В непроходимой чаще живёт Пущевик. У него руки – как сучья, которыми он цепляет неловкого путника, не хотя пускать в собственные владения. Прикидывается то кустом колючим, то корягой сухой – только глаза в чаще блещут, да тёмно-зелёные волосы выдают его присутствие. Никто его не видит, но все ощущают его внимание. Во владениях Пущевика в любой момент прохлада и сумрак – убежище в жару для всяческой живности лесной. В чаще собственной Пущевик останавливает непрошенных гостей и тушит лесные пожары.
Клады в лесу защищают маленькие Щекотуны, ягоды – Ягодник, грибы – Грибнич с Боровиком; во мхах копошится мелкий старичок Моховик (Моховичок), а под кустами скрываются Подкустовники и Кущаники (Кустины). Манила и Водила, балуясь, завлекают ягодников и грибников в буреломы. А вдруг те пришли без подарков либо не хорошо себя ведут, злятся и уводят их всё дальше в лес, заставляя плутать.
Летом и в осеннюю пору в лесу лёгкий шепоток слышится – это Листин и его супруга – баба Листина советуются: в то время, когда и кому шелестеть. Листин – ветхий слепой дух, целый из листьев; а баба Листина – с туловом изо мха, вместо рук (так говорят в народе) еловые шишки, на ногах – настоящие лапотки. Они не такие буйные и шустрые как Лесавки, но попугать случайного человека также смогут. Особенно обожают они негромкие дни листопада, в то время, когда ведут безконечные мирные беседы.
Всеми небольшими духами руководит ноги дед и: добрый Лесовик руки у него покрыты корой, в бороде и волосах вьётся плющ, на голове – птичье гнездо. В случае, если заблудишься в лесу, нужно сходу сообщить: «Дедушка Лесовик, ты к лесу, а я к дому привык», — и сходу найдёшь верную дорогу. Кроме того перед рассердившимся Лешим может заступиться Лесовик за человека, в случае, если тот что-то натворил не со зла, а по незнанию.
В случае, если отблагодарить Лес за добро сделанное, за подарки его – хотя бы хорошим словом – тогда и он тебя запомнит, будет встречать в следующий раз с удовольствием, как гостя желанного. Продемонстрирует чудеса разные, немного откроет тайны собственные, которых превеликое множество.
«Тут некогда, могучий и красивый,
Шумел и зеленел Чудесный лес, –
Не лес, а целый мир всевозможный,
Выполненный чудес и видений».
(«Дым» Ф.И. Тютчев)
«старушки и Старички – Лесавки в прошлогодних страницах сидят, схватятся за руки, скачут по лесу, свистят на целый лес, без головы, без хвоста скачут, вот как свистят. Пройдёт мимо дерева слепышка Листин, прошуршит страницами: не опасайся, Листин не ужасный, Листин лишь пугать обожает. Слепышка Листин – в лесу живёт. Целый из листьев. Имеется и Листина-баба – игрушка: туловище сделано изо мха, а вместо рук еловые шишки, на ногах настоящие лапотки. Листин-слепышка и Листина-баба лишь и знают, бродят в лесу, шуршат».
(Из цикла «К Морю-Океану» А.М. Ремизов)
«Видит юная мать – на берёзе висит зыбка, как прежде висела, а рядом стоит куст не куст, а наподобие как мелкий человечек, целый из веток сделанный, и качает эту зыбку, приговаривая: «Баю-баю, дитятко, баю-баю, милое! Матушка покинула, батюшка покинул! Баю-баю, дитятко!».
Осознала молодка, что это кто-то из Лесных духов ребёнка приголубливает. «Как бы не забрали себе!» – думает, а подойти, попросить ребёнка опасается. Наконец, набралась храбрости, лепечет дрожащим голосом: «Куманёк, а куманёк! Родимый! Дай ты мне моего ребёночка!».
Отбежал лесной от зыбки, в ладошки раз-два, а сам шумит: «Ха-ха-ха! Шёл да шёл, да кумушку отыскал!». Гулко побежал по лесу и всё то же повторяет: видно, по нраву ему, что куманьком назвали.
Молодайка схватила дитя из зыбки, лишь повернулась – лесной поперёк дороги стоит и задаёт вопросы: «Приданное у девки имеется ли?» Дама лишь и имела возможность, что головой со страху покачала. Ну, какое возможно приданое у младенца? О том ещё и не думал никто! «Неладно, кума!» – пробурчал лесной, вытянул собственные руки, а пальцы у него – как веточки, долгие, узкие. Видит баба – светится меж ними что-то. В то же мгновение лесной провалился сквозь землю, а на тропе остался небольшой сундучок. Горит огнём, целый переливается жаркими сполохами».
(«Приданое от кума», русская народная сказка)
ЛЕСНЫЕ СКАЗОЧНЫЕ ПТИЦЫ
Ворон –громадная тёмная Птица-вестник. Её именуют вещей за свойство предвещать будущее; ведает прошлое. Но на данный момент лишь самые древние Вороны могут говорить с человеком; остальные вороны криком своим говорят, давая предупреждение о беде либо иных событиях. Эта птица – посредник между разными мирами, между смертью и жизнью, землёй и небом, людьми и богами. Ворон есть посланником ветров – Стрибожьих внуков, и может приносить на собственных крыльях бурю и ливень. Может приносить в клюве Живую и Мёртвую воду, за которой летает куда макар телят не гонял куда макар телят не гонял (другими словами – то в Ирий Небесный, то в миры Чёрной Нави к подземному источнику). В сказках Ворон Воронович довольно часто оказывает помощь хорошему человеку, делается его втором а также может вступить за него в смертный бой. Часто бывает в «подземном мире» – возвращаясь оттуда на землю с вестью, кому не так долго осталось ждать смерть назначена. Исходя из этого именуют его ещё служителем и вестником Чернобога, Нияна и красивой богини смерти Мары.
Имеется у этих птиц собственный Царь-ворон, что первенствовал птицей в отечественном мире. По народным преданиям, сидит он в гнезде, свитом на семи дубах, и знает обо всём на свете. Все остальные Вороны – дети, правнуки и внуки его.
Вырии-птицы – первые весенние птицы, возвращающиеся по окончании зимы из Ирия Небесного, Ариев богов и обители Славян. В Поучении Владимира Мономаха говорится: «И сему ся подивуемы, како птицы небесныя из Ирья идут». Время от времени так именуют Жаворонков – вестников Весны. Говорят, что это они первыми прилетают весной из Ирия на Землю, принося тепло. Исходя из этого ребёнок в марте закликает Жаворонков: «Жаворонки, Жаворонки, прилетите – с собой Весну принесите!». Русский поэт Ф.И. Тютчев также думал, что с прилёта Жаворонков начинается весна:
«И всё засуетилось, всё нудит Зиму вон –
И Жаворонки в небе уж подняли трезвон».
Считается, что именно у Вырии-птиц находятся ключи от неба. Улетая в Ирий на зиму, они закрывают Небеса и уносят ключи с собой, а возвращаясь оттуда весной – открывают небо для других птиц. И тогда отворяются небесные животворные источники, приходят на землю тепло и весенние дожди. Говорят, что они на собственных крыльях несут на землю Весну из небесных садов. Весенние богини – Леля и её мать Лада – запрягают этих птиц в собственные летучие повозки, облетая по окончании зимы собственные угодья.
Гриф-птица – наполовину птица, наполовину зверь. Перья у птицезверя орлиные, тяжёлые и заострены, как стрелы; клюв и когти у него – металлические. Величиною он – с гору. От взмаха крыльев вздымается буря, а летает он стремительнее ветра. Именуют ещё его Нагай либо Могол-птица. Оказывает помощь он лишь таким же сильномогучим богатырям. Говорят, что птицезверь вьёт собственное гнездо на краю земли, на 12-ти дубах. В греческих сказаниях имеется Грифон – могучая птица-собака, страж входа в подземный мир и других тайных мест.
