Наличие врожденных расщелин неба ставит ребенка в негативные условия для его физического развития. Чем шире недостаток, тем громадные нарушения претерпевает детский организм во время собственного развития. В анамнезе детей, рожденных с неотёсанным недостатком неба (полной либо неполной расщелиной), отмечается, что грудное вскармливание было неосуществимым. При попытках грудного вскармливания ребенка с неполной расщелиной неба молоко попадает в дыхательные пути, ребенок захлебывается, и приходится переводить детей на капельное вскармливание с ложечки либо из пипетки. Кроме того на протяжении для того чтобы приема пищи эти дети светло синий, у них появляется кашель, срыгивание, рвота. На протяжении кормления пища попадает в складки недоразвившегося неба, в носовую полость, евстахиевы трубы, дыхательные пути и носоглотку; пища застаивается в том месте, приводит к раздражению и воспалительные процессы слизистых оболочек.
Неправильное развитие верхней челюсти ведет к искривлению зубного последовательности, появлению двойного последовательности зубов, сужению небного свода. Довольно часто резцы вгибаются вовнутрь либо передвигаются по небу вглубь, и зубы растут в середине неба. Благодаря нехорошего питания молочные зубы у ринолалика скоро разрушаются (Дубов М. Д. Врожденные расщелины неба. М, 1960, с. 21).
Как уже было отмечено, дети с врожденной расщелиной губы и неба не смогут осуществлять сосательные перемещения. Исходя из этого врожденный сосательный рефлекс подавляется. Выпадение губных перемещений ослабляет развитие всей лицевой мускулатуры.
У ребенка с врожденной расщелиной кроме того по окончании операции губы (хейлопластики) мышечное развитие лицевой мускулатуры протекает необычно. Это обусловливается тем, что перемещения мышц верхней губы отсутствуют либо существенно осложнены.
В следствии обедняется мимика ребенка, и мускулы лица включаются в артикуляцию.
Наличие небной расщелины быстро ухудшает условия физиологического дыхания ребенка. У обычного ребенка вдыхаемая струя воздуха проходит за небную занавеску через носовую полость и хоаны, и во внутренние дыхательные пути воздушное пространство поступает достаточно нагретым. Теплый воздушное пространство не злит слизистую оболочку глотки и дыхательного тракта и предохраняет ребенка от простуды. У ребенка с врожденной расщелиной этого не происходит: вдыхаемый воздушное пространство попадает сходу в носо-ротовую полость, поскольку хоаны при полной расщелине неба соединены в единый резервуар со ртом. При неполной расщелине протяженность хоан очень сильно сокращается, и вдыхаемый воздушное пространство кроме этого не успевает нагреваться.
В следствии вдыхаемый воздушное пространство охлаждает всю поверхность носо-ротовых слизистых, злит дыхательные пути.
Дети с врожденной расщелиной с самого рождения вынуждены инстинктивно приспосабливаться к собственному недостатку. Это приспособление выражается необычным размещением языка в полости рта. Ребенок чисто рефлекторно сдвигает тело языка назад, благодаря чему продольная мышца языка уменьшается и образует большой подъем корневой части языка. Так вход в дыхательные пути сужается, что и предохраняет стенки и зев глотки от излишнего охлаждения. Необычное положение языка в полости рта понемногу стабилизируется. Дети с врожденной расщелиной неба предпочитают дремать навзничь, что облегчает удержание языка в глубине рта.
При кормлении из рожка они сжимают соску не губами, а фрагментами нёбного и корнем языка свода. При таком сосании вместе с перемещениями корневой части языка активизируются лицевые мускулы. Эта мышечная связь прочно закрепляется и в будущем отражается на качестве лепета и влияет на формирование произношения.
Ребенок с врожденной расщелиной рефлекторно пытается осуществить более полное проглатывание пищи и усиливает работу корня языка, в один момент включая в данный процесс отдельные лицевые мускулы.
Итак, у детей с врожденной расщелиной неба осуществление самых ответственных жизненно нужных функций (дыхания, питания) ведет к чрезмерному поднятию корня языка, которое удачно закрепляется и делается стабильным.
Такое положение языка ведет к тому, что на протяжении речи выдыхаемая струя воздуха, встречая на пути через рот практически перпендикулярное препятствие в виде поднятого корня языка, направляется в носоглотку и только частично попадает в ротовую полость. Часть воздуха, попавшая в ротовую полость, не всегда выдыхается, а задерживается в том месте и резонирует. Нарушается речевое дыхание. Это и формирует носовой оттенок речи.
При стабильном положении корня языка кончик его оттягивается в середину ротовой полости. Перемещение всего языка затормаживается, довольно подвижным остается только его кончик. При таком положении языка осуществление перемещений, нужных для артикуляции речевых звуков, ринолаликам не удается. Осознавая собственный недостаток речи, дети пробуют отыскать методы его компенсации. Время от времени на протяжении речи они очень сильно втягивают крылья носа, в артикуляцию вовлекаются мускулы лица. В следствии обращение детей создаёт неприятное чувство как на слух (из-за невнятности артикуляции и назальности), так и во внешнем оформлении (из-за излишних лицевых крыльев мышц и движений носа).
Так, недостатки небного свода при ринолалии обусловливаютнеправильнуюмышечнуювзаимосвязанностьмышцвсегоартикуляционногоаппарата.Кроме того в случае, если мускулы речевого аппарата у ринолаликов анатомически сохранны и все перемещения их вероятны, они отличаются некоей вялостью, заторможенностью, неловкостью. Эти же качества характеризуют и артикуляцию ринолалика.
Довольно часто при ринолалии отмечается понижение слуха. Это связано с тем, что пища, попадая в евстахиевы трубы, приводит к воспалительным процессам слухового тракта. Понижение слуха возможно различной степени: от очень незначительного до глухоты и тяжёлой тугоухости (Л. Я. Дербанюк, 1966; В. В. Мессина, 1971; В. С. Дмитриев и Р. Л. Ландо, 1969 и др.).
Отмечается кроме этого понижение функционального речевого слуха (М. П. Барчуков, 1968), при котором больные не подмечают собственных недостатков речи.
Так, при врожденных расщелинах губы и неба в большей либо меньшей степени нарушаются питание ребенка, его физиологическое и речевое дыхание, изменяется темперамент Работы лицевой мускулатуры (может появиться понижение слуха), стабилизируется неправильное положение языка в полости рта. Конечно, что все это влияет формирование речи ребенка.