Модуль 3. Подготовка персонала
Модульная единица
1.Расстановка персонала
Модульная единица
2.Способы оценки персонала
Модульная единица
3.Трудовая адаптация работника
Модульная единица
4. социальная адаптация и Профессиональная ориентация в коллективе
В условиях функционирования рынка труда возрастает роль адаптации. Наряду с этим нужно пристально изучать опыт зарубежных компаний, каковые уделяют повышенное внимание адаптации молодых работников. Эта категория персонала испытывает недостаток в особенной заботе со стороны администрации организаций.
Значительно чаще опытная адаптация рассматривается как процесс приобщения человека к труду в рамках определенной профессии, включения его в производственную деятельность, усвоения им достижения и условий нормативов эффективности труда. Но адаптацию нельзя рассматривать лишь как овладение профессией. Она предусматривает кроме этого приспособление новичка к социальным нормам поведения, действующим в коллективе, установление таких коллектива сотрудничества и отношений работника, каковые в громаднейшей мере снабжают действенный труд, удовлетворение материально-бытовых и духовных потребностей обеих сторон.
Цели адаптации персонала:
1. уменьшение стартовых издержек, поскольку до тех пор пока новый работник не хорошо знает собственный рабочее место, он трудится менее действенно и требует дополнительных затрат;
2. неопределённости степени и снижение озабоченности у новых работников;
3. сокращение текучести рабочей силы, поскольку в случае, если новички чувствуют себя неуютно на новой работе и ненужными, то они смогут отреагировать на это увольнением;
4. экономия времени сотрудников и руководителя, поскольку проводимая по программе работа оказывает помощь экономить время каждого из них;
5. развитие хорошего отношения к работе, удовлетворенности работой.
Задачи подразделения либо эксперта по управлению адаптацией:
§ организация семинаров, направлений по разным вопросам адаптации;
§ проведение личных бесед начальника, наставника с новым сотрудником;
§ прохождение интенсивных кратковременных направлений для начальников, снова вступающих в должность;
§ прохождение особых направлений подготовки наставников;
§ применение способа постепенного усложнения делаемых новичком заданий;
§ исполнение разовых публичных поручений для установления контактов нового работника с коллективом;
§ подготовка замены при ротации кадров;
§ проведение в коллективе особых ролевых игр по сплочению сотрудников.
Виды адаптации персонала
Выделяют два вида адаптации:
1. Первичная адаптация — приспособление молодых кадров, не имеющих опыта профессиональной деятельности (в большинстве случаев, в этом случае речь заходит о выпускниках учебных заведений).
2. Вторичная адаптация — приспособление работников, имеющих опыт профессиональной деятельности (в большинстве случаев, меняющих объект деятельности либо опытную роль, к примеру, при переходе в ранг начальника).
Опытная ориентация — это комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психотерапевтических и педагогических мероприятий, направленных на формирование опытного призвания, обнаружение свойств, заинтересованностей, других факторов и пригодности, воздействующих на выбор профессии либо на смену рода деятельности.
Цели профориентации: оказание помощи молодым людям (по большей части обучающимся общеобразовательных школ) и людям, ищущим работу, в выборе профессии, профессии, места работы либо учебы с учетом интересов и склонностей людей, их психофизиологических изюминок, и с учетом складывающейся конъюнктуры рынка труда.
Задачи профориентации:
1) информирование заинтересованных лиц для облегчения выбора вида профессиональной деятельности;
2) создание условий для развития профессионально значимых свойств будущих работников;
3) определение соответствия психофизиологических и социально-психотерапевтических качеств обратившихся за консультацией опытным требованиям избранного ими вида трудовой деятельности.
Формы профориентационной работы:
1) опытное просвещение- это начальная опытная подготовка школьников, осуществляемая через уроки труда, организацию кружков, особых уроков по базам разной профессиональной деятельности;
2) опытная информация – совокупность мер по ознакомлению обучающихся и ищущих работу с обстановкой в области спроса и рыночного предложения труда, возможностями развития видов деятельности, с характером работы по специальностям и основным профессиям, условиями и зарплатой , опытными центрами подготовки и учебными заведениями персонала, и с другими вопросами обеспечения занятости и получения профессии;
3) опытная консультация — это оказание помощи заинтересованным людям в выборе места и профессии работы методом изучения личности обратившегося за консультацией человека с целью обнаружения состояния его здоровья, структуры и направленности свойств, других факторов и интересов, воздействующих на выбор профессии либо направление переобучения.
Управление опытной ориентацией строится через развитие и формирование совокупности органов управления разного уровня. Неспециализированную координацию профориентационной работы реализовывают Министерство просвещения Российской Федерации, Госком РФ по высшему образованию, Федслужба по занятости и труду. На региональном и местном уровнях профориентационную работу выполняют учебные заведения, центры занятости, центры профориентации. В реализации главных форм профориентационной работы им оказывают помощь организации, являющиеся главными потребителями результатов профориентации.
Профориентационная работа направлена на привлекательности профессий и усиление престижа и профессий в обществе, в разных социальных группах. Наряду с этим направляться учитывать, что привлекательность и престиж работы смогут быть связаны с популярностью и авторитетом конкретной организации. Она способна вырабатывать собственный хороший образ в глазах потенциальных сотрудников в ходе профориентационной работы.