Билет №19. Философские концепции пространства и времени.
То либо иное познание пространства и времени складывается в зависимости от движения взаимодействия и характера материи, покоя и движения.
Демокрит: вводит понятие безлюдного пространства для перемещения атомов как нужного объективного условия; пространство Демокрита вечно и однородно, оно есть вместилищем неограниченного числа миров. Время отождествлялось с бесконечностью, вечностью, как объективной базой вечного перемещения; вся природа представлялась в вечном и неустанном перемещении. время и Пространство рассматривались в качестве причины и условий её перемещения. Идеалисты: Фома и Платон Аквинский определяли вечность как что-то вневременное, божественное, сверхприродное, идеальное.
Аристотель: отвергал существование безлюдного, однородного и нескончаемого пространства. Оно у Аристотеля неоднородно и само собой разумеется. Время высказывает число перемещений и течет равномерно.
Ньютон: у него полное пространство было демакритовой пустотой, оно без движений, однородно, непрерывно, вечно, трехмерное вместилище всех материальных их движений и тел. Время – чистое, однородное, равномерное, постоянное, вечная и неизменная продолжительность, оно имеет одно направление и течет от прошлого через настоящее к будущему и исходя из этого одномерно. время и Пространство не от чего не зависят. Лейбниц: ни пустоты, ни чистой длительности, как независимых начал бытия,- нет. Пространство – порядок взаиморасположения тел, а время – порядок сменяющих друг друга событий либо состояний тел, т.е. время и пространство у него зависят от несложных субстанций, монад, каковые активны, владеют перемещением, наделены свойством самодвижения.
В тесных рамках идеализма, но глубоко диалектически пробовал решить эту проблему Гегель: он считал, что лишь в движении время и пространство настоящи, они неразделимы и определяют друг друга как единство противоположностей. Субъективные идеалисты: Беркли, Юм, Кант, частично Мах.
Кант: вычислял время и пространство в качестве априорных, доопытных и врожденных особенностей людской сознания как чистые формы созерцания, благодаря которым человек принимает явления внешнего мира в пространстве и во времени. Кант думает, что тела представляются нам как имевшие определенную геометрическую форму, протяженность, в силу того, что так устроено сознание человека.
Мах: время и пространство – это упорядоченные последовательности ощущений.
Диалектический материализм: время и пространство – это форы либо методы существования материи.
Пространство – это, в то время, когда любой объект занимает место, т.е. владеет протяженностью, находится на каком-то расстоянии от вторых объектов, т.е. взаимодействует с ними и владеет определенной конфигурацией.
Время – 1) продолжительность явления; 2) следование сменяющих друг друга событий и явлений, имеющих одно измерение.
Билет №19.2. Публичное его структура и сознание.
Сознание связано не со всей материей, а лишь с частью мозга и лишь в опред периоды времени. Причем мыслит не мозг, а чел. при помощи мозга.
Сознание — это верховная, характерная лишь человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.
Сознание возможно полностью противопоставить материи лишь в рамках главного вопроса, за ними — нет. За этими пределами противопоставл довольно., потому что сознание не есть независимая субстанция, а одно из особенностей материи и, следовательно, неразрывно связано с материей. Абсол противопоставление мат и созн ведет к тому, что созн выступает как некая самост субстанция, сущ наровне с материей. Сознание имеется одно из особенностей движ материи, имеется особенное свойство высокоорг материи. Это указывает, что между созн и материей сущ и различие, и сообщение, и единство.
Различие — сознание не есть сама материя, а одно из ее особенностей. Составляющие содержание сознания образы внешних объектов хороши по форме от этих объектов, как совершенные их копии.
связь и Единство — мозг и Псих явления тесно вязаны как мат и свойство субстрат, кот это свойство в собственности и без кот оно не сущ. С др стороны появляющиеся в созн псих образы сходны по содержанию с вызывающими их опытен объектами.
Сущностью созн есть его идеальность,кот выражается в том, что составл созн образы не владеют ни особенностями отрадаемых в нем предметов, ни особенностями нервных процессов, на базе кот они появились.
В труде развивалось сознание человека — наивысшая в эволюционном последовательности форма отражения, для которой характерно выделение объективных устойчивых особенностей предметной деятельности и осуществляемое на данной базе преобразование окружающей действительности.
На ранних этапах публичного развития мышление людей имеет ограниченный темперамент в соответствии с еще низким уровнем публичной практики людей. При большом уровне производства орудий цельная деятельность изготовления орудий разбивается на последовательность звеньев, каждое из которых может выполняться различными участниками общества. Разделение операций еще дальше отодвигает конечную цель — добывание пищи. Понять эту закономерность может только человек, владеющий абстрактным мышлением. Значит, большое по уровню производство орудий, развивающееся при публичной организации труда, есть наиболее значимым условием в формировании сознательной деятельности.
Влияя на природу, изменяя ее, человек вместе с тем изменяет и собственную природу.
Так, труд послужил обстоятельством развития людской общества, формирования людских потребностей, развития людской сознания, не только отражающего, но и преобразующего мир. Все эти явления в эволюции человека вели к коренному трансформации формы общения людей между собой. Необходимость передавать опыт прошлых поколений, обучать трудовым действиям соплеменников, распределять отдельные действия между ними создавала потребность в общении. Язык инстинктов никак не имел возможности удовлетворить эту потребность. Вместе с трудом в ходе труда развивались высшие формы общения — при помощи человеческого языка. Вместе с развитием сознания и свойственных ему форм отражения действительности изменяется и сам человек как личность.