Одно из аккумуляторная в глубинах Азии угорских племен, участвовавших в этом ходе, передало булгарскому народу тюркский язык огузского типа (булгарский тюрки) и особенный язык кам-боянов (шаманов старой булгарской религии — Торе либо тенгрианства) — смесь тюркского, финно-угорского, самодийского, маньчжурского и др. дальневосточных языков.
Около 17 тысяч лет назад булгары объединили семь родственных им сакланских и финно-угорских племен Волго-Урала в одно государство Идель — Семь (иде) Племен (эль), и все эти племена стали называться кроме этого идельцами, а время от времени — и булгарами.
Для булгарских летописцев все эти семь племен были булгарами, не смотря на то, что говорили они на различных языках. Уже более 10 тысяч лет назад в среде булгар появляется и после этого делается господствующей старейшая религия мира — Торе (тенгрианство).
Торе включает в себя:
1) религиозную мифологию;
2) обрядность;
3) фундаментальные законы древних Булгар (исходя из этого позднее слово “торе“ начало значить “свод фундаментальных законов“, “Конституция“)
1. РЕЛИГИОЗНАЯ МИФОЛОГИЯ
Дух предков
самые полные и точные (на мой взор) сведения о религиозной мифологии Булгар дает Гази-Баба(Арслан Тертер). Вот кое-какие из них (текст самого Гази-Бабы содержится в кавычки).
Мусульманские писатели по различным обстоятельствам не желали детально говорить о суевериях. Лишь Кул Гали говорил о них подробнее вторых, в особенности о Худаярстве (Богомильстве), но и он увидел в один раз: “.„Обрисовать всю меру людских заблуждений я не решаюсь“ из-за опасения того, что кроме того разговор о них — грех. Исходя из этого при изложении этого вопроса он опирался в первую очередь на “догадки и знания, каковые Всевышний даровал мне…“
О строении мира: Вся Вселенная, созданная Тангре, именуется “Бир Тангра“. Она делится на три мира:
— Верхний либо Небесный мир (Устюгу уран либо Кук),
— Средний мир либо почву (Чиль, Урта урэн),
— и Нижний либо подземный мир (Тама либо Адакы какое количество).
Средний мир был видимой частью Вселенной (Чиль), а остальные миры — невидимой частью Вселенной (Тун либо Тунай). Чертоги самого Тангры находятся в Верхнем мире.
Осознать назначение и настоящий смысл тех либо иных явлений мы не можем, поскольку человеческий ум ограничен Тангрой. Но из того немногого, что светло — это то, что все в Вир Тангра (во Вселенной) складывается из различий, но все различия в сумме — равновелики и исходя из этого поддерживаются в равновесии. В то время, когда что-то нарушает равновесие, то оно уничтожается и гибнет “по воле Тангры“. В то время, когда Тангра создал алпов либо дивов (духов), то Он создал и хороших, и злых алпов. Но хорошее и злое — имеется в каждом существе изначально, и в алпах и людях, исходя из этого все смогут выполнять время от времени и хорошее, и злое. Того, кто совершает, на отечественный сегодняшний взор, больше хороша, мы кличем “хорошим“, а того, кто совершает больше зла — “злым“. Но на следующий день отечественные взоры переменятся — и “добро“ может стать для нас “злом“, а “зло“ — “добром“. Исходя из этого кое-какие последователи простонародного Торб высказывали почтение и свой страх, молились и приносили жертвы всем алпам без разбора.
Сначала Тангрой были созданы алпы первого поколения:
— Берген (либо Мерген, Биргюн-Биркюн, Узи-Аба, Буран, Леуген, Субаш, Джам-Буран, Мар) — дух хаоса, природных трагедий, охоты и солнца, могущий принимать вид огромного дракона — бараджа,
— Туран (Торна-“Журавль“, Уран и др.) — женский дух (алпбика) любви и жизни (принимала вид журавля, гуся, лебедя, утки, змеи…).
По воле Тангры, они произвели на свет алпов среднего поколения, имевших такие имена:
Тама (Тамта, Албастый) — дух гор, тьмы и засухи, Улят либо Кузгэ (“Мышь“), алпбика болезней и мора, Джиль — дух ветра, Кубар (Барыс и др.) — дух грозы, молнии и небесной воды, Сабан (Самар, Симбир, Амур, Кюнгош, Нардуган, Мардукан, Карга, Гюльджимеш, Чумар и др.) — дух света, изобилия и урожая, Кермес (Бай-Терек, Имэн и др.) — дух леса (он пользовался правом информировать Тангре обо всем, что делается на Земле и среди алпов в любое время), Арча (Артыш, Эрдим, Эрми, Артимеш, Тимеш, Урабика и др.) — алпбика лесных животных и девственности, Ашна (Эрги, Чакчак и др.) — алпбика полевых растений, по воле Тангры появилась из капли утренней росы…
Шерстяная свадебная подушка с знаком Туран и серебрянный кольцо с знаком Чак чак(Болгария)
Два алпа среднего поколения — Кубар и Сабан — были близнецами и их обоих именовали еще Субаш, Барадж, Атряч… За собственные великие деяния они оба взяли кроме этого почетное звание “ага“ (“Ака“) -“старший“. Исходя из этого праздничные дни в их честь (Сабантуй, Каргатуй, Нардуган и др.) назывались кроме этого “Акатуй“…
Среди алпов третьего поколения либо младших алпов самый известны:
Су-Анасы либо Хатын (дочь Тама и Улят) — алпбика водных животных (имела возможность принимать вид утки, гуся, лебедя и др. водных животных), Аждаха (сын Тама и Улят) — прелюбодеяния и дух разврата, Шурале (сын Тама и Улят) — смерти и дух засухи, Кук-Куян либо Ташбаш (сын Тама и Улят) — торговли и дух дорог (за непочтение к себе имел возможность устраивать различные пакости путникам и насылать на них разбойников), Тун-Бури (сын Кубара) — дух утопленников (если он являлся кому — значит, тому суждено было утонуть), Бури либо Барын (сын Кубара) — дух грома и халиб (т.е. славы и вестник победы), Янгыр (сын Кубара) — дух дождя и халиб, Мелок-Могер либо Булут, Малмыш, Булюмар, Баламир и др. (сын Тама и Улят) — дух скота (что в собственности кочевникам-животноводам), имел возможность принимать вид огромного быка, Кыш-Тархан (сын Сабана, узнаваемый кроме этого под именами Тайгас, Ябалак и др.) — дух зимы, Булгарский Дедушка Холод, хазясы (дети Кермеса, которым покровительствовала Арча) — духи разных мест, Боян либо Боян-Имэн, Джок и др. (сын Кермеса) — дух исцеления, шаманства и гадания (“джок“).