Руководить машиной, спешащей со скоростью 80, в противном случае и 100 км/час и доставляющей на огромные расстояния пассажиров либо груз, чувствовать власть над десятками лошадиных сил мощности ее двигателя, видеть в раме ветрового стекла новые и новые картины — как это увлекательно! И основное — доступно всем. Громадных упрочнений для этого не нужно.
На хорошей дороге шофер редко прибегнет к пользованию многими рычагами, кнопками и педалями. Он лишь поворачивает рулевое колесо, легко нажимает педаль подачи горючего, иногда тормозит либо переключает передачи.
Мотороллеры производства СССР: 1 — грузовой и «Вятка-150»; 2 — «Т-200»; 3 — «Вятка-150»; 4 — грузовой Серпуховского мотоциклетного завода; 5 — грузовой «ТГ-200»
Новичок скоро усваивает все приемы управления и становясь понемногу умелым водителем, руководит автомобилем практически машинально.
Но роль водителя не только в том, дабы «крутить баранку». Имеется у него обязанности и перед поездкой, и по окончании нее. Дабы автомобиль продолжительно служил, бесперебойно и надежно трудился, за ним нужен уход. Нехорош тот шофер, что перед рабочим дня либо далекого рейса садится за руль, пускает двигатель и включает передачу. Предварительно он обязан проверить, имеется ли в баке бензин, в радиаторе — вода, в картере двигателя — масло. Нужно взглянуть, каково давление в шинах, исправны ли все лампы и сигналы, хорошо ли соединены трубопроводы, как действуют тормоза. На все это уходит не более пяти мин.. И лишь тогда возможно трогаться в путь.
Порядок ежедневного осмотра автомобиля,: 1 — достаточно ли воды в радиаторе; 2 — масла в картере двигателя; 3 — бензина в баке; 4 — отлично ли накачаны шины; 5 — исправны ли фары и фонари; 6 — в порядке ли тормоза и руль
На улицах городов и на дорогах довольно много автомобилей, и любой шофер обязан выполнять строгие правила перемещения, решать на ходу задачи, напоминающие шахматные.
Замедлите движение при выезде, дабы не помешать вторым автомобилям, движущимся по улице. Каждому автомобилю предоставлено собственный место на мостовой: легковые держатся ближе к середине улицы, грузовые и автобусы — ближе к тротуару. Скорость перемещения в городах доходит до 60 км/час — автомобиль для того и создан, дабы двигаться скоро. Но шофер должен быть особенно осмотрителен на перекрестках, в местах скопления пешеходов, на крутых спусках, на поворотах, ЖД переездах — другими словами, в том месте, где может появиться опасность наезда, столкновения либо необходимость в резком торможении. В случае, если дорога скользкая, в тумане либо чёрной ночью шофер должен быть осмотрителен вдвойне и вести машину на сниженной скорости.
В СССР, как и почти во всех государствах, принято перемещение по правой стороне дороги. Идущий в первых рядах автомобиль необходимо обгонять слева. В случае, если на перекрестке нет светофора либо регулировщика, то из двух приблизившихся к перекрестку машин право проезда первым имеет тот, кто находится справа от другого. Но бывает и так, что два автомобиля находятся в равных условиях, а проехать может лишь один, к примеру на сужении дороги. Для таких случаев установлена очередность «по старшинству» — вернее, по значению каждого вида транспорта. Первым в последовательности стоит трамвай, позже идут троллейбус, автобус, автомобиль , грузовик, мотоцикл, мотороллер.
Улица с линиями на мостовой. Справа — обгон; слева — стоянка машин; на втором замысле — разворот автомобиля
Вам необходимо развернуть налево либо направо — дайте об этом знать вторым водителям и подведите автомобиль заблаговременно к середине либо к правому краю дороги, пропустите встречные машины и убедитесь, что ваши маневры никому не помешают. Сигнал поворота дается включением мигающих ламп (указателей поворота), а вдруг их нет на автомобиле либо они неисправны — взмахом руки, открыванием створки.
Такие правила разрешают вести машину без задержек и без помех для других автомобилей. На дорогах и улицах с оживленным перемещением водителям оказывают помощь светофоры, линии на мостовой и дорожные сигнальные символы.
Посредине улицы проходит осевая линия. Она дробит встречные потоки машин. Время от времени осевая линия двойная: между двумя линиями остается резервная территория. По ней смогут ездить лишь машины скорой помощи, пожарные и второй особый транспорт. Осевую линию возможно пересекать при выезде из двора либо при развороте лишь в том случае, если она прерывистая. Заезжать на левую сторону улицы при перемещении прямо запрещается.
Линии «стоп» и линии пешеходных переходов подсказывают водителю, где остановить автомобиль перед перекрестком и где необходимо быть особенно осмотрительным. «Островки безопасности» — участки, ограниченные тротуарными линиями, площадки около остановок транспорта — предоставлены пешеходам. Тут машинам проезд не разрешен. А для стоянок машин отведены особенные места. На мостовой, в особенности на площадях, нанесены стрелы. Они показывают, как проехать, не мешая вторым.
Перекресток: слева — перестроение машин перед перекрестком; вверху — поворот и остановка направо «на красный свет»; справа — стояночная площадка
Светофоры имеют три либо четыре фонаря. Свет в зеленом фонаре свидетельствует «путь свободен»; свет в красном — «проезд запрещен»; желтый свет — предупредительный. В случае, если до желтого свет был зеленый, значит, за желтым последует красный. Остановитесь и ожидайте зеленого света. По окончании красного света также зажжется желтый. До тех пор пока он горит, включите передачу и готовьтесь к троганию с места. Четвертый фонарь — также зеленый. Время от времени его стекло имеет форму стрелки. Таковой фонарь ставят на самые оживлённых перекрестках. Тут возможно делать поворот влево либо вправо лишь по окончании появления света в четвертом фонаре светофора.
Сигналам светофора соответствуют определенные положения регулировщика. Если он стоит к вам лицом либо спиной — проезд запрещен, если он стоит в профиль — путь свободен. Поднятый жезл, как и желтый свет, свидетельствует предупреждение. Вытягивая вперед руку с жезлом, регулировщик показывает вам направление перемещения. Ваше внимание приковано к дороге. У вас нет времени искать среди домов школу либо кинотеатр, дабы выяснить место скопления людей. Вам тяжело на ходу угадывать, где ворота через чур низки для проезда высоко груженного автомобиля, либо где мост через чур не сильный для большегрузной автомобили, либо где эргономичнее поставить автомобиль. А какова дорога за поворотом?
Типы автомобилей
Обо всем этом вам говорят дорожные сигнальные символы. Их простые картинки понятны каждому. Вот треугольные символы. Они стоят в большинстве случаев на шоссе и дают предупреждение вас о приближении к ЖД переезду, к крутому повороту, к перекрестку, к крутому спуску. Круглые символы — более строгие. Они запрещают въезд в улицу либо сквозной проезд по ней, ограничивают перемещение того либо иного вида транспорта, показывают допустимый полный вес автомобиля на мосту, допустимую высоту погрузки для проезда под аркой ворот либо под пересекающей дорогу электролинией. Имеется символы, запрещающие стоянку либо остановку, обгон либо подачу звуковых сигналов, ограничивающие скорость перемещения. Тёмные треугольники в желтом круге с белыми картинками пешеходов, школьников, строительных рабочих, голубей говорят сами за себя. Тёмные стрелы на желтом фоне разрешают перемещение в том либо другом направлении, а зеленые либо красные кружки около стрелок показывают, при каком сигнале светофора разрешается делать поворот либо ехать прямо.
У запрещающих знаков — красный ободок. В случае, если ободок замкнут, символ действует в городе до ближайшей площади либо громадного перекрестка, а на шоссе — до конца населенного пункта. В случае, если ободок не замкнут внизу, символ действует до любого ближайшего перекрестка. Время от времени в разрыве ободка стоит число. Оно показывает в метрах либо километрах расстояние, на которое распространяется воздействие символа (см. цв. рис. ниже).
Дорожные сигнальные символы (надавите для повышения)
Правила перемещения, линии на мостовой и символы, регулировщики и светофоры оберегают и пешеходов и автомобилистов от опасности, позволяют машинам двигаться скоро. И лишь покидая улицу и въезжая во двор либо в гараж, вы имеете возможность функционировать по вашему усмотрению. Но, не совсем так: и тут необходимо выполнять осторожность, не создавать шума.
Но вот автомобиль поставлен в гараж. Вне гаража он правильно помогает человеку. В гараже они изменяются ролями. В случае, если шофер не ленится систематично и одновременно с обслуживать автомобиль, то на это уходит, в итоге, весьма мало времени и сил, и они с лихвой окупаются бесперебойной работой автомобили. Вы уже понимаете, что необходимо сделать перед выездом. По возвращении в гараж осмотрите автомобиль, устраните неисправности, помойте машину.
Типы грузовых и особых машин
Но это не все. Об автомобиле необходимо заботиться через каждую тысячу километров пробега. Посмотрите на счетчик — не пора ли проверить зазоры клапанов, приборы зажигания и состояние карбюратора, тормоза и педалей свободный ход сцепления, затяжку рулевых тяг? Не требуется ли подтянуть все места и соединения крепления устройств, смазать автомобиль, поменять масло в картере двигателя?
А по окончании каждых 6 тыс. км пробега необходимо не только проверить, но и отрегулировать все механизмы и приборы, почистить и промыть тормоза и карбюратор, поменять масляный фильтр, смазать петли и замки дверей, капота и багажника, отполировать кузов.
Два раза в год — весной и в осеннюю пору — нужно подкрашивать поврежденные места кузова, в особенности шепетильно подтягивать все крепления, промывать отопления охлаждения кузова и систему двигателя, сменять смазку в картерах коробки заднего моста и передач, в ступицах колес.
Обслуживание автомобиля на подъемнике
Дабы уменьшить водителю заботы об автомобиле, в гаражах и на станциях обслуживания устроены смотровые ямы, эстакады и подъемники, имеется кроме этого моечные автомобили, компрессоры для накачки шин, пылесосы, приспособления для смазки. С таким оборудованием возможно за 2-3 часа произвести целый объем работ по периодическому техобслуживанию автомобиля, в противном случае и поменять детали и неисправные механизмы. И автомобиль поступит в ваше распоряжение умытый, подтянутый, смазанный, готовый к новым тысячам и сотням километров пробега.