Идет урок биологии. Учительница растолковывает обучающимся, как нужно заботиться за скотом, как его кормить и содержать и как возможно расширить продуктивность скота. А «наглядные пособия» к уроку — коровы. Они тут же, за стеной, на скотном дворе.
Учительница Шкловской школы , Рязанской области, Алевтина Васильевна Федорова проводит урок животноводства конкретно на учебно-производственной ферме школы, в намерено отведенном для данной цели ярком и просторном помещении. По окончании вступительной теоретической части ученики сходу переходят на скотный двор; тут они фактически обучаются у знатных доярок, как заботиться за коровами, кормить их и доить.
Герой соцтруда доярка Е. Коврова обучает учениц Шиловской школы заботиться за коровами
Обучающиеся рязанских школ в далеком прошлом уже и весьма удачно трудятся в колхозах совместно со взрослыми. Они участвуют в сенокосе, убирают хлеб, пасут публичный скот. Среди рязанских школьников имеется не только доярки, но и дояры. Леня Каретов, сын доярки из колхоза «Восход солнца», Милославского района, еще будучи в VIII классе, стал одним из лучших дояров в колхозе. Сережа Васенков из села Юшты и в школе отлично обучался, и превосходно пас публичное стадо. Школьники Рязанской области производили на разных участках колхозного хозяйства миллионы трудодней.
Но рязанских преподавателей, да и самих школьников, не удовлетворяли громадные цифры трудодней. Хотелось, дабы труд школьников теснее связывался с теми знаниями, каковые они приобретают в классе. На школьных учебно-умелых участках кое-какую работу возможно вести, но что сделаешь на одном-двух гектарах? Трактору в том месте и не развернуться толком!
И вот у коллектива школы села Ермишь, центра одного из глубинных мещерских районов, появилась мысль организовать при школе громадное учебно-умелое хозяйство. Местный колхоз им. Ленина отправился школе навстречу и выделил ей 50 га. На таком земельном массиве обучающиеся школы взяли возможность выращивать урожаи разных сельскохозяйственных культур, использовать современную технику, обучаться наиболее значимым видам сельскохозяйственных работ.
В первую очередь обучающиеся Ермишинской школы выяснили под управлением преподавателей химии кислотность почвы и механический состав, содержание азота, калия и фосфора на разных участках учебно-умелого хозяйства. Это разрешило возможность определить дозы удобрений. Школа начала осваивать восьмипольный севооборот. Обрабатывали поля автомобилями.
Учебно-умелое школьное хозяйство начало собственную жизнь в тесном содружестве с колхозом и МТС. Колхоз дал удобрения, семена, ядохимикаты, а из МТС школа взяла трактор, плуги, культиваторы и тракторную сеялку. В распоряжение школы были предоставлены кроме этого трактор «Беларусь», кукурузопосадочная, картофелепосадочная, сеноуборочная и другие сельскохозяйственные автомобили.
Случилось это в 1956 г. В первоначальный же год обучающиеся Ермишинской школы вывезли на поля собственного хозяйства около 700 Т навоза, довольно много птичьего помёта и золы, известь (дабы уменьшить кислотность земли). Шепетильно упорядочили семена. Разработали замысел полевых работ. боронование и Пахоту на тракторе поручили десятиклассникам, а междурядную обработку посевов — девятиклассникам. Школьники превосходно вспахали все 50 га собственного хозяйства, совершили дискование земли и подготовку к гнездовым посадкам кукурузы и картофеля. Обучающиеся классов отлично совладали со всеми полевыми работами: они и тракторами руководили, и подкормку посевов совершили, и травы скосили, и стерню пролущили.
Шиловские школьники за ремонтом собственного трактора
Работа в учебно-умелом хозяйстве не мешала учению. Школьники стали учиться кроме того лучше. Они стали независимее, инициативнее, убедились, что без знания биологии, математики, физики, химии тяжело разобраться в сложном современном сельском хозяйстве.
Обком Компартии оценил опыт Ермишинской школы и заключил , что учебно-умелые хозяйства — очень успешная форма трудового политехнического обучения. О почине Ермишинской школы стало известно по всей Рязанской области. Учебно-умелыми хозяйствами заинтересовались не только в школах, но и работники колхоза. За организацию таких хозяйств взялись Сапожковская, Захаровская, Юштынская, Шиловская, Можарская и другие школы.
В 1957 г. учебно-умелые хозяйства были созданы при всех средних сельских школах Рязанской области. Пара тысяч гектаров почвы появилось в распоряжении рязанских школьников. В 1958 г. они вырастили и передали колхозам 1817 Т зерна, 13 556 Т картофеля, 3397 Т сахарной свеклы и 134 000 Т початков кукурузы и зелёной массы.
В большинстве случаев, урожай в школьных учебноопытных хозяйствах выше, чем у колхоза, на территории которого он расположен. Школьники соединяют труд со знаниями, с наукой и проявляют довольно много настойчивости, старания и настоящей творческой инициативы.
Учебно-умелые хозяйства рязанских школ — это настоящие лаборатории. В них проводится последовательность полезнейших опытов. Обучающиеся Ермишинской школы исследуют качества пшенично-пырейного гибрида № 599. Они изучают, как воздействует известкование земли на урожай кукурузы, следят за тем, что окажется, в случае, если в лунки под картофель вносить одновременно и перегной и золу. Испытывают они и разные методы обработки земли.
Обучающиеся Куплинской школы и их преподаватель А. С. Денисов прославились тем, что они вывели превосходные гибридные сорта высокоурожайной кукурузы. Но в учебноопытном хозяйстве они занимаются не только кукурузой, а изучают и малознакомые местным колхозам культуры — люпин и суданскую кормовую траву.
