Алексей максимович горький (1868-1936)

Не обращая внимания на то что Неприятному не удалось окончить не лишь университета, но кроме того гимназии, он, занимаясь самообразованием, владел воистину энциклопедическими знаниями. «Книг он просматривал много по всем профессиям, — вспоминал К. И. Чуковский. — Данный пролетарий был ученее иного доктора наук. О ком бы ни заговорили при нем — он сказал об их писаниях так, как будто бы изучал их всю жизнь, не смотря на то, что довольно часто произносил их имена на нижегородский манер».

В произведениях Неприятного (от раннего рассказа «Читатель» до завершающей эпопеи «Жизнь Клима Самгина») храбрецы говорят и спорят о литературе. Собственные литературные взоры автор высказывал и в бессчётных статьях, письмах и докладах.

«Я привык наблюдать на литературу, как на дело революционное, — утверждал Неприятный. — Всегда, в то время, когда я говорю о литературе, я как словно бы вступаю в бой». Неприятный выступал против попыток перевоплотить литературу в развлечение, именуя это «гайдамачеством в мастерстве», боролся против декадентства, пессимизма («Поль Верлен и декаденты», 1896), против формализма («О формализме», 1936), против натурализма. В собственных работах Неприятный показывал, как огромно культурное значение А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, Г. И. Успенского, В. А. Слепцова, Н. С. Лескова, В. Г. Короленко, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова. Автор боролся за необходимость поднимать в читателе дух борцов за свободу, писал, что задача у литературы «пробуждать в человеке гордость самим собой, сказать ему о том, что он в жизни — наилучшее, самое превосходное, самое дорогое…» Идея о том, что основная цель литературы — воспитание человека-творца, преобразователя судьбы, отыскала собственный завершение в работах Неприятного советского периода. «Эра, — сказал автор в статье «Литературные забавы», — повелительно требует от писателя участия в постройке нового мира, в обороне страны, в борьбе против мещанина… эра требует от литературы активного участия в классовых битвах».

В советской литературе автор видел продолжательницу и наследницу демократических традиций русской и всемирный литературы. Стержнем, объединяющим современность и классику, Неприятный вычислял народность. В статье «Разрушение личности» (1909), в докладе «Советская литература» (1934) и многих вторых работах Неприятный обосновывал, что подлинно великая литература черпает у народа оптимизм, развивает принцип коллективизма, материалистическое мировоззрение. Неприятный дал определение нового свойства советской литературы: «Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого — постоянное развитие полезнейших личных свойств человека для победы его над силами природы, для его долголетия и здоровья, для великого счастья жить на почва, которую он сообразно постоянному росту его потребностей желает обработать всю как красивое жилище человечества, объединенного в одну семью».

мировой литературы и Страстный пропагандист русской, Неприятный не лишь задумал огромное (более 1000 томов) издание библиотеки «Глобальной литературы», но и написал либо отредактировал статьи ко многим томам данной серии. Его перу принадлежат статьи и литературные портреты многих русских писателей: Пушкина, Толстого, Есенина, Л. Андреева и вторых, работы о писателях народов нашей страны — Т. Шевченко, М. Коцюбинском, Я. Райнисе, Шолом Алейхеме и вторых. Он помог войти в литературу А. Н. Толстому, М. Пришвину и Л. Леонову, поддержал И. Бунина и молодого В. Маяковского, повлиял на советских десятков писателей и творчество русских, чьи рукописи он просматривал, рецензировал и редактировал.

Иногда в литературно-критических оценках писателя сказывались индивидуальные пристрастия: он был не в любой момент честен к Ф. М. Достоевскому, не смотря на то, что высоко ценил его талант, недооценивал А. Н. Радищева и Н. Г. Чернышевского.

Громадны заслуги первого председателя Альянса писателей СССР в создании советской детской литературы. В статьях «О темах», «Человек, уши которого заткнуты ватой», «О безответственных людях и о детской книге отечественных дней» и многих вторых Неприятный потребовал, дабы детская литература готовила юного читателя к громадной судьбе, воспитывала в нем любовь к труду и Земли хозяина и чувство страны, важного за будущее, но делала это увлекательно, радостно, без сюсюканья и морализаторства. При помощи Неприятного в детскую литературу вошли С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, Б. С. Житков, В. В. Бианки, Л. А. Кассиль и многие другие.

«Я, АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ПЕШКОВ…»


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: