Уровни педагогической культуры

(сл. 11) Педагоги, как и другие эксперты, различаются поуровню педагогической культуры– различной степени соответствия требованиям педагогической деятельности. А.М.Столяренко выделяет четыре уровня педагогической культуры:

— верховный опытный– говорит о том, что педагог достиг больших удач в собственной профессиональной деятельности. Он может грамотно, логично и доходчиво донести знания и воспитательные идеи до молодежи, способен вызвать у обучающихся интерес к учебной и социально-значимой деятельности, может увязать содержание учебной и воспитательной работы с окружающей действительностью, с актуальными для взрослеющего человека проблемами. К тому же, педагог, достигший наибольшего уровня, может руководить познавательной активностью детей, удачно организует их независимую работу, мастерски обладает новейшими технологиями воспитания и обучения, побуждает обучающихся мыслить, делать осознанный выбор нравственных и культурных сокровищ;

— средний опытный – показатели культуры приближены к характерным наибольшему уровню, но все же во многом еще отличаются от него;

— низкий (начальный) опытный – характерен для начинающих педагогов, взявших предварительную педагогическую подготовку (образование); данный уровень отмечается в большинстве случаев в первые три года работы;

— допрофессиональныйхарактерен наличием у занимающегося педагогической работой лишь почерпнутых в личном опыте обучения в средней и высшей школе представлений о том, что такое урок, как его проводить. Это знания эмпирические, несистематизированные, обывательские, имеющие бессчётные пробелы, неточности а также неточности; они подобны знаниям современного любителя детективных фильмов, что считает, что знает, как трудится следователь, оперативник, судья, юрист, и думает, что имел возможность бы уже и сам поработать на их месте. Но с этими знаниями (они свойственны для практиков, переходящих на работу в школы без педагогической переподготовки) нереально осуществлять полноценную педагогическую деятельность и обычно достигнуть высот педагогической культуры кроме того за 10 – 20 лет преподавания.

В соответствии со степенью осознанности, структурированности, устойчивости опытной позиции педагога Н. М. Борытко выделяет пять уровней сформированности педагогической культуры.

Первый уровень– «внегуманитарный». Педагог основной собственной функцией вычисляет передачу знаний, умений, навыков, профессии и т.д. Воспитательный ее эффект он не формирует и не проектирует. Вместе с детьми применяет в основном ролевые формы поведения, выбираемые в силу стихийно сложившихся представлений о ролевых функциях.

Второй уровень– «нормативный». Это тип исполнителя руководств. В структуре его позиции преобладают нормы педагогической деятельности, каковые он принимает к выполнению, не вспоминая о собственном отношении к ним. Тенденции в его педагогическом сотрудничестве с детьми скорее обусловлены собственными людскими качествами, каковые он принимает как проявление собственной отсутствия компетенции, необученности в области педагогической деятельности. Кроме того будучи приверженным гуманитарным взорам в принципе, таковой педагог возможно авторитарным в профессиональной деятельности.

Третий уровень– «технологический». Это педагог, что увлечен поиском педагогических разработок, а по сути – новых воспитания организации и форм обучения. Его увлекает вариативность общения, в самоанализе довольно часто звучат фразы «детям понравилось». Отношение детей к его деятельности значимо для него, не смотря на то, что и побуждает большей частью только к поиску «новых разработок». Гуманитаризация мыслится им на уровне отдельных обстановок, включенных в педагогический процесс, а не на уровне стиля деятельности педагога. Признание разнообразия в его деятельности проявляется конечно, но лишь только как уход от рутины.

Четвертый уровень– «системный».На этом уровне педагог пытается к созданию совокупности собственных сотрудничеств с воспитанниками. Тут анализируется педагогическая обстановка и выбирается оптимальный стиль педагогической деятельности. Формы учебно-воспитательной работы воспринимаются только как «заготовки», «стройматериал» для установления оптимальных взаимоотношений с детьми на базе педагогических целей. Для педагога делается ответственным не только разнообразие позиций детей, вместе с тем различные смыслы их участия в педагогическом сотрудничестве. Признание разнообразия помогает отправной точкой для взаиморазвития самого педагога и детей.

Пятый уровень– «концептуальный». Педагог включает учебно-воспитательные сотрудничества в сферу не только опытного, но и собственного жизненного развития. Он испытывает осознанную потребность в дискуссионных формах работы, признавая мнения воспитанников как самоценные. Подавление в педагогической работе для него делается только крайней дисциплинарной мерой. Главным стилем его деятельности есть обоюдное уважение и взаиморазвитие позиций.

Опытная культура педагога в ходе развития и своего становления проходит закономерную последовательность как следует разных состояний (уровней), каковые определяют стиль профессиональной деятельности, общения и поведения.

Последовательность этих уровней как качественных состояний опытного бытия педагога выявляет логику процесса становления его опытной культуры.

В качестве главного механизма ее становления у педагога многие исследователи именуют опытное самоопределение педагога, выбор им собственной позиции, средств и целей самоосуществления в конкретных событиях профессиональной деятельности; как проявления и основной механизм обретения человеком внутренней свободы. Самоопределение в профессии – это нахождение и поиск в ней собственного смысла, собственной меры бытия, собственного отношения к истине, каковые в итоге воплощаются в педагогических деяниях; обретение опытной достоинства и свободы говорит о организованной опытной культуре. Чувство опытной свободы при воплощении в судьбу концептуальных планов приходит с возможностью выбора определённого замысла действий, построения уникальной структуры способов, собственной совокупности воспитательной работы, разработки личной формы воплощения воспитательных взаимоотношений, логики педагогического процесса.

Вводная видеолекция к курсу \


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: