Афанасий Афанасьевич Фет был одним из превосходных поэтов-лириков прошлого века, броским и необычным мастером русского стиха.
«Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант…» — сказал о нем Чайковский. На стихи Фета было написано множество романсов, каковые скоро завоевали известность.
Фета возможно назвать певцом русской природы. осеннее увядание и Приближение весны, душистая летняя ночь и ясный морозный сутки, раскинувшееся без финиша и без края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом пишет он в собственных стихах.
Природа у Фета в любой момент спокойная, притихшая, как будто бы замершая. И одновременно с этим она страно богата красками и звуками, живет собственной судьбой, скрытой от невнимательного глаза:
Я пришел к тебе с приветом,
Поведать, что солнце поднялось,
Что оно горячим светом
По страницам затрепетало;
Поведать, что лес проснулся,
Целый проснулся, веткой каждой»
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой…
Превосходно передает Фет и «благоухающую свежесть эмоций», навеянных природой, ее красотой, красотой. Его стихи проникнуты ярким, весёлым настроением, в них слышится упоение судьбой, счастьем любви. Поэт очень тонко раскрывает разнообразные •оттенки людских переживаний. Он может уловить и облечь в броские, живые образы кроме того мимолетные душевные перемещения, каковые тяжело обозначить и передать словами:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
колыханье и Серебро
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без финиша,
Последовательность чудесных трансформаций
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
Узким узором фетовских стихов восхищался Некрасов: «Так ловить минутные внутренние перемещения, перед тем как они провалятся сквозь землю… так мочь облекать их звуками!»
Действительно, просматривая прекрасные, мастерски написанные стихи Фета, подмечаешь, что поэт пишет только о красоте природы и счастье любви. В его лирике мы не отыщем глубоких раздумий, страстных, мучительных поисков истины и уж тем более — откликов на политические события, тревожившие страну.
Фет был одним из наибольших представителей так именуемого «чистого мастерства». Подобно Майкову, Полонскому и в какой-то мере Тютчеву, он разглядывал художественное творчество как единственное убежище «от всяческих скорбей, среди них и гражданских», и стремился противопоставить мастерство действительности.
Но не обращая внимания на узкий круг тем творчества Фета, его лучшие стихи и по сей день пленяют нас прекрасным, поэтическим изображением русской природы, чистотой и ясностью эмоций.