В конце 1924 г. в калужских мастерских Сызрано-Вяземской железной дороги под управлением инженера А. с покон веков. Чижевского проводились испытания, каковые должны были проверить одну из научных идей К. Э. Циолковского. Константин Эдуардович предлагал для сверхбыстрого перемещения поезда «вдувать слой воздуха между полотном дороги и основанием» вагона. Проверка продемонстрировала, что поток воздуха формирует между полотном дороги и днищем вагона как бы воздушную подушку, на которую и опирается бесколесный экипаж. Умелые поезда на воздушной подушке, выстроенные во Франции, ФРГ, США и других государствах, продемонстрировали хорошие скоростные качества.
Но громаднейшее распространение воздушная подушка взяла на речном и морском транспорте. Тут подушку создают, нагнетая воздушное пространство вентилятором под широкое дно судна. А дабы воздушные вихри не успевали «разбежаться» из-под дна через чур скоро, оно по краю окружается свисающим резиновым полотнищем — юбкой. В следствии получается как бы коробка, наполненная сжатым воздухом: снизу — вода, сверху — днище, по бокам — резиновая юбка. Судно поднимается над водой, покачиваясь на воздушной подушке.
Дабы переместить судно с места, используют второй вентилятор. Он захватывает и отбрасывает струи воздуха к корме. На данный момент советские суда на воздушной подушке, выстроенные горьковскими судостроителями, развивают скорость выше 100 км/ч. В некоторых государствах налажено регулярное пассажирское сообщение посредством таких судов. Так, к примеру, паромы на воздушной подушке совершают регулярные рейсы через пролив Ла-Манш.
Возможно взять эффект воздушной подушки и не прибегая к помощи вентиляторов. Еще на заре авиации пилоты увидели: аэропланы некоторых типов, в особенности с широким и маленьким крылом, приземляются не сходу. До поверхности почвы остается какой-нибудь метр, а аэроплан все мчится над нею. Дело в том, что вблизи земной либо водной поверхности, либо, как говорят, вблизи экрана, широкое крыло как будто бы бы придавливает с разбегу воздушное пространство, уплотняет его, а плотный слой воздуха поддерживает летательный аппарат над почвой, мешая приземлиться. Тут также получается воздушная подушка, увеличивающая подъемную силу крыла на 15—20 %.
Данный эффект и был использован на практике в начале 60-х гг. На одном из американских озер показался необычный летательный аппарат — что-то среднее между самолётом и моторной лодкой. Оторвавшись от воды, машина не взмыла вверх, а понеслась над поверхностью, чуть не касаясь волн корпусом. Новое транспортное средство назвали экранолет. В 1973 г. на протяжении опробований на Клязьминском водохранилище первый коммунистический экранолет ЭСКА-1 продемонстрировал скорость 144 км/ч при мощности двигателя всего 22 кВт!
Посредством воздушной подушки возможно кроме этого перемещать с места на место тяжелые станки и второе массивное оборудование. Сейчас эффект воздушной подушки стали использовать и в медицине. Людей, взявших ожоги, помещают на «воздушные матрацы» — тоненькие, но бессчётные струйки воздуха поддерживают тело человека на весу. Ожоги наряду с этим заживают значительно скорее, и человек не страдает от прикосновения к простыням.