Задачи ознакомления дошкольников с основными величинами и способами их сравнения.

Обучающие задачи по теме «Величина» изложены в соответствии с программой «обучение и Воспитание в детском саду».

Вторая младшая несколько

1) выделение одного показателя протяженности в предмете. Сравнение двух контрастных по размеру предметов по длине, ширине, высоте, применение в речи безотносительной оценки сравнения – долгий-маленький (однообразные по длине) и т. п.;

2)сравнение предметов по одному параметру протяженности приемами приложения и наложения, освоение приемов подравнивания, применение в речи относительной оценки сравнения дольше-меньше и т.п.

Средняя несколько

1) выделение в предмете двух показателей протяженности и сравнение предметов по двум показателям;

2) построение сериационных последовательностей по размеру в возрастающей либо убывающей последовательности от 3 до 5 предметов. В речи сравнительная оценка — эта полоса широкая, эта — поуже, эта – еще уже, эта – самая узкая (отличные степени прилагательных).

Старшая несколько

1) построение сериационных последовательностей до 10 предметов;

2) освоение глазомерных действий на слабоконтрастных по размеру предметах;

3) сравнение предметов по размеру посредством предмета-посредника, равному по величине одному из сравниваемых предметов.

Подготовительная несколько

1) счёт по заданной мере (счет группами);

2) деление предметов на 2, 4 и 8 равных части;

3) измерение длины, ширины, высоты предмета посредством условной мерки;

4) измерение количеств жидких и сыпучих тел;

5) развитие барического эмоции (веса тела).

Методические замечания

1. Средства обучения:

— комплектация наглядного материала по теме«Величина» см. Лит. Доп.6.

— с возрастом контрастность предметов по показателям протяженности, объёму и массе понижаются;

— универсальное дидактическое пособие «Цветные числа» (Палочки Кюизенера). Тут число моделируется размером и цветом.

2. Приемы тактильно-двигательного обследования величины со словесным сопровождением:

— выделение длины – горизонтальное перемещение пальцем от левого края предмета до правого либо разведение рук (вот протяженность ленты);

выделение ширины – разбегающееся перемещение пальцев от середины предмета до верхнего и нижнего его краев либо перемещение пальца на протяжении ширины предмета, разведение рук (вот ширина доски);

— выделение высоты – вертикальное перемещение пальцем от основания предмета до его вершины либо указание рукой от пола (вот высота стола);

— глубины – сверху-вниз по вертикали;

— толщины – по окружности сечения;

— замечание о показателе «толщина». Исходя из того, что толщина ассоциируется с диаметром, а диаметр имеется у округлых предметов, то для создания представлений о толщине нужно брать предметы округлой формы, оптимальнее цилиндрической. О предметах формы прямоугольного параллелепипеда говорят, что они имеют длину, ширину, высоту, т.е. толщину не имеют;

— выделение массы – взвешивание «на руку».

3. Приемы сравнения по величине:

— по показателям размера: приложение (наложение) предметов, подравнивание, выделение лишней (недостающей) части предмета;

— по массе: поза «весов», покачивание, соответствующие весам предметов опускание (поднимание) рук;

4. Большее внимание нужно уделять установлению обратных взаимоотношений по величине: в случае, если один предмет дольше другого, то второй меньше первого и т.д.

Методические приемы работы по всем возрастным группам.

Обучающие приёмы работы представлены в форме конспектов фрагментов занятий по всем задачам возрастных групп.

Вторая младшая несколько

Задача 1

Фрагмент занятия «Ленточки в коробке»

Цель: выделять длину ленты, сравнивать две контрастных по длине ленты, применять в речи полную оценку сравнения – долгий-маленький.

Материал:коробочка и свернутые на карандашах многоцветные ленточки L=1,5м и L=0,8м.

В: что это?

Д: ленточки.

В: потянем за ленточки. Какие конкретно ленточки?

Д: красная и светло синий, громадная и маленькая.

