1. Возможно подметить, что в большинстве вышеприведённых молитв за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Ибрахим не упоминается раздельно от собственного семейства: «…как благословил Ты семейство Ибрахима». Обстоятельство этого содержится в том, что в соответствии с нормам арабского языка семейство (семья, род) какого-либо человека включает в себя его самого, и находящихся на его попечении, как, к примеру, свидетельствуют следующие слова Всевышнего:
«Воистину, Аллах избрал Адама и Нуха (Ноя) и род Ибрахима (Авраама) и род ‘Имрана пред мирами» (Сура «Семейство ‘Имрана», аят 33);
«Воистину, Мы осыпали их камнями, и лишь семью Лута (Лота) Мы спасли на заре» (Сура «Месяц», аят 34); схожим по смыслу есть и следующее его (да благословит его Аллах и приветствует) высказывание: «О Аллах, благослови семью Абу Ауфы!». Выражение “Ахль аль-Байт” (досл. “Люди Дома”) кроме этого относится к данной категории, к примеру:
«Его благословения и Милосердие Аллаха да пребудут над вами, людьми дома этого» (Сура «Худ», аят 73). Так, «семейство Ибрахима» включает в себя и самого Ибрахима.
Шейх-уль-Ислам Ибн Таймиййа сообщил:
«В большинстве предположений (хадисов) передаётся ‘…как благословил Ты семейство Ибрахима’ и ‘…как ниспослал ты благословения семейству Ибрахима’, а в некоторых из них упоминается лишь сам ‘Ибрахим’. Так дело обстоит по причине того, что он есть обстоятельством ниспосылания на них благословений и всех молитв — остальные члены его семейства приобретают всё это (только) во вторую очередь. Чтобы указать на два этих события, и были использованы обе формулировки раздельно друг от друга».
Потом учёные (доcл. «люди знания») задаются широко известным вопросом о сущности сравнения, содержащегося в его словах «…как благословил Ты…», потому что подлинным есть тот факт, что пример для сравнения в большинстве случаев превосходит того, кого сравнивают. В этом случае имеет место обратное, потому, что Мухаммад превосходит Ибрахима, и его более большой статус тем самым диктует то, что благословения, о которых молят Аллаха, весомее любых ниспосланных благословений либо тех, каковые ещё лишь будут ниспосланы кому-либо иному [помимо Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)]. Учёные давали различные ответы на данный вопрос, любой из которых приводится в «Фатх аль-Бари» и «Джаля’ аль-Ифхам». Все они сводятся к десяти взорам, каковые не подкреплены достаточными свидетельствами — кое-какие из них не сильный, чем другие, — не считая одного-единственного, отлично обоснованного, принятого шейхом-уль-ислам Ибн Таймиййей и (его учеником) Ибн аль-Каййимом. Данный взор пребывает в следующем: «Семейство Ибрахима включает в себя многих пророков, а в семействе Мухаммада нет никого (не считая самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)), кто был бы подобен им (по статусу). Исходя из этого при обращении к Аллаху с молитвами ниспослать Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и его семейству те же благословения, каковые были дарованы его семейству и Ибрахиму, включающему в себя и пророков, члены семьи Мухаммада приобретают из них (т.е. благословений) то, что им надеется. А потому, что для участников семьи Мухаммада недостижим статус пророков, дополнительные благословения и блага, дарованные пророкам, достаются (самому) Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует). Тем самым он обретает выдающееся положение, которого все остальные не в состоянии достигнуть».
Ибн аль-Каййим сообщил:
«Это самый отличный из всех прошлых взоров: что Мухаммад — один из участников семейства Ибрахима, по сути, он — наилучший из семейства Ибрахима, как передал ‘Али ибн Тальха от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) относительно высказывания Всевышнего: “Воистину, Аллах избрал Адама и Нуха (Ноя) и род Ибрахима (Авраама) и род ‘Имрана пред мирами” (сура «Семейство ‘Имрана», аят 33); Ибн ‘Аббас сообщил: «Мухаммад — из семейства Ибрахима». Основанием для этого помогает тот факт, что в случае, если другие пророки, являющиеся потомками Ибрахима, включены в его семейство, так уж к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) это относится первым делом. Так, отечественные слова «…как благословил Ты семейство Ибрахима» включают в себя как благословения, ниспосылаемые ему, так и остальным пророкам, являющимся потомками Ибрахима. После этого Аллах приказал нам молить о ниспослании благословений конкретно его семейству и Мухаммаду, так же как мы просим благословить его вместе с остальными участниками семейства Ибрахима в целом. Исходя из этого все члены семейства Пророка приобретают собственную долю от того, что им надеется, а всё другое достаётся ему (да благословит его Аллах и приветствует). без сомнений, что все благословения в совокупности, каковые приобретает семейство Ибрахима, включая самого Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), являющегося одним из их числа, превышают то, что приобретает Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в отдельности. Исходя из этого обращение за него к Аллаху с молитвами заключает в себе столь огромное благо, что оно определённо превосходит те молитвы, с которыми (верующие) обращаются к Аллаху за Ибрахима. Так, делается ясна сущность аналогичного сравнения и его логичность. Молитвы, с которыми обращаются за него, применяя конкретно эти слова, превосходят каждые иные (молитвы), потому, что (верующие) просят, дабы эта мольба содержала в себе столько же, сколько содержит в себе сам пример для сравнения, и дабы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) взял большую часть (из этого): подобное сравнение диктует то, что испрашиваемое (верующими) в мольбах превышает дарованное (Аллахом) остальным и Ибрахиму. Так, знатность и превосходство Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) если сравнивать с его семейством и Ибрахимом, включающим в себя многих пророков, очевидны, соответствуя тому, чего он заслуживает. Эта молитва о ниспослании благословений Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) именно и говорит о его превосходстве, и она не больше того, чего он (вправду) заслуживает. Так пускай Аллах благословит его и его семейство, приветствует их бессчётными пожеланиями мира и дарует ему больше награды благодаря отечественным мольбам, чем кому-либо из вторых Собственных пророков. О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты семейство Ибрахима, воистину, Ты — Хороший Хвалы, Славный! И ниспошли благословения семейству и Мухаммаду Мухаммада, как ниспослал Ты благословения семейству Ибрахима, воистину, Ты — Хороший Хвалы, Славный!» (Финиш цитаты Ибн аль-Каййима).
2. Читатель увидит, что эта часть молитвы во всех собственных формулировках содержит слова о ниспослании благословений семейству Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), его женам, потомству и ему самому. Исходя из этого произнесение в данной молитве только единственной фразы «О Аллах, благослови Мухаммада!» не есть Сунной и не соответствует повелению Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Напротив, нужно произносить все слова, содержащиеся в одной из этих молитв, потому, что так поступал он сам (да благословит его Аллах и приветствует), будь то в первом либо последнем ташаххуде. Об этом пишет Имам аш-Шафи‘и в собственной книге «аль-Умм»: «Ташаххуд в первом и во втором случаях есть однообразным; под «ташаххудом» я подразумеваю слова свидетельства (шахада) и молитвы о ниспослании благословений Пророку (да благословит его Аллах и приветствует); ни одно не будет достаточным без другого».
В действительности одно из самые удивительных явлений, которое породил наш век с его интеллектуальной анархией, пребывает в том, что один человек по имени Мухаммад Ис‘аф Нашашиби в собственной книге «аль-Ислам ас-семь дней» («Подлинный ислам») имеет наглость выступить с опровержением того, что касается ниспосылания благословений семейству Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) при обращении за него с молитвами, кроме того не обращая внимания на то, что это точно установлено в «Сахихах» аль-Бухари, Муслима и других сборниках хадисов со слов нескольких сподвижников, как, к примеру, Ка‘ба ибн Уджры, Абу Хумайда ас-Са‘ди, Абу Са‘ида аль-Худри, Абу Мас‘уда аль-Ансари, Абу Хурайры и Тальхи ибн ‘Убайдуллаха! В хадисах, каковые от них передаются, указано, что они задали вопрос Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Как нам обращаться к Аллаху с молитвами за тебя?» — и в ответ он научил их выполнять эти молитвы так, как было упомянуто ранее. Довод, использованный Нашашиби для подкрепления собственного мнения, пребывает в том, что Всевышний Аллах не упомянул кого-либо ещё наровне с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) в следующих Собственных Словах:
«О вы, каковые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте (довольно часто)!» (сура «Сонмы», аят 56).
Потом в собственном опровержении он говорит, что сподвижники задали ему данный вопрос по причине того, что значение слова «салят» им было известно как «мольба», поэтому-то они и задали вопрос: «Как мы можем обращаться с мольбами за тебя?»!
Подобного рода рассуждения являются очевидный обман, потому, что их вопрос состоял не в том, дабы он разъяснил им значение слова «салят» за него, потому что тогда он (т.е. семь дней) имел бы основания так рассуждать, а в том, как направляться выполнять «салят» за него, на что светло указано в тексте хадисов, каковые мы привели. Тем самым всё поднимается на собственные места, потому что они задали вопрос его о методе совершения этого (действия) в соответствии с Шариату, потому, что у них не было возможности определить об этом откуда-нибудь ещё, не считая как обратившись к Управлению Всезнающего, Всемудрого, Дарующего Шариат. Совершенно верно так же они имели возможность задать вопрос его и о методе совершения Салята (молитвы), что был вменён в обязанность через слова Всевышнего как, к примеру «…и совершай Салят (молитвы)…» (Сура «Та ха», аят 14); потому что то, что им было известно о буквальном значении слова «Салят», не имело возможности удержать их от потребности задавать вопросы относительно способа его совершения в соответствии с Шариату, а ведь это полностью светло.
Что касается упомянутого выше довода Нашашиби, на что он ссылается(600), то он беспочвен, потому, что мусульманам хорошо как мы знаем, что именно Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и есть тем человеком, что разъясняет Слова Господа миров, потому что Всевышний говорит:
«И ниспослали Мы тебе Поминание, чтобы разъяснил ты людям, что им ниспослано» (Сура «Пчёлы», аят 44). Так, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разъяснил, как направляться обращаться за него с молитвами к Аллаху, и в них включено его семейство, исходя из этого есть необходимым принять это от него, повинуясь словам Аллаха:
«Так берите то, что дал вам Посланник» (Сура «Собрание», аят 7), и руководствуясь следующим отлично известным и точным хадисом: «Воистину, мне были дарованы Коран и что-то подобное ему»(601).
Мне хотелось бы знать, а что сообщили бы Нашашиби одураченные его напыщенными словами люди, если бы кто-нибудь по большому счету начал отвергать произнесение ташаххуда или высказываться за то, дабы дамы, у которых месячные, совершали молитву и выполняли пост, доказывая это только тем, что Всевышний Аллах не упомянул в Коране о произнесении ташаххуда — Он упомянул лишь о поясных и земных поклонах — и не высвободил в Коране дам, у которых месячные, от поста и молитвы?! Так согласны ли они с подобными аргументами, каковые легко просматриваются через строки его исходного довода, либо нет? В случае, если их ответ (на этот вопрос) утвердительный, а мы сохраняем надежду, что они так не ответят, то тогда они впали в глубокое заблуждение, через чур удалённое от Управления, тем самым отделив себя от главной массы мусульман; в случае, если же их ответ отрицательный, то тогда они правы, согласившись с нами, и при таких условиях их аргументы в опровержении этих доводов будут совершенно верно такими же, как и отечественные, использованные против исходного довода Нашашиби, а эти аргументы мы разъяснили со всей ясностью.
Исходя из этого я призываю мусульман остерегаться попыток осознать Коран, не прибегая (наряду с этим) к Сунне, потому, что вам это ни при каких обстоятельствах не удастся, будь вы самим Сибавайхом(602) отечественной эры, специалистом в области арабского языка. Наглядный пример именно перед вами, потому что в наши дни данный самый Нашашиби есть одним из ведущих учёных в области арабского языка; вы сами заметили, как он впал в заблуждение, обманувшись собственными знаниями языка, не обратившись к помощи Сунны в понимании Корана; по сути, как вам известно, он отверг эту помощь. На данный счёт существует кроме этого множество вторых примеров, но ввиду того, что их перечисление займёт тут через чур много места, мы ограничимся только приведённым выше, считая его достаточным, а Аллах дарует всякую возможность.
