Нравственный мир

Нравственный мир

Нравственный мир

Дорогой отечественный читатель!

Ты появился и вырос среди людей; без них ты не прожил бы и дня. Все, что тебя окружает: дом, где ты живешь; одежда, которую ты носишь; книги, каковые ты просматриваешь; пища, которую ты ешь, — все это создано людьми. И сам ты, сегодняшний школьник, на следующий день поднимешься в ряды тех, кто трудится на благо собственного народа, ты — его его будущее и надежда.

Человек постоянно живёт в обществе себе аналогичных, он — существо публичное.

Ты прочел эти строки и задумался. Отыскал в памяти Робинзона Крузо — какое количество лет совершил он в полном одиночестве! И разве лишь человека возможно назвать публичным существом? пчелы и Муравьи так как также живут «в обществе себе аналогичных».

Давай подумаем совместно.

Нравственный мир

пулемётом и Крестом. Живописец Н. Н. КОГОУТ.
Палач в мундире и палачи в рясах расстреливают рабочую демонстрацию (Петроград, лето 1917 г.).

Робинзон вправду жил один на своем острове; он сам выстроил себе дом, собственными руками возделывал поле. Но, не считая смекалки и собственной силы, Робинзон применял еще знания и опыт, полученные им когда-то от людей. Он в мыслях разговаривал с родными — разговаривал на людской языке. Другое дело, если бы Робинзон забыл все, что дали ему люди; но тогда он и сам прекратил бы быть человеком, превратился бы в животное.

Муравьи возводят сложнейшие сооружения, а пчелы строят соты с точностью, которой позавидует архитектор. Но муравьи могут строить лишь муравейники, а пчелы — лишь соты. Ни пчела-одиночка, ни целый пчелиный рой не выстроят кроме того самого мелкого муравейника, а муравьев не выучишь и не вынудишь трудиться в улье: насекомые не могут думать, ими командует слепой инстинкт.

А человек поразмыслит, поучится и сделает все, что необходимо; в случае, если же работа одному не по плечу — окажут помощь товарищи. Люди изобрели радио и самолет, автомобиль и электрическую лампу, овладели энергией атома, начали штурм космоса — и все это за 7 — 8 последних десятилетий! Недаром наука именует человека Homo sapiens — «человек разумный». Разум, свойство к сознательным совместным действиям — вот что отличает людей от животных, вот что сделало человека хозяином Почвы, а скоро сделает его и покорителем Вселенной.

Жизнь человека многогранна, вечно разнообразны его интересы, занятия, переживания. Но еще многограннее и неизмеримо сложнее жизнь людской общества в целом.

Возвратимся к нашему примеру: ни одному муравью «и в голову не придет», что вместо сооружения муравейника либо добывания пищи для собственных собратьев возможно заняться еще чем-нибудь. И вот муравьиная семья носит веточки и песчинки — смотришь, муравейник и готов…

А любой человек несет людям не только собственную долю участия в общем труде, но и собственный темперамент, поступки и свои запросы, недостатки и свои достоинства, и для людей вовсе не безразлично, каков данный человек, что он дает коллективу. Так как в случае, если любой станет вести себя так, как ему захочется, и делать то, что ему вздумается, общество не сможет ни существовать, ни тем более развиваться.

Исходя из этого в людской обществе существуют узнаваемые нормы поведения, определяющие отношение людей друг к другу, к обществу в целом и к себе. Этим нормам, каковые именуются нравственными либо моральными нормами, обязан подчиняться любой: «Шить в обществе и быть свободным от общества запрещено» (Ленин).

Ясно, что те поступки, каковые соответствуют нравственным нормам общества, будут принимать во внимание в этом обществе поступками нравственными, верными, а те, каковые противоречат данным нормам, будут рассматриваться как распутные, безнравственные, неправильные.

Сообщённое требует, но, значительного дополнения.

Любое эксплуататорское общество, отмечает Ленин, «основано на таком принципе, что или ты грабишь другого, или второй грабит тебя, или ты трудишься на другого, или он на тебя, или ты рабовладелец, или ты раб». Значит, в эксплуататорском обществе нет и не может быть единых моральных норм; в том месте постоянно живут рядом две морали: одна — для эксплуататоров, вторая — для эксплуатируемых.

«Продаются три лошади. Видеть их и о цене определить в доме № 200. В том же доме продается музыкант, что играется на фаготе, отлично выучен просматривать и писать, 15-ти лет».

Еще сто лет назад подобные объявления никого не удивляли. Помещики жили за счет труда крепостных, торговали ими оптом и в розницу и наряду с этим думали, что поступают в полной мере нравственно; но любая попытка крестьян скинуть помещичий гнет считалась распутной и преступной.

Нравственный мир

Русский воинов. Живописец Ф. И. НЕВЕЖИН.
Война принесла отечественному народу страдания и неисчислимые бедствия, и все же коммунистический солдат вошел в Берлин не мстителем, а освободителем, втором и защитником не сильный.

Эта лицемерная, лицемерная мораль господ освящалась христианской религией. Попы говорили народу: «Не убий», «Не похить», «Если тебя ударят по правой щеке — подставь левую». Но это означало: «Не убий того, кто тебя эксплуатирует», «Не похить у него то, что он похитил у тебя же», «Раб да покорится господину собственному!» Что до «господ», то им служители церкви не только разрешали, но и помогали убивать и воровать: они благословляли захватнические войны, уносившие миллионы судеб, они лгали обездоленным, давая слово им… счастье на том свете — в приз за терпение на этом.

Но моральные нормы любого эксплуататорского общества, как и само это общество, не вечны: они появляются и умирают вместе с породившим их публичным строем. Октябрьская революция ликвидировала эксплуататорские классы в РФ, стёрла с лица земли безжалостную мораль буржуазно-помещичьего мира: «человек человеку — волк», — утвердила новую мораль: «человек человеку—приятель». Революция заявила нравственными деяния борцов с царизмом, крепостным правом и капитализмом в ветхой России. Мы гордимся именами Пугачева и Разина, Пестеля и Радищева, Некрасова и Чернышевского, Бабушкина-революционеров и рабочих Халтурина. Эти превосходные люди боролись за народ, за его свободу, и их грезы осуществились в Стране Советов, в твоей стране, юный читатель.

Быть нравственным человеком в отечественном, социалистическом обществе — это значит стремиться приносить счастье людям, бороться за него. «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее нужно так, дабы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, дабы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и дабы, умирая, смог сообщить: вся жизнь и все силы были даны самому красивому в мире — борьбе за освобождение человечества»,—так рассуждал Павка Корчагин, и ты отлично поступишь, в случае, если сделаешь эти слова своим девизом.

Но сравнительно не так давно ты не выполнил поручение, данное классом, а день назад грубо говорил с матерью. Сейчас ты вспоминаешь об этом и думаешь: «Нет, я ни при каких обстоятельствах не смогу стать таким человеком, как Павка!»

Что же, умная пословица недаром говорит: «Жизнь прожить — не поле перейти». У тебя, как и у любого из нас, на жизненном пути были и будут не одни лишь удачи, но и препятствия, и неточности, и сомнения. Совершить ошибку может любой, но основное не в этом; основное — одновременно с подметить и исправить неточность. И ты, само собой разумеется, вырастешь настоящим человеком: тебе окажут помощь родители и твои учителя, комсомольцы товарищи — и твои пионеры, а в первую очередь этого добьешься ты сам.

Взоры, убеждения, интересы, отношение к людям, темперамент, поведение— все это мы именуем нравственным видом человека—не даются ему от рождения, они формируются с годами, понемногу. Возможно ли осуществлять контроль формирование собственного нравственного вида? Само собой разумеется, возможно. И не только возможно — необходимо. Любой из нас обязан воспитывать себя, не ждя, пока другие займутся этим; любой обязан производить в себе черты передового человека отечественной эры.

О том, какой богатой и увлекательной должна быть твоя жизнь, о моральном виде советской молодежи, о том, с кого брать пример, как воспитывать в себе высокие моральные качества, как побеждать слабости и недочёты,— обо всем этом и отправится отечественный разговор .


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: