Вильям шекспир

Созданные три с лишним века назад трагедии, комедии Шекспира и исторические хроники живут до сих пор, тревожат и потрясают воображение зрителей. Лучшие выдающиеся актёры и театры мира поныне вычисляют для себя экзаменом, счастьем и честью поставить и сыграть шекспировский спектакль.

Заметив таковой спектакль либо легко прочтя пьесу Шекспира, вы захотите, возможно, определить побольше о том, кто создал эти произведения. Но это не верно легко.

О жизни великого драматурга сохранилось мало сведений. Шекспир не писал воспоминаний, не вел ежедневника. Нет у нас его переписки с современниками. Не сохранились и рукописи пьес Шекспира. До нас дошло всего лишь пара документов, в которых упоминаются различные события его жизни. Любой из этих документов, даже в том случае, если в нем только пара слов о Шекспире, изучен и истолкован. Редчайшими историческими сокровищами считаются те немногие клочки бумаги, на которых рукой Шекспира написано пара строчков либо его подпись.

Многие поколения ученых, а также русских и советских, неутомимо и настойчиво, по крупинке, по словечку собирали информацию о жизни Шекспира, сопоставляли их, сравнивали, строили предположения и контролировали их, заполняя пробелы в его биографии. Появилась особая наука — шекспироведение, — изучающая творчество и жизнь Шекспира.

Необходимо было положить довольно много труда, дабы мы имели возможность прочесть сейчас о Шекспире то, что обязан знать о нем любой грамотный человек.

* * *

Вильям Шекспир появился 23 апреля 1564 г. в мелком британский город Стратфорде, расположенном на реке Эйвон. Его папа был купцом и ремесленником. Рассказы о юности и детстве Шекспира полны красочных подробностей, но наука не имеет возможности признать их в полной мере точными. В то время, когда Шекспиру было немногим более двадцати лет, ему было нужно неожиданно покинуть Стратфорд.

Юный Шекспир отправился в Лондон. Появлявшись в громадном городе без средств, без друзей и друзей, он, как утверждает распространенное предание, получал первое время на судьбу тем, что караулил около театра лошадей, на которых приезжали знатные господа. Позднее — это уже известно более точно — Шекспир стал проходить службу в самом театре. Он следил, дабы актеры одновременно с выходили на сцену, переписывал роли, случалось, заменял суфлера. Словом, задолго перед тем, как великий драматург вывел на сцену собственных храбрецов, он определил нелегкую тайную судьбу театра.

Прошло пара лет. Шекспиру начали поручать мелкие роли в театре, позднее взявшем наименование «Глобус», пьесы которого пользовались огромным успехом в Лондоне. Громадным актером Шекспир так и не стал, но его высказывания об актерском мастерстве, а основное, прекрасное мастерство в построении пьес говорят о поразительном знании законов сцены.

Но, Шекспир писал не только пьесы. Его стихотворения—сонеты пленяли современников и пленяют потомков силой эмоций, глубиной мысли, изяществом формы. Советские читатели смогут особенно отлично оценить шекспировские сонеты благодаря отличным переводам поэта С. Я. Маршака.

Но главным для Шекспира делом, страстью всей его жизни была работа драматурга— создание пьес.

Ликующая эйфория судьбы, прославление здорового, сильного, отважного, ярко ощущающего, смело думающего человека — вот главное в первых пьесах Шекспира — комедиях: «Укрощение строптивой», «Комедия неточностей», «Два веронца», «Сон в летнюю ночь», «Довольно много шуму из ничего», «Как вам это понравится», «Двенадцатая ночь», написанных в 1593— 1600 гг. В них выражена ответственная для ренесанса идея: человека необходимо делать выводы не по платью, не по званию, не по богатству и сословию, а по его личным качествам и поведению.

В пьесе «Два веронца» Шекспир прославляет постоянство в дружбе, верность в любви, мужество, готовность отстоять в борьбе собственный счастье.

Тяжело отыскать во всемирной драматургии пьесу такую же сказочно-радостную, ясную, чудесную, как «Сон в летнюю ночь». Поэтичное воображение Шекспира породило в ней фантастические, родные к народным сказкам образы Горчичного Зернышка, Паутинки, Мотылька. Их участие в судьбе любящих ведет к радостной развязке.

Но добропорядочным гуманистическим идеям Восстановления не суждено было победить в ту ожесточённую эру.

Шекспир с печалью это чувствует. В его следующих пьесах также выражены идеи Восстановления, но краски пьес становятся мрачнее. Он изображает столкновения красивых совершенств Восстановления с жёсткой действительностью. В творчестве Шекспира начинает звучать тема смерти храбрецов, в особенности дорогих ему, воплощающих яркие гуманистические идеи.

Юный Ромео и Джульетта — храбрецы первой великой трагедии Шекспира (1594) — пламенно обожают друг друга. Любовь их наталкивается на непреодолимую преграду—древнюю неприязнь семейств. В неравном поединке с вековыми предрассудками, с кровавыми и тщетными законами Ромео и Джульетта гибнут. Нов их любви, не смирившейся с предубеждениями старины, заключена высокая нравственная победа.

Пьесы Шекспира шли на сцене английского театра «Глобус», где игрался великий британский актер Ричард Бербейдж, друг и современник очень способного драматурга.

Театр «Глобус» был похож на круглый загон под открытым небом. Приезжий чужестранец, посетивший в 1599 г. первое представление катастрофы Шекспира «Юлий Цезарь», назвал театр «Глобус» домом с соломенной крышей — он имел в виду крышу над сценой. Собственный наименование театр «Глобус» получил от статуи Геркулеса, поддерживающего плечами земной шар.

В британском театре той сценических эффектов и поры декораций практически не было. Актеры надеялись на фантазию зрителей. В случае, если, к примеру, Брут — храбрец катастрофы «Юлий Цезарь» — восклицал: «С такою силой молнии блещут, что я могу при свете их просматривать!» — зрители ахали, воображая себе ужасную грозу.

В то время, когда в «Глобусе» давали «Юлия Цезаря» либо какую-нибудь другую пьесу Шекспира, в театре были полные сборы. Часами находились в тесном загоне воины, рыбаки, ремесленники, торговцы, школяры, не отрываясь наблюдали на сцену, в напряженной тишине слушали речи храбрецов.

Что же заставляло несложных лондонцев, малосведущих в истории старого Гима, валить толпой на представление «Юлия Цезаря»?

Они видели на сцене властолюбивого правителя, покорившего собственной воле сравнительно не так давно еще республиканский Гим, его прошлых друзей — республиканцев, составивших против него заговор, развитие и неудачу этого заговора. Лондонцы, сравнительно не так давно пережившие борьбу двух Марии— и королев Елизаветы (для Марии эта борьба окончилась плахой), ощущавшие в воздухе дымок заговоров и новых смут, чувствовали в пьесе горячее дыхание страстей собственного времени. И как знать, возможно, кое-какие из них смутно догадывались, что не диктатор Цезарь, прославленный и возвеличенный историей, а Брут, терпящий поражение, погибающий, но не согласный мириться с рабством, — настоящий храбрец данной трагедии.

По окончании постановки «Юлия Цезаря» с 1601 по 1608 г. Шекспир создал самые великие собственные трагедии: «Гамлет», «Король Лир», «Отелло» и «Макбет».

Датский принц Гамлет горько скорбит об погибшем отце. Но внезапно он с кошмаром определит: папа не погиб, он был убит. Убийца — брат убитого, дядя Гамлета-не лишь унаследовал престол покойного короля, но и женился на его вдове — матери Гамлета.

В трагедии нарисовано, как Гамлет сначала обличает лицемерие коронованного преступника, а после этого и мстит ему за смерть отца. Но это лишь внешние события пьесы.

Катастрофа рисует сложные и тяжёлые раздумья добропорядочного человека о природе зла, о порочном королевском дворе, о лжи, таящейся в дворцовых стенках, о заболеваниях, которыми поражен век, как будто бы бы «вывихнутый в собственных суставах». Непросто коротко пересказать, а тем более истолковать эту катастрофу Шекспира.

В случае, если собрать совместно все книги и статьи на различных языках мира, посвященные данной пьесе, из них возможно было бы составить громадную библиотеку.

Кое-какие истолкователи образа Гамлета видели в нем в первую очередь нерешительность, слабость, колебания. Так появилось выражение «гамлетизм», осознаваемое как мучительная раздвоенность человека, что поймёт собственный долг, но не имеет возможности решиться на воздействие. Другие писатели, философы, актеры не соглашались вычислять Гамлета не сильный человеком.

Одно из самые правильных истолкований образа Гамлета в собственности великому русскому критику В. Г. Белинскому. Характеризуя игру выдающегося русского актера Мочалова в трагедии Шекспира, Белинский писал о Гамлете: «Это душа, рожденная для хороша и еще в первоначальный раз заметившая зло во всей его гнусности».

Одиночество Гамлета — это одиночество человека, что опередил собственный время, находится с ним в ужасном разладе и потому погибает.

Погибает и добропорядочный мавр Отелло — храбрец второй трагедии Шекспира. Но смерть Отелло, о характере которого Белинский сказал, что он «могуч и глубок», — это вместе с тем победа его веры в человека. Отелло казнит себя за то, что открыл собственную душу злобному Яго, оклеветавшему Дездемону. Отелло умирает с сознанием, что его супруга Дездемона невиновна. Его вера в вера и нея в людей торжествуют.

Ужасную фигуру короля-убийцы, захватившего власть в собственные руки ценой кровавого злодеяния, рисует Шекспир в трагедии «Макбет». В «Короле Лире» он изображает, как уродуют людскую душу безграничное самовластие и деспотизм. Лишь испытав на себе кошмар зависимости от тиранов, король Лир перед смертью делается настоящим человеком.

Жизнь Шекспира небогата большими событиями. Армейские и политические бури проносятся над Европой. Англия ведет войны, побеждает морские сражения. Составляются и рушатся заговоры. А Шекспир не принимает участия ни в одном из этих событий. Он пишет пьесы. Британские суда бороздят далекие моря и открывают неизвестные почвы. А Шекспир переезжает лишь с одного берега Темзы на другой да время от времени совершает поездку в родной Стратфорд, дабы, возвратившись в Лондон, опять взяться за перо.

Но не было для того чтобы эмоции, таковой судьбы, таких потрясений, которых Шекспир не пережил бы, создавая собственные наполненные дыханием современности пьесы.

Самые дорогие Шекспиру действующие лица этих пьес гибнут, сталкиваясь с непреодолимым для них злом, но побеждают не их неприятели, а вера в человека, в его ум и душу, вера в право и долг восставать против всего, что несет людям горе, порабощает их, искажает их чувства и жизнь.

Множество книг посвящено объяснению шекспировских пьес, десятки гениальнейших актеров всех всех народов и веков отдали собственные силы, знания и талант, дабы передать достаток их содержания. Иногда лишь к концу громадного пути на сцене актер чувствует себя готовым к тому, дабы выразить все, что заключено в роли Отелло либо короля Лира.

По какой причине? Да по причине того, что обстоятельства и характеры людей, в которых они действуют, изображены Шекспиром во глубине чувств и всей сложности, в движении, развитии, переменах. трагедии и Комедии зоркого — создания художника и Шекспира великого-реалиста, знавшего, как сложна и многообразна настоящая судьба.

Сейчас творчества Шекспира (1608—1612) его пьесы покупают другой темперамент. Они удаляются от настоящей судьбы. В них звучат сказочные, фантастические мотивы.

Но и в этих пьесах — «Перикл», «Цимбелин», «Зимняя сказка», «Буря» — Шекспир осуждает своевластие и деспотизм, поднимается на защиту дорогих ему совершенств, прославляет силу любви, веру в лучшие побуждения человека, утверждает естественное равенство всех людей.

Восклицание храбреца одной из этих пьес: «Как замечательно человечество!» — может служить знаменем ренесанса, подарившей миру Шекспира.

В 1612 г. Шекспир написал собственную последнюю пьесу «Буря». Скоро он покинул театр. Возможно, Шекспир пережил разочарование в британском театре, уходившем от того великого пути, по которому он его вел. А возможно, в годы молчания он вынашивал планы новых очень способных созданий, которым так и не суждено было показаться.

Шекспир погиб в 1616 г., в сутки, в то время, когда ему исполнилось 52 года.

Его похоронили в церкви родного Стратфорда, куда до сих пор приезжают почитатели его таланта со всех финишей мира, дабы поклониться могиле великого драматурга, посетить дом, где он жил, взглянуть его пьесы в Стратфордском мемориальном театре, где ставят лишь пьесы Шекспира.

Но нашлись по окончании смерти Шекспира люди, каковые стали утверждать, что Шекспир не был Шекспиром, что скромный актер не имел возможности написать тех пьес, каковые и при его жизни, и по окончании смерти были известны как творения Шекспира. Эти люди желали не смотря ни на что доказать, что сын несложного британца, выходец из народа не мог быть очень способным драматургом.

Каких лишь знатных вельмож не называли они авторами пьес Шекспира! К каким лишь «доказательствам» не прибегали в этом рвении! Впредь до для того чтобы, что у Шекспира был-де нехороший почерк, — значит, он не был грамотным человеком и, следовательно, не имел возможности написать собственные пьесы.

Пригодилось много времени и труда, дабы опровергнуть целый данный бред, доказать, что происхождение Шекспира, его близость к народу не помешали, а помогли ему создать то, чем гордится все люди.

Уильям Шекспир. Жизнь Замечательных Людей.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: