Тогда как многобожники спят глубоким сном. 23 глава

1 Тут имеется в виду финиковые пальмы и земля.

2 Другими словами не считая иудеев.

3 Абу-ль-Хукайк — глава иудеев Хайбара из племени бану надир.

Глава 932: заключения ведения мира и Условия джихада с соперниками и запись этих условий.

1134 (2731, 2732). Аль-Мисвар бин Махрама, да будет доволен Аллах ими обоими, и Марван, да помилует его Аллах Всевышний, сообщения которых подтверждают друг друга, передали (следующее):

В (год заключения перемирия) в Худайбийe посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выступил (из Медины), а в то время, когда они (проехали) часть пути, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: «Халид бин аль-Валид1 с кавалерией курайшитов и авангардом находится в аль-Гамиме, (а исходя из этого) сворачивайте направо». И, клянусь Аллахом, Халид определил о (появлении мусульман), лишь в то время, когда (заметил поднятую двигавшимся) войском тёмную пыль, по окончании чего он поскакал (назад), дабы предотвратить курайшитов. Что же касается пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то он (продолжал) перемещение до тех пор, пока не достиг горного прохода, через что возможно было попасть к (курайшитам), где его верблюдица опустилась на колени. Люди стали (пытаться поднять её) криками: «Халь! Халь!» — но она не послушалась, и тогда они стали говорить: «Касва2 заупрямилась, Касва заупрямилась!» На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: «Касва не заупрямилась, потому что это не в её характере, но её задержал Тот же, Кто задержал и слона!»3 — а позже он сообщил: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, я дам им, всё, чего бы они ни настойчиво попросили от меня, в случае, если лишь они будут почитать то, что заявил священным Аллах!»4 Позже (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) прикрикнул на (собственную верблюдицу), и она поднялась на ноги, а позже он направил (людей) в другую сторону и остановился в самой дальней части Худайбийи у источника, в котором было мало воды. Люди принялись понемногу набирать её, но уже не так долго осталось ждать вычерпали всё до конца и стали жаловаться посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на (то, что их мучает) жажда. Тогда он вытащил из собственного колчана стрелу и приказал им воткнуть её в (данный источник), и, клянусь Аллахом, вода постоянно била для них ключом, пока (все) они не ушли (оттуда, утолив жажду). Тем временем (в лагерь мусульман) прибыл Будайль бин Варка аль-Хуза‘и5 в сопровождении нескольких людей из собственного племени хуза‘а, каковые были советниками посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, из обитателей Тихамы и пользовались его полным доверием. (Будайль) сообщил: «Я покинул Ка‘ба бин Луаййа и ‘Амира бин Луаййа, каковые остановились у неиссякаемых вод Худайбийи совместно со собственными дойными верблюдицами6. Они будут сражаться с тобой и (попытаются) помешать тебе достигнуть Каабы». (На это) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: «Воистину, мы пришли (ко мне) не чтобы сражаться с кем-либо, а чтобы совершить погибну. Война истощила курайшитов и нанесла им ущерб, и если они захотят, я заключу с ними перемирие, (на протяжении которого) они не должны будут вмешиваться в мои дела с (вторыми) людьми7. В случае, если я одержу победу и (курайшиты) захотят, они (смогут принять ислам), как это делают (другие) люди, (а если они не захотят этого, то как минимум) смогут собраться с силами. В случае, если же они откажутся (от перемирия), то, клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, я обязательно стану сражаться с ними для собственного дела, пока не погибну, но (я уверен, что) Аллах непременно осуществит (то, что Ему угодно)!» Будайль сообщил: «Я передам им твои слова», по окончании чего