Чертежи, на которых изображена одна деталь с указанием размеров, материала и степени чистоты обработки, нужны для изготовления деталей. Но, чтобы собрать детали в узел механизма, нужен другой чертеж, на котором были бы указаны их взаимное расположение и условия сборки. Такой чертеж называется сборочным.
Детали можно собирать с разной степенью плотности, называемой посадкой. Например, колесо, надетое на ось, может качаться, вращаться свободно без качаний или туго поворачиваться на оси. А можно нагреть колесо и надеть его так, что повернуть его на оси станет очень трудно. Посадки указываются на сборочных чертежах буквами.
На чертежах зубчатых колес не надо чертить зубцы; достаточно указать наружный диаметр колеса, число зубцов и модуль зацепления.
Чаще всего машины состоят из многих деталей, изготовленных из разных материалов. Для удобства пользования сборочным чертежом в его правом углу над штампом делают спецификацию — перечень всех деталей, входящих в изображенный на чертеже узел или механизм, с указанием их количества и материала. Кроме того, на чертеже для различных материалов применяют специальные условные изображения (рис. внизу).
В сборочных чертежах обязательно должен быть общий вид полностью собранного механизма или машины.
Как видите, составление чертежей не такая простая работа. Для сложных машин приходится делать не одну тысячу чертежей деталей, сборочных чертежей и общих видов. И каждая деталь, каждый ее размер должен быть согласован с размерами других деталей.
Над составлением чертежей работает много инженеров, техников, чертежников. Чтобы все чертежи выполнялись одинаково, существует ГОСТ на чертежи. В нем предусмотрено все: размер бумаги, штампа, толщина линий, шрифт для надписей, расположение проекций, порядок выполнения разрезов и сечений, масштабы, условные изображения и т. д. И все, кто работает над чертежами, должны строго выполнять правила ГОСТа.
Для изготовления чертежей имеется своя специальная техника — линейки, угольники, рейсшины, лекала, чертежные станки, измерители, циркули. Далеко не всякие карандаши, бумагу и резинки для стирания можно использовать при черчении.
Цилиндр, конус и шар проектируются на горизонтальную плоскость в виде окружности (а). Чтобы их различить, нужна вторая, вертикальная проекция. Другие предметы одинаково выглядят в вертикальных проекциях (б). Поэтому необходимо изображать еще их вид сверху.
Но вот чертежи готовы.
Сотни листов чертежной бумаги хранят в своих линиях, цифрах и значках большой труд коллектива людей, работавших над созданием новой машины. Их надо раздать инженерам, техникам и рабочим, которые превратят бесформенные куски металла в детали будущей машины.
Конечно, раздавать в цехи единственные экземпляры чертежей нельзя. Поэтому их приходится размножать.
На чертеж накладывают прозрачную бумагу — кальку — и тушью тщательно копируют на нее все изображение. Затем эту кальку внимательно проверяют и направляют в светокопировальную машину. В ней на специальной светочувствительной бумаге печатают чертежи. На такой машине можно получить сколько угодно копий. Эти копии и отправляют в цехи. Там ими можно пользоваться, не боясь порвать или испачкать.
Но копировка чертежа на кальку, а затем на светочувствительную бумагу — это длительная, кропотливая работа, отнимающая очень много времени. Поэтому инженеры стремятся создать такие методы подготовки чертежей, которые позволили бы получать копии, не прибегая к кальке.
Мы рассказали здесь о машиностроительных чертежах. Но без чертежей нельзя обойтись и в других областях науки и техники. Например, строители применяют строительные чертежи, электрики и радисты — электрические схемы, геологи, топографы и географы — геологические, топографические и географические карты.
Конечно, эти чертежи во многом отличаются друг от друга, имеют свои особенности, выполняются по другим правилам и законам. Но в какой бы области человек ни работал, он обязан знать тот международный язык чертежей, на котором «пишут» во всех странах люди его профессии.
Для изображения на чертежах материалов, из которых сделаны детали, применяют условные обозначения: 1 — металл; 2— кирпич; з — земля; 4 — пластмассы; 5 — резина; 6 — дерево поперек волокон; 7 — дерево вдоль волокон; 8 — железобетон; 9 — жидкости; 10 — стекло.
О том, как применяют чертежи конструкторы новых машин, рассказывает следующая статья.