В жизни человека громадное место занимают эмоции. Словом «эмоции» (либо «чувства») обозначаются все переживания людей, которые связаны с их деятельностью и жизнью, с их отношением к людям, природе, произведениям мастерства, науке, к обществу, в котором они живут. Эмоции играются ключевую роль во всем поведении человека. Под их влиянием человек действует, совершает те либо иные поступки. С сильными эмоциями связаны смелые поступки людей. Громадно значение эмоций в познавательной деятельности человека. «…Без «людских чувств», — сказал В. И. Ленин, — ни при каких обстоятельствах не бывало, нет и быть не имеет возможности людской искания истины».
Эмоции людей глубоко личны и весьма разнообразны: это и любовь, и радость, и уважение, и восторг, и горе, и бешенство, и ужас.
Эмоции человека в любой момент на что-либо направлены. Не может быть легко уважения либо легко любви. Любовь непременно проявляется к чему-то определенному: к Отчизне, к труду, к человеку.
От эмоций отличают настроения и аффекты. Настроение в отличие от эмоции не направлено на определенный объект. Это — эмоциональное самочувствие человека в течение достаточно долгого времени. Настроение возможно радостным, грустным, подавленным, возбужденным. Оно в любой момент позвано какими-то обстоятельствами, к примеру удачами либо неудачами в работе, размолвкой с товарищем и др. Хорошее либо нехорошее настроение воздействует на поведение человека, на восприятие им окружающих событий. Одинаковые события в зависимости от настроения человек принимает по-различному.
Разные эмоции выражаются на лицах детей: это удовольствие и обида (1), любовь к отцу и радость встречи (2), восторг и изумление (3), настойчивость и сосредоточенность (4).
Под аффектами в большинстве случаев знают краткосрочные, но весьма бурные вспышки бешенства, ярости, отчаяния, кошмара. А вдруг тяжелые переживания, которые связаны с постоянными неудачами в деятельности человека, с неуверенностью в собственных силах, с разочарованием в себе или других людях ит. п., повторяются, то они смогут, став весьма сильными и глубокими, длиться долгое время. Они будут мешать человеку верно принимать и оценивать окружающее. К примеру, в случае, если ученик не привык и не может самостоятельно заниматься, но весьма желает отлично обучаться, то нехорошие оценки смогут подорвать его веру в себя. В этих обстоятельствах ученик довольно часто, вместо того дабы искать обстоятельство неудач в себе, под влиянием аффекта начинает обвинять в несправедливости преподавателей, озлобляется против товарищей и еще более усугубляет собственный тяжелое состояние.
Среди бессчётных и разнообразных эмоций особенную группу составляют высшие нравственные эмоции. К ним относятся эмоции долга, справедливости, возмущения недобросовестными поступками и др. Особенное место среди них занимает любовь к труду. Такие эмоции именуют еще моральными. Они смогут быть весьма сильными и играться громадную роль в поведении человека, во всем его виде.
Вторая многочисленная несколько высших эмоций — эстетические — это эмоции удовольствия, эйфории, каковые доставляют людям произведения искусства, красота природы, прекрасные люди, поступки, вещи — по большому счету все красивое.
Третья несколько высших эмоций — интеллектуальные эмоции. Это — переживания, появляющиеся в связи с познанием окружающего нас мира. Каждому знакомо особенное чувство подъема, эйфории, удовлетворения, которое появляется по окончании решения тяжёлой задачи. Любовь к истине, рвение определить новое заставляют человека продолжительно и настойчиво трудиться, преодолевать трудности и опять искать и искать.
Но эмоции людей не только многообразны и богаты содержанием, они изменчивы. в течении истории образ судьбы людей изменялся: изменялся их труд, публичные отношения между ними, материальные условия, знания об окружающем мире, обычаи и культура. Вместе с трансформацией образа судьбы изменялось и отношение людей к одним и тем же явлениям, изменялись, следовательно, и эмоции, вызываемые этими явлениями.
С трансформацией судьбы у людей появляются новые отношения и новые потребности. Они со своей стороны порождают совсем новые эмоции. Так, до тех пор, пока не было пролетариата, не было и эмоции пролетарской классовой солидарности. Это чувство появилось в борьбе пролетариев с эксплуататорами.
В одно да и то же время, в одной и той же стране отношения людей разных классов к одним и тем же публичным событиям смогут быть прямо противоположными. К примеру, запуск советских неестественных спутников космических кораблей и Земли привёл к восхищения и гордости у миллионов отечественных друзей во всем мире и, напротив, озлобление и зависть у отечественных неприятелей.
Слушают музыку.
Необычные трансформации претерпели эмоции людей, связанные с большим трудом. Когда-то в глубокой древности труд создал человека, выделил его из животного мира, сделал мыслящим существом. Коллективный труд был необходимостью, базой судьбы первобытного человека, и люди не воображали себе, что возможно жить легко. Но в то время, когда люди разделились на классы, отношение к труду быстро изменилось. В рабовладельческом обществе труд начал считаться позорным делом. Вольный человек, даже если он был нищим бродягой, вычислял позорным для себя трудиться. Труд был уделом раба. Но и раб ненавидел собственный подневольный труд.
Феодальное общество не стёрло с лица земли презрительного отношения к труду. Он оставался уделом низших сословий.
В капиталистическом обществе труд превратился в продажи и предмет купли. Рабочий реализовывает собственную рабочую силу, капиталист берёт ее и платит деньги. Ни о какой эйфории творческого труда, ни о каком уважении к нему не может быть и речи. Людей в капиталистическом обществе ценят не за их трудовые удачи, а за умение «зарабатывать деньги».
Лишь в социалистическом обществе труд стал источником творческого воодушевления, в силу того, что лишь при социализме труд направлен на пользу всего общества, а положение человека в обществе определяется его трудовыми удачами. Исходя из этого, чтобы выяснить, какие конкретно эмоции заставляют советских людей самоотверженно трудиться, нужно знать историческую эру, породившую эти эмоции.
Октябрьская революция, поменяв жизнь людей, поменяла и их эмоции. Новые отношения людей в обществе привели и к происхождению новых эмоций, которых раньше не было и не могло быть: советского патриотизма, социалистического гуманизма, дружбы народов и др.
Было бы неправильно думать, что в феодальном либо капиталистическом обществе совсем не было людей, уважающих труд и отдававших ему все собственные силы. Такие люди всегда были. Но в целом в обществе, где имеется неравенство и эксплуатация, существует презрение к труду, в то время как для социалистического общества характерно уважение к нему.
(Не смотря на то, что и у нас, в социалистическом обществе, к сожалению, еще видятся люди со ветхим отношением к труду, стремящиеся мельче дать обществу и побольше забрать от него.)
Глубокое и сильное чувство, которое имеется у человека, не все время переживается им; помимо этого, в зависимости от событий оно может выражаться у него по-различному.
К примеру, в различных, время от времени прямо противоположных переживаниях может проявляться чувство любви. При встрече с любимым человеком оно выражается в эйфории, а при разлуке — в горе и печали.
В эмоциях человека отражается окружающий его мир, но в них отражаются не сами вещи, а отношение к ним человека. Исходя из этого содержание эмоций каждого человека зависит от того, какое значение эти вещи имеют для него. Не все в окружающем человека мире воздействует на его эмоции, а лишь то, что для него значимо, что связано с удовлетворением его материальных и духовных потребностей. Исходя из этого различных людей тревожат различные вещи.
В случае, если человек, грезящий стать актером и давший довольно много сил и времени изучению актерского мастерства, внезапно определит, что у него нет таланта, он просто будет убит горем. А вдруг об отсутствии таланта актера вы сообщите человеку, что планирует стать математиком, он останется совсем равнодушным к вашему сообщению. Но он весьма огорчится, если не примет решение задачу. Значимость одного и того же события для них совсем разна и исходя из этого приводит к разным чувствам.
То, что содействует удовлетворению материальных и духовных потребностей человека, вызывает у него эмоции хорошие: радость, наслаждение и т. п., в противном случае, что мешает, приводит к отрицательные: огорчение, скорбь, бешенство.
Так, в эмоциях человека отражается его отношение к действительности, его потребности, мировоззрение, моральный вид. По тому, что вызывает его радость, бешенство, возмущение и т. д., мы можем заявить, что представляет собой данный человек. В случае, если его не трогают серьёзные публичные события, здоровье родных людей, неудачи и удачи коллектива, в котором он трудится либо обучается, но он весьма огорчается, что не приобрел к празднику нового галстука, мы можем не только заявить, что у него небольшие и чувства и эгоистичные интересы, но и выяснить целый его моральный вид.
Такая направленность эмоций показывает, что именно из окружающей действительности тревожит человека, что имеет для него самый важный суть.
Существуют и другие особенности, которыми отличаются друг от друга эмоции различных людей. Это глубина эмоций, их действенность и устойчивость. самые глубокие, устойчивые и действенные эмоции, каковые владеют всеми помыслами человека и определяют его поведение, именуются страстями. Страсти оказывают глубочайшее влияние на человека. Охваченный страстью, человек преодолевает все препятствия, дабы удовлетворить ее. Но страсти смогут быть нужными и вредными. Так, к примеру, страсть к научному творчеству ведет к великим открытиям, а страсть к наживе — к правонарушениям.
Эмоции человека оказывают большое влияние на всю его деятельность и жизнь. Под влиянием сильных добропорядочных эмоций люди совершают смелые поступки, трудовые подвиги. Но эмоции смогут побуждать не только к добропорядочным, но и к неблаговидным а также позорным поступкам: ужас, себялюбие, корысть, презрение к людям и т. п., смогут толкнуть человека кроме того на правонарушение. Исходя из этого большое значение в практической судьбе имеет воспитание эмоций.
Для воспитания эмоций в первую очередь нужна верная оценка себя и собственных эмоций, так когда в этом случае человек сможет бороться с одними эмоциями и помогать формированию вторых. Рвение изжить у себя те эмоции, каковые человек вычисляет недостойными (к примеру, ужас, зависть), оказывает помощь ему так организовать собственный поведение, дабы упражняться в преодолении этого эмоции.
Так, увидев за собой боязнь темноты, человек заставляет себя по многу раз проходить по лестницам и тёмным коридорам, пока не преодолеет чувство страха, вызываемого темнотой.
Один семиклассник, увидев, что его радуют двойки товарища, весьма расстроился. Ему совсем не хотелось быть злорадным. Дабы побороть в себе это чувство, он начал помогать товарищу заниматься. Удачи товарища стали ему дороги, и он начал радоваться каждой его хорошей отметке. Так понемногу он развил в себе чувство доброжелательности и подавил чувство злорадства.
Любой человек, захотев и приложив упрочнения, может воспитать в себе необходимые эмоции и подавить нежелательные.