3. Читатель кроме этого увидит, что ни в одной из этих молитв за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не употреблено слово «саййид» (господин). Ученые-богословы из поздних поколений разошлись во мнениях относительно правомерности включения этого слова в «молитву Ибрахима»(603). Ввиду ограниченности места мы не будем вдаваться в подробности и не начнём упоминать тех, кто отвергал правомерность (включения) этого (слова), руководствуясь указанием наилучшего преподавателя данной уммы (общины) — Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что по окончании заданного ему вопроса о том, как направляться обращаться за него с молитвами к Аллаху, приказал: «Рассказываете: «О Аллах, благослови Мухаммада…» (и потом до конца мольбы)». Но мы ограничимся тут приведением только одной цитаты хафиза Ибн Хаджара аль-Аскалани, высказавшегося по этому вопросу, учитывая его статус как одного из авторитетнейших учёных-богословов шафиитского мазхаба как в области хадисов, так и в области фикха (исламского права), потому, что противоречивые взоры довольно этого учения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) именно больше всего распространились среди учёных-шафиитов!
Наибольший знаток хадисов (хафиз) Мухаммад ибн Мухаммад ибн Мухаммад аль-Гурабили (790-835 г. х.), соратник Ибн Хаджара, написал следующее (я цитирую по его рукописи(604)):
«Ему (т.е. Ибн Хаджару), да окажет помощь нам Аллах извлечь пользу из его жизни, задали следующие вопросы об изюминках обращения с молитвами за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), будь то на протяжении молитвы либо нет, при необходимых событиях либо желательных: «есть ли одним из её (молитвы) условий, дабы к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) относили (понятие) «саййада» (господство, лидерство), к примеру, в выражениях «О Аллах, благослови отечественного господина («саййидина») Мухаммада…» либо «наилучшего из созданий» либо «господина потомков Адама» и т.п.? Или направляться строго придерживаться выражения «О Аллах, благослови Мухаммада…»? Какой из этих двух подходов представляется наилучшим: включать слово «саййид» (господин) исходя из того, что оно есть установленным атрибутом Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), либо же не включать это слово исходя из того, что оно отсутствует в хадисах?» Он (Ибн Хаджар), да будет милостив к нему Аллах, ответил: «Да (очевидно), оптимальнее направляться тем словам, каковые передаются в хадисах. Запрещено рассуждать (тут) следующим образом: «Быть может, сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не произносил это из скромности, поскольку он не сказал при упоминании собственного имени — да благословит его Аллах и приветствует (салла-Ллаху ‘аляйхи ва саллям), не смотря на то, что его умме подобным образом поступать рекомендуется», — потому что мы говорим, что если бы так было лучше (т.е. включать в мольбы слово «саййид»), то об этом передавалось бы от сподвижников, а после этого от их последователей, но ни в одном сообщении от сподвижника либо последователя нам для того чтобы не виделось. А ведь это не обращая внимания на то, что от них передаётся довольно много сообщений и хадисов(605). У нас имеется Имам аш-Шафи’и, да возвысит Аллах его положение, один из самые выдающихся людей в том, что касается почитания Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что в предисловии к собственной книге, являющейся главным (правовым источником) для последователей его мазхаба, пишет: «О Аллах, благослови Мухаммада…» и потом: «…всегда, в то время, когда один из поминающих поминает его, и всегда, в то время, когда один из забывчивых забывает его помянуть»; похоже, что это умозаключение он вывел из точного хадиса, в котором сообщается, что (в один раз) Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) увидел, как Мать правоверных(606) прославляла (Аллаха) в течение продолжительного времени и по многу раз, на что он сообщил ей: «…я трижды повторил четыре слова (фразы), но в случае, если (сравнить их) по весу со всем сообщённым тобой В первую очередь дня, (мои слова) непременно перевесят! (Я сказал): «Слава Аллаху и хвала Ему (столько раз, сколько существует) Его творений…». Он (да благословит его Аллах и приветствует) обращался к Аллаху с краткими по форме, но объёмными по содержанию мольбами. Кади ‘Ийад выделил особую главу в собственной книге «Аш-Шифа’» («Книга об исцелении»), посвящённую молитвам за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), где он привёл хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), переданные некоторыми их последователями и сподвижниками: ни в одном из них не упоминается слово «саййид» (господин):
а) Хадис, переданный от ‘Али, в котором сообщается, что он обучал их обращаться к Аллаху с молитвами за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), применяя следующие слова: «О Аллах, Распростёрший равнины и Сотворивший вершины, благослови наилучшим образом и ниспошли Собственные самые обильные благословения и каждые оставшиеся приветствия Мухаммаду, Посланнику и Твоему рабу, открывающему то, что закрыто!»
б) Кроме этого передаётся, что ‘Али сказал: «Да благословят Аллах, Всемилостивый, Милосердный, ближайшие (к Нему) Ангелы, Пророки, Наиправдивейшие (рабы Аллаха), Мученики (за веру), Праведники и все, кто прославляет Тебя, о Господь миров, — Мухаммада, сына Абдуллаха, Печать Пророков, имама богобоязненных…» и потом.
в) Со слов ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда передаётся, что он сказал: «О Аллах, благослови и ниспошли Своё милосердие и Свои благословения Мухаммаду, Посланнику и Твоему рабу, имаму добродетели, посланнику милосердия…» и потом.
г) Со слов аль-Хасана аль-Басри передаётся, что он сказал: «Любому, кто желает испить чашу (воды), утоляющей жажду, из водоёма(607) (аль-хауд) Избранника (аль-Мустафа), направляться сказать: «О Аллах, благослови Мухаммада и его семейство, его сподвижников, его жён, его детей, его потомство, его домочадцев, его родственников (с обеих сторон), его ассистентов, его последователей и всех, кто возлюбил его».
Конкретно так он (т.е. кади ‘Ийад) писал в собственной книге «Аш-Шифа’» относительно того, как обращались с молитвами за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) его их последователи и сподвижники, упомянув в ней кроме этого и другие вещи. Да, в одном из хадисов от Ибн Мас‘уда, что приводит Ибн Маджа, вправду передаётся, что, обращаясь к Аллаху с молитвами за Пророка, он (якобы) сказал: «О Аллах, ниспошли Твои наилучшие благословения, благодать и милосердие господину («саййид») Посланников…» и без того потом, но цепочка передатчиков (иснад) этого хадиса есть не сильный, исходя из этого хадису от ‘Али отдаётся большее предпочтение, потому что ат-Табарани приводит его через приемлемую цепочку передатчиков. Данный хадис содержит в себе тяжёлые (для понимания) слова, каковые я выделил и разъяснил в книге «Фадль ан-наби» («Преимущества Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!»), написанной Абуль Хасаном ибн аль-Фарисом. Кое-какие из шафи’итов заявили, что если бы какой-нибудь человек разрешил клятву обратиться к Аллаху с наилучшей молитвой за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то, дабы выполнить эту клятву, ему следовало бы сообщить: «О Аллах, благослови Мухаммада всегда, в то время, когда поминающие поминают его, а забывчивые забывают его помянуть!» Ан-Навави сообщил: «самые соответствующими тому, что направляться выяснить как подлинное, являются следующие слова: «О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима…». Кое-какие ученые из поздних поколений ответили на данный (вопрос), сообщив, что ни в одном из двух упомянутых способов не содержится каких-либо доказательств того, что из них есть наилучшим в том, что касается хадисов, но в том, что касается значения, разумеется превосходство для того чтобы метода, где не упоминается слово «саййид» (господин). Данный вопрос отлично известен в книгах по фикху, и у всех подряд учёных-правоведов, занимавшихся данной тематикой, ни в одном из их высказываний не видится слово «саййид». Если бы потребление данного слова было нужно, то это не ускользнуло бы от внимания сходу всех учёных-правоведов и они не остались бы в неведении о нём. Всё благо заключено в следовании тому, что (точно) передаётся (в сообщениях и хадисах), а Аллаху это ведомо лучше!» (Финиш цитаты Ибн Хаджара).
Точку зрения Ибн Хаджара о неприемлемости именовать Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) словом «саййид» при обращении за него с молитвами к Аллаху, а обращаться за него с молитвами велено в Коране, кроме этого разделяют учёные-богословы ханафитского мазхаба. Конкретно этого взора нужно придерживаться, потому что он есть самоё истинным проявлением любви к нему (да благословит его Аллах и приветствует):
«Сообщи (о Мухаммад!): «В случае, если любите вы Аллаха, то следуйте за мной, (и тогда) Аллах возлюбит вас …» (сура «Семейство ‘Имрана», аят 31).
Руководствуясь этим (повелением), имам ан-Навави сообщил в книге «Равдат ат-Талибин» (1/265): «Самой идеальной молитвой за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) есть (следующая): «О Аллах, благослови Мухаммада…», — и потом он привёл те же слова, каковые находятся в форме молитвы под № 3, а ведь в ней не упоминается слово «саййид»!
4. Нужно знать, что формы молитвы за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) под № 1 и № 4 содержат в себе те слова, которым научил собственных сподвижников сам Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) по окончании того, как они задали вопрос его, как им направляться обращаться за него с молитвами к Аллаху; исходя из этого эти формы мольбы приводятся в качестве свидетельства того, что они являются наилучшими методами вознесения молитв за него, потому что он выбирал для сподвижников либо для себя только то, в чём содержится громаднейшее благо и польза. Имам ан-Навави, как было упомянуто ранее, поддержал (в собственной книге «Равдат ат-Талибин») (то мнение,) что если бы какому-нибудь человеку было нужно принести клятву обратиться к Аллаху с наилучшей молитвой за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которая лишь вероятна, её не удалось бы выполнить как-то в противном случае, не считая как применяв эти слова.
Ас-Субки кроме этого привёл другую обстоятельство: любой, кто обращается к Аллаху со словами благословения, содержащимися в этих мольбах, возможно абсолютно уверен, что он вознёс молитву за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует); тот же, кто применяет другие слова, испытывает сомнения: вознёс ли он молитву так, как это предписано, либо нет? Подобным образом дело обстоит по причине того, что они задали вопрос: «Как нам обращаться к Аллаху с молитвами за тебя?», а он ответил: «Рассказываете…», тем самым выяснив для них, что при вознесении за него молитв им направляться сказать то-то и то-то. Об этом упомянул аль-Хайсами в «Ад-Дарр аль-Мандуд» (25/2), после этого, сообщив (27/1), что поставленная цель достигается при вознесении любой молитвы, слова которой передаются в точных хадисах.
5. Нужно знать, что нет никаких оснований объединять все формы приведённых молитв за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в одну-единственную форму; тот же принцип действует в отношении разных форм ташаххуда, ранееупомянутых. По сути это было бы равносильно религиозному новшеству; Сунной же есть произнесение каждой из этих форм мольбы в различное время, как разъяснил шейх-уль-ислам Ибн Таймиййа при рассмотрении вопроса о такбирах, относящихся к двум исламским праздникам («Маджму‘ аль-Фатава» 29/253/1).
6. Учёный-богослов Сиддик Хасан Хан, приведя в собственной книге «Нузуль аль-Абрар би-ль-‘Ильм аль-Ма’сур мин аль-’Преисподняя‘ийа ва-ль-Азкар» бессчётные хадисы о преимуществах обращения к Аллаху с нередкими мольбами за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), пишет следующее (стр. 161):
«без сомнений, что знатоки хадисов и те, кто занимается передачей Пречистой Сунны, опережают остальных мусульман в том, что касается обращения за него (да благословит его Аллах и приветствует) к Аллаху с молитвами, потому что это есть одной из их обязанностей ввиду того, что, избрав для себя эту добропорядочную стезю знания, они возносят за него мольбы благословения перед каждым хадисом, и так их языки всегда поминают его (да благословит его Аллах и приветствует). Не существует ни одной книги, посвященной Сунне, и ни одного сборника хадисов — «Джами‘», «Муснад», «Му‘джам», «Джуз’»(608) и др. — дабы в них не находились тысячи хадисов, а остальные сборники мало в чём от этого отличаются. Так, это и имеется «Спасшаяся община»(609): главная масса знатоков хадисов, каковые в Сутки Воскресения окажутся самый близки среди всех остальных людей к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и которым по всей видимости первым делом будет даровано (Аллахом) его заступничество (да благословит его Аллах и приветствует), да станут мои мать и отец выкупом за него! Эти преимущества, свойственные знатокам хадисов, не сможет превзойти ни один человек, в случае, если лишь он не будет делать ещё больше из того, что совершают они… Исходя из этого я обращаюсь к тебе: если ты хочешь получить благо, ищешь спасение, да всё что угодно, тебе направляться или самому стать знатоком хадисов (мухаддисом), или пребывать рядом с ними; не поступай в противном случае… потому что кроме этого ничто не принесло бы тебе пользу» (Финиш цитаты Сиддика Хасан Хана).
Я прошу Пресвятого и Всевышнего Аллаха причислить меня к этим знатокам хадисов, ближе всех остальных людей находящихся к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует); быть может, эта книга будет тому свидетельством. Да одарит Аллах Собственной Милостью имама Ахмада, что продекламировал (следующие строчки):
Религия Мухаммада — в хадисах,
Наилучшие скакуны для парня — в традициях;
Не отворачивайся от его знатоков и хадиса,
Потому что мнение — ночь, а хадис — это сутки.
Может, несведущ юнец в Управлении,
Не смотря на то, что солнце сияет во всём собственном блеске!
__________
(600) Другими словами что Всевышний Аллах не упомянул кого-либо ещё наровне с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) в 56-м аяте суры «Сонмы» (Прим. перев.).
(601) Абу Ахмад и Дауд приводят данный хадис через точную цепочку передатчиков.
(602) Сибавайх — знаток и известный учёный арабского языка, живший во II в. х.
(603) Как было отмечено ранее, эта молитва кроме этого носит название «молитва Ибрахима» (Прим. перев.).
(604) Эта рукопись хранится в библиотеке «аз-Захириййа» (Дамаск).
(605) Тут направляться подчернуть, что слово «хадис» свидетельствует сообщение о Пророке (да благословит его Аллах и приветствует), а слово «асар» — сообщение о словах либо делах сподвижников либо последователей. Время от времени эти два слова смогут употребляться в качестве синонимов (Прим. перев.).
(606) Тут речь заходит о Джувайриййи бинт аль-Харис (да будет доволен ею Аллах). Более детально об данной истории см.: «Сады Праведных» имама ан-Навави («Книга (о словах) поминания (Аллаха)», «Глава о преимуществе поминания (Аллаха) и побуждении к поминанию») (Прим. перев.).
(607) Тут имеется в виду водоём Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), о котором в «Сахих» аль-Бухари и Муслима сообщено, что «…вода его белее молока, благоухание его приятнее запаха мускуса, а чаши (кувшины), стоящие на берегах его, (по численности собственной) подобны звёздам небесным, и любой из испивших воды его уже ни при каких обстоятельствах не почувствует жажды». В «Сахих» аль-Бухари и Муслима, а также в других сборниках приводится множество хадисов, в которых упоминается данный водоём (Прим. перев.).
(608) Прим. перев.: все определения забраны из книги врача Махмуда Таххана «Пособие по терминологии хадисов» (М., 2002. С. 145-146):
«Джами‘» — каждая книга, в которой её составитель разбивает материал на главы, посвященные всевозможным темам (к примеру, «догматы религии», «виды поклонения», «преимущества отдельных людей» и т.д.). Примером может служить «аль-Джами‘ ас-Сахих» имама аль-Бухари.
«Муснад» — каждая книга, в которой собраны хадисы, передававшиеся со слов каждого из сподвижников в отдельности независимо от темы хадиса. Примером может служить «Муснад» имама Ахмада ибн Ханбаля.
«Му‘джам» — каждая книга, в которой её составитель располагает хадисы по большей части по именам шейхов в алфавитном порядке. Примером может служить сборник называющиеся «аль-Ма‘аджим ас-Саляса» ат-Табарани, составными частями которого являются «аль-Му‘джам аль-Кябир», «аль-Му‘джам аль-Аусат» и «аль-Му‘джам ас-Сагир».
«Джуз’» — каждая маленькая по количеству книга, в которой собраны хадисы, передававшиеся одним из передатчиков; или же это такая книга, в которой собраны хадисы по одной теме, являющейся предметом углубленного изучения. Примером может служить сборник называющиеся «Джуз’ Раф‘ аль-Йадайн фи-с-Салят» имама аль-Бухари.
(609) «Спасшаяся община» — это одна и единственная из семидесяти трёх групп мусульман, которая спасётся от Огня. В точных хадисах сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил: «Группа из моей общины будет очевидно придерживаться истины, и не повредят им выступающие против них до тех пор, пока не придёт веление Аллаха Всевышнего» (Аль-Бухари и Муслим). В другом хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил довольно этих групп: «Все они будут в Огне, не считая одной, и это — (приверженцы) согласия (аль-джама‘а)» (Ибн Маджа и Ахмад). В второй версии этого хадиса Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил о людях «Спасшейся группы»: «…и это те, каковые будут придерживаться того, чего придерживаюсь сейчас я и мои сподвижники» (Ат-Тирмизи и аль-Хаким). Да причислит нас Аллах к данной единственной спасшейся группе! (Прим перев.).
