Неточность будет иметь место и в том случае, если мы определим банкира как хозяина финансового капитала. В этом случае определяющее понятие будет существенно шире, чем определяемое, потому, что собственниками финансового капитала являются не только банкиры. Такую неточность именуют неточностью через чур широкого определения.
В случае, если при определении понятия мы прибегаем к второму понятию, которое, со своей стороны, определяется при помощи первого, то такое определение содержит в себе круг. Разновидностью круга в определении есть тавтология — ошибочное определение, в котором определяющее понятие повторяет определяемое. К примеру: «Экономист — это лицо, занимающееся экономикой». Подобное определение не раскрывает содержания понятия. В случае, если мы не знаем, что такое экономика, то указание на то, что данный человек занимается экономикой, ничего не прибавит к нашим знаниям.
Укажем еще одно из требований к определениям, которое не смотря на то, что и не имеет яркого отношения к логике, но однако регламентирует очень значительные стороны делового беседы. Дело в том, что часто определение, будучи верным с фактически логической точки зрения, не достигает собственной цели потому, что оно просто неясно собеседнику. Вправду, в случае, если понятие определяется через второе понятие, показатели которого малоизвестны тем, к кому обращена обращение, то это приводит к неточности, именуемой определением малоизвестного через малоизвестное. Так, определения, применяемые в устном деловом общении (как, кстати, и в письменной рабочий речи) должны показывать узнаваемые показатели, сами не нуждающиеся в определении, т. е. такие определения должны быть ясными и понятными тех, с кем ведется рабочий разговор.
Правило ясности определения требует кроме этого, дабы в деловом беседе определения не подменялись метафорами и сравнениями, каковые не смотря на то, что и имеют ответственное значение для чёрта предмета, но определениями не являются.
Таковы логическая культура и речевая специфика делового беседы. Разглядим сейчас главные разновидности этого вида рабочий речи (деловая беседа, коммерческие переговоры, телефонное общение и публичное выступление) и укажем правила их действенного ведения.
Ведение рабочий беседы
Деловая беседа — это устный контакт между людьми, связанными отношениями дела. В современной, более узкой трактовке под рабочий беседой знают речевое общение между собеседниками, каковые имеют нужные полномочия от своих организаций, учреждений, фирм и политических партий для установления деловых взаимоотношений, разрешения деловых неприятностей либо выработки конструктивного подхода к их ответу.
Громадное значение рабочий беседы в коммерческой, политической и другой деятельности человечества известно в далеком прошлом. Но настоящее значение для того чтобы рода делового общения в отечественном обществе полностью начинает осознаваться лишь на данный момент, в связи с переходом и развитием демократии отечественной экономики на рыночные отношения. В условиях создания и многопартийности цивилизованного рынка из года в год появляется все больше предприимчивых и талантливых деловых людей. Одновременно с этим опыта предпринимательской, политической и другой деятельности и в первую очередь умения вести успешный рабочий разговор у таких людей очевидно слишком мало, что значительно снижает их деловую активность. Исходя из этого имеет суть разглядеть деловую беседу более детально, дабы наметить пути ее более рационального проведения.
Деловые беседы владеют многими преимуществами, которых лишены собрания, обмен письменной информацией, телефонные беседы. Они, во-первых, проводятся в тесном контакте, разрешающем сосредоточить внимание на одном собеседнике либо весьма ограниченной группе людей. Во-вторых, предполагают яркое общение. В-третьих, создают условия для установления личных взаимоотношений, каковые смогут стать потом базой неформальных контактов, т. е. разрешают собеседникам лучше определить друг друга, что облегчает их общение в будущем.
Деловая беседа есть самая благоприятной и обычно единственной возможностью убедить собеседника в обоснованности вашей позиции для того, чтобы он с ней дал согласие и поддержал ее. Так, одна из основных задач беседы — убедить собеседника принять конкретное предложение.
Деловая беседа делает последовательность крайне важных функций. К их числу направляться отнести:
1) обоюдное общение в пределах одной рабочий среды;
2) совместный поиск, выдвижение и своевременную разработку перспективных замыслов и идей;
3) координирование и контроль уже начатых деловых мероприятий;
4) поддержание деловых контактов;
5) стимулирование рабочий активности.
Но серьёзен не только чисто прагматический эффект рабочий беседы. На протяжении беседы вы имеете возможность взять своевременную деловую данные. Она содействует расширению интеллектуальных активизации и возможностей коллективного разума ее участников при принятии серьёзных управленческих ответов.
Главными этапами рабочий беседы являются: подготовительные мероприятия, начало беседы, информирование присутствующих, аргументирование выдвигаемых положений и завершение беседы[11].
Подготовительные мероприятиясвязаны с подготовкой к проведению беседы. Не существует единых точных правил подготовки к рабочий беседе. Но будет полезно указать на следующий вариант схемы таковой подготовки: выбор места и времени встречи; планирование; его обработка и сбор материала; анализ собранного материала и его редактирование.
Место беседы выбирается с учетом влияния на ожидаемый итог. Для лиц приглашенных, самоё удобным местом будет служебный кабинет принимающего либо особая помещение для гостей, оборудованная всем нужным. Ситуация в любом случае должна быть спокойной, уединенной, исключающей неожиданное появление посторонних, шум, звонки и т. п., потому что это нервирует, но не «интимной». Во многом ее определяет кроме того цвет стен, освещенность, характер и мебель ее расстановки.
С сотрудниками возможно видеться и на их рабочем месте. Возможно проведение деловых бесед и вне работы, к примеру, в ресторане, кафе либо кроме того дома. Основное, дабы ваш собеседник ощущал себя вольно и раскованно и мог абсолютно переключиться на рабочий беседу.
После этого направляться выбрать самый удачный момент и лишь позже договариваться о встрече. В этом случае инициатива будет в ваших руках, и исходя из этого осуществлять контроль обстановку будет легче.
В то время, когда беседа уже назначена, составляется замысел ее проведения и определяются вероятные участники делового беседы. Сперва направляться выяснить стоящие перед вами цели, а после этого создать стратегию их успехи и тактику ведения беседы.
Таковой замысел — это четкая программа действий по проведению и подготовке конкретной беседы. Но не все это знают, считая приблизительно так: «Ну как возможно планировать деловую беседу, в случае, если один новый факт, неожиданно всплывший в ходе встречи, может все поменять самым кардинальным образом и абсолютно уничтожить предварительное планирование?»
Но так как целью планирования именно и есть попытка смягчить, нейтрализовать влияние нежданно показавшихся новых фактов либо непредвиденных событий на ход беседы. планирование и Подготовка беседы разрешает заблаговременно предвидеть вероятные неожиданные моменты, что снижает эффективность замечаний собеседника. Помимо этого, приобретается навык стремительной и эластичной реакции при происхождении непредвиденных событий.
Планирование рабочий беседы разрешает выяснить ее конкретные задачи уже в начале подготовки к ней, отыскать и устранить «узкие» места в беседе, согласовать время ее проведения.
Сбор материала для рабочий беседы — весьма трудоемкий процесс, требующий больших затрат времени. Но это один из наиболее значимых этапов подготовки к беседе. Он включает в себя поиск вероятных источников информации (из личных контактов, докладов, научных изучений, публикаций, официальных данных, компьютерных информационных баз, Интернет и т. п.). Наряду с этим целесообразно сразу же дополнять собранные материалы собственными примечаниями, потому, что подобные записи смогут значительно оказать помощь на последних этапах подготовки к беседе. Количество собранных материалов сильно зависит от общей информированности участников будущей беседы, уровня их профзнаний, широты подхода к намеченной для дискуссии неприятности.
После этого собранные и шепетильно отобранные фактические эти систематизируются. Это чем-то напоминает процесс обогащения руды, в то время, когда увеличивают ее концентрацию, отсеивая пустую породу.
Систематизация разрешает выделить самые важные факты, подлежащие рассмотрению. Она облегчает их поиск и оказывает помощь установить ранее не увиденные зависимости. Систематизацию направляться проводить в течение всего процесса обработки материала. Анализ собранного материала оказывает помощь выяснить связь фактов, сделать выводы, подобрать нужную аргументацию, т. е. предпринять первую попытку скомбинировать и увязать целый собранный материал в единое логическое целое. Обработанный и систематизированный материал как бы раскладывается по «ячейкам» замысла, а сами «ячейки» увязываются между собой в более большие части.
Очень нужно дополнить материал текстом, складывающимся из слов и отдельных понятий, связав каковые вы получите суть изложенного. Нужно кроме этого без сокращений записать особенно удавшиеся формулировки. А после этого направляться выделить самые важные моменты методом подчеркивания либо особенными значками (буквами, кружочками, стрелками и т. п.).
Очень полезно перед беседой постараться составить портрет партнера, выяснить его сильные и не сильный стороны, т. е. установить его психотерапевтический тип, политические убеждения, публичные позиции, социальное положение, верования, хобби и т. п.
Все это окажет помощь выяснить, с кем -приверженцем либо соперником нужно будет иметь дело, выработать самая приемлемую тактику, которой направляться придерживаться в ходе беседы.
Уже перед самой встречей нужно определить, в каком настроении находится потенциальный собеседник, что у него «болит», как в данной обстановке оказать помощь ответу его личных неприятностей, что, непременно, придаст любой беседе более благоприятное направление.
Знание будущего партнера по рабочий беседе оказывает помощь не только взять представление о его личных качествах, но, самое основное, осознать его видение предмета, о котором отправится обращение, интересы, с ним связанные.
Завершается подготовка к беседе редактированием текста, его доработкой и окончательной шлифовкой.
Начало беседы- очень важный этап, и потому им не нужно пренебрегать. Задачи этого этапа беседы следующие:
— установление контакта с собеседником;
— создание рабочей атмосферы;
— привлечение внимания к грядущему деловому беседе.
Каждая деловая беседа начинается со вступительной части, на которую отводится до 10-15% времени. Она нужна для воздуха согласия между собеседниками и снятия напряженности. В случае, если встреча происходит между людьми различных рангов, инициативу обязан взять на себя старший. В случае, если между хозяевами и гостями — представитель принимающей стороны. В последнем случае нужно предложить прибывшим легко подкрепить собственные силы, к примеру, выпить прохладительные напитки.
Начальный этап беседы имеет в первую очередь психотерапевтическое значение. Конкретно от первых фраз будет зависеть отношение собеседника к вам и к самой беседе (т. е. создание рабочей атмосферы). По первым фразам складывается чувство о человеке, а как мы знаем, эффект «первого впечатления» постоянно запоминается весьма на долгое время.
Хорошо, если вы радуетесь, произнося первые слова. Ухмылка в деловых взаимоотношениях порождает воздух доброжелательности и содействует успеху любых переговоров. Но это должна быть не казенная ухмылка, а искренняя, свидетельствующая о том, что вы испытываете неподдельную эйфорию от общения с собеседником. Тогда вам будет значительно легче установить контакт с партнёром по бизнесу и уладить все недоразумения, появляющиеся на протяжении рабочий беседы.
В начале беседы направляться избегать извинений, проявления показателей неуверенности. Необходимо исключить каждые проявления неуважения, пренебрежения к собеседнику. Не нужно первыми вопросами вынуждать собеседника подыскивать контраргументы и занимать оборонительную позицию, не смотря на то, что это в полной мере логичная и совсем обычная реакция. Но с позиций психологии это явный промах.
Очень полезно в начале беседы совершенно верно и с верным ударением назвать полное имя собеседника, непременно запомнить его и в будущем как возможно чаще обращаться к собеседнику по отчеству и имени. Это постоянно производит хорошее чувство. Запомнив отчество и имя собеседника и непринужденно и довольно часто их употребляя, вы делаете ему узкий и очень действенный комплимент.
В случае, если собеседник ниже по рангу либо моложе по возрасту, не нужно злоупотреблять обращением лишь по имени, к тому же на американский манер в сокращенном варианте. У нас испокон столетий принято именовать людей по отчеству и имени. Такова отечественная традиция, и ее не следует нарушать
Верное начало беседы предполагает указание ее цели, объявление последовательности и обозначение темы разглядываемых вопросов.
В некоторых случаях не редкость крайне полезен элемент внезапности, воображающий собой продуманную, но неожиданную и необыкновенную для собеседника увязку фактов и деталей.
Значительное значение имеет и ритм беседы. Необходимо пробовать повышать ее интенсивность по мере приближения к концу. Наряду с этим направляться выделить особенное внимание главным вопросам.
Существует множество приемов начала беседы. Но все их разнообразие возможно свести к трем главным.
Прием снятия напряженностиспособствует установлению личных контактов. Достаточно сообщить пара комплиментов, и отчужденность начнет скоро исчезать. Шутка, которая приводит к смеху либо присутствующих, кроме этого оказывает помощь разрядить начальную напряженность.
Прием «зацепки»разрешает коротко изложить обстановку либо проблему, увязав ее с содержанием беседы, и применять эту «зацепку» как исходную точку для начала беседы. В этих целях кроме этого возможно с успехом применять какое-либо маленькое событие, сравнение, индивидуальные впечатления, анекдотичный случай либо необыкновенный вопрос.
Прием прямого подходаозначает яркий переход к делу, без какого-либо вступления. Схематично это выглядит сле-
дующим образом: кратко информируете обстоятельства, по которым была назначена беседа, скоро переходите от общих вопросов к частным и приступаете к теме беседы. Данный способ подходит по большей части для краткосрочных и не через чур ответственных деловых контактов, к примеру, в общении главы с подчиненным.
Следующий главный этап рабочий беседы — информирование присутствующих,т. е. передача сведений, с которыми вы желаете их познакомить. Такая передача должна быть правильной, ясной (отсутствие неясности, путаницы, недосказанности), профессионально верной и по возможности наглядной (наличие общеизвестных параллелей и ассоциаций, применение наглядных пособий). Наряду с этим в любой момент, в то время, когда это быть может, направляться информировать присутствующим источники вашей информации и показывать на их надежность.
Особенное внимание нужно уделять краткости изложения. Необходимо помнить о временных рамках беседы. Вольтер как-то сообщил: «Секрет быть неинтересным пребывает в том, дабы поведать все».
Неизменно направляться не забывать о направленности беседы, т. е. держать в голове ее главные задачи и не отклоняться от темы, даже в том случае, если собеседники «забрасывают» докладчика вопросами.
На протяжении беседы необходимо всегда обращаться к собеседнику с вопросами, учитывая, что личное влияние в деловых отношениях имеет большое значение.
Большая часть людей по целому ряду причин нехотя отвечают на прямые вопросы (недостаточное знание предмета, боязнь передачи неправильных сведений, деловые ограничения, трудности в изложении). Исходя из этого сперва нужно заинтересовать собеседника, т. е. растолковать ему, по какой причине отвечать на ваши вопросы в его заинтересованностях. Помимо этого, не мешает растолковать, по какой причине вас интересует тот либо другой факт и как вы планируете использовать взятую от него данные. Нужно не забывать, что и ваш собеседник задаёт вопросы себя: «По какой причине они желают это определить? По какой причине их это интересует?»*.
В ходе информирования не следует прерывать собеседника без крайней необходимости, но и не требуется опасаться пауз в беседе — быть может, он просто собирается с мыслями, дабы сообщить что-то ответственное. Но в случае, если пауза затягивается, нужно приободрить собеседника косвенным вопросом, на что односложно ответить запрещено и, вольно либо нечайно, приходится пускаться в пространные рассуждения. И тут необходимо мочь лишь выбирать подходящие моменты для замечаний и делать их обоснованно, в тактичной форме[12], не забывая о необходимости самокритичного отношения к самому себе.
При информировании необходимо честно и заинтересованно слушать говорящего. И наряду с этим стараться оставаться самим собой -естественным, вежливым без формализма, радушным хозяином.
При слушании говорящего необходимо мочь принимать сообщённое «между словами» (подобно чтению «между строчков»). Это имеет первостепенное значение в беседах официальных начальников большого ранга, каковые довольно часто не смогут себе позволить открыто сказать все, что думают и желают.
Информируя присутствующих, необходимо твердо придерживаться главного направления беседы, последовательно проводить собственную идея, собственный мнение, ненавязчиво, но настойчиво его отстаивая. Все поставленные вопросы наряду с этим рассматриваются в той последовательности, в которой это было запланировано, и переходить к следующему необходимо лишь по окончании завершения прошлого.
В ходе информирования направляться пристально смотреть за всем, что задаёт вопросы собеседник, за смыслом его слов. В случае, если что-то неясно, направляться непременно поставить уточняющий вопрос, но так, дабы тот при ответе высказал собственное мнение, а не пробовал сказать, применяя затасканные стереотипы.
Информируя, отдельные собеседники довольно часто стремятся скрыть собственные мысли, отделаться неспециализированными фразами, уйти от принятия конкретных ответов. Для этого они в большинстве случаев пользуются следующими приемами:
— применяют выражения, не имеющие предметного содержания, типа: «имеется ответ…» (а чье?);
— употребляют глаголы, не дающие указания на правильный образ действий, к примеру, «нужно улучшить», «требуется активизировать» и т. п.;
— делают намеки, в то время, когда нет конкретного указания на того, о ком идет обращение, к примеру, «имеется мнение…» (а чье?);
— передают данные весьма неизвестно и субъективно, в то время, когда говорят «это отлично…» либо «это не хорошо…» (а для других это как?);
— обобщают данные, меняя ее смысловое содержание.
Подобное словоблудие значительно снижает эффективность рабочий беседы и усложняет достижение поставленной цели. Возможно перечислить еще последовательность факторов, каковые нужно мочь выявлять в информируемой информации и стремиться «нейтрализовать» их негативное влияние. Среди них:
— сглаживание либо, напротив, избирательность в подходе к принимаемой информации;
— нежелание принимать негативные факты;
— упрощение, выражающееся в формировании представления на базе фрагментарной информации либо первого впечатления;
— отрицательные эмоции, вызванные посторонними раздражителями;
— перенос негативного отношения к каким-либо отдельным чертам собеседника либо подробностям неприятности на неспециализированную оценку;
— ведение беседы с подтекстом.
По окончании информирования присутствующих и ответов на вопросы наступает главной этап рабочий беседы — обоснование выдвигаемых положений.На этом этапе формируется предварительное мнение, занимается определенная позиция как с вашей стороны, так и со стороны вашего собеседника. Посредством доводов возможно абсолютно либо частично поменять мнение и позицию собеседника, смягчить несоответствия, критически разглядеть положения и факты, изложенные обеими сторонами.
В аргументировании выделяют две главные конструкции: доказательную аргументацию, в то время, когда вы желаете что-то доказать либо обосновать, и контраргументацию, благодаря которой вы опровергаете утверждения партнеров по переговорам.
Для построения обеих конструкций употребляются следующие главные способы.
Фундаментальный методпредставляет собой прямое обращение к собеседнику, которого вы знакомите с сведениями и фактами, являющимися базой вашего доказательства. В случае, если речь заходит о контраргументах, то нужно пробовать оспорить и опровергнуть аргументы собеседника.
Ключевую роль тут играются числовые примеры. Числа выглядят более убедительно. Числовые эти во всех дискуссиях являются самым надежным доказательством. Это происходит в известной мере и по причине того, что сейчас никто из присутствующих не в состоянии опровергнуть приведенные цифры.
Способ противоречияоснован на обнаружении противоречий в аргументации соперника. По собственной сущности данный способ есть оборонительным.
Способ извлечения выводовосновывается на правильной аргументации, которая неизменно, ход за шагом, благодаря частичным выводам приводит вас к желаемому выводу.
