Б) крестово-купольный храм

самый удачным типом храма для византийского богослужения была укороченная базилика, увенчанная куполом, и, в соответствии с Апостольским распоряжениям, обращенная алтарем на восток. Эта композиция стала называться крестово-купольной.

В хорошем крестово-купольном храме квадратное в плане строение делилось последовательностями столбов либо колонн на нефы — межрядовые пространства,идущие от входа к алтарю. Нефов, в большинстве случаев, было 3, 5 либо 7, причем ширина центрального нефа в два раза превышала ширину боковых. Совершенно верно по центру строения в центральном нефе симметрично размешались четыре основных столба, несущих купол. Эти столбы выделяли в пространстве храма еще один нефпоперечный либо трансепт. Квадратное подкупольное пространство между главными столбами, являющееся пересечением трансепта и центрального нефа, именуется средокрестием. Со столбов на стены перекидывались арки, несущие полуцилиндрические (бочковые) своды. На четыре основных столба опирался барабан со световыми окнами, поддерживающий основной купол храма. С центральным куполом имели возможность соседствовать от 4 до 12 меньших куполов (основной купол символизирует Христа, 5 куполов — Христа с евангелистами, 13 куполов — Христа с апостолами). Вход в храм, обрамленный порталом, размешался с западной стороны. В случае, если желали придать строению более вытянутую прямоугольную форму, с западной стороны пристраивали нартекс. Нартекс непременно отделялся от центральной части храма — наоса — стеной с арочными проемами, ведущими в любой из нефов. С восточной стороны размешался алтарь, где происходила наиболее значимая часть христианского богослужения. В области алтаря стенки выдавалась полукруглыми выступами — абсидами (апсидами), крытыми полукуполами — конхами. В случае, если купол символизировал Церковь небесную, то алтарь — Церковь земную. В алтаре размещался престол — возвышение, на котором проходило таинство евхаристии — пресуществление Святых Даров (вина и превращение хлеба в Кровь и Тело Христовы). Позднее севернее алтаря стали устраивать алтарь (кроме этого с престолом, но меньшего размера), а южнее — дьяконник — помещение для хранения богослужебных одежд и сосудов. Примерно с IV века алтарь стали отделять алтарной преградой (устройство первой алтарной преграды приписывают Святому Василию Великому). Преграда отделяла священников от мирян и придавала евхаристическому действу таинственность и особую торжественность. Внутренняя отделка, роспись храма должны были отражать всю сущностьхристианского учения в зрительных образах. Персонажи Священной истории в росписи храма размещались в строгом порядке. Весь обьем храма в мыслях делилось на две части — небесную и земную. В небесной части, под куполом — царство небесного воинства и Христа. На барабане храма следовало изображать апостолов, на основных столбах – четырех евангелистов (столпов евангельского учения). В абсиде, в центре земной части храма изображали Богоматерь (в большинстве случаев, Оранту), заступницу всех людей перед Всевышним. Северная, западная и южная части храма, в большинстве случаев, расписывались в пара ярусов, причем верхние ярусы заполнялись сценами из жизни Христа, страстями и чудесами. В нижнем ярусе, на высоте людской роста писали Отцов Церкви, праведников и мучеников, каковые как бы вместе с прихожанами возносили молитву Всевышнему. Крестово-купольная композиция взяла громадное распространение как вВизантии, так и в сложившейся около нее территории ортодоксии, в особенности в Киевской Руси. Храм, продемонстрированный на рисунке — русский храм, абсолютно отвечающийвизантийскому архитектурному канону, но имеющий, одновременно с этим чисто русские черты (к примеру, купол луковичной формы характерен конкретно для русского зодчества, византийские архитекторы предпочитали полукруглые купола).

Заключение

в течении всего Средневековья Византия была основной хранительницей древней традиции. Опираясь на нее, византийская художественная идея сумела создать уникальную и целостную изобразительную совокупность. На византийской земле мастерство прекратило быть предметом чувственного восприятия, каким оно являлось в Античности.
Характерной чертой византийской культуры была ее свойство влиять на народы, в начале средневековья вступившие на историческую арену. Опыт Византии сыграл значительную роль в культурном развитии Востока и стран Европы, в становлении идей Ренессанса.

Так, противоречивость публичных взаимоотношений поздней Византии, слабость ростков предкапиталистических взаимоотношений, натиск турок и острая идейная борьба в империи стали причиной тому, что поздневизантийское мастерство в целом остается далеким от реализма, сохраняя верность спиритуалистическим традициям. Мастерство Византии как бы остановилось на пороге Ренессанса, так и не перейдя заветной черты, отделяющей средневековое спиритуалистическое художественное творчество от полнокровного реалистического мастерства Восстановления.

Подводя итоги, возможно заявить, что византийская цивилизация осталась незавершенной в связи с смертью византийской государственности. Ее специфика определялась относительной устойчивостью во времени, сложным и противоречивым синтезом древних воззрений и институтов с восточно-христианской целостной картиной мира, снабжавшей сообщение инвариантных совокупностей, функционировавших в течении столетий, с фактами изменчивой событийной истории, с одной стороны, и феноменами, интенсивно развивающимися во времени,– с другой. Византийская цивилизация может рассматриваться как историческая парадигма, в рамках которой обеспечивалась возможность своеобразного снятия посредством политики правительства антимоний мировоззренческого и социального характера.

Перечень применяемой литературы

1. Культура Византии. В трех томах. Изд. “НАУКА”, Москва 1984 -1989 гг;

2. Лазарев В.Н. – История Византийской живописи. –М., 1986.

3. Мир культуры (Базы культурологии). Учебное пособие. 2-е Б95 издание, исправленное и дополненное.— М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002;

4. СОРОКИНА О. Культура Византии: кое-какие тенденции и избранные факты. Газета «История». 2002, №8,13.

5. Удальцова З.В. – Византийская культура. – М., 1998ю

6. http://www.byzantion.narod.ru/

Схема крестово-купольного храма


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: