение и Эскапизм человека как философская неприятность.
35. Драма как бытие человека.
36. Исторический процесс в парадигмах синергетики и диалектики.
37. Роль личности в истории: современное понимание и философские традиции.
38. Терроризм как философская неприятность.
39. Неприятность экстремизма в философии.
40. Многовариантность исторического процесса в современную эру.
41. Социальная глобалистика как практика и теория современного общества.
42. Отношения современных цивилизаций Запада, России и Востока: конфликт либо диалог.
43. Диалог культур как философская неприятность.
44. Философия ненасилия: практика и теория.
45. Толерантность как социокультурный феномен.
46. его формы и Диалог в культуре и общественной жизни.
47. Исповедь как социокультурный и личностный феномен.
48. Наука и ненаука: диалог и демаркация.
49. Технические революции: современность и история.
50. судьбы и Глобальные проблемы современных цивилизаций.
ПРИМЕР ТЕСТА ПО ФИЛОСОФИИ
Вариант 1
1. Учением об неспециализированных правилах бытия, познания и мира и отношения человека, есть:
а) онтология;
б) антропология;
в) философия;
г) наука.
2. Философские ответы не смогут быть:
а) неоднозначными;
б) окончательными;
в) гипотетическими;
г) сложными.
3. Создателем онтологического учения о «мире и» мире «идей вещей» есть:
а) Парменид;
б) Сократ;
в) Аристотель;
г) Платон.
4. Теорию разума и гармонии веры обосновал:
а) Августин;
б) Пьер Абеляр;
в) Иоанн Скот Эриугена;
г) Фома Аквинский.
5. В понимании природы в философии Восстановления господствовал:
а) механицизм;
б) теизм;
в) пантеизм;
г) деизм.
6. Родоначальником эмпиризма как направления в теории познания Нового времени являлся:
а) Т.Гоббс;
б) Д.Локк;
в) Ф.Бэкон;
г) Р.Декарт.
7. Тезис «мыслю, следовательно, существую» обосновал:
а) Сократ;
б) Р.Декарт;
в) Г.Лейбниц;
г) Г.В.Ф.Гегель.
8. Всемирный Дух (Разум, Полная Мысль) как объективное совершенное начало выступает творцом мира и субъектом развития, утверждал:
а) И.Кант;
б) Б.Спиноза;
в) Г.В.Ф.Гегель;
г) Г.Лейбниц.
9. Учение о сверхчеловеке создал:
а) В.С.Соловьев;
б) С.Кьеркегор;
в) Л.Фейербах;
г) Ф.Ницше.
10. Деление на Марбургскую и Баденскую школы существовало в:
а) позитивизме;
б) неокантианстве;
в) философии судьбы;
г) эмпириокритицизме.
11. Бессознательные процессы в психике в основном исследуются в рамках:
а) персонализма;
б) психоанализа;
в) феноменологии;
г) экзистенциализма.
12. Принцип «существование предшествует сущности» обосновал:
а) Л.Фейербах;
б) К.Маркс;
в) Ж.-П.Сартр;
г) З.Фрейд.
13. Основоположником германской философской антропологии ХХ века есть:
а) М.Шелер;
б) М.Хайдеггер;
в) Э.Фромм;
г) К.Ясперс.
14. Концепцию «цельного знания» в области гносеологии создал русский философ:
а) А.Ф.Лосев;
б) В.С.Соловьев;
в) Н.А.Бердяев;
г) А.И.Герцен.
15. Антропологическое учение Н.А.Бердяева носит название:
а) индивидуализм;
б) патернализм;
в) прагматизм;
г) персонализм.
16. Истину отождествляли с полезностью приверженцы:
а) психоанализа;
б) феноменологии;
в) прагматизма;
г) герменевтики.
17. В философии онтология – это:
а) учение о познании;
б) учение о сокровищах;
в) учение о бытии;
г) учение о развитии.
18. Сознание как верховная форма отражения рассматривается:
а) в пошлом материализме;
б) в диалектическом материализме;
в) в бихевиоризме;
г) в теории высшей нервной деятельности.