При применении этого способа направляться обращать внимание на так именуемую кажущуюся причинность. Найти неточность для того чтобы рода бывает не так легко, как в примере применения кажущейся причинности на одном уроке физики. Преподаватель задал вопрос ученика: «Что ты знаешь о особенностях тепла и холода?» — «В тепле все тела увеличиваются, а в холоде суживаются». «Верно, — увидел преподаватель, — а сейчас приведи пара примеров». Ученик: «Летом тепло, исходя из этого дни дольше, а зимний период холодно — и дни меньше».
Способ сравненияимеет необыкновенное значение, в особенности в то время, когда сравнения подобраны удачно.
Способ «да— но».Довольно часто партнер приводит отлично подобранные доводы. Но они охватывают либо лишь преимущества, либо лишь не сильный стороны. Но потому, что в конечном итоге у любого явления имеются как достоинства, так и недостатки, то возможно применить способ «да — но», что разрешает разглядеть и другие стороны предмета дискуссии. В этом случае вам нужно тихо дать согласие с партнером, а позже начать характеризовать данный предмет с прямо противоположной стороны и трезво взвесить, чего тут больше — плюсов либо минусов.
Способ кусковзаключается в расчленении выступления партнера так, дабы были светло различимы отдельные части. Эти части возможно прокомментировать, к примеру, так: «Это совершенно верно»; «По этому поводу существуют различные мнения»; «Это да и то абсолютно ошибочно».
Наряду с этим целесообразно не касаться самые сильных доводов партнера, а в основном ориентироваться на не сильный места и пробовать конкретно их и опровергнуть.
Способ «бумеранга»позволяет применять оружие партнера против него самого. Данный способ не имеет силы доказательства, но оказывает необыкновенное воздействие, в случае, если использовать его с изрядной долей остроумия. Приведем пример применения для того чтобы способа. Демосфен, видный афинский госдеятель, и афинский полководец Фокион были заклятыми политическими неприятелями. в один раз Демосфен заявил Фокиону: «В случае, если афиняне разозлятся, они тебя повесят». На что Фокион ответил: «И тебя, само собой разумеется, также, когда образумятся».
Способ игнорирования.Очень часто бывает, что факт, изложенный партнером, не может быть опровергнут, но его возможно с успехом проигнорировать.
Способ опросаосновывается на том, что вопросы задаются заблаговременно. Само собой разумеется, не всегда целесообразно сходу открывать собственные карты. Но все же возможно задать собеседнику заблаговременно последовательность вопросов, дабы хотя бы по большей части распознать его позицию.
Значительно чаще вопросы задаются приблизительно так: «Каково ваше мнение о…». Применяя данный способ, возможно затевать неспециализированную аргументацию, на протяжении которой вы преднамеренно вынуждаете партнера изложить собственную позицию.
Способ видимой помощи.В чем он содержится? К примеру, ваш партнер изложил собственные доводы, и сейчас вы берете слово. Но вы ему по большому счету не возражаете и не противоречите, а, к удивлению всех присутствующих, напротив, приходите на помощь, приводя новые доказательства в его пользу. Но лишь для видимости. А после этого направляться контрудар, к примеру: «Вы забыли в подтверждение вашей мысли привести и такие факты… Но все это вам не окажет помощь, поскольку…» — сейчас наступает черед ваших контраргументов.
Так создается чувство, что точку зрения собеседника вы изучили более основательно, чем он сам, и затем убедились в несостоятельности его тезисов. Но данный способ требует очень тщательной подготовки.
Итак, мы разглядели способы аргументирования, основанные на логических доказательствах, а сейчас разглядим спекулятивные способы аргументирования, каковые лучше назвать «уловками» и использовать само собой разумеется, в важной дискуссии не нужно, но знать необходимо, дабы обезопасить себя от нечестного оппонента.
Техника преувеличения.Содержится в обобщении любого рода и преувеличении, а также в составлении преждевременных выводов.
Техника смешного рассказа.Одно остроумное либо шутливое замечание, сообщённое вовремя, может абсолютно уничтожить кроме того шепетильно выстроенную аргументацию.
Техника применения авторитета.Пребывает в цитировании известных политических деятелей и авторитетов, каковые обычно все же нельзя применять как подтверждение точки зрения, потому что обращение может идти совсем о втором.
Техника дискредитации.Основывается на следующем правиле: в случае, если я не могу опровергнуть существо вопроса, тогда личность собеседника возможно поставить под сомнение.
Что делать, в случае, если ваш партнер опустился до для того чтобы уровня? Само собой разумеется, вы не последуете его примеру, а хладнокровно объясните присутствующим его вероломство. Рекомендуется кроме того в отдельных случаях проигнорировать таковой выпад.
Техника изоляции.Основывается на «выдергивании» отдельных фраз из выступления, их изоляции и преподнесении в урезанном виде, дабы они имели значение, совсем противоположное начальному. Полностью некорректно кроме этого опустить то, что предшествует констатации либо направляться сходу за ней.
Техника трансформации направления.Содержится в том, что оппонент не атакует ваши аргументы, а переходит к второму вопросу, что по существу не имеет отношения к предмету дискуссии. Фактически он пробует обойти «горячее место» и вызвать у вас интерес к вторым проблемам. В данной ситуации вы должны быть предельно внимательны, дабы вовремя не допустить любой маневр подобного рода.
Техника введения в заблуждение.Основывается на сообщении партнером по беседе путаной информации. Он сознательно, скоро и основательно все перемешивает, стараясь всех запутать и так уйти от дискуссии нежелательной для него темы.
Как поступить в этом случае? Само собой разумеется, нельзя тушеваться! направляться как под микроскопом разглядеть любой пункт выступления для того чтобы партнера и тихо продолжать дискуссию.
Техника отсрочки.Ее целью есть создание препятствий для ведения дискуссии либо ее затягивание. Оппонент задает уже отработанные вопросы, требует разъяснений по мелочам, дабы победить время. Эту технику нельзя считать непременно спекулятивной. В этом случае нужно не показывать удивления и не проявлять смущения.
Дискуссия возможно острой, но наряду с этим в любой момент обязана оставаться честной. В случае, если вас убедили, это направляться признать.
Техника апелляции.Представляет собой страшную форму «вытеснения» процесса рассуждения. Партнер по беседе тут выступает не как эксперт, а как человек, взывающий к сочувствию. Влияя на ваши эмоции, он умело обходит нерешенные деловые вопросы во имя каких-то неизвестных морально-этических норм.
В случае, если партнер использует эту технику, вы должны сразу же постараться развернуть дискуссию на «деловые рельсы», не смотря на то, что это часто бывает весьма непросто сделать, поскольку такая техника направлена на эмоции сторон и блокирует путь к разуму.
Техника вопросов-капканов.Основывается на совокупности предпосылок, рассчитанных на внушение. Эти вопросы подразделяются на три группы.
Повторение.Одинаковый вопрос либо утверждение повторяется неоднократно, что непременно ослабляет ваше критическое мышление. К примеру, древнеримский госдеятель Катон каждую собственную обращение в сенате заканчивал словами: «Но, я считаю, что Карфаген должен быть уничтожен!»
Альтернатива.Другие вопросы «закрывают горизонт», подразумевая лишь такие ответы, каковые соответствуют концепции вашего собеседника. Пример: «Будешь ли ты обучаться либо отправишься трудиться дворником?»
Контрвопросы.Вместо того дабы заняться возможным опровержением и проверкой ваших доказательств, оппонент задает вам контрвопросы. оптимальнее сразу же от них отгородиться: «Ваш вопрос я с наслаждением разгляжу по окончании вашего ответа на мой вопрос, что все же, согласитесь, был задан раньше».
Техника искажения.Представляет собой неприкрытое извращение того, что мы сообщили, либо перестановку выговоров.
К технике искажения весьма близка демагогия, т. е. совокупность приемов, разрешающих создать чувство правоты, не будучи правым. Демагогия находится между ложью и логикой, отличаясь от логики отстаиванием неверных суждений, а от лжи — подведением слушателя к фальшивым выводам, причем эти выводы демагог не формулирует, предоставляя это сделать самому собеседнику. Демагогия имеет пара разновидностей.