Цели урока:1)организовать умение различать и применять в речи бессоюзные и союзные предложения;
2) дать представление о видах союзных сложных предложений;
3) совершенствовать пунктуационное умение постановки знаков препинания в сложных предложениях.
I. Закрепление сведений о видах предложений по количеству грамматических баз и отработка умения различать простые и сложные предложения (проверка домашнего задания, тренировочное упражнение).
Задание.Запишите предложения, выделите грамматические базы и укажите вид предложения по количеству грамматических баз. Составьте схемы сложных предложений.
1) Человек от лени болеет, от труда здоровеет. 2) Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.3)По крутой тропинке горной шёл к себе барашек тёмный и на мостике горбатом повстречался с белым братом. (С. Михалков) 4) Безлюдная мельница и без ветра мелет. 5) Близок локоток, а не укусишь.
Примечание. Обратим особенное внимание обучающихся на постановку тире между сказуемым и подлежащим, каковые выражены существительными.
II. Повторение сведений о видах сложных предложений по средствам связи их частей и отработка умения различать союзные и бессоюзные сложные предложения(упр. 418 (устное высказывание), упр. 419, предупредительный диктант).
Предупредительный диктант.
Задание. Назовите вид предложений по средствам связи их частей (союз и интонация (союзное сложное предложение) либо лишь интонация (бессоюзное сложное предложение)). Запишите предложения и составьте их схемы.
1) Недруг поддакивает, а приятель спорит. 2) Берегись бед, пока их нет. 3) Без углов дом не строится, без пословицы обращение не молвится. 4) Глаза опасаются – руки делают. 5) Были бы крошки, а мышки найдутся. 6) Нет для того чтобы дерева, чтобы на него птица не садилась.
Дополнительное задание: растолковать устно суть пословицы, которая показалась занимательной.
III. Закрепление пунктуационного умения постановки запятой перед альянсами в сложном предложении(объяснительный диктант).
Объяснительный диктант.
Задание. Запишите предложения и составьте их схемы. Объясните постановку знаков препинания.
1) Капуста обожает воду да тёплую погоду. 2) Лежебока желает имеется, да не желает с печи слезть. 3) Корень учения горек, да плод его сладок. 4) Правда в огне не горит и в воде не тонет. 5) Легко не вынешь и рыбку из пруда. 6) Дорога узкой лентой вьётся между холмов и исчезает у горизонта. 7) Холод надёжно сковал пруд и озеро, и неугомонные мальчишки высыпали на улицу на коньках и на санках. солнце и Лежебоке не одновременно с всходит. 9) Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. 10) Глупый осудит, а умный рассудит.
IV. Подведение итогов урока и определение домашнего задания.
Обучающиеся ещё раз говорят о различии союзных и бессоюзных сложных предложений и перечисляют альянсы, каковые соединяют части сложных предложений.
Д. з.: на выбор: упр. 420 (произведение) либо упр. 421.
Примерное распределение времени урока: I этап – 7-10 мин., II этап – 15-20 мин., III этап – 10-15 мин., IV этап – 3 мин.
Урок 74.
Тема. Тип речи рассуждение (§34).
Цели урока:1) учить опознавать тексты-рассуждения и разбирать их структуру;
2) вырабатывать умение создавать тексты-рассуждения, уместно употребляя языковые средства выражения последовательности развития мысли, логики предъявления доказательств (доводов).
I. Повторение сведений о рассуждении как типе речи и совершенствование умения опознавать рассуждение и разбирать его структурные изюминки (упр. 531).
Перед тем как приступить к исполнению упр. 531, обучающиеся вспоминают главные показатели рассуждения как типа речи: в текстах-рассуждениях разъясняются обстоятельства каких-либо явлений, исходя из этого к ним возможно задать вопрос «по какой причине?»; рассуждение имеет особенную структуру (тезис – доказательства (доводы) – вывод).
На протяжении анализа текстов упр. 531 обращаем внимание учеников на то, что рассуждение может складываться из одного предложения (первое 3 и текст предложение текста 1). Текст 3, каковые складывается из одного предложения, представляет собой законченное рассуждение, потому, что включает исчерпывающий довод. Первое предложение текста 1 включает довод, требующий подкрепления, исходя из этого создатель приводит ещё один довод, что оформляет как отдельное предложение. Последнее предложение текста является выводом , что вытекает из доводов и есть по существу усиленным тезисом.
В сильном классе предложим ученикам проанализировать расположения аргументов и особенности строения по отношению к тезису в каждом из трёх рассуждений и подведём их к следующим выводам. Доводы смогут быть включены как часть предложения [придаточное предложение либо часть бессоюзного сложного], которая отвечает на вопрос «по какой причине?» (первое текст и 1 предложение текста 3). Довод возможно представлен как риторический вопрос (утверждение в форме вопроса). Доказательством может кроме этого помогать описание (текст 2).
II. Отработка умения строить тексты-рассуждения в устной и письменной форме (упр. 534 (устное высказывание), упр. 533 (произведение-миниатюра)).
Перед тем как обучающиеся приступят к продолжению сказки В. Бианки, они выяснят, что им не обойтись без рассуждения и использования повествования, а для представления о тех животных, с которыми побеседовала Муха, возможно будет применять описание.
В не сильный классе по окончании прослушивания произведений-миниатюр отдельных обучающихся можем поведать, что в сказке В. Бианки Муха обращалась к Слизняку, к Рыбе, к Раку, к Дятлу, к Оленухе, к Лисице, к Корове, и предложим пятиклассникам выстроить рассуждение от имени этих персонажей, начав его тезисом: «Мне, Муха, хвост нужен».
В сильном классе одним из вариантов домашнего задания возможно сжатый пересказ сказки В. Бианки.