Нефть — маслянистая темно-коричневая, практически тёмная жидкость, время от времени имеющая красноватый либо зеленоватый оттенок либо совсем бесцветная. Нефть — это смесь различных жидких веществ, в которой растворены смолы и газы.
Нефть легче воды. В случае, если налить в стакан нефти и воды, то внизу будет вода, а вверху — нефть. А вдруг в нефти имеется растворенный газ, и стакан хорошо закрыт сверху, то газ соберется над поверхностью нефти. Нефтяной газ весьма легок, бесцветен, пахнет бензином. Он вспыхивает, в случае, если поднести к нему спичку.
Макет, нефтеперегонной установки братьев Дубининых.
Нефть не пропускает электрический ток, и исходя из этого ее продукт — парафин — используют при производстве изоляторов.
У нефти довольно высокая теплопроизводительность: 10 Т нефти дают столько же калорий, сколько 34 Т дров, либо 31 Т бурого угля, либо 13 Т угля. Именно поэтому нефть — очень полезное энергетическое сырье.
В химическом отношении газы и нефть являются смесями углеводородов, т. е. водорода и соединений углерода, причем углерода в нефти от 84 до 88%, а водорода — около 14%. Помимо этого, нефть довольно часто содержит мало серы, кислорода и азота.
Практически все вещества, появившиеся из отмерших растений и животных, складываются из соединений углерода с водородом, кислорода и азота. К таким веществам относятся асфальт, озокерит, либо горный воск, уголь, торф.
Углеводороды, входящие в состав нефти, очень разнообразны. Их свойства также разны. Имеется углеводороды жёсткие, жидкие и газообразные. Чем легче по весу эти соединения, тем скорее они испаряются при нагревании. На этом основана перегонка нефти. Первым, при нагревании нефти от 30 до 150°, закипает бензин. Пары его возможно отвести из неспециализированного сосуда по трубке в холодильник. Остынув, эти пары опять перейдут в жидкое состояние, т. е. конденсируются, и дадут бензин.
При температуре от 150 до 200° от смеси будут отделяться пары лигроина, с которыми поступают так же, как с парами бензина; при температуре от 200 до 300° отделяются пары керосина, а более 300° — пары соляровых масел. Это переходный материал от керосина к более тяжелым машинным, либо смазочным, маслам.
Первый нефтеперегонный завод был выстроен в РФ в 1745 г. Он изготовлял керосин, что после этого смешивали с растительным маслом и сжигали в лампадах монастырей и церквей.
В 1823 г. крепостные крестьяне братья Дубинины на Северном Кавказе выстроили нефтеперегонную установку, складывавшуюся из медной трубы и котла, соединявшей крышку котла с холодильником в виде бочки с водой. Под трубу подставлялась безлюдная бочка, в которую стекал керосин.
Позднее известный русский химик Д. И. Менделеев сконструировал установку для перегонки нефти с бессчётными котлами-цистернами, взявшими наименование кубов. Потом это громоздкое сооружение было заменено так называемыми трубчатыми установками, складывающимися из огромных печей. Такая печь именовалась трубчатой по причине того, что внутри ее тянулись трубы, по которым скоро двигалась нефть. Она нагревалась до температуры 300-325°.
В следствии перегонки нефти в трубчатых установках от нее отделялись все легкие части, а в остатке получался мазут — густая тёмная жидкость, которую раньше полностью сжигали в топках. Но сейчас изобретен метод превращения тяжелых углеводородов, входящих в состав мазута, в легкие, т. е. нефтяники обучились приобретать из мазута керосин и бензин. Таковой метод переработки нефти именуется крекингом. В первый раз он был применен в 1879 г. русским инженером Рагозиным. Позднее данный метод усовершенствовал инженер Шухов.
Современные нефтеперегонные и крекинг-фабрики — огромные фирмы, перерабатывающие много нефти.