УТВЕРЖДАЮ
Проректор учебной работе
ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава
проф. Никулина С.Ю.
«___» ____________2007г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Истории медицины.
для профессии 060101 — ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО
факультет ЛЕЧЕБНЫЙ
кафедра здравоохранения и общественного здоровья с курсом ПО
курс 2
семестр IV
лекции 20 часов
семестр и Зачёт
Семинарские занятия 34 (час.)
Всего 74 часа
Независимая работа 20 часов
2007 год
Рабочая программа составлена на основании Национального образовательного стандарта высшего профобразования. Специальность 060101 — лечебное дело. Квалификация — доктор (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000 г.) и в соответствии с примерной программой дисциплины «История медицины» (утв. Минобразованием РФ 15.09.2002 г.) в соответствии со стандартом КрасГМА СТА 4.2.01-07
В программе учтены советы «Приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения».
Рабочая программа обсуждена на совещании кафедры (протокол № )
« » 2007 год
Заведующий кафедрой к.м.н. Шульмин А. В.
Согласовано: декан лечебного факультета, доцент Турчина Т.К.
___________«__» _________ 2007 год
Глава методической комиссии_____________________
Программа заслушана и утверждена на совещании ЦКМС (протокол № ….,
«__» ______________ 2007 год)
Оглавление
3. Пояснительная записка. 4
1. Цель и задачи дисциплины.. 4
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.. 4
4. Учебно-тематический замысел изучения дисциплины.. 6
5.Содержание учебной программы.. 9
1). История медицины как предмет и наука преподавания. Медицина во время первобытнообщинного строя. 9
2). Медицина в рабовладельческом обществе. 9
3). Медицина эры феодализма Византийской империи, государствах Востока, Западной Европы (V—XV в.в.), Западной Европы ренесанса (финиш XV-серед. XVII в.в.). Медицина этого периода. Медицина Византийской империи. 10
4). Медицина империализма и эпохи капитализма в Западной Европе (П. добрая половина XVII — финиш XIX вв., начало XX в.). Медицина этого периода. Медицина в эру капитализма. 11
5). Медицина эры феодализма в РФ: медицина в Киевском (1Х-ХШ вв.) и Столичном странах (ХУ-ХУП вв.). Медицина этого периода. Медицина в Киевском стране (1Х-ХШ в.в.) 12
6). Медицина эры развитого феодализма в РФ (XVIII в.). Медицина этого периода 12
7). Медицина во время разложения феодализма в РФ. Мдицина в РФ в I половине XIX века 13
8). Медицина эры капитализма в РФ (II добрая половина XIX — начало XX вв.). Успехи в области теоретических и клинических дисциплин (физиология, анатомия, патология, терапия, хирургия), гигиены, земской медицины.. 14
9). Медицина во время развития капитализма в РФ (II добрая половина XIX века) 15
10). развитие и Становление отечественной здравоохранения и медицины во время СССР 15
5. Материально-техническое обеспечение. 15
5.1. тематический план и Перечень лекций. 16
5.2. тематический план и Перечень практических занятий. 16
6. Учебно-методическое обеспечение учебной программы.. 21
6.1. Применяемые средства: 24
6.2. Карта материально – технической обеспеченности. 24
6.3 карта обеспеченности учебными материалами: технические и электронные средства контроля и обучения знаний. 26
6.4. Карта обеспечения учебно-методической литературой. 26
Пояснительная записка.
История медицины — наука о происхождении, современном состоянии и развитии медицины. Она есть связующим звеном в изучении всех медицинских дисциплин. Изучение истории медицины крайне важно по причине того, что это один из первых предметов интеграции медицинских знаний, что дает студенту комплексное представление о развитии медицины в целом.
Основной задачей истории медицины есть обучение студента историко-аналитическому подходу в объективной оценке медицинских, гигиенических знаний о болезни и здоровье человека на разных стадиях развития человечества.
Формирование исторических знаний у студентов осуществляется методом изучения двух разделов: неспециализированной частной истории и истории медицины медицины.
Неспециализированная история медицины изучает закономерности и узловые вопросы медицины в целом. Курс неспециализированной истории медицины ставит перед собой задачу не только изучения истории медицины на разных стадиях развития людской общества, но и показывает роль медицины в общей культуре и истории народа. Неспециализированная история медицины изучает историю научных направлений и школ, деонтологию и врачебную этику.
Изучение личной истории медицины дает представление о развитии и возникновении отдельных особых медико-биологических, гигиенических дисциплин.
На лекциях в соответствии с программой неспециализированная история медицины изучается последовательно: история всемирный медицины, история отечественной медицины и история советской медицины.
На протяжении курса семинарских занятий любой студент обязан написать реферативную работу по теме, предложенной кафедрой. По окончании семинаров курса и завершения лекций проводиться итоговое контрольное занятие — зачет.
Цель и задачи дисциплины
Цель:Усвоение студентами знаний о уровне и путях развития медицины, педиатрии и зубоврачевания в разных публично-экономических формациях, связи медицины с разными науками, искусством и культурой.
Задачи:
1. Обучать студентов историко-аналитическому подходу к объективной оценке уровня развития медицины, знаний о болезни и здоровье человека, продлении людской судьбе, гигиенических мероприятий на разных стадиях развития общества.
2. Знакомить студентов с историческим фактическим материалом истории медицины во связи с достижениями вторых наук на фоне разных публично-экономических формаций.
3. Воспитывать и вырабатывать у студента качества морально-этического характера: честность, бескорыстие, патриотизм, гуманизм, любовь к собственной профессии.