19. Направление в теории познания, вычисляющее источником познания опыт:
а) эмпиризм;
б) рационализм;
в) сенсуализм;
г) априоризм.
20. Людской сознанию свойственно:
а) пассивное отражение действительности;
б) активная творческая деятельность;
в) яркое действие на реальность;
г) порождение объективной действительности.
21. Способ познания, заключающийся в мысленном разложении объекта на составные элементы, именуется:
а) абстрагирование;
б) анализ;
в) аналогия;
г) аксиоматический способ.
22. Диалектика – это учение о:
а) культуре;
б) материи;
в) сознании;
г) развитии.
23. Вид познания, вплетенный в жизнедеятельность субъекта, но не владеющий доказательной силой, именуется:
а) абстрактным;
б) теоретическим;
в) обыденным;
г) научным.
24. Сущность человека есть:
а) природно-телесной;
б) социальной;
в) психологической;
г) духовной;
д) целостной.
25. С позиций гедонизма, смысл жизни пребывает в:
а) отречении от мира и умерщвлении плоти для искупления грехов;
б) рвении к счастью;
в) получении удовольствий;
г) извлечении пользы.
26. Общество представляет собой:
а) социальный организм;
б) часть природы;
в) социальную совокупность, складывающуюся из социальных групп, социальных университетов, публичных взаимоотношений;
г) продукт публичного соглашения.
27. В марксизме утверждается, что структура общества вытекает из:
а) формы материального производства;
б) жизни людей в соответствии с их речевых актов;
в) истолкования смысла социальных действий людей;
г) соответствующего публичного контракта.
28. Духовность представляет собой:
а) религиозность;
б) приоритет духовных сокровищ в духовном мире человека;
в) созерцательность, веру в совершенства;
г) интеллигентность и образованность.
29. цивилизации и Отождествление культуры характерно для взоров представителей:
а) американского прагматизма;
б) германской хорошей философии;
в) итальянского гуманизма;
г) французского Просвещения.
30. Выделение аграрной, индустриальной и информационной цивилизаций характерно для:
а) марксизма;
б) теории постиндустриального общества;
в) позитивизма;
г) теории индустриального общества.
Вариант 2
1. Философия появилась в:
а) 5-4 в. до н.э.;
б) 4-3 в. до н.э.;
в) 7-6 в. до н.э.
г) 5-4 в. н.э.
2. Термин «философия» свидетельствует:
а) рассуждение;
б) компетентное мнение;
в) опытную деятельность;
г) любовь к мудрости.
3. Проблему человека в первый раз поставил в философии как независимую:
а) Гераклит;
в) Сократ;
г) Демокрит.
4. Направление средневековой философии, отрицавшее настоящее существование неспециализированных понятий и вычисляющее их только именами вещей:
а) реализм;
б) символизм;
в) номинализм;
г) субъективизм.
5. Новое познание человека в эпоху ренесанса было обосновано в рамках:
а) гедонизма;
б) гилозоизма;
в) пантеизма;
г) гуманизма.
6. Родоначальником рационализма как направления в теории познания Нового времени являлся:
а) Б.Спиноза;
б) Р.Декарт;
в) Г.Лейбниц;
г) Т.Гоббс.
7. Дж.Беркли являлся приверженцем:
а) материализма;
б) дуализма;
в) субъективного идеализма;
г) плюрализма.
8. Понятие философии И.Канта: парные суждения, каждое из которых исключает второе:
а) императив;
б) апория;
в) антиномия;
г) максима.
9. Основателем «философии судьбы» как направления есть:
а) А.Бергсон;
б) О.Шпенглер;
в) В.Дильтей;
г) Ф.Ницше.
10. Представители аналитической философии сводят философию к:
а) анализу абстрактных понятий;
б) разработке универсальных схем бытия;
в) обоснованию правил построения философских учений;
г) изучению его средств и языка.