Леснь-птица – птица лесная, весьма скрытная, видом скромная, в гнездо и лесу собственное вьёт. Отличается тем, что уж в случае, если начинает петь, так поёт без остановки и устали ночь и день, довольно много дней подряд. По окончании чего замолкает и прячется на долгое время. В народном древнем заговоре от зубной боли говорится: «Как Леснь-птица умолкает, умолкни у сына твоего зубы ночные, полуночные, денные, полуденные…». А.М. Ремизов написал о ней: «В том месте в светло синий лесе… в том месте, на гиблом болоте в красном ивняке Леснь-птица гнездо вьёт». Никто её не видел, но слышали многие.
«Всё на солнышке искрится: и озёра, и ручьи.
И поют Лесные птицы песни дивные собственные».
(А. Решетов)
«За морем Лукорье, в том месте реки текут сытовые, берега в том месте кисельные, источники сахарные, а Вырии-птицы не умолкают круглый год».
(«К Морю-Океану» А.М. Ремизов)
«В начале мира ключами от Ирия обладал Ворон. Но его громкое карканье тревожило души погибших и пугало чудесных птицедев, каковые обитают на ветвях райского древа. Тогда Сварог повелел Ворону дать ключи Ласточке».
(«Ключи от рая», русская сказка)
«Почуяв беду над его головой,
Вран каркал ему в опасенье,
И плана, в пору смирясь пред судьбой,
Воздерживал он дерзновенье».
(«Приметы» Е. Баратынский)
«Ехал довольно много ли, мало ли, продолжительно ли и кратко ли, доехал Иван-царевич до Карки-богатыря. Приезжает, его дома не заставает, лишь одна его мать. Она его заметила и определила. «Ох, Иван-царевич, в далеком прошлом тебя ожидает Карка-богатырь!». Иван-царевич и говорит: «А сообщи-ка, баушка, где он?». «Третий год за невестой ездит, за царь-женщиной»… А поди-ка выдь во чисто поле, во дикую степь, а забери-ка подзорную трубу, а не едет ли Карка-богатырь? В случае, если с удовольствием едет, вперёд его ясен Сокол летит, а вдруг печальный едет, над ним тёмный Ворон вьётся».
(«Иван-Марья и царевич-краса, тёмная коса»,
русская народная сказка)
«Сутки шёл (Иван-царевич), второй шёл, утром третьего видит дворец лучше первых двух, около дворца дуб стоит, на дубу Ворон сидит. Слетел Ворон с дуба, ударился оземь, обернулся хорошим молодцем и закричал: «Анна-царевна! Поскорей выходи, отечественный братец идёт…».
(«Марья Моревна», русская народная сказка)
«Шёл (Митя) близко ли, далёко, лесом и тайгой, не встретил ни одного живого существа, ни одной хижины. Шёл три дня. На четвёртый сутки видит: поляна, на поляне избушка; идёт прямо к избушке, в избушке живёт старая женщина, у ней шнобель – целых два аршина!
«Ого, вот и ланч пришёл!».
«Ах ты, ветхая, ты вначале напои да накорми, тогда и завтракай!».
«Ох, как смело поступаешь! Ты кто таковой, молодчик?».
«Я, бабушка, Ворона Вороновича сын».
старая женщина затряслась, упала на колени, требует: «Ты, батюшка, не сказывай Ворону Вороновичу, в противном случае он мне задаст!».
Напоила, накормила, дремать в постель уложила. Утром накормила его завтраком и дала ему клубочек: «Куда клубок катится, в том направлении и ты иди…».
(«Светлана Красивая», русская народная сказка)
«Настала зимняя ночь. В лесу то светло, то мрачно; по спелому снегу холод потрескивает. Откуда ни возьмись, выскочил заяц; наложил Иван-царевич стрелу, а заяц обернулся клубком и покатился. Иван-царевич за ним следом побежал.
Летит клубок, хрустит снежок, и расступились сосны, открылась поляна, на поляне стоит белый терем. Сверху месяц горит, переливаются стрельчатые окна. Клубок докатился, Лунь-птицей обернулся: сел на воротах. Испугался Иван-царевич, – вещую птицу убить желал, – снял шапку.
«Забудь обиду глупость мою, Лунь-птица, невдомёк мне, в то время, когда ты зайцем бежал».
(«Иван-Алая алица и-царевич» А.Н. Толстой)
«Унялась погода, летит громадная птица Нагай. Прилетела, под дуб села и задаёт вопросы птенцов: «Детушки мои милые, не убила ли вас погодушка-ненастье?».
«Не повышай голос, мать, нас оберёг русский человек, своим кафтаном укрыл».
Птица Нагай задаёт вопросы Ивана-царевича: «Для чего ты ко мне попал, дорогой человек?».
(«О молодильных яблоках и живой воде», русская народная сказка)
«Отправился в один раз Иван – купеческий сын на охоту, видит – сидит на пне орёл. Лишь нацелился – а птица говорит людской голосом: «Не бей меня, я такой же человек, лишь заколдованный, лучше забери меня к себе». Забрал его купеческий сын к себе, поил-кормил… Прошло время. «А сейчас, — сообщил Орёл, — вытряхни меня из данной шкуры». И как шкура с него слезла – стал он статным хорошим молодцем…».
(«Сказочная азбука»)
«Дотянулся Проня жемчужину, на ладонь положил, чтобы красе земной само Небо порадовалось. В тот же миг пал с неба Белый сокол. Схватил жемчужину и в такие выси взмыл, что и не усмотришь.
Но в том самом месте, куда взлетела Белая птица, зажглась звёздочка, окатная, как жемчужина…».
(«Жемчужина окатная» В. Бахревский)
«Говорят, что в то время, когда Дый сотворил Почву, он желал созвать всех Небесных всевышних, дабы те налюбовались на дело рук его. Кликал, кликал их Дый снизу, кроме того устал, а они всё не слышат. Тогда поднял он камушек и бросил его так высоко, что добросил до самого Неба. И в вышине камушек внезапно обратился маленькой серой птичкой, которая звонко запела – и привлекла интерес всевышних. Посмотрели они на землю – и восхитились делом рук Дыя. Начали так звучно кричать от восхищения, что птичка камнем упала с высоты – если бы не крылышки, разбилась бы вдребезги! С того времени Жаворонок то парит высоко-высоко, то быстро опускается с пронзительным криком. Но в том месте, в небесных незримых высях, он поёт так сладко, что кроме того всевышние не смогут остаться равнодушными к этому пению. А о людях и сказать нечего!»
(«Откуда взялись жаворонки», русская сказка)
ЛЕШИЙ
Служебный дух Яркой Нави – Хозяин леса и диких животных, Царь лесной, Лешак. В собственном лесу наделён громадной сказочной силой, с которой считаются все. Может явиться к человеку в различных видах, но значительно чаще показывается древним стариком либо громадным мужиком без шапки. Его время от времени обрисовывают и рисуют одетым в звериную шкуру, время от времени – с копытами и рогами. Так думают по причине того, что он легко может принимать вид самого большого животного в лесу (медведя, оленя, кабана и других), но может вселяться и в малых зверей, в деревья и травы, кроме того в пни ветхие и коряги. Время от времени его именуют Душой леса, поскольку он ощущает и объединяет в единое сообщество всех лесных жителей: все растения, всех зверей и птиц, духов лесных и болотных. Все лесные жители повинуются и помогают ему. С Бабой Ягой он дружит, оказывает помощь ей в её служении, ходит к ней к себе домой.
Особенно обожает Леший жить в громадных еловых лесах. Обожает лесную тишину, но может и побаловать: покричать в лесу на различные голоса, заухать филином, дабы попугать народ, — а в то время, когда шутка удаётся, то смеётся и рукоплещет в ладоши. Может и тумана напустить, и в чащу завести. Но Леший больше проказит и шутит, чем вредит людям. В случае, если кто-то из людей заблудится в лесу, то считает, что это Леший завёл, и дабы выйти из леса необходимо вывернуть всю одежду наизнанку, дабы он не определил и отпустил, время от времени необходимо легко отлично попросить его об этом.
Не обожает тех, кто шумит и не может вести себя в лесу, собирает его подарки без разрешения. Наказывает за потребление в лесу проклятий и сквернословий. Не хорошо приходится и тому, кто безпокоит его по мелочам. Запрещено кому-то, рассердившись, сказать: «Забери тебя, леший!». В противном случае и правда забрать может – и детей, и взрослых, и скотину. В случае, если уж такая беда произойдёт (пропал кто-то), нужно непременно сообщить: «Леший, Леший! Какого именно забрал, для того чтобы и отдай!», – в противном случае может не в серьез подменить пропажу своим «лесным детищем».
Приходя в лес, любой обязан с ним поздороваться и попросить разрешение на ночёвку либо сбор лесных даров; необходимо покинуть под деревьями либо на пеньке угощение для лесных обитателей и Лесного хозяина. Хорошего и умелого путника он ещё и одарит, продемонстрирует красоты и чудеса лесные. Может оказать помощь либо ответить на вопросы. Обожает поболтать со опытным человеком; обожает загадывать загадки.
Тем, кто желает встретиться с ним, нужно знать присказку: «Дед Леший, покажись не серым волком, не тёмным вороном, не елью жаровою, покажись таковым, каков я», — дабы он явился в людской обличье, и с ним возможно было поболтать. Значительно чаще возможно заметить Лешего в Купальские дни – тогда он ходит по лесу рядом с людьми, наблюдает на их забавы и игры. В людские поселения заходит редко, уважительно относясь к их служебным духам – Домовым, Банникам и Дворовым. Дружит со спокойными соседями – Полевиками и Межевиками, с полевыми духами. А вот с Водяным и дружит, и довольно часто ссорится – такие уж у них различные характеры. Но в случае, если случается громадная беда – пожар, мор, война – они всегда поддерживать друг друга и совместно оказывают помощь лесным жителям.
В древности деревенские пастухи кроме того заключали с Лешим контракт: дабы скотина в болото не забредала, дабы её зверьё лесное не трогало, дабы коров не сдаивало и второе – записывали на бересте либо на доске собственные обоюдные обязательства. По окончании чего уносили «угощение и» берестяную грамоту Лесному хозяину в лес на сокровенное место. В случае, если случалась беда в лесу, то люди обращались к нему за помощью на опушке леса либо среди громадной поляны; время от времени писали в этом случае «Прошение (жалобу) к Лесному царю» (про это записано в ветхих книгах) и оставляли его на громадном пне либо в дупле дерева. За помощь люди в любой момент щедро благодарили Лешего, поскольку осознавали, что жить в дружбе и мире с лесными жителями всем лучше.
«На мху и хвое Леший спит,
Главу рукой, урча, объемлет».
(«Вила и Леший» В.В. Хлебников)
«Ванька дремал не дремал – наяву мечтал. Да внезапно, чу! Кто-то в горохах шевелится. Привстал Ванька, видит: мужик не мужик, старик не старик сидит и сладко чмокает.
Подкрался Ванька, петлю ременную кинул, да и связал вора по ногам и рукам. Смотрит Ванька: голова у преступника рогатая, морда радостная, глаза озорные, усы и борода травяные, брови моховые. А из ног и рук ветки с страницами растут.
«А впрямь Леший! – думает Ванька.- Нечаянно папа правду сообщил».
(«Ванька» В.И. Воробьёв)
«Идёт Моря, попрыгивает с ноги на ногу и видит – стоит над яром дуб, а ветки у дуба ходуном ходят. Подошла ближе, а из дуба торчит борода и горят два зелёных глаза…
«Помоги мне, девочка, — кряхтит дуб, — никак не могу в наше время в Лешего обратиться, опояшь меня пояском».
(«Кикимора» А.К. Толстой)
«Осталась девка одна; натолкла проса, наварила каши довольно много, а имеется некому. Пришла ночь долгая, дремать – бока пролежишь, смотреть – глаза проглядишь, слова молвить не с кем, и скучно, и страшно! Стала она на порог, отворила дверь в лес и кличет: «Кто в лесе, кто в чёрном – приди ко мне гостевать!».
Леший отозвался, скинулся молодцом, новгородским торговцем, прибежал и подарочек принёс. в наше время придёт – покалякает, на следующий день придёт – гостинец принесёт; увадился, наносил столько, что девать некуда!».
(«старая женщина-говоруха», русская народная сказка)
«Леший отличается от других духов особенными особенностями, свойственными ему одному: если он идёт лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями. Но одновременно с этим, выходя для прогулок, шуток и забав на лесные опушки, он ходит в том месте малой былинкой, ниже травы. Вольно укрываясь под любым ягодным листочком».
(«Энциклопедия русских преданий»)
«К Лешему обращались за помощью, в то время, когда пропадал скот. Для этого ночью относили на перекрёсток кусок хлеба и горшок каши, в случае, если на утро горшок исчезал, то считалось, что Леший вернёт коров (либо другую заблудившуюся животину)».
(«Приметы на ежедневно»)
«Раз идёт охотник по лесу, наблюдает, а перед ним на лесной тропинке лежит колода, на колоде мужик сидит, лапоть ковыряет; подковырнёт лапоть да на месяц и погрозит: «Свети, свети, ясен месяц!». Дивно стало охотнику; отчего так, думает, собою мужик – ещё молодец, а волосы как лунь сед? Лишь поразмыслил это, а он как будто бы идея его предугадал: «Оттого, — говорит, — я сед, что я чёртов дедушка!». Тут охотник и смекнул, что перед ним – Леший».
(«Сказочная азбука»)
«Что ж, бабушка, за вещь такая? Лешие у вас тут, что ли расплодились?».
«А ты скажи, да оглядывайся. В самом деле, друг, лешие…. Не в противном случае, как с прифронтовой полосы на нас накатило. Волостной писарь сказывал, словно бы германцы газ по ветру пущают. Рыба в реке пухнет, лист вянет, людей с ума сводит. Значит, и нежить лесная – также и ей дышать нужно – смраду этого не стерпела, вся начисто к нам и подалась. Вот и поди в лес сейчас по малинку!…
Чай, им в лесу, оголтелым, скучно, озоруют и тут. То коноплю кой-где серый дух, тьфу-тьфу, узлом завяжет, то поросёночка над избой в трубу сунет… А намедни у учительши курица петухом запел, срам-то какой. В древности Леший кой-когда в лесу с девушки платок стащит, а таких подлостей они не создавали. Видно, и Лешие в наше время – откуль их нанесло – также осатанели. Чистые фулиганы!..».
(«Солдатские сказки» С. Тёмный)
«…Жила старая женщина на столетиях, Савиха. Отправилась она за ягодами и заблудилась. Пришёл мужик: «Бабка, что плачешь?».
«А заблудилась, дитятко, дом не знаю с которой стороны».
«Отправимся, я выведу на дорогу».
старая женщина и отправилась. Шла, шла: «Что это лес-от громадной стал? Ты не дальше ли меня ведёшь?».
Вывел на чисто место, дом стоит громадной; старая женщина говорит: «Дед, куда ты меня увёл? Это дом-то незнакомый?».
«Отправимся, бабка, отдохнём. Дак я тебя к себе сведу». Завёл в избу, зыбка виснет. «На, жонка, я тебе няньку привёл».
Жонка у Лешего была русска, также уведёна, утащена. старая женщина и начала жить и обжилась; три года прожила и стоснулась (затосковала). Жонка зажалела: «Ты так не уйдёшь от нас, а не ешь отечественного хлеба, сообщи, что не могу имеется».
старая женщина и не стала; дни и другие, и третьи не ест. Жонка мужа и заругала: «Каку ты эку няньку привёл, не ест и водиться не может, отнеси её к себе».
Леший взял на плечи старая женщина, посадил да и потащил. Притащил ко старухину двору, кинул… Вот она и говорила, что у Лешего жить отлично, всего причиняет, да лишь скучно; один дом – невесело!».
(«В няньках у Лешего», русская народная сказка)
«Жаль, что такая красивая женщина, и не человек, — сообщил Егор. – Кто ты в действительности? Имя-то у тебя имеется?».
«Кличь, как желаешь, — улыбнулась девочка. – Мне всё равняется».
«Отлично, я назову тебя Машей. У людей в сказках живут такие Машеньки, в лесу с медведями».
Он постарался отыскать в памяти, что просматривал либо слышал об этом племени Леших, полусказочном, обросшем небывальщиной и легендами, но вспоминалось мало, лишь запал в памяти старый заговор: «Дядя Леший, покажись не серым волком, не тёмным вороном, не елью жаровою – покажись таковым, каков я». Вот они и показывались Егору людьми а также в таком виде, в каком он ожидал их заметить: сиволапый Дед-лешак, любимица русских сказок Машенька, хороший молодец в колпаке набекрень».
(«Башня птиц» О.С. Корабельников)
«В час урочный полнолунья,
С чёрным лесом наравне, –
Говорит молва-вещунья, –
Кто-то бродит в тишине.
Пономарь пройдёт ли пеший,
Псарь проедет ли верхом,
Всяк, крестяся, молвит: «Леший
Загулял не пред добром»!
(«Леший» Л.А. Якубович)
«Берегись меня, прохожий!
Хохоту негромкому не верь.
Неуёмный, непригожий
Сын я Солнца – зверь и бог!»
(«Лешак» А.Н. Толстой)
МОРЯНА
Обитательница морских вод, яркая Берегиня. По-гречески – Нереида (Нимфа моря), дочь Морского царя (божества). Моряна обожает плавать, плескаться и играться в тёплых водах у прибрежных скал. Живёт в глубинах моря, во дворце собственного отца. Люди говорят, что данный дивный дворец Морского царя сделан прозрачным из хрусталя и янтаря – так как он светится, искрится через толщу воды в солнечную погоду.
Эта морская Водяница обожает рукоделие, как все женщины: прядёт на золотой, сверкающей прялке нити (лучи) закатного солнца, нижет жемчугом. В лунные ночи выходит на берег, где поёт и танцует; кружится на воде в хороводе вместе с другими существами и волнами. Долгие, распущенные по воде волосы Моряны возможно принять за морскую пену; тело её в лучах дневного солнца среди волн думается прозрачным, а при лунном свете светится в каплях морской жидкости. Это красивая женщина в лёгких, струящихся одеждах, в большинстве случаев окружена морскими жителями, как свитой. Обожает кататься на поясницах дельфинов и громадных рыб.
Морским водяницам ведомо всё, что творится в их море со времени его рождения – с ним они рождаются в отечественном мире, с ним возвращаются в мир другой. Они приобретают вести из вторых морей с ветрами, дождями и птицами. Облачные Девы – их подруги и дальние родственницы в играх.
В большинстве случаев Моряна дружественна к людям, оказывает помощь морякам в опасности. Стоит кораблю подойти к скрытым под водой рифам, Моряна поднимает из воды голову и начинает петь, в случае, если желает предотвратить корабелов об опасности. Довольно часто показывает морякам путь среди скал либо отправляет для этого дельфинов. Может выручить и тех, кто на протяжении бури либо по неосторожности упал в воду. Она почитается обитателями прибрежных поселений и островов, поскольку оказывает помощь им в морских промыслах и присматривает за их детьми в воде, играется с ними, выбрасывает на берег диковинные подарки. Иногда входит в селения; её возможно определить по мокрым следам, струящейся с долгих волос воде и непросыхающей одежде.
Тем, кто рассердит либо обидит Моряну, либо её любимцев из морских жителей, лучше не выходить в море, не купаться – так как и её сёстры, и её папа морской не пощадят обидчика. Исходя из этого, постоянно считалась нехорошей приметой смерть дельфинов, — кроме того случайная смерть любимцев приводила к печали и гнев морских Водяниц.
У Моряны множество сестриц с различным характером. Имеется морские Водяницы, которых именуют – Сирены. Они весьма прекрасны, коварны, холодны и расчётливы. Смогут завлечь своим чудным пением моряков в страшное место, рыбаков – увести на лодке в открытое море, а пловца либо ныряльщика – заворожив речами и своим видом, утянуть в глубину, откуда нет возврата. Это им поручено хранить особенные тайны сокровища и подводного мира утонувших судов. Им послушны и оказывают помощь в этом жители морских глубин, каковые не столь безобидны как дельфины.
«Среди зелёных волн, лобзающих Тавриду
На утренней заре я видел Нереиду.
Сокрытый меж деревьев, чуть я смел дохнуть:
Над ясной влагою полубогиня грудь
Младую, белую, как лебедь, воздымала
И пену из власов струёю выжимала».
(«Нереида» А.С. Пушкин)
«С виду все Водяницы неземные красивые женщины, даже если не были таковыми при жизни (земной). Лишь они очень бледны и кажутся прозрачными – нежить всё-таки!»
(«Энциклопедия русских преданий»)
«… Вот показалась рука из воды,
Ловит за кисти шелковой узды.
Вышла младая позже голова,
В косу вплелася морская трава.
светло синий очи любовью горят,
Брызги на шее, как жемчуг дрожат».
(«Морская царевна» М.Ю. Лермонтов)
«…И куда лазурной Нереиды
Нас кличет певучая скорбь?
Где она, чудесной Геспериды
Золотящаяся даль?»
(«Голоса» Вяч. Иванов)
«…Сирены заметили мимо плывущий корабль отечественный.
С брегом он их поравнялся; они звонкогласно запели:
«К нам, Одиссей богоравный, великая слава Ахеян,
К нам с кораблём подойди; сладкопеньем Сирен насладися,
Тут ни один не проходит с своим кораблём мореходец,
Сердцеусладного пенья на отечественном лугу не послушав;
Кто же нас слышал, тот в дом возвращается, очень многое сведав.
Знаем мы всё, что произошло в троянской почва и какая
Участь по воле безсмертных постигла Троян и Ахеян;
Знаем мы всё, что на лоне Почвы многодарной творится».
(«Одиссея» Гомер)
НАЯДА
(берегиня земных вод)
Яркий служебный дух, обитательница земных вод: источников и ключей, озёр и рек, наименование которых довольно часто делается именем Наяды. Наяда – слово греческое, в Киевской Руси её именуют Водяница. Благодетельное существо, хранительница земных вод, водная Берегиня. Она отличается привлекательностью и красотой, время от времени гуляет по прибрежным лугам. Может являться людям в виде юный, стройной девушки с мокрыми волосами, чей голосок журчит как вода. Обожает смех и детские забавы; радуется и плескается вместе с ними. Утверждают, что купание в водах, где живёт Берегиня-Наяда, даёт излечение от заболеваний, вдохновение и душевное успокоение в творчестве.
В случае, если Наяда уходит из источника либо ручья – они смогут умереть. И напротив – в случае, если ручей пересыхает, то может умереть (уйти в мир Яркой Нави преждевременно) и его Берегиня. Говорят, что журчание воды – говор Наяды – воодушевляет поэтов, каковые смогут их видеть и слышать, говорить с ними.
«С холмов кремнистых водопады
Стекают бисерной рекой,
В том месте в негромком озере плескаются Наяды,
Его ленивою волной…»
(«Воспоминания в Царском селе» А.С. Пушкин)
«Страшно, сладко, неизбежно, нужно
Мне – кидаться в многопенный вал,
Вам – зеленоглазою Наядой
Петь, плескаться у ирландских скал».
(А.А. Блок)
На греческом языке всех Берегинь именуют Нимфами. Нимфы моря – Нереиды, это отечественные Моряны. Нимфы земных вод – это Наяды, отечественные Русалки, Бродницы, другие Водяницы и Вилы. В греческих мифах довольно много рассказывается об этих красивых и всегда юных девушках: они поют и играются, водят хороводы и воодушевляют поэтов, исцеляют раны и предвещают будущее, знают смерти и тайну жизни. Все Берегини радостны и редко печалятся, а живут долго-долго. Они часть живой природы; берегут и защищают то пространство, в котором существуют. Нимфы-Берегини в большинстве случаев благожелательно относятся к людям и обожают с ними общаться. Об одной из них написал Г.Р. Державин:
«С младой, радостной, красивой
и ласковой Нимфой ты сидишь».
Кто УКРАЛ ПОДАРКИ? Папа, мама или Гринч? Эльфелия помощник Деда Мороза! Амелька Карамелька
Интересные записи:
- Дефицитарность стволовых образований мозга. дисгенетический синдром.
- Действие на человека теплоты и лучистой энергии. запыленность и загазованность производственных помещений. вентиляция и отопление
- Действие высоких и низких температур.
- Дедушка посмеивается и спокойно дожидается своего крупного улова.