__________
Обращение к Аллаху (ду‘а) в первом ташаххуде
Он (да благословит его Аллах и приветствует) кроме этого установил в качестве управления произнесение мольбы (ду‘а) и в этом ташаххуде, сообщив: «В то время, когда вы усаживаетесь по окончании каждых двух рак‘атов, то произносите «ат-тахиййат», а после этого каждому из вас направляться выбрать ту мольбу, которая ему больше нравится, и обратиться (с ней) к Всемогущему и Всевышнему Аллаху»(610).
__________
(610) Ан-Наса’и, Ахмад и ат-Табарани приводят данный хадис через разные цепочки передатчиков от Ибн Мас‘уда — более детально этот хадис рассматривается в «Ас-Сахих» (878), а в «Маджма‘ аз-3ава’ид» (2/142) кроме этого приводится второй поддерживающий хадис.
__________
Вставание для совершения третьего, а после этого четвертого рак‘атов
После этого «он (да благословит его Аллах и приветствует) поднимался для совершения третьего рак‘ата, произнося такбир(611), приказав делать то же самое «человеку, что не хорошо помолился»: «…и поступай так же в каждом рак‘ате», как о том упоминалось ранее.
«В то время, когда он (да благословит его Аллах и приветствует) поднимался по окончании сидения, то произносил такбир, а после этого поднимался»(612); время от времени «он поднимал руки»(613) при произнесении этого такбира.
«В то время, когда он желал встать для совершения четвертого рак‘ата, то произносил: «Аллах Велик! (Аллаху акбар)»(614), приказав так же поступать «человеку, что не хорошо помолился», как о том было упомянуто ранее, и время от времени «он поднимал руки»(615) при произнесении этого такбира.
«Он усаживался на собственную левую ногу прямо, храня (наряду с этим) покой, пока любая кость не возвращалась на собственный место, а после этого поднимался, опираясь (руками) о почву»(616); и «он сжимал пальцы в кулак(617), опираясь на руки при вставании»(618).
В обоих этих рак‘атах он просматривал суру «аль-Фатиха», приказав делать так же «человеку, что не хорошо помолился». Совершая полуденную молитву, он время от времени дополнительно просматривал пара аятов (по окончании суры «аль-Фатиха»), как это было разъяснено в разделе «Чтение аятов Корана по окончании суры «аль-Фатиха» в последних двух рак‘атах полуденной молитвы».
__________
(611) Аль-Бухари и Муслим.
(612) Абу Йа‘ла в собственной книге «Муснад» (284/2) приводит данный хадис через хорошую цепочку передатчиков. Он кроме этого приводится в «Сильсилят аль-Ахадис ас-Сахих» (604).
(613) Аль-Бухари и Абу Дауд.
(614) В том месте же.
(615) Абу Авана и ан-Наса’и приводят данный хадис через точную цепочку передатчиков.
(616) Аль-Бухари и Абу Дауд.
(617) Дословно: «как тот, кто замешивает тесто».
(618) Аль-Харби в «Гариб аль-Хадис». Суть этого хадиса приводят в собственных сборниках аль-Бухари и Абу Дауд. А что касается хадиса, в котором сообщается, что «он запретил человеку опираться на собственную руку при вставании на протяжении молитвы», то данный хадис имеет форму «мункар» и есть недостоверным, как я разъяснил в книге «Сильсилят аль-Ахадис ад-Да‘ифа» (967).
Прим. перев. (оба определения приводятся по книге врача Махмуда Таххана «Пособие по терминологии хадисов». (М., 2002. С. 77): существует два самые известных определения хадисов в форме «мункар»:
1) это таковой хадис, в иснаде которого упоминается имя передатчика, допускавшего неотёсанные неточности, довольно часто проявлявшего неосторожность либо известного своим нечестием;
2) это таковой хадис, что передавал не сильный передатчик и что противоречил тому, что передавал передатчик, хороший доверия.
__________