11. Основоположником феноменологии есть:
а) Э.Гуссерль;
б) Ф.Брентано;
в) М.Шелер;
г) Г.Риккерт.
12. Представителем религиозного экзистенциализма есть:
а) К.Ясперс;
б) А.Камю;
в) М.Хайдеггер;
г) Ж.-П.Сартр.
13. Концепцию научных революций как смены научных парадигм обосновал:
а) К.Поппер;
б) П.Фейерабенд;
в) И.Лакатос;
г) Т.Кун.
14. Концепцию мира как текста в рамках философии постмодернизма создал:
а) Ж.Деррида;
б) М.Фуко;
в) Ж.Делёз;
г) Ж.Бодрийяр.
15. Исторический процесс имеется восхождение к Богочеловечеству – так вычислял:
а) В.С.Соловьев;
б) А.С.Хомяков;
в) И.А.Ильин;
г) Л.И.Шестов.
16. «Ноосфера» имеется центральное понятие учения в русской философии:
а) П.Б.Струве;
б) В.И.Вернадского;
в) К.Э.Циолковского;
г) А.Л.Чижевского.
17. Какое из следующих положений о пространстве и времени есть диалектико-материалистическим:
а) это формы людской созерцания;
б) это не простые формы явлений, а коренные условия бытия;
в) это методы, которыми мы принимаем вещи;
г) это формы социального согласования опыта людей.
18. Какое из данных материалистических положений о сознании верно:
а) идея имеется перемещение материальных частиц;
б) идея имеется свойство материи;
в) идея имеется выделение мозга;
г) идея имеется свойство высокоорганизованной материи.
19. Раздел философии, изучающий познание, именуется:
а) аксиология;
б) гносеология;
в) онтология;
г) логика.
20. Самосознание человека – это:
а) духовное зеркало для самолюбования;
б) познание себя человеком в общении с другими людьми;
в) осознание себя как природно-телесного существа;
г) итог размышления личности о себе самой.
21. Потому, что истина не зависит от познающего субъекта, она:
а) абстрактна;
б) субъективна;
в) объективна;
г) безотносительна.
22. С позиций аскетизма, смысл жизни пребывает в:
а) отречении от мира и умерщвлении плоти для искупления грехов;
б) рвении к счастью;
в) получении удовольствий;
г) извлечении пользы.
23. Концепцию методики научно-исследовательских программ в научном познании создал:
а) К.Поппер;
б) Т.Кун;
в) П.Фейерабенд;
г) И.Лакатос.
24. Укажите философа, не являющегося представителем диалектики:
а) Гераклит;
б) Г.Лейбниц;
в) Б.Спиноза;
г) Г.В.Ф.Гегель.
25. Социальность и разумность как характеристики, отличающие человека от животного, выделял:
а) Демокрит;
б) Сократ;
в) Аристотель;
г) Платон.
26. Концепцию «финиша истории» выдвинул:
а) П.Сорокин;
б) Ф.Фукуяма;
в) О.Шпенглер;
г) А.Тойнби.
27. Исторический процесс представляет собой:
а) смену публично-экономических формаций;
б) форму саморазвития Мирового Духа в направлении к свободе;
в) прогрессивное перемещение к «Царству разума»;
г) сложный, нелинейный, многовариантный процесс;
д) борьбу Божьего и земного царств.
28. Философским учением о сокровищах есть:
а) этика;
б) эстетика;
в) аксиология;
г) метафизика.
29. цивилизации противоположности и Концепцию культуры обосновал:
а) Ф.Энгельс;
б) О.Шпенглер;
в) Д.Дидро;
г) О.Конт.
30. «Осевая эра» в концепции К.Ясперса — это время:
а) становления человека;
б) появления «великих культур древности»;
в) формирования универсальных духовных сокровищ человечества;
г) наступления всемирный истории.
Вариант 3
1. Философия – это концентрированное выражение:
а) морали;
б) красивого;
в) культуры;
г) искусства.