Колхоз им. Калинина выделил Шиловской школе 58 га. Обучающиеся освоили в учебно-умелом хозяйстве десятипольный севооборот. За два первых года они внесли в землю 840 Т местных удобрений, начав тем самым планомерно повышать плодородие земли. Шиловские школьники вырастили 21 сорт картофеля, из которых 6 сортов колхоз отобрал для внедрения в производство.
Учебно-умелые хозяйства рязанских школ из года в год растут. Хозяйство Ермишинской школы, к примеру, занимало в 1959 г. уже более 100 га почвы. Но учителя и обучающиеся рязанских школ не остановились на организации учебно-умелых хозяйств. По какой причине бы не создать при школах учебно-производственные фермы? Такие фермы были организованы при Шиловской и Пощуповской средних школах. Позже они начали появляться и при вторых школах области. От простого шефства над молодняком скота эта новая форма производительного труда обучающихся отличается тем, что школьники выполняют на ферме всю нужную для содержания животных работу — заботятся за ними, кормят их.
Учебно-производственная ферма Шиловской школы, к примеру, занимает два отделения в общей типовой животноводческой ферме колхоза. Она снабжена автопоилками. Тут имеется подвесная дорога, весы для взвешивания телят, кормозапарник, универсальная мельница, котлы для подогревания воды. На ферме занято более ста обучающихся VIII — IX классов. Школьники обучаются верно составлять и использовать рационы кормления коров, овладевают механической дойкой. А обучающиеся седьмых классов, дежуря посменно, заботятся за телятами, обучаются использовать минеральную подкормку, очертя голову определяют на весах суточные привесы собственных подшефных животных.
Учительница Шиловской школы А. В. Федорова вначале опасалась, что школьникам не так долго осталось ждать надоест кропотливая, не весьма чистая работа на ферме. Но она совершила ошибку: кроме того ученики младших классов увлеклись данной работой.
— Витя, а как твои подшефные? — задала вопрос она на перемене шестиклассника Витю Катыкова.
— Какие конкретно подшефные?
— Да телята! Не скучно тебе с ними?
— Что вы, Алевтина Васильевна. Разве с ними соскучишься? — возразил Витя.— С ними весьма интересно. Они забавные такие — как мелкие дети… Уже слушаются меня.
Сложным хозяйством школьной учебнопроизводственной фермы руководят, в большинстве случаев, сами обучающиеся. В 1958 г. фермой Шиловской школы управлял десятиклассник Николай Табунов, фермой Пощуповской школы — девятиклассница Валя Мазяйкина. В обеих этих школах любой класс разбит на звенья, каковые дежурят попеременно, соревнуясь между собой.
Кроме того самые отчаянные шалуны, придя на ферму, не решались ослушаться Валю Мазяйкину. Валя и ее команда заботливо заботились за телочками и верно, одновременно с их кормили. А результаты — на весах: средний за сутки привес каждой телочки 720—740 Г.
Учебно-умелое хозяйство каждой сельской школы в Рязанской области складывается из школьного участка, умелого хозяйства (от 50 до 100 га), располагающего современной сельскохозяйственной техникой, и животноводческой фермы. В 1958 г. в Рязанской области было 260 школьных ферм, на которых выращивались телята, 135 птицеводческих и 782 кролиководческие фермы.
Учителя Калининской семилетней школы Ново-Деревенского района увидели, что с некоторых пор в школьном уголке живой природы обучающиеся больше всего проводят время у клетки с зайцами. Интерес ребят к этим животным навел педагогов на идея организовать школьную кролиководческую ферму. Так как кролиководство — полезная отрасль хозяйства. У кроликов питательное диетическое мясо и пух. От каждой ее приплода и кроликоматки возможно взять за год не меньше полутора центнеров мяса к тому же хорошие шкурки.
Вопрос о создании кролиководческой фермы детально обсудили на школьном собрании. Калининская школа купила десять крольчих. Обучающиеся сами соорудили клетки. За каждой клеткой с зайцами начал ухаживать определенный ученик, строго выполняя рацион кормления. Так появился «зародыш» будущей кроликофермы. Организована она была в 1958 г. И в том же 1958 г. коллектив школы уже обязался сдать стране 500 кроликов неспециализированным живым весом не меньше тонны, а в 1959 г. — не меньше 1200 кроликов.
Начав с десяти кроликов Калининской школы, кролиководство в школах Рязанской области не так долго осталось ждать приняло широкий размах. В первую очередь кролиководческие фермы организовались во всех семнадцати школах Ново-Деревенского района. К концу 1958 г. в каждой из этих школ было по 30—35 кроликоматок. Это значит, что уже в 1959 г. один лишь Ново-Деревенский район взял возможность вырастить до 20 тыс. кроликов и сдать стране около 40 Т кроличьего мяса. Нетрудно представить себе, сколько кроличьего мяса, пуха и шкурок возможно было бы при благоприятных условиях взять на всех кролиководческих фермах Рязанской области.
Рязанцы уверены в том, что учебно-умелые хозяйства — самоё удачное в сельских условиях центральной нечерноземной полосы РСФСР совмещение школьного обучения с участием школьников в производительном труде. Рязанские педагоги полагают, что именно школьное учебноопытное хозяйство разрешит обучающимся самый обширно и разносторонне применить приобретаемые в школе знания. Полезно да и то, что учебно-умелое хозяйство, если оно отлично оснащено техникой, позволяет обучающимся овладевать данной техникой — не только водить тракторы и автомобили, но и заботиться за ними, а вдруг пригодится, то и ремонтировать. В 1959 г. в Ермишинской школе первенствовал выпуск механизаторов сельского хозяйства с аттестатом зрелости. Выпускники не только водят трактор и автомобиль, но и могут установить сеялку на высев, пахать, бороновать, культивировать и засевать поле.