Третьяковская галерея

Третьяковская галерея находится в Москве.

Из негромкого переулка, где она расположена, отлично виден за рекой Москвой прямая и Кремль, высокая колокольня Ивана Великого, а правее пестрые купола храма Василия Блаженного.

В Третьяковской галерее собраны многие много картин, картинок, скульптур, отражающих путь русского мастерства от эры Киевской Руси до наших дней.

Представители правящих классов царской России пренебрежительно относились к русскому мастерству и получали для собственных дворцов по большей части произведения западноевропейских мастеров.

Передовые люди русского общества, верившие в ее народ и Россию, гордились национальной культурой и предвещали ее предстоящий расцвет. Чтобы познакомить с выдающимися созданиями русского мастерства широкие слои общества, нужно было собрать воедино все рассеянные по частным коллекциям полотна русских мастеров. За исполнение данной добропорядочной патриотической задачи взялся Павел Михайлович Третьяков. Он был столичным торговцем, но широкая образованность, добытая упорным независимым трудом, и демократический образ мыслей снискали ему уважение и дружбу таких выдающихся людей России, как И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, И. Е. Репин, В. И. Суриков, И. Н. Крамской.

Располагая большими средствами, Третьяков решил употребить их на создание национальной галереи.

В 1856 г. он купил картину живописца Шильдера «Искушение», положив этим основание собственному музею.

В то время, когда Третьяков начинал собственную собирательскую деятельность, еще не были известны имена Репина, Сурикова, В. Васнецова (см. ст. об этих живописцах), Крамского, без которых на данный момент немыслимо представить Третьяковскую галерею. Но Третьяков свято верил в будущий расцвет русской школы живописи, связывая его с направлением демократического реализма, и получал для собственной галереи первым делом произведения живописцев-передвижников (см. ст. «Передвижники»).

Перед Третьяковым появлялись подчас значительные трудности. Приобретение запрещенной царской цензурой картины В. Г. Перова «Деревенский крестный движение на пасхе» угрожало Третьякову чуть ли не ссылкой в Соловецкий монастырь. Ему не разрещалось показывать публике картину «Иван Грозный и сын его Иван».

Передвижники предоставили Третьякову право первому выбирать картины с их выставок — приобретение картины для галереи Третьякова расценивалась живописцами как высокая честь. Конкретно произведениям передвижников, проникнутым верой в народ, страстным жаждой радостной для него доли и не меньше страстной критикой всего, «что тяготит и давит свет», в значительной степени обязана

Третьяковская галерея той воистину всеобщей любовью, которой она пользуется в наши дни.

Стремясь продемонстрировать в собственной галерее русское мастерство в его историческом развитии, Третьяков собирал картины и более ранних периодов (произведения древнерусского мастерства, этюды А. А. Иванова, портреты К. П. Брюллова).

Третьякову в собственности и еще одна громадная заслуга перед русской культурой — создание галереи портретов ее известных деятелей. Лучшие русские живописцы — Н. В. Неврев, Н. Н. Ге, В. Г. Перов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин—по заказу Третьякова создали высококлассные портреты «людей, дорогих нации» (по выражению Репина). Среди них портреты Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина, И. А. Гончарова, М, И. Глинки.

В 1892 г. П. М. Третьяков передал в дар Москве собственную галерею вместе с собранием собственного брата С. М. Третьякова.

Многие из картин, находящихся в Третьяковской галерее, известны нам с детства. Мы встречаем их воспроизведения в школьных книжках, альбомах, на открытках. Имена творцов этих картин: Репина, Сурикова, Шишкина (см. ст. «Русские пейзажисты»), Левитана (см. ст. «И. И. Левитан») и других — нам так же отлично известны, как имена великих русских писателей — Пушкина, Гоголя, Тургенева, Л. Толстого.

Русское мастерство, как и русская литература, формирует отечественное сознание, развивает патриотические эмоции, учит видеть и обожать красивое в окружающем мире и ненавидеть все, что уродует и портит жизнь.

Коммунист В. Д. Бонч-Бруевич говорил о том, какие конкретно мысли и эмоции будили выдающиеся полотна русских художников у революционной молодежи: «Еще нигде не обрисованы те переживания революционеров, те клятвы, каковые давали мы в том месте, в Третьяковской галерее, при созерцании таких картин, как «Иван Грозный и сын его Иван», как «Утро стрелецкой казни», как «Княжна Тараканова», как та картина, на которой гордый и уверенный народоволец отказывается перед смертной казнью принять благословение священника. Мы созерцали и «Неравный брак», принимая его как вековое угнетение дамы, детально останавливались на «Провале банка» и на «Крестном ходе…», часами разглядывали армейские, ожесточённые и страшные эпопеи Верещагина и продолжительно, продолжительно наблюдали на судьбу политических — отечественную судьбу — «На этапе» и близко осознавали «Бурлаков на Волге» и рисунков и тысячи полотен из судьбы рабочих, крестьян, солдат, духовенства и буржуазии…» В этих словах раскрывается громадная воспитательная роль Третьяковской галереи еще в дореволюционный период.

В. И. Ленин, посещая Третьяковскую галерею, сказал: «Все это мы должны дать широким весам». 3 июня 1918 г. В. И. Лениным был подписан декрет о передачи в госимущество галереи, о превращении ее в очаг художественного воспитания и просвещения народа. Признание заслуг Третьякова перед русской культурой выразилось в том, что за галереей навечно закреплено имя ее основателя.

Галерея непрерывно пополняется не только ветхими, но и новыми произведениями живописи, скульптуры и графики. Мастерство у нас создают все народы СССР, и, отражая данный новый этап, галерея перестает быть музеем лишь дореволюционного русского мастерства и преобразовывается в сокровищницу советского многонационального мастерства. В картинах, висящих на стенах советского отдела галереи, как в бессчётных зеркалах, отразилась жизнь пятнадцати союзных республик.

Приобщение к мастерству широчайших трудящихся весов — главная цель той громадной и многообразной работы, которая проводится в галерее. Для трудящихся, школьников и студентов организуются лекции, экскурсии, занятия, кружки по истории русского мастерства, всегда подготавливаются новые выставки, посвященные творчеству русских живописцев.

Галерея — центр научно-исследовательской деятельности. Тут создаются статьи и книги, проводятся конференции и научные совещания. В галерее изучаются и сохраняются документы, относящиеся к истории русского мастерства.

До Великой Октябрьской социалистической революции за год галерею посещало не более 50 тыс. человек. А на данный момент число визитёров в год намного превышает миллион.

Значение Третьяковской галереи в развитии русского и советского изобразительного мастерства было высоко оценено народом и Советским правительством нашей страны — незадолго до собственного столетнего юбилея Национальная Третьяковская галерея была награждена орденом Трудового Красного Знамени.

Государственная Третьяковская галерея


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: