Для изображения какого-либо предмета на чертеже пользуются определенными приемами, именуемыми проектированием предмета на плоскость. Полученное изображение именуют проекцией предмета. Самый несложный пример проекции — это тень предмета, приобретаемая при его освещении. Но конфигурация и размеры тени будут соответствовать подлинным размерам предмета в том случае, если лучи света строго параллельны и падают на плоскость проекции совершенно верно под прямым углом. Такая проекция именуется прямоугольной либо ортогональной. Это база для составления чертежей.
Дабы инженеры всех государств делали чертежи одинаково, установлены единый определённое проектирования расположение и способ предметов проекций на чертежах.
Заберите тетрадку, разверните ее так, дабы оказался прямой угол, и поставьте на чистый лист бумаги. У вас оказался угол, образуемый тремя взаимоперпендикулярными плоскостями. Поместите в данный угол любой предмет и изобразите его способом прямоугольной проекции на каждой из трех сторон угла. Сейчас разверните тетрадь и положите ее на стол. Все три стороны угла были совмещенными в одной плоскости. Это и имеется чертеж предмета в прямоугольной проекции. На отечественном рисунке, как вы видите, в прямоугольной проекции изображена простая чайная кружка.
Нас интересует не только внешний вид предмета, но и его внутреннее устройство. А дабы изобразить на чертеже элементы внутреннего устройства предмета, необходимо знать правила и законы начертательной геометрии.
Помимо этого, многие предметы разной формы проектируются одинаково на одну, а время от времени и на две плоскости проекции. Следовательно, необходимо мочь верно выбрать число проекций, дабы легко отличить один предмет от другого. Для сверхсложных предметов приходится чертить 6 проекций, но часто и в этом случае тяжело представить себе неспециализированный вид предмета. Тогда прибегают к условному объемному рисунку предмета — так называемой аксонометрической проекции.
Большое значение имеют разные вспомогательные линии, каковые во многих случаях разрешают осознать чертеж без дополнительных проекций. К примеру, на проекциях тел вращения (шар, цилиндр, конус и т. д.) и отверстий постоянно наносят осевые линии. Штриховые линии обозначают на чертеже невидимые с данной стороны элементы подробности (отверстия, выступы, фаски). Время от времени для верного представления о предмете делают разрезы, сечения, вырывы и обрывы. Сечения и разрезы штрихуются узкими косыми линиями.
Подробность не всегда возможно изобразить в натуральную величину. В большинстве случаев приходится ее уменьшить либо расширить, указав масштаб изображения на чертеже. К примеру, масштаб 1:1 свидетельствует, что подробность изображена в натуральную величину, 1:2 — уменьшена в 2 раза, а 5:1 — увеличена в 5 раз.
Дабы не загромождать чертеж лишними линиями, в некоторых случаях прибегают к упрощенным изображениям. Нужно, скажем, сделать чертеж болта либо какой-либо подробности, имеющей резьбу. Изобразить совершенно верно проекцию сложной винтовой линии резьбы весьма тяжело, да и не требуется. Так как резьба нарезается при помощи особого инструмента, что сам придет ей размеры и необходимый профиль. Исходя из этого на чертеже лишь отмечают участок, на котором должна быть резьба, и ставят условный символ. К примеру: М8. Это указывает, что на подробности нужно нарезать метрическую резьбу с наружным диаметром 8 мм. Условные обозначения имеются кроме этого для зубчатых и червячных колес, пружин, ходовых винтов, подшипников других деталей и качения. Рядом с упрощенным изображением таковой подробности непременно дается таблица с указанием ее требований и точных параметров к изготовлению.
В то время, когда вычерчены все нужные проекции подробности, сечения и разрезы, нужно поставить на них размеры. Так как от точности изготовления подробностей, в особенности сопрягающихся между собой, зависит уровень качества автомобили.
Одинаковые подробности смогут «доходить» друг к другу по-различному. Заберём несложной пример. Надетое на ось колесо может качаться на ней, вольно вращаться либо туго проворачиваться. Возможно «посадить» на ось предварительно нагретое колесо, тогда по окончании остывания развернуть его на оси будет нереально. Все это зависит от того, какие конкретно размеры, посадки и допуски зададим мы на чертежах (см. Допуск).
Предельные отклонения линейных размеров показывают на чертежах цифрами либо условными обозначениями в соответствии с стандартам на посадки и допуски. К примеру, надпись «20± 0,5» свидетельствует, что у изготовленных подробностей данный размер должен быть не больше 20,5 мм и не меньше 19,5 мм.
Но, обозначив лишь линейные размеры подробностей, тяжело рассчитывать, что она будет изготовлена совершенно верно нужной формы. В действительности, мы задали, к примеру, диаметр и высоту цилиндра. Но при обработке поверхности «цилиндричность» формы возможно пара нарушена: возможно не выдержана, скажем, перпендикулярность осей отверстий и т. д. расположения плоскостей формы и Предельные отклонения деталей указываются в чертежах особенными’ символами. К примеру, надпись «0,1» свидетельствует, что непараллельность двух поверхностей подробностей не должна быть больше 0,1 мм.
Но и это еще не все. Точность сопряжения подробностей зависит кроме этого и от характера их обработки, а обработать подробность возможно по-различному. Возможно проточить ее резцом, что покинет бороздки, легко ощутимые рукой. А возможно отполировать так, что она будет сверкать, как зеркало. Уровень качества обработки поверхностей (их шероховатость) показывают на чертежах особыми обозначениями. К примеру, надпись «Rz 63» свидетельствует поверхность, обработанную так, что средняя высота микронеровностей на ней образовывает 63 мкм.
И наконец, в таблице на чертеже подробности указывается материал, из которого она должна быть изготовлена. К примеру, обозначение «сталь 45» свидетельствует, что подробность нужно изготовить из конструкционной стали, содержащей около 0,45% углерода.
Как видите, современный чертеж подробности представляет собой ее подробнейшую чёрта: он передает правильную форму подробности, показывает на то, как и из чего она должна быть сделана и как обработана.
Но вот подробности готовы. Сейчас из них предстоит собрать отдельные узлы, а после этого и машину в целом. Для этого необходимы другие чертежи — сборочные, дающие представление о их связи и взаиморасположении деталей. Для удобства пользования сборочными чертежами в них помещают спецификацию — список всех подробностей, входящих в собираемый узел. В спецификации показывают количество подробностей, их шифры, номера чертежей, по которым они изготовлены, условия сборки, нужный инструмент. В наборе сборочных чертежей должен быть кроме этого неспециализированный вид автомобили.
Чертежи необходимы не только при разработке автомобилей, без них нельзя строить дома и плотины, прокладывать дороги и тоннели метро. Само собой разумеется, строительные чертежи пара отличаются от чертежей автомобилей, но в их основе лежат те же правила и законы, о которых мы поведали. Более совершенно верно эти законы изложены в стандартах (см. Стандарт, стандартизация) на изготовление чертежей, где указаны виды чертежей, форматы листов бумаги, масштабы изображений, толщина линий, размеры и виды шрифтов для автографов. Установлены сечений выполнения и правила разрезов, нанесения размеров, обозначения материалов и другое. Стандарты на чертежи входят в действующую Единую совокупность конструкторской документации — ЕСКД.