В: (демонстрирует длину лент) у Тани долгая, вот ее протяженность. У Марины маленькая, вот ее протяженность.

Продолжение: ленты сворачивают и т.д.

Подобные занятия «Переправа», «Пройдем по дорожкам», «Завяжем куклам бантики».

Фрагмент занятия «Переправа»

Цель: выделять ширину полосы, сравнивать две контрастных по ширине полосы, применять в речи полную оценку сравнения широкий– узкий.

Материал: ткань голубого цвета шириной 25 см – река, мостики – полосы однообразные по длине, но различные по ширине.

В: по какому мосту машина проедет?

Д: по зеленому, громадному.

В: (демонстрирует ширину полос) зеленый мостик – широкий, вот его ширина. Желтый мостик – узкий, вот его ширина.

Д: по широкому мосту машина проезжает, а по узкому – нет:места не достаточно.

Подобные занятия «Ворота», «Ручеек».

домики занятия «и Фрагмент Ёлочки»

Цель: выделять высоту предметов, сравнивать два предмета по высоте, применять в речи полную оценку сравнения большой — низкий.

Материал: ёлочки и домики двух размеров – высокие и низкие.

В: чем домики (елочки) отличаются друг от друга?

Д: громадный и мелкий.

В: (демонстрирует высоту домиков) данный домик — большой. Данный домик — низкий. Выберите высокую елочку, продемонстрируйте её высоту и поставьте к высокому домику, а низкую – к низкому домику. Обратите внимание, что все елочки у большого дома однообразные по высоте.

Подобные занятия «Цветы в вазах», «Матрешки в домиках».

Задача 2

Фрагмент занятия. Цель: сравнивать предметы по длине приемами приложения и наложения, учить подравнивать, применять в речи относительную оценку сравнения -дольше-меньше.

Материал: фланелеграф с резинкой — ориентиром по левой стороне, полосы различного цвета, отличающиеся по длине на 5 – 6 см – дорожки, изображения лошадок.

В: лошадки побегут по дорожкам так, дабы с долгим хвостиком бежала по долгой дорожке, с маленьким – по маленькой дорожке.

Д: предлагают.

В: удостоверимся в надежности. Прикладывает полосы приятель под втором, подравнивая их по левому краю (по резинке). Зеленая полоса меньше оранжевой, т.к. у нее не достаточно кончика, а оранжевая дольше зеленой, т.к. ее кончик выступает.

Закрепление – дети сравнивают по длине и цвету ленточки, палочки и т.п., подбирают предметы однообразные по длине: подберём куклам ленточки однообразные по длине и по цвету и завяжем бантики.

Фрагмент занятия. Цель: сравнивать предметы по ширине приемами приложения и наложения, учить подравнивать, применять слова шире – уже.

Материал: фланелеграф с резинкой — ориентиром по низу, многоцветные дощечки однообразные по длине, но отличающиеся по ширине на 4 — 2 см, изображение ёжика и мишки.

В: поможем мишке забраться на широкую, а ежику на узкую ступень.

Д: на глаз определяют нужную, выделяют параметр ширины.

В: контролирует приложением, подравнивая по основанию. Мишкина ступень шире, чем у ежика — у нее сверху краешек выступает, а у ежика уже, чем у мишки – краешка не достаточно.

Закрепление – дети сравнивают по ширине и цвету ленточки, полосы и т.п., подбирают предметы однообразные по ширине.

Фрагмент занятия. Цель: сравнивать предметы по высоте приемами приложения и наложения, учить подравнивать, применять слова выше – ниже.

Материал: домики на подставках, различающиеся по высоте на 3 – 5 см в различных местах помещения.

В: какой из них ниже? Какой выше? Как проверить?

Д: приставляем друг к другу – примериваем, (в случае, если домики выложены на фланелеграфе, то их подравнивают по основанию как при сравнении по высоте).

В: первый выше, у него выступает крыша, второй ниже, у него не достаточно до первого.

Закрепление – дети сравнивают по высоте и цвету матрешки, ёлочки, пирамидки, вазы и т.п., подбирают предметы однообразные по высоте.

Средняя несколько

Задача 1

Фрагмент занятия. Цель: выделять два показателя протяженности в предмете и сравнивать предметы по этим показателям.

Материал: два прямоугольника, один больше другого по длине и ширине.

В: чем фигуры похожи? Чем отличаются?

Д: прямоугольники. светло синий и желтый, громадный и мелкий.

В: продемонстрируйте длину и ширину каждого.

В: сравните их по длине.

Д: прикладывают. светло синий дольше желтого, желтый меньше светло синий.

В: сравните их по ширине.

Д: прикладывают. светло синий шире желтого, желтый уже светло синий.

В: а сейчас сходу сравним прямоугольники по длине и ширине. светло синий дольше и шире желтого, а желтый меньше и уже светло синий.

На последующих занятиях размеры предметов варьируются: детская книжка дольше, но уже книги для взрослых, а взрослая меньше, но толще детской.

Задача 2

Фрагмент занятия «Долгая лесенка»

Цель: строить последовательность по длине из трех элементов.

Материал: фланелеграф с резинкой по левой стороне, 3 многоцветные полосы.

В: Мишутка решил выстроить лесенку. Поможем ему. Что это? какое количество?

Д: три полосочки, именуют цвет.

Д: будем строить лесенку от самой долгой до самой маленькой ступени снизу вверх. Правило построения лесенки: из полосочек выбираем самую долгую и кладем ее вниз, подравнивая с левого края по резинке. Из оставшихся выбираем самую долгую, прикладываем ее сверху и подравниваем. Последнюю полосочку положим сверху. Именует полосочки в убывающем порядке: долгая, меньше, самая маленькая. В возрастающем порядке: маленькая, дольше, самая долгая.

Построение последовательностей по ширине до 5 предметов «Широкая лесенка». Методика подобна. Материал: 3 – 5 полос однообразных по длине, но различных по ширине.

Построение последовательностей по высоте до 5 предметов — складывание матрешки. Все матрешки разбираются и ставятся в ряд по высоте. Начинают складывать матрешки с самой маленькой, помещая ее в ту, что побольше.

Последовательности по цвету и размеру: из кругов одного цвета, но различных по интенсивности и размеру окраски собирают гусеницу, снеговика, прочитывают узоры по степени окрашивания (первый круг громадной – темно-зеленый, второй мельче – зеленый, третий еще меньше – светло-зеленый, последний – самый мелкий и самый яркий).

Приём обучения складыванию пирамидки: рассыпают пирамидку (5-8 колец), именуют размер каждого кольца и раскладывают на столе Нанизывают с громадного кольца до самого мелкого, именуя размер и цвет. Контролируют: выполняют пальчиком по пирамидке вниз и вверх — пирамидка собранна верно.

Старшая несколько

Задача 1

Учить строить последовательности до 10 предметов с усложнениями:

— возрастает количество элементов последовательности (см. методику средней группы);

— построение парных последовательностей: «Подбери лыжи лыжникам» — каждому участнику семьи подбери по паре палок и лыж, сбор парных пирамидок и т.д.;

— неточности в рядах: допускают незакрытый и закрытый пропуск элементов в последовательности (чего не стало?), меняют элементы местами (что изменилось?); дети восстанавливают нарушенную последовательность;

— знакомство со свойством относительности между элементами последовательности:

В: выстрой «долгую лесенку» из трех ступеней от самой долгой до самой маленькой сверху вниз. Сравни длину средней и верхней полос, средней и нижней. По какой причине среднюю сперва назвали маленькой, а позже долгой?

Д: средняя полоса если сравнивать с долгой верхней будет меньше, а если сравнивать с маленькой нижней – дольше.

— знакомство со свойством транзитивности: по окончании попарного сравнения всех полос последовательности сравнивают крайнюю полосу со всеми остальными (назови сходу все полосы которых нижняя меньше);

— показываем, что все полосы в последовательности отличаются на одну и ту же величину:

В: на какое количество отличаются полосы по длине друг от друга? Выбери нужную полосу и приложи к нижней, дабы они совместно по длине были как средняя полоса. Подобно прикладывают к каждой полосе последовательности и прочитывают. Вывод: все полосы отличаются друг от друга на длину одной и той же полосы.

— установление разностных взаимоотношений сперва между двумя предметами последовательности:

Д: сравнивают по длине синюю полоски и красную, красная меньше синей, светло синий дольше красной.

В: подберите из предложенных полос такую по длине, дабы, приложив ее к красной справа, они совместно составляли полосу такую же по длине, как и светло синий (дети на глаз подбирают желтую полосу).

В: красная меньше синей на длину желтой полосы.

После этого подобно сравнивают 3 – 5 полос последовательности: упражнение «Сложи цветной коврик». Выкладывают в ряд 5 полос: розовая, красная, фиолетовая, красный, оранжевая. Прикладывают, уравнивая по полосе оранжевого цвета второй комплект таких же полос.

В старшей группе дети должны мочь строить последовательности до 10 предметов по длине, высоте и ширине.

Задача 3

Освоение глазомерных действий (сравнение «на глаз») есть сенсорной задачей со второй младшей группы до подготовительной. Контрастность в размерах сравниваемых предметов понемногу понижается. Необходима проверкаглазомерных действий приложением сравниваемого предмета к примеру.

В младшей — средней группах сравнивают на глаз образец и предмет, расположенные на близком расстоянии друг от друга (выбери на ковре такую же по высоте ёлочку как у тебя в руках).

В средней — старшей группах пример находится на достаточном расстоянии от предмета (как на столе воспитателя).

В старшей — подготовительной группе пример находится вне поля зрения ребёнка (как на столе в спальне). Сравнение в соответствии с представлением известных либо ранее сравниваемых предметов (что выше дерево либо беседка на участке?).

Задача 4

Обучение сравнению предметов по размеру посредством условной мерки, равной по величине одному из сравниваемых предметов есть подготовкой дошкольников к измерению, поскольку в первый раз вводится предмет-посредник (прием опосредованного сравнения). Исходя из этого воспитатель формирует проблемную обстановку неосуществимости наложения приемов приёмов и применения (приложения яркого сравнения). Пример: две группы детей строят башни из конструктора и контролируют, однообразные ли они по высоте. Воспитатель предлагает верёвочки 3-5 штук. Дети выбирают веревочку (посредник) такую же по длине, как высота первой башни, прикладывают верёвочку ко второй башне и делают вывод: первая башня такая же по высоте как протяженность верёвки, а вторая башня выше, чем веревочка. Значит вторая башня выше первой.

Подготовительная несколько

Задача 1

Фрагмент занятия. Цель: -учить вычислять по заданной мере (счет группами). Группы содержат однообразное количество элементов. Подготовка к умножению.

Материал: 4 группы различных по качеству игрушек, по три игрушки в группе.

В: какое количество автомобилей? Зайчиков?, и т.д. какое количество игрушек каждого вида? (их поровну по 3). какое количество всего игрушек? какое количество групп игрушек?

Вывод: игрушек по 3, их 4 группы, всего 12.

Фрагмент занятия. Цель: счет групп, практическое деление множества по содержанию.

Материал:8 матрешек, 4 автомобили.

В: Рассадите матрешек на машины по 2 на каждую. какое количество необходимо автомобилей?

Д: берут по 2 матрешки и додают машины по необходимости.

Вывод: дабы рассадить 8 матрёшек по 2 на каждую, потребуется 4 автомобили.

Фрагмент занятия. Цель: счет групп, практическое деление множества на части.

Материал: 8 матрешек, 4 автомобили.

В: Восемь матрешек рассадите на четыре автомобили поровну на каждую. какое количество матрешек на каждой машине?

Д: рассаживают по 1 матрешке; после этого еще по 1.

Вывод: дабы рассадить 8 матрёшек на 4 автомобили, необходимо на каждую машину посадить 2 матрешки.

Задача 2

Значение обучения делению на равные части:

— уяснить отношения между его частями и целым — часть меньше целого, а целое больше любой его части. В совокупности части составляют целое;

— познакомить с прямой и обратной пропорциональными зависимостями между величиной целого, величиной его части и числом частей.

Вся работа делится на три этапа:

— подготовительный: учить дробить предметы на части, продемонстрировать, что половинка (четвертушка, осьмушка) получается при делении на 2(4, 8) равные части, продемонстрировать практическое значение деления.

К примеру: на занятиях по изодеятельности детей учат дробить на 2(4) равные части плоские симметричные предметы (начиная с квадрата), методом сгибания без разрезания.

Сгибать нужно так, дабы совпадали углы, стороны, отутюживается линия сгиба, предмет разгибается. Вопросы: какое количество частей? Равны ли части? (контролируем посредством наложения) Что больше: часть либо целое?

— обучающий: учить дробить фигуры на 2(4, 8) части равные части методом сгибания с последующем разрезанием и сравнивать целые и части между собой. Вопросы такие же, как на 1-м этапе. Учить именовать половину — одна вторая часть целой фигуры и т. п.

Учить детей дробить объемные предметы на равные части (палочку, «колбаску» из пластилина и д.р.). Существуют два приема деления 1) на глаз 2) посредством мерки-посредника: берут полосу бумаги, прикладывают ее к объемному предмету, отрезают в том месте, где закончился предмет, сгибают ее пополам, прикладывают к объемному предмету, и разрезют данный предмет по линии сгиба полосы.

— развивающий: детей знакомят с прямой и обратной пропорциональной зависимостями.

Прямая пропорциональная зависимость. Воспитатель дробит громадной квадрат на 2 части, а дети на 2 части мелкий квадрат. Сравнивают по величине полученные части. Вывод: чем больше целое, тем больше величина части, в случае, если дробили на однообразное число частей.

Обратная пропорциональная зависимость. дети и Воспитатель дробят квадраты однообразные по размеру: воспитатель на 2 части, дети на 4. Вывод: чем на большее число частей поделили целое, тем меньше величина части, в случае, если дробили однообразные по размеру предметы.

Задача 3

Предшествующая работа: проведение сюжетно-дидактических игр «Магазин – «Ткани»», «Ателье».

Фрагмент занятия. Цель: продемонстрировать практическое значение измерения, познакомить с методом измерения длины, предотвратить неточности, учить пользоваться предметами – помощниками для счета мерок (кружками).

Материал:стол, клеенка, палочка-мерка, кружки двух цветов.

В: сейчас будем разводить краску на столе, и дабы его не испачкать вырежем клеенку, такую же по длине и ширине как ширина и длина крышки стола. Что нужно сделать? Для чего мне потребуется палочка?

Д: нужно померить.

В: необходимо измерить длину и ширину стола палочкой. Демонстрирует действия измерения и информирует метод измерения протяжённостей:

— начинаем измерять слева направо от края на всей протяженности стола. Прикладываем ее конец и палочку отмечаем мелом (карандашом, пальцем);

— не снимая палочку, откладываем над ней один красный кружок, что показывает, что палочка отложена один раз;

— снимаем палочку, ее финиш совмещаем со сделанной отметкой, откладываем еще один кружок и т.д.;

— подсчитываем кружки и именуем итог измерения.

Д: измеряют ширину стола, откладывая светло синий круги, вслух повторяют метод.

В: забирает синего цвета и кружки красного и задаёт вопросы: для чего они необходимы?

Д: дабы измерить клеенку.

В: приносит клеенку. Как проверить для того чтобы же она размера как размер крышки стола?

Д: постелить на стол. Отвечают на вопросы: что мы делали? (измеряли). Что измеряли? (длину стола). Чем измеряли? (палочкой). Что мы взяли? (число, которое показывает, сколько раз мерка уложилась по длине стола.)

Фрагмент занятия. Цель: закрепить метод измерения протяженностей, учить вычислять мерки, давать предупреждение неточности, учить приемам округления результата.

Материал: лента, палочка, полоса, веревка.

В: предлагает измерить длину ленты и выбрать мерку.

В: сейчас мы не будем откладывать кружки, а будем вычислять мерочки.

Д: откладывают мерку и именуют один раз, раз и еще раз, всего 2 раза, 2 раза и еще раз – всего 3 раза и т.д.

Прием округления:

В: в случае, если мерка уложилась по длине больше собственной половины, то она защитывается, в другом случае нет.

Неточности: измеряют не от начала предмета, не делают отметку финиша мерки, сдвигают мерку, измеряют не в горизонтальном направлении, забывают вычислять мерки. Воспитатель даёт предупреждение неточности: сам ошибается и требует его исправить, организует самоконтроль и взаимоконтроль.

Фрагмент занятия. Цель: усвоение прямой пропорциональной зависимости между величиной измеряемого предмета, числом мерок и величиной мерки.

Материал: две разные по высоте нарисованные на доске елочки, полоса.

Два ребенка измеряют елочки.

В: по какой причине оказались различные результаты, не смотря на то, что измеряли одной полосой? Вывод: чем больше измеряемый предмет, тем больше полученное число, в случае, если измеряли одной и той же меркой.

Фрагмент занятия. Цель: усвоение обратной пропорциональной зависимости между величиной измеряемого предмета, числом мерок и величиной мерки.

Материал: нарисованная на доске елочка, две разные по длине полосы.

Два ребенка измеряют елочку.

В: измеряли одну и ту же елочку, но взяли различные результаты. По какой причине?

Вывод: чем больше размер мерки, тем меньше полученное число, в случае, если измеряли одинаковый предмет.

Закрепляют измерительные навыки протяжённостей в сюжетно-дидактических играх, на занятиях по конструированию и изобразительной деятельности, в быту, на прогулках.

Задача 4

Фрагмент занятия. Цель: познакомить с измерением количества крупы.

Материал: чашка с 5 – 6 столовыми ложками крупы (рис, пшено, гречка), мерка — столовая ложка.

В: повар попросила оказать помощь сварить кашу. Для этого нужно измерить количество крупы в чашке. Чем возможно измерить крупу?

Д: ложкой, чашкой, тарелкой и т. п.

В: демонстрирует действия и информирует метод измерения сыпучих тел:

— насыпаем крупу в ложку и разравниваем карандашом поверхность крупы;

— высыпаем крупу ложкой на страницу горкой и т.д.;

— подсчитываем число горок и ссыпаем крупу в чашку.

Д: отвечают на вопросы: что делали? (Измеряли). Что измеряли? (количество риса в чашке). Чем измеряли? (ложкой). Что взяли? (именуют число) Что оно показывает? (какое количество ложек риса в чашке).

На следующих занятиях:

— формы сосудов и количества крупы в сосудах варьируют;

— наполняют ложку, высыпают крупу в чашку, откладывая любой раз фишку и подсчитывая их; позднее — подсчитывают количество пересыпанных ложек;

— делают упражнения на усвоение прямой и обратной пропорциональной зависимостей между количеством крупы, числом и величиной мерки.

Фрагмент занятия. Цель: сравнение количеств крупы в сосудах различной формы, познание законов сохранения вещества.

Материал:2 сосуда – широкий и узкий с однообразным количеством крупы, чашки.

В: поровну ли крупы в сосудах? Как проверить? Предлагает измерить.

Д: пересыпают крупу в чашки. Подсчитывают количество чашек в каждом сосуде (поровну).

Вывод: нельзя сравнить количество крупы в различных сосудах, пока не измеришь ее одной и той же меркой.

Д: ссыпают крупу в сосуды. Снова сравнивают количества крупы.

Фрагмент занятия. Цель: познакомить с измерением жидкости.

Материал: две банки количеством 1 литр одна безлюдная, а вторая с подкрашенной водой, 4 стакана-мерки.

В: демонстрирует действия и информирует метод измерения жидкостей:

— наполняем чашки, не доливая до верха 0,5см;

— подсчитываем количество чашек;

— переливаем воду из чашек в банку;

Вывод: в банке 4 стакана воды.

Д: отвечают на вопросы (см. фрагмент 1).

На следующих занятиях:

— формы сосудов и количества жидкости в сосудах варьируют;

— употребляются 1 стакан для измерения, откладывая любой раз фишку и подсчитывая их; позднее — подсчитывают количество перелитых чашек;

— делают упражнения на усвоение прямой и обратной пропорциональной зависимостей между количеством сосуда, числом и величиной мерки.

Задача 5

Работу по формированию барического эмоции — эмоции веса нужно проводить со второй младшей группы до подготовительной.

Младшая несколько: в обстановках повседневной судьбе, в ходе игр и общения вводятся в деятельный словарь детей слова «тяжелый, легкий», «тяжелее, легче». Поясняется значение этих слов. Употребляются такие ситуации, как передвижение мебели, катание на качелях, игра в кораблики (кораблики – бруски различной тяжести).

Средняя несколько: сравнение двух контрастных по массе предметов приемом на руку – поднимаются «как весы» и наклоняются в сторону руки с тяжелым предметом. Материал: игрушки, набитые песком с отличием от 0,3 до 0,2кг.

Старшая несколько: сравнивают от трех до пяти предметов по массе с отличием 0,1 – 0,05кг. При построении последовательности именуют легкий, тяжелее, еще тяжелее, еще тяжелее, самый тяжелый. Учат упорядочивать посредством способа попарного взвешивания.

К примеру, нужно упорядочить 3 шарика по массе: красный, желтый, зеленый. Пускай нам необходимо расположить шары от самого легкого, до самого тяжелого слева направо. Ставим задачу: из всех шаров выбрать самый легкий. Для этого мы берем 2 любых шара и сопоставляем их по массе; из них выбираем тот, что легче; оставляем его в руках, а второй откладываем в сторону, берем 3-й шар и сопоставляем с тем, что в руке. Опять из 2-х шаров выбираем тот, что легче и кладем его первым слева – «самый легкий шар»; потом из оставшихся шаров опять выбираем самый легкий. Что легче, кладем вторым, оставшийся кладем последним, он – «самый тяжелый». Т.е. любой раз из оставшихся предметов ищем самый легкий.

Подготовительная несколько: измерение массы.

Фрагмент занятия. Цель: продемонстрировать процесс взвешивания продуктов на чашечных весах, уравновешивание грузов, знакомство с единицей массы 1кг.

Материал: чашечные весы, предметы для взвешивания, комплект гирь.

В: кладет на одну чашку весов пачку сахара и уравновешивает ее гирей 1 кг, Д: додают еще 1 пачку, уравновешивают гирей. Определяют массу 2 пачек сахара.

В: снимает гири и кладет на их место пакет муки массой 2 кг. Равны ли

массы продуктов? Чему равна масса муки? Как это продемонстрировать посредством гирь?

Сравниваются различные по массе предметы, отмечают, что весы неуравновешенны. Уравнивают массы, додавая гири, устанавливая равновесие весов. Закрепляют навык измерения на весах в сюжетно-дидактических играх «Магазин», «Зернохранилище», «Кондитерская фабрика».

6. Значение формирования представлений о величине и её измерении — выясните самостоятельно.

Вопросы для самоконтроля:

1. Содержание понятия «величина». Неспециализированные особенности размеров.

2. массы предмета восприятия и Каковы особенности размеров дошкольниками?

3. Каковы задачи обучения по теме «Величина» программы «обучение и Воспитание в детском саду» в различных возрастных группах? В чем их усложнение?

4. Какие конкретно требования должны предъявляться к подбору средств обучения для сравнения опыта величин и накопления различения предметов?

5. Какие конкретно приемы используют при обучении детей:

— обследованию длины, ширины, высоты, массы предметов;

— яркому сравнению, уравниванию и упорядочиванию предметов по тем же показателям величины;

— глазомерным действиям?

6. Каковы особенности исполнения классификационных и сериационных действий детьми дошкольного возраста и их роль в умственном и математическом развитии ребенка?

7. Что именуют: опосредованным сравнением размеров, измерением, объектом измерения, условной меркой, результатом измерения? В чем содержится метод измерения протяженности?

8. Каковы этапы обучения измерению протяженностей условными мерками?

9. Как реализовать задачи обучения на каждом этапе?

10. Как познакомить дошкольника с методами измерения количеств жидких и сыпучих массы и тел предмета?

11. Необходимо ли знакомить дошкольников с общепринятыми мерами длины, массы и объёма?

12. деятельности измерения понятия и Какова взаимосвязь числа с учетом психолого-педагогических изучений?

13. Каковы преемственные связи в обучении дошкольников и младших школьников измерению размеров?

14. В чем значение обучения измерению для умственного развития детей и подготовке их к школе?

Литература:

1. Белошистая А.В. развитие и Формирование математических свойств дошкольников. М., ВЛАДОС, 2004. С. 192 – 230.

2. Богуславская 3. М. Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. — М. — 1984.

3. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка., — М. -1988.

4. Детство: воспитания и Программа развития в детском саду./ Под редакцией Т.И.Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М.Гурович. Издательство «Акцидент», 1995. С. 288.

5. Ерофеева Т. И. и др. Математика для дошкольников., — М. -1992.

6. Издание «Дошкольное воспитание». 1989 № 1,6,10, 1994 №10, 1996 № 2 (игровая проблемная обстановка выбора ёлочки посредством условной мерки).

7. пособия и Игрушки для детского сада. / Под ред. В.М. Изгаршевой – М., 1987. С. 48-63.

8. Корнеева Г. А. Формирование у детей дошкольного возраста

понятия о величине предмета и методах ее измерения.—М., 1984.

9. Математическая подготовка детей в детсадах /Под редакцией В. В. Даниловой Гл. 2., — М. — 1987.

10. Математика от трех до шести: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. /Сост. 3. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе., — С-П. -1995.

11. Метлина Л. С. Математика в детском саду. (Любое издание).

12. Михайлова З.А. и др. технологии и Теории математического развития детей дошкольного возраста. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. С. 147 — 170

13. Новикова В.П. Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст.- М. Мозаика – Синтез. 2000.

14. Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст.- М. Мозаика – Синтез. 2000.

15. Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст.- М. Мозаика – Синтез. 2000.

16. Новикова В.П. Математика в детском саду. Подготовительная несколько.- М. Мозаика – Синтез. 2000.

17. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.В. Игралочка: Практический курс математике для дошкольников.М.,1995.

18. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. математика для дошкольников: Раз-ступень, два-ступень. М.,1996.

19. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию математических представлений во второй младшей группе детского сада. Замыслы занятий. – Мозаика-Синтез, 2006.

20. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию математических представлений в средней группе детского сада. Замыслы занятий. – Мозаика-Синтез, 2006.

21. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. — М, — 1993.

22. Тарунтаева Т. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников, — М. — 1980.

23. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Гл. 13., — М. — 1988. С.197 – 230.

24. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду М., Academ, 1998.

Лекция

Решение задач на движение в одном направлении


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: