Роджерс (Rogers, 1959) высказал предположение, что для осуществления конструктивных личностных трансформаций нужно и достаточно наличие шести терапевтических условий.Забранные совместно, эти условия иллюстрируют, что в конечном итоге происходит на протяжении курса терапии, центрированной на человеке.
1. Два человека находятся в психотерапевтическом контакте. В конечном итоге будучи скорее предусловием, чем условием, первое утверждение Роджерса свидетельствует, что должны существовать какие-то взаимоотношения либо психотерапевтический контакт между двумя людьми. Психотерапевт, независимо от собственного опыта, не имеет возможности оказать помощь клиенту, в случае, если данный клиент не знает психотерапевта. Что еще более принципиально важно, Роджерс постулировал: не может быть никакого значительного хорошего трансформации личности вне взаимоотношений.
2. Первый человек, клиент, будет в состоянии несоответствия, он уязвим и тревожен. Как описывалось ранее, Роджерс растолковывал личностные расстройства и психопатологию в терминах большого несоответствия между настоящим переживанием человека и его Я-концепцией довольно этого переживания. Дабы проиллюстрировать это положение, Роджерс (Rogers, 1957) приводил случай студента колледжа, что на неспециализированном, либо организмическом, уровне опасался экзаменов и университетского двора на третьем этаже определенного строения, что делало его значительно неадекватным. Он панически опасался собственной неадекватности, и это не сочеталось с его Я-концепцией. Следовательно, он искажал организмическое переживание в сознании, воображая его в виде необоснованного страха (фобии) подниматься по лестнице в этом (либо любом) строении и для того чтобы же сильного страха идти по открытой территории университета.
С позиций Роджерса, данный студент утратил сообщение с источником собственного осознанного опыта, неспециализированным организмическим переживанием; в самом прямом смысле он был для себя чужим. Такая экзистенциальная обстановка обязательно делала его весьма уязвимым, потому, что в самый неожиданный момент он имел возможность появляться лицом к лицу с действительностью. Более того, он неизбежно испытывал напряжение либо тревогу в той степени, в какой смутно осознавал глубокое несоответствие в себе. Он напоминал несчастного Цыпленка из детской сказки, что все время ожидал, в то время, когда упадёт небо. Учитывая такое тревожное субъективное состояние, легко понять, по какой причине студент обратился в консультативный центр колледжа за помощью.
3. Второй человек, психотерапевт, есть гармоничным либо интегрированным. В то время, когда клиент приходит в консультативный центр, показывает третье условие Роджерса, он обязан встретить человека гармоничного, целостного и искреннего во взаимоотношениях. Другими словами в терапевтических взаимоотношениях психотерапевт должен быть цельным и настоящим (абсолютно самим собой), а клиент обязан светло и четко ощущать, что он обнажает собственную душу искреннему в этих взаимоотношениях человеку.
Роджерс не считал, что психотерапевт должен быть открытым для всех жизненных переживаний. К примеру, вне терапевтических взаимоотношений психотерапевт может время от времени испытывать тревогу, депрессию, враждебность либо какие-то другие эмоции, говорящие о том, что он не есть абсолютно интегрированным во всех качествах судьбы. Но в терапевтических взаимоотношениях, час либо два в неделю, он непременно обязан находится в гармонии с самим собой. Это указывает, что психотерапевт может время от времени испытывать эмоции, каковые в большинстве случаев не считаются совершенными для психотерапии, к примеру: «Не смотря на то, что мне нравится данный клиент, но мне не хочется слушать его сейчас, я бы с громадным наслаждением поиграл в большой теннисе». Очевидно, потому, что терапия сконцентрирована на эмоциях клиента, а не психотерапевта, ему не требуется вербализировать эти эмоции, в то время, когда он поймёт их. Время от времени, но, эмоции психотерапевта становятся такими сильными, что ему нужно выразить их конкретно клиенту либо коллеге, к примеру: «Клиент постоянно говорит о том, что я отношусь к нему как расист, и у меня вследствие этого громадные трудности в принятии его».
4. Психотерапевт испытывает абсолютное хорошее внимание к клиенту. Словосочетание «абсолютное хорошее внимание» по большей части свидетельствует, что психотерапевт относится к клиенту с теплом, хвалит его как человека в ходе становления и не дает оценок его эмоциям либо переживаниям. Меньше, психотерапевт не проявляет «условий сокровища» по отношению к клиенту, а абсолютно принимает его без одобрения либо порицания. Исходя из этого, в то время, когда студент начинает обрисовывать, как он опасается подниматься по лестнице либо идти по кампусу, психотерапевт непременно принимает эти эмоции как часть мира субъективных переживаний студента. Он не высказывает суждений по поводу этих эмоций, к примеру: «Знаешь, сынок, я служил в морской пехоте и могу тебе заявить, что единственный метод стать настоящим другом — это забыть о собственных глупых страхах, выйти из этого и прямо на данный момент встать по лестнице и с высоко поднятой головой пройти по открытой территории университета».
Так, сеансы терапии, центрированной на личности, проходят в спокойной воздухе, создающей у клиента уверенность, что его абсолютно знают и принимают. Таковой терапевтический климат разрешает клиенту соприкоснуться со своим организмическим уровнем переживания, разрешает ему понять это переживание, не ощущая угрозу. Быть может, клиент поразмыслит: «В случае, если психотерапевт, честно любящий меня, может решительно принять эти эмоции как допустимую часть моей личности, по какой причине и я не могу сделать это?» Следовательно, терапевтические условия разрешают клиенту еще более погрузиться в себя, выразить собственные подлинные эмоции, не опасаясь упрека, и, в конечном счете, интегрировать эти эмоции с неизбежно поменянной Я-концепцией. Абсолютное хорошее внимание в той степени, в какой его возможно достигнуть в терапевтических отношениях, разрешает клиенту оценить переживания, каковые не соответствовали его Я-концепции и каковые он раньше не осознавал, в силу того, что они приводили к тревоге.
5. Психотерапевт испытывает эмпатическое познание внутренней совокупности координат клиента и пытается передать это клиенту. Психотерапевт, центрированный на личности, испытывает к клиенту эмпатию. По Роджерсу, эмпатия говорит о том, что психотерапевт ощущает внутренний мир переживаний клиента так, как если бы он был его собственным, но ни при каких обстоятельствах не переходя условие «как если бы» (Rogers, 1959). Другими словами, психотерапевт осознаёт.Он способен вольно переноситься в субъективный мир клиента, принимать так же, как принимает он, ощущать так же, как ощущает он, волноваться так же, как переживает он.
Довольно часто для клиента эмпатия психотерапевта сходна с неожиданным солнечным лучом, прорвавшимся через густую листву в лесу (Rogers, 1959). По мере того как клиент борется со своей запутанной и искаженной символизацией переживания, психотерапевт, потому, что он абсолютно вошел в субъективный мир клиента, может эмпатийно высказываться, что существенно оказывает помощь инсайту. Психотерапевт осознаёт и принимает клиента, и в ходе терапевтических взаимоотношений оба идут к намного более высоким вершинам понимания и взаимного принятия.
6. Как минимум, обязана случиться передача клиенту эмпатийного понимания и абсолютного хорошего внимания психотерапевта. Внимательное отношение к этому условию должно стереть стереотип сейчас уже провалившегося сквозь землю недирективного психотерапевта, что сидел, слушал клиента и лишь время от времени одобряюще похмыкивал. Кроме этого устарел и образ «клиент-центрированного» психотерапевта, что имел возможность лишь повторить и/либо уточнить то, что говорит клиент (к примеру: «Я только что порезался, и если вы не дадите мне стерильный пластырь, я до смерти истеку кровью» — «Вы ощущаете, что истекаете кровью до смерти»). Повторяясь достаточно довольно часто, подобные диалоги, быть может, вызывали у большинства клиентов желание задать вопрос: «Попка желает печенья?»
Прослушивание записей интервью сегодняшнего дня говорит о том, что психотерапевты, центрированные на человеке, также довольно часто говорят «угу» либо «ясно», отражая и уточняя эмоции клиента — они делают это, дабы применять любую возможность передачи собственной позитивного внимания и эмпатии к клиенту. Бессмысленно испытывать подобные эмоции, в случае, если клиент не будет знать о них. Исходя из этого психотерапевт обязан передавать собственный отношение в действии и каждом слове, а клиент обязан принимать это как понимания и отражение принятия психотерапевтом. Как клиент ощущает, что его принимают, так будет выполнено условие шесть, и тогда у клиента покажется возможность достигнуть хорошего трансформации личности.
Роджерс утверждал, что именно клиент, а не психотерапевт, важен за личностный рост на протяжении курса терапии. Психотерапия формирует для трансформации нужные условия, но лишь клиент есть настоящим действующим причиной трансформации собственной личности.
Данный подход к терапии понятен любому, кто разделяет оптимистический взор Роджерса на людскую природу. Полагая, что при наличии верных условий люди будут конечно двигаться к росту, актуализации и здоровью, Роджерс в психотерапии, центрированной на человеке, эти условия. Во всем остальном возможно положиться на организмический оценочный процесс клиента. В этом смысле психотерапевты, придерживающиеся теории Роджерса, скорее «содействуют росту», а не «лечат больных» (как в психоанализе) либо «модифицируют поведение» (как в бихевиоральной терапии). Психотерапия, центрированная на личности, предназначена чтобы устранить несоответствие между самостью и переживанием. В то время, когда человек действует в соответствии с организмическим оценочным процессом, а не с условиями сокровища, ему не нужна защита в форме отрицания либо искажения, и про него возможно заявить, что он есть полноценно функционирующим человеком. Закон судьбы абсолютно функционирующего человека — стать тем, кем он может стать в течение судьбы.
Никто, не считая Фрейда, не оказал для того чтобы влияния на практику психотерапии, как Роджерс. Его подход, центрированный на личности, удачно используется при терапии и консультировании в таких различных областях, как образование, расовые отношения, домашние отношения, менеджмент и политика (Levant, Sehlien, 1984). уникальности человека и Утверждение целостности, которое связано с выговором на важность Я-концепции, кроме этого имело большое влияние на практику психологии и современную теорию. Мы можем заключить, что роджерсовская теория человека не потеряет собственный влияние на персонологию еще в течение многих лет.
Резюме
В феноменологическом направлении центральное место занимает положение, что поведение человека можно понять лишь в терминах его субъективных переживаний. Феноменологический подход кроме этого подразумевает, что люди способны строить собственную судьбу и что они, по собственной сути, являются целеустремленными, заслуживающими доверия и самосовершенствующимися. Карл Роджерс отлично известен тем, что сформулировал теорию личности, в которой подчеркиваются тезисы, которые связаны с феноменологией, наровне с особенным вниманием к самости.
В теории Роджерса все мотивы человека включены в один мотив успехи мастерства — тенденцию актуализации, врожденное рвение человека актуализировать, сохранять и интенсифицировать себя. Эта тенденция побуждает всех людей двигаться в направлении большей сложности, раскрытия и автономии потенциала. Пара более специфично понятие организмического оценочного процесса, что показывает, соответствуют ли настоящие переживания тенденции актуализации. По Роджерсу, люди стремятся к тем переживаниям, каковые воспринимаются как Я-интенсифицирующие, и избегают тех переживаний, каковые воспринимаются как Я-отрицающие.
Характеризуя феноменологическое направление, Роджерс утверждал, что единственной действительностью, с позиций восприятия человека, есть субъективная действительность — персональный мир переживаний человека. Центральное место в этом субъективном мире в собственности Я-концепции, самый важному персонологическому конструкту Роджерса. В его совокупности элементами, определяющими развитие Я-концепции, являются потребность в хорошем внимании, условия сокровища и абсолютное хорошее внимание. Роджерс подчеркивал, что детям для развития хорошей Я-концепции, которая разрешит им стать полноценно функционирующими людьми, нужно абсолютное хорошее внимание. Одновременно с этим условия сокровища заставляют детей жить в соответствии с навязанными сокровищами, а не с собственным организмическим оценочным процессом.
Роджерс утверждал, что люди большей частью ведут себя в соответствии с их Я-концепцией. Угроза появляется, в случае, если человек чувствует несоответствие между Я-концепцией и неспециализированным организмическим переживанием; тогда он пробует обезопасисть целостность «Я» посредством искажения либо отрицания восприятия. Через чур большое несоответствие между Я-действительным переживанием и концепцией ведет к психопатологии и личностным расстройствам. В качестве примера психологического здоровья описываются люди, каковые открыты переживаниям, абсолютно доверяют им и вольно движутся в направлении актуализации себя. Такие люди в совокупности Роджерса именуются «полноценно функционирующими».
Позиция Роджерса по главным положениям относительно природы человека определенна, недвусмысленна и отражает фундаментальное расхождение между бихевиоризмом и феноменологией в американской психологии. Феноменологическая теория Роджерса отражает:
— сильную приверженность положениям свободы, рационализма, холизма, изменяемости, субъективности, проактивности, гетеростаза и непознаваемости;
— умеренную приверженность положению конституционализма.
Феноменологический подход Роджерса к личности, например, в терминах ее психотерапевтических качеств послужил стимулом для большого количества изучений. В данной главе главной способ изучения Я-концепции — ЖД-сортировка — обсуждался наровне с иллюстративными изучениями Я-концепции. Мы кроме этого коротко остановились на том, как Роджерс разглядывал науку в связи с изучением человека.
В последнем разделе главы был обрисован неповторимый и обширно используемый в психотерапии подход — терапия, центрированная на человеке, ее развитие и разработка. Было обращено внимание на необыкновенную важность, которую Роджерс придавал взаимоотношениям психотерапевт—клиент, и обсуждены шесть условий, нужных для хорошего трансформации личности. По Роджерсу, цель терапии — ликвидировать несоответствие между самостью человека и переживанием, тем самым открывая для него возможность жить более богатой, полной судьбой.
Вопросы для дискуссии
1. Как бы вы оценили концепцию тенденции актуализации Роджерса? Более совершенно верно, вычисляете ли вы, что все мотивы человека возможно включить в один мотив успехи совершенства? Обоснуйте собственную позицию, за либо против.
2. Как феноменологическая позиция Роджерса соответствует вашему собственному опыту? То есть: ощущаете ли вы, что живете в мире личных переживаний, центром которого являетесь, и, исходя из него, возможно растолковать ваше поведение лучше, чем основываясь лишь на объективных факторах окружения?
3. Объясните концепцию организмического оценочного процесса и его сообщение с потребностью самоактуализации. Приведите примеры.
4. Обсудите термины «потребность в хорошем внимании», «потребность в хорошем внимании к себе» и «условия сокровища» в их применении к процессу развития Я-концепции.
5. Сравните роджерсовскую концепцию полноценно функционирующего человека с вашим понятием о том, что лежит в базе психологического здоровья. Вы стремитесь стать полноценно функционирующим человеком? По какой причине да либо по какой причине нет?
6. Как выяснилось, Скиннер и Роджерс быстро расходятся фактически по всем ответственным вопросам в персонологии. Какую из двух позиций вы предпочитаете? Вы видите какую-то связь между вашим предпочтением и вашими собственными положениями относительно природы человека?
7. Как измерить Я-концепцию посредством техники Q-сортировки?
8. Что говорят изучения о несоответствии между осознанным «Я» и Я-совершенным и их связи с психотерапевтической адаптацией?
9. Вы верите, что шесть условий терапевтического трансформации личности, обрисованные в связи с терапией, центрированной на личности, применимы к вторым значимым взаимоотношениям человека? Другими словами применимы ли эти шесть условий к хорошему личностному росту, что имеет место в амурных взаимоотношениях, браке, дружбе и воспитании детей? Приведите примеры.
10. Как Роджерс растолковывает личностные расстройства и психопатологию? Объясните, чем феноменологический подход Роджерса к расстройствам поведения отличается от психоаналитического подхода Фрейда.
Глоссарий
Абсолютное хорошее внимание (Unconditional positive regard).Роджерсовский термин для принятия и обозначения уважения другого, независимо от того, ведет либо нет себя человек в соответствии с ожиданиями того, кто демонстрирует принятие. Иначе говоря хорошее внимание не зависит от определенных действий либо мыслей.
Абсолютное хорошее внимание к себе (Unconditional positive self-regard).Термин, применяемый для обозначения человека, что не принимает ни одно переживание как хорошее более либо менее хорошего внимания если сравнивать с любым вторым. По Роджерсу, абсолютное хорошее внимание к себе разрешает человеку развиваться, дабы стать полноценно функционирующим.
Защита (Defence).Попытка человека поменять либо модифицировать угрожающее переживание посредством отрицания либо искажения.
Идеал-сортировка (Ideal-sort).Утверждения, каковые выбирает испытуемый, обрисовывая человека, которым он желал бы быть.
Искажение восприятия (Perceptual distortion).Тип механизма защиты, применяемый, дабы трансформировать угрожающие переживания в форму, соответствующую либо согласующуюся с актуальным Я-образом человека.
Креативность (Creativity).Черта полноценно функционирующего человека, свойство продуцировать неповторимые идеи, результаты, методы решения проблем.
Несоответствие (Incongruence).Состояние дисгармонии, имеющее место, в то время, когда существует несоответствие между переживанием человека и его Я-концепцией.
Обусловленное хорошее внимание (Conditional positive regard).Обстановка, в то время, когда человек приобретает похвалу, одобрение и внимание за то, что ведет себя в соответствии с тем, чего от него ожидали другие. В противном случае говоря, обусловленное хорошее внимание зависит от определенных действий либо мыслей.
Организмический оценочный процесс (Organismic valuing process).Роджерсовский принцип, в соответствии с которому переживания, каковые воспринимаются как сохраняющие либо развивающие человека, оцениваются позитивно, тогда как переживания, каковые воспринимаются как негативные либо противоречащие сохранению либо формированию человека, оцениваются очень плохо либо их избегают.
Организмическое доверие (Organismic trusting).Свойство надеяться на отечественные чувства и внутренние переживания как на базу для принятия серьёзных ответов.
Открытость переживанию (Openness to experience).Свойство человека волноваться то, что происходит в него, без эмоции угрозы; противоположное понятие — защита.
Отрицание (Denial).Защитный механизм, при помощи которого человек защищает себя от неприятных качеств действительности, отрицая их существование.
Полноценно функционирующий человек (Fully functioning person).Термин, применяемый Роджерсом для определения человека, что функционирует в соответствии со своим организмическим оценочным процессом, а не с интернализованными условиями сокровища.
Потребность в хорошем внимании (Need for positive regard).Купленная потребность человека взять приятие, любовь и уважение от значимых людей в его окружении.
Потребность в хорошем внимании к себе (Need for positive self-regard).Купленная потребность, которая начинается из ассоциации Я-переживаний с удовлетворением либо неудовлетворением потребности в хорошем внимании. Удовлетворение при одобрении и неудовлетворение при неодобрении человеком самого себя.
Соответствие (Congruence).Состояние гармонии, которое ощущается, в то время, когда нет несоответствия между переживанием человека и его Я-концепцией.
Тенденция актуализации (Actualizing tendency).В теории Роджерса — главный мотив в жизни людей. Содержится в рвении сохранять и интенсифицировать себя, стать такими хорошим, как разрешает свойственная им природа.
Тенденция самоактуализации (Self-actualizing tendency).Тенденция человека к формированию в направлении возрастающей сложности, самодостаточности, компетентности и зрелости.
Терапия, центрированная на человеке (Person-centred therapy).Форма психотерапии, созданная Роджерсом на базе безусловного внимания и принятия к клиенту. Очень подчеркиваются взаимоотношения между клиентом и психотерапевтом как средство успехи личностных трансформаций.
Техника Q-сортировки (Q-sort technique).Способ самооценки, применяемый чтобы измерить, в какой степени настоящая и совершенная Я-концепция человека соответствуют либо не соответствуют друг другу.
Тревога (Anxiety).Эмоциональная реакция на то, что человек поймёт переживание как несоответствующее либо несообразное с его Я-структурой и ее интернализованными условиями сокровища.
Угроза (Threat).Любое переживание, которое воспринимается как несогласующееся с Я-структурой человека.
Замечательное поле (Phenomenal field).Всеобщность переживания человека (кроме этого определяется как поле восприятия).
Феноменология (Phenomenology).Подход в персонологии, подчеркивающий важность понимания субъективных переживаний человека, его личных концепций и чувств, и его личной точки зрения на мир и себя.
Экзистенциальный образ судьбы (Existential living).Образ судьбы, характеризующийся существованием «тут и по сей день» так, что любой момент судьбы нов и отличается от всего, что было ранее.
Эмпирическая свобода (Experiential freedom).Субъективное чувство, что возможно жить вольно, как желаешь, к примеру, «Я один важен за собственные их последствия и действия».
Я-совершенное (Ideal self).Человек, каким, индивид думает, он сможет либо будет (включая рвения, ценности и нравственные идеалы).
Я-концепция (Self-concept).Общий паттерн либо конфигурация самовосприятия: концепция человека о том, каков он.
Я-сортировка (Self-sort).Утверждения, каковые испытуемый сортирует при описании человека, которым он в данное время есть.
Библиография
Achenbach Т., Zigler E. (1963). Social competence and self-image disparity in psychiatric and nonpsychiatric patients. Journal of Abnormal and Social Psychology, 67, 197-205.
Berger E. (1955). Relationships among acceptance of self, acceptance of others and MMPI scares. Journal of Counseling Psychology, 2, 279-284.
Bergin A. Е. (1979). The evaluation of therapeutic outcomes. In A. Bergin, S. Garfield (Eds.). Handbook of psychotherapy and behavior change (2nd ed.). New York: Wiley.
Bergin A. E., Strupp H. H. (1972). Changing frontiers in the science of psychotherapy. New York: Aldine-Atherton.
Carkhuff R. (1969). Helping and human relations (Vols. 1 and 2). New York: Holt, Rinehart and Winston.
Coopersmith S. (1967). The antecedents of self-esteem. New York: Freeman.
Epstein S. (1973): The self-concept revisited: Or a theory of a theory. American Psychologist, 28, 404-416.
Eysenck H. J. (1952). The effects of psychotherapy: An evaluation. Journal of Consulting Psychology, 16, 319-324.
Eysenck H. J. (1966). The effects of psychotherapy. New York: International Science Press.
Frick W. (1971). Humanistic psychology: Interviews with Maslow, Murphy, and Rogers. Columbus, OH: Merrill.
Fromm E. (1956). The art of loving. New York: Harper and Row.
Hales, S. (1979). Developmental processes of self-esteem. Paper presented at the Society for Research in Child Development, San Francisco.
Higgins E. T. (1987). Self-discrepancy: A theory relating self and affect. Psychological Review, 94, 319-340.
Holdstock T. L., Rogers C. R. (1977). Person-centered therapy. In R. J. Corsini (Ed.). Current personality theories. Itasca, IL: Peacock Publishers.
Kirschenbaum H. (1979). On becoming Carl Rogers. New York: Delacorte Press.
Landman J. Т., Dawes R. M. (1982). Psychotherapy outcomes. American Psychologist, 37, 504-516.
Levant R. F., Schlien J. M. (Eds.) (1984). Client-centered therapy and the person-centered approach: New directions in theory, research, and practice. New York: Praeger.
Mahoney J., Hartnett J. (1973). Self-actualization and self-ideal discrepancy. Journal of Psychology, 85, 37-42.
Markus H. (1983). Self-knowledge: An expanded view. Journal of Personality, 51, 543-565.
Markus H., Nurius P. (1986). Possible selves. American Psychologist, 41, 954-969.
Medinnus G., Curtis F. (1963). The relation between maternal self-acceptance and child acceptance. Journal of Counseling Psychology, 27, 542-544.
Patterson C. (1973). Theories of counseling and psychotherapy (2nd ed.). New York: Harper and Row.
Rogers C. R. (1939). The clinical treatment of the problem child. Boston: Houghton Mifflin.
Rogers C. R. (1942). Counseling and psychotherapy: New concepts in practice. Boston: Houghton Mifflin.
Rogers C. R. (1951). Client-centered therapy: Its current practice, implications, and theory. Boston: Houghton Mifflin.
Rogers C. R. (1954). The Case of Mrs. Oaks: A research analysis. In C. R. Rogers, R. F. Dymond (Eds.). Psychotherapy and personality change: Co-ordinated research studies in the client-centered approach. Chicago: University of Chicago Press.
Rogers C. R. (1955). Persons or science? A philosophical question. American Psychologist, 10, 267-278.
Rogers C. R. (1956). Some issues concerning the control of human behavior (symposium with B. F. Skinner). Science, 124, 1057-1066.
Rogers C. R. (1957). The necessary and sufficient conditions of therapeutic personality change. Journal of Consulting Psychology, 21, 95-103.
Rogers C. R. (1959). A theory of therapy, personality and interpersonal relationships, as developed in the client-centered framework. In S. Koch (Ed.). Psychology: A study of a science (Vol. 3, pp. 184-256). New York: McGraw-Hill.
Rogers C. R. (1961). On becoming a person: A therapist’s view of psychotherapy. Boston: Houghton Mifflin.
Rogers C. R. (1963). The actualizing tendency in relation to «motives»; and to consciousness. In M. Jones (Ed.). Nebraska symposium on motivation (Vol. 2, pp. 1-24). Lincoln: University of Nebraska Press.
Rogers С. R. (1967). Autobiography. In E. Boring, G. Lindzey (Eds.). A history of psychology in autobiography (Vol. 5, pp. 341-384). New York: Appleton-Century-Crofts.
Rogers C. R. (1969). Freedom to learn: A view of what education might become. Columbus, OH: Merrill.
Rogers C. R. (1970). Carl Rogers on encounter groups. New York: Harper and Row.
Rogers C. R. (1972). Becoming partners: Marriage and its alternatives. New York: Delacorte Press.
Rogers C. R. (1973). My philosophy of interpersonal relationships and how it grew. Journal of Humanistic Psychology, 13, 3-15.
Rogers C. светло синий. (1974). In retrospect: Forty-six years. American Psychologist, 29, 115-123.
Rogers C. R. (1977). Carl Rogers on personal power. New York: Delacorte Press.
Rogers C. R. (1980). A way of being. Boston: Houghton Mifflin.
Rogers C. R. (1983). Freedom to learn for the 80s. Columbus, OH: Merrill.
Rogers C. R. (1984). Rogers calls peace results «surprising». АРА Monitor, November.
Rogers C. R. (1986). Client-centered therapy. In I. L. Kutush, A. Wolf (Eds.). Psychotherapist’s casebook. San Francisco: Jossey-Bass.
Rogers C. R., Dymond R. (Eds.) (1954). Psychotherapy and personality change. Chicago: University of Chicago Press.
Rogers C. R., Stevens B. (1967). Person to person: The problem of being human. New York: Simon and Schuster.
Smith M. L., Glass G. V., Miller R. L. (1980). The benefits of psychology. Baltimore: Johns Hopkins University Press.
Stephenson W. (1953). The study of behavior: Q-technique and its methodology. Chicago: University of Chicago Press.
Suinn R. (1961). The relationship between self-acceptance and acceptance of others: A learning-theory analysis. Journal of Abnormal and Social Psychology, 63, 37-42.
Suls J., Greenwald A. G. (Eds.) (1983). Psychological perspectives on the self (Vol. 2). Hillsdale, NJ: Erlbaum.
Turner R. H., Vanderlippe R. H. (1958). Self-ideal congruence as an index of adjustment. Journal of Abnormal and Social Psychology, 57, 202-206.
Watzlawick P. (Ed.) (1984). The invented reality. New York: Norton.
Рекомендуемая литература
Evans R. I. (1975). Carl Rogers: The man and his ideas. New York: Dutton.
Gendlin E. T. (1988). Carl Rogers (1902-1987). American Psychologist, 43, 127-128.
Harrington D. M., Block J. H., Block J. (1987). Testing aspects of Carl Rogers’ theory of creative environments: Child-rearing antecedents of creative potential in young adolescents. Journal of Personality and Social Psychology, 52, 851-856.
Lietaer G. (1984). Unconditional positive regard: A controversial basic attitude in client-centered therapy. In R. F. Levant, J. M. Schlien (Eds.). Client-centered therapy and the person-centered approach: New directions in theory, research and practice. New York: Prager.
Ogilvie D. M. (1987). The undesired self: A neglected variable in personality research. Journal of Personality and Social Psychology, 52, 379-385.
Wexler D., Rice L. (1974). Innovations in client-centered therapy. New York: Wiley.