2. Ответы на философские вопросы ищут в:
а) религиозных верах;
б) умозаключениях и доводах разума;
в) научных изучениях;
г) мифологических представлениях.
3. Идею «все течет, все изменяется» высказал:
а) Анаксимен;
б) Зенон;
в) Сократ;
г) Гераклит.
4. Базисным мировоззренческим принципом средневековой философии являлся:
а) антропоцентризм;
б) космоцентризм;
в) теоцентризм;
г) социоцентризм.
5. Противоположностью номинализма в Средние века по проблеме неспециализированных понятий являлся:
а) реализм;
б) концептуализм;
в) скептицизм;
г) субъективизм.
6. Концепцию внешнего и внутреннего опыта создал:
а) Р.Декарт;
б) Б.Спиноза;
в) Дж.Локк;
г) И.Кант.
7. Понятия «вещь в себе» и «вещь для нас» обосновал в собственном гносеологическом учении:
а) Д.Юм;
б) И.Кант;
в) Ф.Бэкон,
г) Г.В.Ф.Гегель.
8. Какой философ думал, что мы не можем выйти за пределы собственных ощущений и познать мир:
а) Дж.Локк;
б) Д.Юм;
в) Г.Лейбниц;
г) П.Гольбах.
9. Основателем позитивизма как направления в философии XIX века являлся:
а) Б.Рассел;
б) О.Конт;
в) Р.Карнап;
г) Р.Авенариус.
10. Философское направление, принижающее либо отрицающее роль разума в поведении и познании человека:
а) скептицизм;
б) агностицизм;
в) иррационализм;
г) антисциентизм.
11. Идею нигилизма как общей переоценки всех сокровищ обосновал:
а) Г.В.Ф.Гегель;
б) М.Хайдеггер;
в) А.Шопенгауэр;
г) Ф.Ницше.
12. А.Камю, перефразируя тезис Р.Декарта, думал, что «мы … следовательно, мы существуем»:
а) любим;
б) бунтуем;
в) страдаем;
г) вести войну.
13. Философское направление, в рамках которого разрабатывалась мысль «смерти человека»:
а) прагматизм;
б) постмодернизм;
в) экзистенциализм;
г) фрейдизм.
14. Одним из основных идеологов славянофильства являлся:
а) П.Я.Чаадаев;
б) А.И.Герцен;
в) А.С.Хомяков;
г) И.С.Тургенев.
15. В русской философии представителем экзистенциализма можно считать:
а) Н.А.Бердяева;
б) И.А.Ильина;
г) М.А.Бакунина.
16. В философии Х.Г.Гадамера герменевтика рассматривается как учение о:
а) бытии;
б) толковании письменных текстов;
в) интерпретации Библии;
г) понимании законов науки.
17. Что-то довольно устойчивое, то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого, в философии обозначается понятием:
а) интенция;
б) акциденция;
в) абстракция;
г) субстанция.
18. Сущность сознания нужно считать:
а) природно-телесной;
б) публично-исторической;
в) божественной;
г) космической.
19. Невозможность получения точного знания о мире признает:
а) солипсизм;
б) субъективизм;
в) агностицизм;
г) рационализм.
20. В современной семиотике естественный язык рассматривается как:
а) яркая деятельность сознания;
б) совокупность естественных и неестественных знаков;
в) адекватное выражение мысли;
г) вторая сигнальная совокупность.
21. Понятие, противоположное по смыслу понятию истины, – это:
а) заблуждение;
б) неправда;
в) суждение;
г) предрассудок.
22. С позиций эвдемонизма, смысл жизни пребывает в:
а) отречения от мира и умерщвлении плоти для искупления грехов;
б) рвении к счастью;
в) получении удовольствий;
г) извлечении пользы.
23. Принципом демаркации и проверки научного и ненаучного знания в концепции К.Поппера есть:
а) верификация;
б) редукция;
в) фальсификация;
г) дескрипция.
24. Главным моментом диалектической концепции есть принцип:
а) относительности;
б) несоответствия;
в) дополнительности;
г) системности.
25. Единичного представителя людской рода, раздельно забранного человека, безотносительно к его антропологическим и социальным изюминкам, обозначает понятие:
а) личность;
б) инвариант;
в) индивидуальность;
г) индивид.
26. Группы людей, имеющие сходные показатели по какому-либо критерию социального неравенства, обозначаются понятием:
а) классы;
б) страты;
в) общности;
г) сословия.
27. Фактору случайности в саморазвитии общества главное значение придает направление:
а) структурализм;
б) постмодернизм;
в) синергетика;
г) позитивизм.
28. Нравственность представляет собой:
а) религиозность;
б) терпимость;
в) признание человека высшей сокровищем;
г) приоритет публичных заинтересованностей по отношению к личным.
29. В концепции А.Тойнби причиной, определяющим специфику локальных цивилизаций, выступают:
а) религиозные сокровища;
б) экономические отношения;
в) этические нормы;
г) метод коммуникации.
30. Для концепции евразийства характерна трактовка России как:
а) части западной цивилизации;
б) части восточной цивилизации;
в) неповторимой цивилизации, вобравшей в себя Запада и черты, и Востока;
г) цивилизации, не имеющей культурного будущего.
Вариант 4
1. Философия появилась методом преодоления:
а) религии;
б) магии;
в) мифологии;
г) науки.
2. В первый раз понятие «философ» употребил:
а) Пифагор;
б) Анаксимандр;
в) Фалес;
г) Демокрит.
3. Создателем учения о вещах как материи и единстве формы есть:
а) Аристотель;
б) Эпикур;
в) Анаксимандр;
г) Гераклит.
4. Вмешательство Всевышнего в движение истории в средневековой философии обозначалось понятием:
а) провиденциализм;
б) эсхатология;
в) теократия;
г) креационизм.
5. Наибольшим представителем зрелой схоластики являлся:
а) Фома Аквинский;
б) Сигер Брабантский;
в) Ансельм Кентерберийский;
г) Пьер Абеляр.
6. Понятие «предустановленная гармония» содержится в учении:
а) Ф.Бэкона;
б) Г.Лейбница;
в) Дж.Беркли;
г) Т.Гоббса.
7. Окончательный императив в философии И.Канта – это:
а) религиозная догма;
б) моральный закон;
в) научный принцип;
г) юридический закон.
8. В диалектике Г.В.Ф.Гегеля сохранение ветхого состояния в новом состоянии на как следует новом этапе развития характеризует понятие:
а) снятие;
б) повторение;
в) копирование;
г) продолжение.
9. Мыслитель, создавший в противовес объективной диалектике Г.В.Ф.Гегеля экзистенциальную диалектику, – это:
а) А.Шопенгауэр;
б) Ф.Ницше;
в) С.Кьеркегор;
г) А.Бергсон.
10. Махизм как учение есть синонимом:
а) эмпириокритицизма;
б) прагматизма;
в) эмпиризма;
г) неокантианства.
11. Понятие «языковые игры» обосновал представитель аналитической философии:
а) Л.Витгенштейн;
б) Д.Мур;
в) Б.Рассел;
г) Г.фон Вригт.
12. «Оно», «Я», и «Сверх-Я» как структурные уровни психики человека выделял:
а) Х.Г.Гадамер;
б) Ж.-П.Сартр;
в) З.Фрейд;
г) М.Шелер.
13. Ценностную задачу «иметь либо быть» вычислял принципиальной для людской существования:
а) Г.Риккерт;
б) Э.Фромм;
в) К.Г.Юнг;
г) У.Джеймс.
14. Тезис «язык – дом бытия» был сформулирован:
а) М.Хайдеггером;
б) П.Рикёром;
в) Т.Гоббсом;
г) Ч.Пирсом.
15. Течение русской философии, вычислявшее историю России частью исторического процесса Западной Европы:
а) либерализм;
б) славянофильство;
в) консерватизм;
г) западничество.
16. Ведущая тема русской философии:
а) природы и соотношение Бога;
б) научное познание природы;
в) преобразование общества;
г) духовные сокровища человека.
17. Выберите из следующих определений материи самоё правильное:
а) материя- это бытие в пространстве;
б) материя – это потенциальное бытие;
в) материя – это совокупность ощущений познающего субъекта;
г) материя – это объективная действительность, существующая независимо от сознания человека.
18. Свойством сознания не есть:
а) идеальность;
б) субъективность;
в) социальность;
г) эмпиричность.
19. Направление, разглядывающее истину как плод соглашения между людьми:
а) марксизм;
б) прагматизм;
в) конвенционализм;
г) эклектика.
20. В современной философии бессознательное рассматривается как:
а) рефлекторные процессы в организме человека;
б) все, что не осознается человеком;
в) что-то, присущее отдельному человеку;
г) явления и процессы в психике, каковые человеком не осознаются, но воздействуют на его поведение.
21. Практика по своим функциям в ходе познания не есть:
а) базой познания и его движущей силой;
б) заменой теоретических научного творчества и исследований;
в) целью познания;
г) критерием истины.
22. С позиций прагматизма, смысл жизни пребывает в:
а) отречении от мира и умерщвлении плоти для искупления грехов;
б) рвении к счастью;
в) получении удовольствий;
г) извлечении пользы.
23. Назовите уровни научного познания:
а) чувственный и рациональный;
б) рассудочный и интуитивный;
в) эмпирический и теоретический;
г) обыденный и теоретический.
24. Дайте верное определение диалектического несоответствия:
а) это отношение борьбы и единства;
б) это взаимоисключение противоположностей;
в) это различия и отношение тождества;
г) это нехорошие явления, каковые нужно изгонять.
25. Выберите самоё приемлемое, с Вашей точки зрения, определение личности:
а) это подобие и образ Всевышнего в человеке;
б) единство и целостность, владеющее вечной сокровищем;
в) социальное уровень качества человека;
г) духовное уровень качества человека.
26. Каково соотношение материального и духовного в обществе:
а) публичное бытие определяет публичное сознание;
б) общественное сознание и общественное бытие не зависимы друг от друга;
в) общественное сознание и общественное бытие взаимозависимы и ни одно из них нельзя считать первичным либо вторичным;
г) публичное сознание определяет публичное бытие.
27. Снабжает ли вера в Всевышнего нравственность человека:
а) да, в случае, если Всевышнего нет, все разрешено;
б) нет, религиозный фанатизм не совместим с нравственностью;
в) нет, потому что от имени Всевышнего возможно творить принуждение;
г) да, в случае, если верующий реализует в собственной жизни правила любви к любви и Богу к ближнему.
28. В «ноосферной» модели людской цивилизации главная роль отведена:
а) стране;
б) науке;
в) экономике;
г) нации.
29. Создателем концепции культурно-исторических типов есть русский философ:
а) Н.Я.Данилевский;
б) К.Н.Леонтьев;
в) В.Ф.Эрн;
г) Г.В.Флоровский.
30. Для теории локальных цивилизаций характерно познание исторической динамики как:
а) линейно-стадиальной;
б) спиралевидной;
в) циклической по типу круговорота;
г) нелинейной вероятностной.
Степанова И.Н., Остроухова Л.Ф., Шалютин Б.С., Логиновских Т.А., Богомолова Г.В., Лешков В.В., Вострякова Н.А., Царев Р.Ю., Шихардина Т.Н., Иванова В.А.
Философия
Учебно-методический набор к изучению курса для студентов всех профессий
Редактор: Леготина Н.А.
Компьютерный комплект: Прокопьева М.Ю.
Лицензия ЛР № 020376 от 17.06.97
Подписано к печати Формат 60х84 1/16 Бумага тип. № 1 Усл.печ.л. 3,25 Уч.-изд.л. 3,25
Заказ Тираж 100 Цена свободная
Издательство Курганского национального университета.
640669, г.Курган, ул.Гоголя, 25.
Курганский национальный университет, ризограф.