уехал. Прибыв к курайшитам, он сообщил (им): «Мы приехали к вам от этого человека8, слова которого мы слышали, и если вы желаете, то мы передадим их вам». Неразумные (из курайшитов) сообщили: «Мы не нуждаемся в том, дабы ты передавал нам что-нибудь от него», умные же из них сообщили (так): «Скажи, что ты слышал от него». (Будайль) сообщил: «Я слышал, как он сообщил то-то и то-то», и передал им слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Затем со собственного места встал ‘Урва бин Мас‘уд и задал вопрос: «О люди, разве (любой из вас) не (подобен для меня) отцу?» Они сообщили: «Да». (Позже) он задал вопрос: «А разве я не (подобен для вас) сыну?»9 Они сообщили: «Да». (Позже) он задал вопрос: «Подозреваете ли вы меня (в чём-либо)?» Они сообщили: «Нет». (Позже) он задал вопрос: «Разве вы не понимаете, что я кликал людей из ‘Укяза10 (на помощь вам), а в то время, когда они отказали мне, я привёл к вам собственных родственников, детей и тех, кто мне подчиняется?» Они сообщили: «Знаем». (Тогда) он сообщил: «(Так знайте, что) данный человек делает вам разумное предложение, примите же его и разрешите мне встретиться с ним». Они сообщили: «Ты (можешь) встретиться с ним», по окончании чего он отправился к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и начал говорить с ним, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил ему приблизительно то же, что он сказал Будайлю. (Выслушав его,) ‘Урва сообщил: «О Мухаммад, а что ты будешь сказать, в случае, если совсем сотрёшь с лица земли собственных соплеменников? И приходилось ли тебе слышать, дабы кто-нибудь из арабов до тебя поголовно уничтожал собственных соплеменников? В случае, если же дело обернётся по-второму, (ты останешься в одиночестве,) потому что, клянусь Аллахом, я что-то не вижу (тут) добропорядочных людей, но вижу различный сброд, что разбежится и покинет тебя (при твоего поражения)». (Услышав это,) Абу Бакр грубо обругал его11 и вскрикнул: «Неужто (ты и в действительности вычисляешь, что) мы разбежимся и покинем его?!» (‘Урва) задал вопрос: «Кто это?» (Ему) сообщили: «Абу Бакр». (‘Урва) сообщил: «Воистину, клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, если бы когда-то ты не оказал мне благодеяние, за которое я не отплатил, я бы ответил тебе (тем же)!» — по окончании чего продолжил разговор с пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Любой раз, как (‘Урва) сказал что-нибудь, он (пробовал) дотронуться до бороды пророка, да благословит его Аллах и приветствует, рядом с которым стоял аль-Мугира бин Шу‘ба. В руке у него был клинок, а на голове — шлем, и в то время, когда ‘Урва протягивал руку к бороде пророка, да благословит его Аллах и приветствует, (аль-Мугирa) ударял его по руке ножнами и сказал: «Убери собственную руку от бороды посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!» (В итоге) ‘Урва поднял голову и задал вопрос: «Кто это?» (Ему) сообщили: «Аль-Мугира бин Шу‘ба». (Тогда) ‘Урва вскрикнул: «О вероломный! Разве не стараюсь я (до сих пор уладить последствия) твоего измены?!» (А дело было в том, что) перед тем как стать мусульманином аль-Мугира убил людей, каковые были его спутниками, и забрал их имущество, а позже явился (в Медину) и принял ислам,12 пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил (ему): «Что касается (твоего) ислама, то я принимаю (его), что же касается имущества, то я не имею к нему никакого отношения».13 Затем ‘Урва начал пристально наблюдать на сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и, клянусь Аллахом, (он заметил, что,) в то время, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сплёвывал и (капли его) слюны попадали на ладонь кого-либо из людей, (данный человек) непременно растирал их по собственному коже и лицу14; в то время, когда он повелевал им что-нибудь, они торопились выполнить (любое) его веление; в то время, когда он совершал омовение, они готовься сражаться между собой за (остававшуюся затем воду), в то время, когда же начинал сказать, они понижали собственные голоса в его присутствии, а (помимо этого,) из почтения к нему они не наблюдали на него внимательно. Затем ‘Урва возвратился к своим товарищам и сообщил: «О люди, клянусь Аллахом, мне приходилось посещать у царей, и я приезжал к императору, хосрою и негусу15, но, клянусь Аллахом, не видел я ни одного царя, которого его приближённые почитали бы так же, как сподвижники Мухаммада почитают Мухаммада! Клянусь Аллахом, если он сплёвывает и (капли его) слюны попадают на ладонь кого-либо из людей, (данный человек) непременно растирает их по собственному коже и лицу; в то время, когда он повелевает им что-нибудь, они торопятся выполнить (любое) его веление; в то время, когда он совершает омовение, они готовы сражаться между собой за (оставшуюся затем воду), а в то время, когда начинает сказать, они понижают собственные голоса в его присутствии, и они (кроме того) не наблюдают на него внимательно из почтения к нему! (Данный человек) сделал вам разумное предложение, так примите же его!» Затем один человек из племени бану кинана попросил: «Разрешите и мне встретиться с ним». Они сообщили: «Ты (можешь) встретиться с ним», а в то время, когда (данный человек) приблизился к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижникам, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: «Это — такой-то, и он происходит из племени (, люди которого) почитают верблюдов16, так пригоните же к нему (верблюдов)17». Тогда к нему пригнали (верблюдов), сам же он был встречен людьми, произносящими тальбийу, и, заметив это, он вскрикнул: «Преславен Аллах! Этим людям не нужно мешать посетить Каабу!» — в то время, когда же он возвратился к своим товарищам, то сообщил: «Я видел верблюдов с многоцветными канатами на шеях и надрезами на поясницах и я пологаю, что не нужно мешать им посетить Каабу». Затем со собственного места встал человек по имени Микраз Ибн Хафс, что сообщил: «Разрешите и мне встретиться с ним». Они сообщили: «Ты (можешь) встретиться с ним», а в то время, когда (данный человек) приблизился к (посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижникам,) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: «Это Микраз, и он — человек порочный». (Затем Микраз) обратился к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и до тех пор пока он говорил с ним, внезапно показался Сухайль бин ‘Амр18, а в то время, когда Сухайль бин ‘Амр подошёл (к ним), пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: «Сейчас ваше дело облегчилось».19 Сухайль бин ‘Амр сообщил: «Давай напишем соглашение между вами и нами». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призвал к себе писца и сообщил (ему): «(Пиши) “С именем Аллаха Милостивого, Милосердного /Би-сми-Лляхи-р-Рахмани-р-Рахим/”». (Услышав это,) Сухайль сообщил: «Что касается “ар-Рахмана”20, то, клянусь Аллахом, я не знаю, что это такое! Пиши “С именем Твоим, о Аллах/Би-сми-кя, Аллахумма/, как постоянно писал ты прежде”». Тогда мусульмане сообщили: «Клянёмся Аллахом, мы напишем лишь “С именем Аллаха Милостивого, Милосердного”!» — (но) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, (приказал): «Пиши “С именем Твоим, о Аллах”», по окончании чего (продиктовал): «Вот на (каких условиях) Мухаммад, посланник Аллаха, дoговорился…» Тут Сухайль сообщил: «Клянёмся Аллахом, если бы мы (совершенно верно) знали, что ты — посланник Аллаха, то не стали бы ни мешать тебе достигнуть Каабы, ни сражаться с тобой! Пиши же “Мухаммад бин ‘Абдуллах”». (На это) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: «Клянусь Аллахом, воистину, я — посланник Аллаха, даже если вы и не верите мне! Пиши “Мухаммад бин ‘Абдуллах”».

Аз-Зухри21 сообщил:

«(Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дал согласие на это), в силу того, что (раньше) он сообщил: “…чего бы они ни настойчиво попросили от меня, я дам им это, в случае, если лишь они не потребуют нарушения запретов Аллаха!”»

Позже пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил ему: «При условии, что вы не начнёте препятствовать нам (в посещении Каабы) и совершении обхода около неё…» Сухайль сообщил: «Клянусь Аллахом, нет,22 (в противном случае) арабы начнут говорить, что нас вынудили (это сделать), но (пускай это будет) в следующем году!» — и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) записал (это). Сухайль сообщил: «И (мы ставим условием, что) ты непременно начнёшь возвращать нам любого из нас, кто придёт к тебе, даже если он и будет исповедовать твою религию». (Услышав это,) мусульмане стали восклицать: «Преславен Аллах! Разве возможно возвращать (для того чтобы человека) многобожникам по окончании того, как он явится (к нам) как мусульманин?!» И до тех пор пока они (вели обращение обо всём этом,) из (ведущей к) Мекке равнины (нежданно) показался закованный в кандалы Абу Джандаль Ибн Сухайль бин ‘Амр23, что (в изнеможении) упал (на землю, в то время, когда добрался до) мусульман. (Встретившись с ним,) Сухайль сообщил: «И первым условием (заключения перемирия), которое я ставлю тебе, о Мухаммад, будет возвращение тобой этого (человека)!» Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: «Мы же ещё не ратифицировали договор». (На это Сухайль) сообщил: «Тогда я по большому счету ни о чём не буду договариваться с тобой!» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, (попросил): «Дай мне (лишь) его», (но Сухайль) вскрикнул: «Я тебе его не дам!» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сообщил: «(И однако) сделай (то, о чём я прошу)», (но Сухайль) сообщил: «Не сделаю!» — (и тогда в их разговор вмешался) Микраз, сообщивший: «Отлично, мы отдаём его тебе». (Тут к мусульманам обратился) сам Абу Джандаль, сообщивший: «О мусульмане, неужто же по окончании того, как я стал мусульманином, меня вернут многобожникам?! Неужто вы не видите, что мне было нужно претерпеть?» — а его подвергали ожесточённым пыткам из-за (веры в) Аллаха.

‘Умар бин аль-Хаттаб сообщил:

Тогда я подошёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и задал вопрос: «Разве ты не подлинный пророк Аллаха?» Он сообщил: «Само собой разумеется (, подлинный)!» Я задал вопрос: «Разве мы не правы и разве отечественные неприятели не заблуждаются?» Он сообщил: «Само собой разумеется (, мы правы)!» Я сообщил: «Так отчего же мы должны унижаться в том, что касается отечественной религии?!» (На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сообщил: «Воистину, я — посланник Аллаха, и я не могу ослушаться Его, а Он окажет помощь мне». Я задал вопрос: «Разве ты не сказал нам, что мы придём к Каабе и совершим обход около неё?» Он сообщил: «Да, но разве я сказал тебе, что мы придём к ней в текущем году?» Я сообщил: «Нет». Он сообщил: «Но ты придёшь к ней и совершишь обход около неё». А (затем) я пришёл к Абу Бакру и задал вопрос (его): «О Абу Бакр, разве это не подлинный пророк Аллаха?» Он сообщил: «Само собой разумеется (, подлинный)!» Я задал вопрос: «Разве мы не правы и разве отечественные неприятели не заблуждаются?» Он сообщил: «Само собой разумеется (, мы правы)!» (Тогда) я сообщил: «Так отчего же мы должны унижаться в том, что касается отечественной религии?!» Он сообщил: «О человек, воистину, он — посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он не имеет возможности ослушаться собственного Господа, Что окажет помощь ему. Держись же за его стремя, потому что, клянусь Аллахом, он прав!» Я сообщил: «Разве он не сказал нам, что мы придём к Каабе и совершим обход около неё?!» Он задал вопрос: «Да, но разве он сказал тебе, что ты придёшь к ней (конкретно) в текущем году?» Я ответил: «Нет», и он сообщил: «(Так знай же, что) ты придёшь к ней и совершишь обход около неё».

‘Умар, да будет доволен им Аллах, сообщил: «И я совершил (довольно много) хороших дел (в качестве искупления за эти неуместные вопросы)».

(Передатчик этого хадиса) сообщил:

Завершив составлять соглашение (о перемирии), посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал своим сподвижникам: «Поднимитесь и заколите (собственный жертвенный скот), а позже обрейте головы». И, клянусь Аллахом, никто из них не двинулся с места, не обращая внимания на то что (пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил это) трижды. (Заметив, что) никто из них не поднялся, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) зашёл к Умм Саламе, поведал ей о том, как повели себя люди по отношению к нему, и Умм Салама сообщила: «О пророк Аллаха, желаешь ли ты (, дабы это твоё веление выполнили)? Выйди наружу и никому не скажи ни слова, пока сам не принесёшь в жертву собственного верблюда и не позовёшь собственного цирюльника, дабы он обрил тебе голову». Тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) вышел наружу и не заговорил ни с кем из них, пока не сделал всё это: он заколол собственного верблюда и позвал собственного цирюльника, что обрил ему голову. Заметив это, (его сподвижники) встали со собственных мест, принесли в жертву собственных животных и стали брить друг другу головы, проявляя такую поспешность, что чуть было не задавили друг друга насмерть. А позже к (пророку, да благословит его Аллах и приветствует,) пришли верующие дамы, и Аллах Всевышний ниспослал (следующий айат): «О те, кто уверовал! В то время, когда к вам приходят переселяющиеся верующие дамы, подвергайте их опробованию, (не смотря на то, что) Аллах лучше знает об их вере, и если вы убедитесь, что они верующие, не возвращайте их неверным24. Не разрешается (верущим дамам быть жёнами неверных), как и (неверным не разрешаетсясостоять в браке с верующими дамами). Отдавайте (неверным) то, что они израсходовали25, и не будет на вас греха, если вы начнёте жениться на них по окончании уплаты им (положенного)26. И не(старайтесь сохранить узы Гименея) с неверными дамами…»27 В тот сутки ‘Умар развёлся с двумя собственными жёнами, каковые оставались многобожницами, и потом на одной из них женился Му‘авийа бин Абу Суфйан, а на другой — Сафван Ибн Умаййа. А в то время, когда по окончании (этого) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, возвратился в Медину, к нему явился принявший ислам человек из племени курайш по имени Абу Басир, на поиски которого (неверные) отправили двух человек. Они сообщили (пророку, да благословит его Аллах и приветствует): «(Делай) обещание, которое ты дал нам», и он дал (Абу Басира) этим двоим. Они увезли его (из Медины), а в то время, когда добрались до Зу-ль-Хуляйфы, спешились, дабы покушать фиников, каковые у них были, и тогда Абу Басир сообщил одному из них: «Клянусь Аллахом, о такой-то, я считаю, что у тебя красивый клинок!» Второй извлёк его из ножен и сообщил: «Клянусь Аллахом, он вправду красив, и я неоднократно пробовал его на деле». (Тогда) Абу Басир попросил: «Разреши мне посмотреть на него», а в то время, когда тот дал ему данный клинок, (Абу Басир) начал наносить ему удары (и наносил их), до тех пор пока тот не погиб, второй же убежал, возвратился в Медину и вбежал в мечеть. Встретившись с ним, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: «Похоже, что данный (человек чем-то) напуган», а в то время, когда он подошёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, то сообщил (ему): «Клянусь Аллахом, мой товарищ убит, и я также!»28 А позже (в том направлении) явился Абу Басир и сообщил: «О пророк Аллаха, клянусь Аллахом, Аллах высвободил тебя от всяких обязательств, потому, что ты вернул им меня, а позже Аллах избавил меня от них!» (На это) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: «Горе его матери! Если бы с ним был ещё кто-нибудь, он привёл бы (нас) к войне!» В то время, когда (Абу Басир) услышал эти слова, он осознал, что (пророк, да благословит его Аллах и приветствует, опять) вернёт его (курайшитам), ринулся бежать и (не останавливался) до тех пор, пока не достиг берега моря. Что же касается Абу Джандаля бин Сухайля, то ему (удалось сбежать от курайшитов), и он присоединился к Абу Басиру, по окончании чего любой из принимавших ислам курайшитов присоединялся к (нему, и через некое время под его началом) был (целый) отряд. И, клянусь Аллахом, стоило им услышать о каком-нибудь караване курайшитов, направлявшемся в Шам, они непременно нападали на него, убивали их29 и забирали их имущество. (В итоге) курайшиты направили пророку, да благословит его Аллах и приветствует, послание, заклиная его родственными связями и Аллахом передать (Абу его товарищам и Басиру их обещание), что тому (из них)30, кто (примет ислам и) придёт к (пророку, да благословит его Аллах и приветствует,) ничего угрожать не будет, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, передал (это послание Абу его товарищам и Басиру). А затем Аллах Всевышний ниспослал (следующие айаты):«И Он — Тот, кто удержал их руки от вас и ваши руки от них в равнине Мекки31 по окончании того, как Он привёл вас к победе над ними. Аллах видит (всё), что вы делаете. Они — те, каковые не уверовали, и не пускали вас в Запретную мечеть, и задерживали жертвенный скот (, не давая ему) достигнуть места (заклания). И если бы не было (в Мекке) женщин и верующих мужчин, которых вы не знали32 и по незнанию имели возможность бы погубить, (за что) они стали бы позорить вас33, то (Аллах разрешил бы вам сразиться с ними, но Онне допустил этого), дабы оказать Собственную милость, кому Он захочет. А если бы пребывали они раздельно,34 Мы непременно подвергли бы тех из них, кто не уверовал, мучительному наказанию! (Тогда как) те, кто не уверовал, (разжигали) в собственных сердцах гнев35(, являвшуюся) гневом джахилийи…»36 Что же касается их надменности, то она (проявилась в том, что) они не приняли, что (Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует,) есть пророком Аллаха, не дали согласие на (то, дабы в соглашении было написано) “С именем Аллаха Милостивого, Милосердного”, и помешали (мусульманам достигнуть) Каабы.

1 В этом хадисе речь заходит о событиях, относящихся к 628 году. В то время Халид бин аль-Валид, да будет доволен им Аллах, был ещё многобожником и много раз сражался с мусульманами, руководя армиями курайшитов в сражении при Ухуде, в битве у рва и других сражениях, но уже в 629 году он принял ислам и потом стал одним из самых выдающихся мусульманских полководцев, взяв почётное прозвище “клинок Аллаха” /сайфу-Ллах/. Халид бин аль-Валид погиб по окончании 640 года.

2 Касва — кличка верблюдицы пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

3 Другими словами Аллах Всевышний. Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, говорят о событиях, произощедшие в год его рождения, что потом стал называться “год слона” (570 год н.э.), в то время, когда наместник Йемена и эфиопский военачальник Абраха двинул собственные войска к Мекке с целью овладения городом и разрушения Каабы. В армии Абрахи был боевой слон, что при виде Мекки остановился и больше не двинулся с места, по окончании чего эфиопы по воле Аллаха были стёрты с лица земли птицами /абабиль/, закидавшими их кусками обожжённой глины. Об этом упоминается в 105-й суре Корана “Слон”.

4 Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду, что он согласится на все приемлемые для него условия в один раз чтобы избежать вооружённого столкновения на территории харама Мекки.

5 Вождь племени хуза‘а.

6 Вероятен перевод: со детьми и своими жёнами. В любом случае это указывает, что они собирались остаться в том месте на долгое время.

7 Имеются в виду другие арабские племена, каковые к тому времени ещё не приняли ислам и с которыми сражались мусульмане.

8 Другими словами от Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

9 Это значит, что ‘Урва хотел выделить близость и свою любовь к ним и дать им хороший совет.

10 См. примечание к хадису № 420.

11 Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, обидел религиозные эмоции ‘Урвы.

12 В комментариях к этому хадису сообщается, что в своё время аль-Мугира бин Шу‘ба вместе с тринадцатью людьми из племени сакиф отправился к правителю Египта, что отлично принял их и щедро одарил всех, не считая аль-Мугиры, что стало причиной его зависть. На обратном пути он убил собственных спутников и забрал всё, что у них было, по окончании чего ‘Урва бин Мас‘уд много раз приезжал к дяде аль-Мугиры, требуя выкуп за кровь, дабы не допустить начала боевых действий между племенами.

13 Суть этих слов состоял или в том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отказался принять предложенные ему аль-Мугирой ценности, добытые посредством вероломного убийства, или в том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, желал покинуть их у него чтобы аль-Мугира выплатил виру за кровь убитых их родственникам в том случае, если бы они приняли ислам.

14 Люди делали это в надежде взять благословение.

15 Имеются в виду, соответственно, император Византии, император Эфиопии и царь Ирана.

16 Речь заходит о верблюдах, предназначенных для жертвоприношений.

17 Это было сделано чтобы продемонстрировать ему, что мусульмане не имеют никаких иных намерений, не считая совершения умры.

18 Сухайль бин ‘Амр — один из курайшитов.

19 Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду, что сейчас возможно будет заключить перемирие с курайшитами.

20 “Ар-Рахман” (Милостивый) — одно из имён Аллаха Всевышнего.

21 Аз-Зухри — один из передатчиков этого хадиса.

22 Другими словами мы не разрешим вам совершить погибну в текущем году.

23 Сын Сухайля бин ‘Амра, что вёл переговоры о перемирии с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Джандаль бин Сухайль бин ‘Амр, да будет доволен им Аллах, принял ислам, за что подвергся преследованиям со стороны курайшитов, каковые не разрешали ему перебраться в Медину и держали его в Мекке в заточении, подвергая пыткам. Потом Абу Джандаль погиб в одном из сражений за веру, а незадолго до этого мученическую смерть принял его брат ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими.

24 Имеются в виду их неверующие мужья.

25 Другими словами возвращайте их неверующим мужьям то, что они израсходовали на брачные подарки /махр/.

26 Имеются в виду всё те же брачные подарки.

27 “Испытуемая”, 10.

28 Другими словами если ты не спасёшь меня от этого человека, то он убьёт и меня.

29 Речь заходит о людях, сопровождавших караван.

30 Имеются в виду курайшиты.

31 В противном случае говоря, в Худайбийе.

32 Либо: о которых вы не знали, что они уверовали.

33 Имеется в виду, что многобожники стали бы позорить мусульман, говоря, что они погубили собственных единоверцев.

34 Другими словами если бы неверные пребывали раздельно от верующих.

35 “Хамийа” — это слово свидетельствует кроме этого “надменность” либо “презрение”.

36 “Победа”, 24 — 26.

Глава 933: О том, какие конкретно условия являются допустимыми, и что направляться исключать из (принятого) ответа.

1135 (2736). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил:

«Воистину, у Аллаха имеется девяносто девять имён — сотня без одного, и тот, кто будет перечислять их,1 войдёт в эдем».

1 Либо: запомнит их.

Тогда как многобожники спят глубоким сном. 23 глава

Книга завещаний

Глава 934: Завещания.

1136 (2738). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил:

«Непозволительно мусульманину, обладающему тем, что возможно завещать, проводить две ночи, не имея составленного завещания».

1137 (2739). Сообщается, что ‘Амр бин аль-Харис, да будет доволен им Аллах, брат жены посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Джувайрийи бинт аль-Харис, сообщил:

«По окончании смерти посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (стало известно, что) он не покинул по окончании себя ни динара, ни дирхема, ни раба, ни невольницы, и ничего иного, не считая белой мулицы, на которой он ездил, той земли и своего оружия (, доходы с которой он приказал раздавать в качестве) милостыни для путников1».

1 Конкретно речь заходит о трёх участках земли в оазисах Фадак и Хайбар, а также в Вади аль-Кура, доходы с которых по завещанию пророка, да благословит его Аллах и приветствует, предназначались для помощи путникам. Так, это имущество было завещано пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в качестве вакфа.

1138 (2740). Сообщается, что Тальха бин Мусарриф сообщил:

«(в один раз) я задал вопрос ‘Абдуллаха бин Абу Ауфа, да будет доволен Аллах ими обоими: “Составил ли пророк, да благословит его Аллах и приветствует, завещание?” Он ответил: “Нет”. Я задал вопрос: “Так отчего же людям было предписано составлять завещания (либо: было велено составлять завещания)?” Он сообщил: “(Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сделал своим завещанием Книгу Аллаха”».1

1 Другими словами завещал людям неуклонно направляться установлениям Корана.

Глава 935: Садака незадолго до смерти.1

1 См. примечание № 680 и хадис к нему.

1139 (2748). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сообщил:

Крошка ЦАХЕС, по прозванию Циннобер. Эрнст Гофман


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: