Социальные стереотипы , шаблоны воздействуют на субъективные отношения человека не только к социуму, но и к себе. Особенно они воздействуют на самовосприятие пожилых людей, поскольку оценочный критерий в их Я-концепции был обозначен в других социальных условиях. (Политический опыт нашей страны дает основание вычислять, что социальные совокупности изменяются стремительнее, чем протекает людская судьба.) «Человеческое существование принимает форму исторического бытия, которое… в любой момент включено в историческое пространство… и неотделимо от отношений и системы законов, лежащих в базе этого пространства» (Франкл В., 1990, с. 158).
Но большая часть пожилых людей (в силу возрастных изюминок их психики) сложно принимают «форму» во многом неприемлемого для них «исторического бытия», что отражается на совокупности их взаимоотношений, и на «потрясениях» Я-концепции. Но, как утверждает В. Франкл: «Упорство духа дает человеку возможность утвердить себя в собственной человечности наперекор телесно-психотерапевтическим состояниям» (в том месте же, с. 111). В следствии (словами Л. И. Анциферовой, 1996) «выступая как личность, как индивидуальность, человек привносит собственную уникальность в события и социальные ситуации, наполняет высокой значимостью одни фрагменты мира и обрекает на психотерапевтическое небытие – другие».
Многие характерные черты пожилых обусловлены распространенными в обществе негативными стереотипами восприятия стариков как людей ненужных, интеллектуально деградирующих, беззащитных
Второй принципиальный момент, что направляться учитывать в связи с анализом специфики Я-концепции пожилых людей, пребывает в культивировании в обществе шаблонов социального статуса данной возрастной группы. Результаты эмпирических изучений говорят о том, что многие характерные черты пожилых обусловлены распространенными в обществе негативными стереотипами восприятия стариков как людей ненужных, интеллектуально деградирующих, беззащитных. И многие пожилые интериоризируют эти стереотипы, снижают собственную самооценку, опасаются своим поведением подтвердить отрицательные шаблоны.
Я-концепция этих людей как правило (в терминах К. Роджерса) «не конгруэнтна их самости», она блокирует их настоящие возможности и предопределяет негативную направленность в психотерапевтическом развитии.
Имеется часть пожилых людей, каковые концептуально не приемлют подобные «социальные интервенции» в собственном психофизическом самосознании. Но, не находя в себе ресурсов противостоять негативному точке зрения и, иначе, испытывая страх и тревогу подтвердить своим поведением эти социальные штампы, они стараются по возможности изолироваться от общества (согласно их точке зрения, недружественного и агрессивного). Так выглядит достаточно характерный довод пожилых людей, еще сильных и здоровых физически, но в связи с бытовыми условиями не весьма уверенных в собственных возможностях (к примеру, перейти улицу в гололед либо войти в переполненный транспорт). Они испытывают ужас быть укоряемыми, услышать обидные реплики в откровенный антагонизм и свой адрес. Такие обстановки переживаются ими как «социальное падение» (причем более большое, в случае, если эти люди в юности имели большой социальный статус и чувствовали себя с уверенностью и вольно).
Очевидно, среди пожилых довольно много людей, сохранивших активность (среди них и социальную) благодаря упорству и «жизнестойкости духа».
Цитируя Л. И. Анциферову (1996), они – «субъекты собственной жизни, живут по собственным меркам. Увидев у себя нежелательные трансформации, они изобретательно компенсируют их, не снижая самооценки».
По-видимому, это связано с неспециализированным хорошим знаком их Я-концепции, с ее созидательным самоутверждением.
Разглядывая главные положения теорий развития человека в связи с их отражением трансформаций Я-концепции, возможно заявить, что «личностное развитие представляет собой двухколейный процесс. Он включает в себя перемещение субъекта в плоскости сознания а также его перемещение назад, к собственному прошлому, с последующим возобновлением поступательности. Перемещение вспять есть не регрессом, а механизмом обогащения личности латентными новообразованиями пройденных стадий, каковые оцениваются и переосмысливаются ею с позиций актуального настоящего» (Анциферова Л. И., 1996).
Следовательно, у личности, прошедшей этап интегрирования, Я-концепция будет более сбалансированной, чем в каком-либо из предшествующих возрастных периодов, и подготовленной к новому этапу «осознания» в широком смысле этого понятия.
Половые различия
женщина и Мужчина (в связи с условностями биологии и цивилизации) имеют различные функциональные роли в малом (семья) и громадном социуме, и их нравственное сознание по-различному ориентировано: у мужчин – на логику, справедливость, социальную организацию; у дам – на сочувствие, заботу, гуманизацию взаимоотношений. Поэтому к моменту, в то время, когда их гендерные функции оказываются незначимыми, согласно одной из версий (к примеру, У. Крейна, Л. И. Анциферовой), происходит гармонизация логически-активной стратегии мужской Я-концепции и эмоционально-эмпатической – женской.
В случае, если дать согласие с тем, что моральные категории являются серьёзными составляющими содержания Я-концепции, то суждение У. Крейна – интеграция двух линий развития морали есть одной из основных задач личности в поздние годы [1992] – возможно разглядывать обозначением специфики функциональной значимости Я-концепции пожилых людей. Новейшие теоретические и эмпирические материалы дают основания вычислять, что возможности человека в позднем возрасте остаются большими. Применение этих потенциалов человека допустимо при определенном позитивно-деятельном самоощущении, и конкретно Я-концепция личности снабжает человеку данный оптимистический подход к судьбе в поздние годы.
Ранее в психотерапевтической науке имело место убеждение о том, что «развитие человека как личности направлено на достижение им некоего конечного состояния – „зрелости“, „мудрости“ и т. п., по окончании которого личность начинает деградировать». Слова Э. Фромма утверждают новый суть личностного «Я»: «Человек умирает в любой момент прежде, чем успевает абсолютно появиться» (1992, с. 92).